Выстраивание музыкального образования учащихся в условиях работы музыкального ансамбля и игра на инструменте дутаре в школе
Жасмина Рустам кизи Гаффорова Научный руководитель: Саидий Саид Болтазода Наваинский государственный педагогический институт
Аннотация: Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.
Ключевые слова: содержание музыки, мысль композитора, музыкальный образ, Идейно-эмоциональное содержание музыки, музыкальный ансамбль
Building music education for students in the conditions of the work of the musical ensemble and playing the dutar
instrument at school
Jasmina Rustam kizi Gafforova Scientific adviser: Saidiy Said Boltazoda Navai State Pedagogical Institute
Abstract: The specific language of music is sounds organized into a system of modal and metro rhythmic ratios. The ideological and emotional content of music is realized in the melody. This is the main leading component of a musical work; the life authenticity of the musical image depends on the expressiveness, naturalness and richness of the melody. Certain emotions are evoked by certain sound ratios of varying degrees of height and duration, depending on the timbre, tempo, and rhythm. Like intonation, rhythm, tempo can express rapid movement, peace or excitement. Specific
for music is the expression in musical images of the feelings and thoughts of the composer, inspired by the world around him.
Keywords: content of music, thought of the composer, musical image, ideological and emotional content of music, musical ensemble
Ансамблевое исполнительство, будущий педагог-музыкант, музыкальное произведение, ансамбль дутаристов, будущий учитель музыки, ансамблевая игра на инстременте дутар, класс, процесс обучения, произведение, развивающее обучение. Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной. Коллективное исполнительство на русских музыкальных инструментах предполагает занятия с учащимися в различных по составу и количеству ансамблях.
Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащегося, поэтому в учебный план школ искусств в дополнение к дисциплине "Специальный музыкальный инструмент. Баян, аккордеон" был введён предмет "Ансамбль аккордеонистов, баянистов", "ансамбль дутаристов, домристов и оркестр узбекских народных инструментов". Как показала практика, занятия в различных ансамблях нравятся всем учащимся без исключения.
Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы; воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; активизирует фантазию и творческое начало, заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.
Особенностью ансамблевого музицирования дутара является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижения исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
К основным ансамблевым навыкам дутаристов можно отнести "чувство партнёра", умение слушать солиста или группу солистов, и помогать им в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.
Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения - именно эти требования являются важнейшими для
совместной игры. Игра в ансамбле требует от учащихся так же умения передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе или школе искусств. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале - это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки "солирования", когда нужно ярче выявить свою партию и "аккомпанирования" -умение отойти на второй план ради единого целого. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике. На наш взгляд наиболее подходят такие произведения, как русские народные песни "Солнышко", "Заинька", "Выйди, радуга-дуга", "Как у наших у ворот".
Приступая к работе над ансамблем дутаристов, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором.
В начале, с каждым участником ансамбля нужно пройти его партию. При работе над ансамблевым исполнением, педагогу необходимо обратить внимание на то, чтобы ясно прослушивалась основная мелодическая линия, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас служил хорошей метроритмической основой. Очень важно определить правильный темп ансамблевого произведения, тщательно отработать все указанные в тексте замедления и ускорения темпа. Как правило, всеми отклонениями темпа "руководит" ученик или группа учеников, исполняющих первую партию.
Все известные сборники пьес для ансамблей адресованы учащимся уже обладающими всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Но практика показала, что учить играть вдвоём нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на том или ином инструменте. Поэтому на уроках мы исполняем произведения, предназначенные дуэту учитель-ученик, а на занятиях музицирования - произведения для учеников.
Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительскими навыками, проводятся занятия в игровой форме, где оба ребёнка или группа детей вместе, должны выполнять задания, затем ритмические упражнения, например, проговаривая слова песенки, прохлопать ритм; проговаривая слова,
прошагать; шагать и хлопать ритм. Такие задания можно варьировать: кто-то шагает, кто-то прохлопывает слова песенки и т.п.
Научившимся извлекать звуки, предлагаются задания-игры в унисон, вопрос-ответ и т.д., что может придумать педагог для интересного и увлекательного хода урока. Так как для таких маленьких учащихся нет необходимого репертуара, поможет умение педагога переложить любое произведение на ансамбль. Материал можно брать из сборников по сольфеджио, пособия для подготовительных отделений ДМШ "Мои первые нотки" Марианны Крыловой. Ведь именно на начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, вовремя и правильно развивать музыкальные задатки ребёнка
Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своими товарищами, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
Одним из активных средств, приобщения детей к музыкальной деятельности, являются народные инструменты. Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. Игра на народных инструментах выступает как эффективное средство личностного раскрытия ребёнка, проявления и самовыражения его в творчестве. В то же время, народные инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа, помогают в решении задач воспитания, бережного отношения к культуре своего народа.
Педагоги активно используют игру детей в оркестрах народных инструментов очень различных по своим звуковым характеристикам. Искристо-звонкие коробочки, трескучие рубели, эффективные трещетки, красочно расписные весёлые ложки и другие ударные инструменты оркестра являются ярким художественно-выразительным средством на начальном этапе музыкального воспитания детей, а так же подготавливают их к освоению более сложных народных (духовых, струнных) и других музыкальных инструментов.
Все инструменты изготавливаются с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также красочно декорированы (роспись, резьба, выжигание), что является не только стимулом к освоению этих инструментов, но и приносит детям радость от общения с красотой, воплощающей искусство русского народа.
С самых первых занятий ребёнок включается в активную музыкальную деятельность, получает мощный творческий импульс, направленный на его
эмоционально-эстетическое и музыкальное развитие. Доступность народных инструментов, быстрота их освоения и универсальность в применении, эффективное воздействие на развитие детей в процессе музыкального воспитания, лёгкость организации ансамблевого исполнительства на этих инструментах приносит детям состояние радости, создают предпосылки для дальнейшего занятия музыкой. В процессе исполнительства на народных инструментах создаётся благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создаётся механизм обратной связи между детьми и педагогом, образовывается развивающая среда для проявления творческой активности детей.
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болтазода, Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879
2. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов, дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858
3. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845
4. Саидий, Саид Болтазода, Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов Science and Education 3 (3), 924-929
5. Саидий, Саид Болтазода, Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 7002-7010
6. Саидий, Саид Болтазода, Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220
7. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200
8. Саидий, Саид Болтазода, Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (volume 3, issue 3), 1193
9. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 930
10. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 897
11. Саидий, Саид Болтазода, Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 831
12. Саидий, Саид Болтазода, The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 95-546X 1 (1), 37-43
13. Саидий, Саид Болтазода, Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210
14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.
17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.