Научная статья на тему 'Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития'

Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
психологические особенности школьников / преемственность развития / учитель музыки / музыкальная эмоция / предметная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Психологической основой обучения слушанию музыки является развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта. Источником жизненных эмоций является человек, а источником музыкальных эмоций музыкальное произведение и его восприятие субъектом предметной деятельности. При изучении эмоций в музыке жизненные эмоции (радость, печаль, страх, гнев) в некотором роде внемузыкальны и неспецифичны. Музыкальные эмоции в музыке следует рассматривать как специфические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития»

Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического -

музыкального развития

Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Психологической основой обучения слушанию музыки является развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта. Источником жизненных эмоций является человек, а источником музыкальных эмоций -музыкальное произведение и его восприятие субъектом предметной деятельности. При изучении эмоций в музыке жизненные эмоции (радость, печаль, страх, гнев) в некотором роде внемузыкальны и неспецифичны. Музыкальные эмоции в музыке следует рассматривать как специфические.

Ключевые слова: психологические особенности школьников, преемственность развития, учитель музыки, музыкальная эмоция, предметная деятельность

Measurement of emotion when learning music, the function of the component process approach of psychological - musical

development

Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovative University

Abstract: The psychological basis for learning to listen to music is the development of observation, reliance on the life experience of children, the development of auditory imagination, the accumulation of musical experience. The source of life emotions is a person, and the source of musical emotions is a piece of music and its perception by the subject of objective activity. When studying emotions in music, life emotions (joy, sadness, fear, anger) are in some way extramusical and non-specific. Musical emotions in music should be considered as specific.

Keywords: psychological characteristics of schoolchildren, continuity of development, music teacher, musical emotion, objective activity

Возрастные психологические особенности школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых. Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем - предметником психологических данных об учениках. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии "не срабатывают", более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на занятиях музыкой. Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках.

Формирования активного восприятия и оценивания музыки - уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, поскольку она оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие личности. Музыкальное искусство, содержащее в себе огромный мир идей, мыслей, образов и чувств, становится достоянием только при условии специальной организации его познания.

Всемирно развивая на уроках различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Это понятие ни в коем случае нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научаться по-настоящему, слышать её и размышлять о ней.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слушания музыка как искусство не существует. Бессмысленно говорить о каком - либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Психологической основой обучения слушанию музыки является развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта.

Музыкальный опыт формируется не только путем обогащения сознания музыкально-слуховыми впечатлениями и представлениями, но и усвоением музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний, развитием ассоциативно-художественных и ассоциативно-жизненных представлений, вызванных восприятием музыки. Слушательский опыт формируется в опоре на знания музыковедческого и культурологического плана. При этом музыка рассматривается учеными как средство общения, как язык. Особенно важным представляется поиск методов и приемов, активизирующих восприятие музыкальных произведений у младших школьников, поскольку именно в начальной школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное восприятие музыки, способствуют накоплению им музыкально-творческой деятельности. Модель выпускника начальной школы представляет собой итог развития следующих качеств личности средствами музыкального искусства: активное восприятие музыки как основы музыкального восприятия, воображение и фантазия, музыкальная память и ассоциация, и осознание музыки; музыкально-слуховая наблюдательность и продолжительность внимания в процессе слушания, способность к музыкальному обобщению и целый спектр видения мира. Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма, через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим. Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание школьников - это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства. В ребенке через слушание-восприятие музыки легче пробудить такие ощущения как восприятие, мышление, эстетические суждения, патриотические чувства. Важнейший компонент слушания-восприятия музыки - эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Музыкальность, артистизм, музыкально-педагогическая интуиция, профессиональное мышление, личностная профессиональная позиция как приоритетные профессиональные качества личности учителя музыки.

Профессия учителя музыки требует от избравшего её постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей, стремления повысить уровень профессиональных качеств. К приоритетным профессиональным качествам личности учителя музыки можно отнести музыкальность, любовь к детям, эмпатия, артистизм, художественно-педагогическая интуиция, профессиональное мышление и самосознание, личностная профессиональная позиция. Рассмотрим данные качества более подробно.

Реальное участие учителя музыки в музыкальном образовании детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями, т.е. музыкальностью. Музыкальность в широком понимании определяется как основа профессиональных качеств учителя музыки. В более узком понимании музыкальность выступает как система оперирования музыкальными интонациями. Опыт подготовки учителей музыки показал, что умение учителя проникать в замысел произведения, проследить смену его интонаций даёт ему возможность в дальнейшей педагогической работе формировать творческий мир ребёнка, способного мыслить художественными образами. Любовь к детям как качество личности педагога - музыканта определяет характер и направленность всей его деятельности: стремление взращивать и развивать в ребёнке лучшие нравственно-эстетические качества с помощью музыкального искусства, а именно- любовь к прекрасному, умение воспринимать и понимать красоту окружающих предметов и явлений, желание не только воспринимать, но и создавать прекрасное, умение получать радость от общения с прекрасным миром искусства.

