Оценка индивидуальных возможностей по музыке и музыкальных интересов школьника
Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет
Аннотация: Музыкальный интерес младшего школьника - это его осознанное положительное отношение к музыке. Одной из актуальных проблем школьного музыкального образования является развитие у учащихся музыкально-познавательного интереса на уроках музыки. Освоение музыки школьниками осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, в основе которой лежит активный процесс восприятия. Познавательный интерес школьников к музыкальному искусству в обучении должен быть неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которые доставляют человеку работа и творчество.
Ключевые слова: младший школьник, интересы школьника музыке, индивидуальные возможности, познавательный активность
Assessment of individual abilities in music and musical
interests of the student
Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovative University
Abstract: The musical interest of a younger student is his conscious positive attitude towards music. One of the urgent problems of school music education is the development of students' musical and cognitive interest in music lessons. The mastering of music by schoolchildren is carried out through various types of musical activities, which are based on an active process of perception. The cognitive interest of schoolchildren in the art of music in education should be inextricably linked with the feeling of pleasure and joy that work and creativity bring to a person.
Keywords: junior schoolchild, schoolchildren's interests in music, individual abilities, cognitive activity
Музыкальный интерес проявляется в познавательной активности, эмоционально - волевой характеристике отношений, практическом освоении музыки как искусства. Интерес к музыке формируется в процессе активной музыкальной деятельности.
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 327 LME^^Sl
Интерес - прекрасный стимул вообще и приобщения школьников к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Это те занятия, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то прочувствовать, пережить, освоить.
Музыкальные интересы могут относиться к самым разным из указанных видов и классов. Они столь же многообразны, как и социальные функции музыки, и притом всегда более или менее конкретны. Предметом музыкального интереса не бывает музыка «вообще». Это либо какой-то вид музыкального творчества или исполнительства, либо какой-то круг музыкальных произведений. Поскольку музыкальный интерес есть факт сознания личности и заключает в себе субъективный момент, он зависит от индивидуального опыта субъекта. Не может появиться у человека интерес к тому, с чем он никогда не сталкивался, о чем он никогда не слышал.
Музыкальный интерес, как и всякий другой, реализуется в процессе определенной деятельности. Для музыкального интереса это восприятие музыки, ее исполнение и сочинение.
Интеллектуальный компонент музыкально-познавательного интереса достаточно ярко проявляется в процессе восприятия музыки - самом распространенном виде музыкальной деятельности школьников. Более того, лишь наличие рационального начала обеспечивает полное и глубокое восприятие музыки, создает условия «представленности» сочинения сознанию субъекта - условия, при которых только и может возникнуть музыкально-познавательный интерес.
Анализ интеллектуального компонента музыкально-познавательного интереса важен также с точки зрения формирования идейно-эстетических позиций школьника, поскольку музыка, глубоко воспринятая и осмысленная, влияет на его отношение к миру, на все его сознание.
При всей значимости интеллектуального компонента музыкально-познавательного интереса необходимо подчеркнуть, что сам он регулируется степенью эмоциональной вовлеченности субъекта, которая является показателем того, насколько смысловая направленность музыки соответствует общей жизненной программе школьника.
Ни одна форма поведения, не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все решительно формы нашего поведения, на все моменты воспитательного процесса». Поэтому эмоциональный компонент важен для всех эстетических интересов, но особое значение он приобретает в музыкально-познавательном
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 328 LME^^Sl
интересе. Вне про чувствования и переживания, то есть вне эмоционально познать и понять содержание музыки невозможно.
Формирование у младших школьников музыкального интереса предполагает воспитание собственных ценностных отношений в форме предпочтения музыкальных произведений.
Интерес стимулирует деятельность, в которой развиваются способности. С другой стороны, далее способности обусловливают успешность деятельности, поддерживая интерес к ней. Эта взаимосвязь не исключает противоречий. Они возможны при неярко выраженных способностях. Большой же талант обычно ярко высвечивает интересы личности.
Методам пробуждения и развития интереса школьников к музыке в области общего музыкального образовательного школьников является важным аспектом в педагогике. Интерес к музыке развивается на основе эмоциональной отзывчивости. Он показывает степень личностного смысла музыкального произведения для ребенка и возникает только тогда, когда в музыкальном звучании младшему школьнику открывается его субъектное значение. Формирование музыкального интереса оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка.
Формирование музыкального интереса у ребенка обеспечивает его развитие и саморазвитие исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Музыкальный интерес представляет собой основу творческого отношения учащихся младших классов к музыкальной деятельности и обеспечивает дальнейшее формирование музыкальной культуры личности. Музыкальный интерес является основой дидактической модели обучения учащихся игре на фортепиано и требует от педагога учитывать особенности и закономерности его возрастной динамики.
Педагогическая наука придерживается мнения о формируемости данного качества путем развития познавательного интереса. Приобретая большое значение в учебной деятельности ребенка, он закладывает фундамент для его дальнейшего развития и участия в различных видах деятельности. Для более эффективного формирования данного качества необходимо создание определенных педагогических условий, специальных учреждений и педагогически подготовленных кадров.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.
2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.
3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.
4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.
5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.
6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.
7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.
8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.
9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.
10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.
11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.
12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.
13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.
14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.
15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.
16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.
17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.
18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.
21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.
23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.
25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.
28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.
29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.
30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.