Важнейшим профессиональным качеством личности учителя музыки является Эмпатия как способность к эмоциональному постижению, вживанию в художественный образ, способность «проживания» духовной жизни произведения, «присвоение» его личностного смысла. Более широкое понимание эмпатии- душевность, сердечность, способность к сопереживанию, к установлению духовного контакта с людьми. Музыкально-педагогическая эмпатия это - способность учителя актуализировать собственную эмпатию, направив её с помощью музыки и специальных художественно-педагогических средств на пробуждение и развитие эмпатии у учащихся. Эмпатия выступает как важное профессионально-личностное качество учителя музыки, обеспечивающее продуктивность и успешность его профессиональной деятельности, прежде всего музыкально-исполнительской, художественно-коммуникативной и художественно- организаторской.

К профессиональным качествам личности учителя музыки следует отнести и артистизм, наиболее ярко проявляющийся в художественно-коммуникативной

и музыкально-исполнительской деятельности педагога музыканта. Умение выразительно, ярко исполнять произведения, образно пояснять их, использовать игровые методические приёмы, творческие задания во многом обеспечивают успех его педагогической деятельности.

Музыкальное мышление носит творческий характер, т.к. требует от учителя умения проектировать, осуществлять и анализировать музыкально-образовательный процесс в неожиданных ситуациях с учётом художественно-педагогических задач, принципов музыкального образования, привнося при этом собственные идеи, личное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач. Важнейшим и необходимым качеством профессионального мышления в деятельности учителя музыки является импровизация. Педагогическая импровизация и педагогический экспромт лежит в основе педагогического творчества. Разговор о музыке, показ на уроке музыкальных произведений, здесь же чтение с листа, транспонирование или подбирание экспромтом музыки по просьбе детей- все эти виды деятельности нельзя заранее точно спланировать и уложить в какую-либо определённую схему. Естественно, что план каждого урока является обязательным, но общение с искусством не терпит штампов, и много зависит от эмоционального состояния всего класса в данный момент. Всё это говорит о том, что учителю музыки необходимо владеть искусством педагогической импровизации, сущность, которой заключается в свободном использовании сочетаний видов музыкально-исполнительской деятельности и словесного экспромта.

Б.Г.Ананьев создал целостную концепцию индивидуальности, заложил фундамент современной системы человекознания, получившей широкую известность в мировой науке. Индивидуальность, подчеркивал Б. Г. Ананьев, можно понять лишь на основе всестороннего анализа свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Для их изучения предлагается различать «жизненные» и «музыкальные» эмоции. Источником жизненных эмоций является человек, а источником музыкальных эмоций - музыкальное произведение и его восприятие субъектом предметной деятельности. При изучении эмоций в музыке жизненные эмоции (радость, печаль, страх, гнев) в некотором роде внемузыкальны и неспецифичны. Музыкальные эмоции в музыке следует рассматривать как специфические. Конечно, жизнь и музыкальные эмоции переплетаются в сознании агента восприятия. Однако вопрос их различия и интеграции изучен недостаточно и требует новых и дополнительных исследований. Цель исследования заключалась в выявлении некоторых особенностей дифференциации и интеграции эмоций в музыке и музыкальном исполнительстве. В статье используются теоретические и эмпирические положения системно-интегративного подхода к изучению

человека, что приводит к представлениям о гетерогенной природе эмоций в музыке. Эмоции имеют несколько статусов и способов существования в быту и музыке как художественном явлении, но образуют единую систему, в которой обеспечивается интеграция жизненных и музыкальных эмоций. Теоретически очерчено поле эмоций в музыке и музыкальном исполнительстве. Показано, что он распадается на разнонаправленные компоненты из области психологии и музыкознания, связи между которыми слабо артикулированы. Но системно-интегративный подход приводит к пониманию эмоций как двухкомпонентных. Во-первых, они артистичны. Во-вторых, в них представлены жизненные эмоции. Их знаки могут не совпадать. Ставится вопрос интеграции анализа эмоций в рамки «музыковедческой» психологии и «психологической» психологии. Есть три вида музыкальных эмоций. Это музыковедческая, психологическая и междисциплинарная концепции, последняя является интегратором. Материалы издания имеют большое практическое значение для подготовки специалистов в области музыковедения и искусствоведения. В учебном процессе полезно использовать интегративный потенциал жизни и музыкальных эмоций в исследовании композиторской мысли и ее художественной интерпретации, а также программировании эмоциональных листов, развитии у учащихся навыков эмоционального анализа музыкальных произведений. психологических и междисциплинарных концепций, последняя является интегратором. Материалы издания имеют большое практическое значение для подготовки специалистов в области музыковедения и искусствоведения. В учебном процессе полезно использовать интегративный потенциал жизни и музыкальных эмоций в исследовании композиторской мысли и ее художественной интерпретации, а также программировании эмоциональных листов, развитии у учащихся навыков эмоционального анализа музыкальных произведений.

Психологических и междисциплинарных концепций, последняя является интегратором. Материалы издания имеют большое практическое значение для подготовки специалистов в области музыковедения и искусствоведения. В учебном процессе полезно использовать интегративный потенциал жизни и музыкальных эмоций в исследовании композиторской мысли и ее художественной интерпретации, а также программировании эмоциональных листов, развитии у учащихся навыков эмоционального анализа музыкальных произведений.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.

8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.

9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.

10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.

11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.

12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.

13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.

14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.

15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.

16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.

17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.

18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.

21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.

23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.

25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.

29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.

30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.