Неординарное решения задач к обучению в музыкально-теоретических и практических занятиях по сольфеджио
Феруза Муминовна Нурматова Термезский государственный университет
Аннотация: Сольфеджио - многозначный музыкальный термин, означающий: учебную дисциплину, предназначенную для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, включающую сольфеджирование, музыкальный диктант, анализ на слух. Возникающие во время занятий связи таятся в глубине нашего мозга. Но при правильном уходе готовые плоды будут затем питать человека всю жизнь. Даже если эти знания не понадобятся в профессии, при необходимости их будет возможно восстановить. Сольфеджио -это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально.
Ключевые слова: сольфеджио, учитель музыки, музыкальная школа, пение по нотам, пение с называнием нот, читка с листа
Extraordinary problem solving for learning in musical-theoretical and practical classes in solfeggio
Feruza Muminovna Nurmatova Termez State University
Abstract: Solfeggio is a multi-valued musical term, meaning: an academic discipline designed to develop musical ear and musical memory, including solfegging, musical dictation, and analysis by ear. The connections that we make during exercise are hidden in the depths of our brains. But with proper care, the finished fruits will then nourish a person for life. Even if this knowledge is not needed in the profession, it will be possible to restore it if necessary. Solfeggio is singing from notes, singing with naming notes. By the way, the word solfeggio itself is formed by adding the names of the notes sol and fa, which is why this word sounds so musical.
Keywords: solfeggio, music teacher, music school, singing from notes, singing with naming notes, reading from a sheet
В широком смысле, сольфеджио - это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и
фа, потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио - это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах, университетах с музыкальным уклоном факультетах и консерваториях.
Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений - этим как раз и занимаются на сольфеджио.
К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.
Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть - это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе - на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть - это пение специальных упражнений и номеров - отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.
Теоретическая часть это - основы музыкальной грамоты.
Дело в том, что музыкальный язык, как и любой другой, несет в себе разнообразные конструкции. Так, в русском языке мы изучаем звуки и буквы, слоги, слова, словосочетания, предложения, знаки препинания, роль слов в предложении. В музыкальном языке по аналогии мы проходим отдельные звуки, сочетания из двух звуков (интервалы), из трех (аккорды), из четырех (септаккорды), паузы (знаки молчания), формы музыкальных произведений, отношения между звуками и аккордами.
К чисто музыкальным знаниям относятся лады мажор и минор (их зрительное воплощение - гаммы) и более сложные элементы. Многое в музыкальном языке измеряется числами.
Еще в Древней Греции Пифагор с помощью подсчетов находил красивые звуковые сочетания и вычислил природный музыкальный звукоряд (звуковую радугу). Связь с математикой музыка сохраняет и до наших дней.
С помощью чисел мы измеряем расстояния между звуками (интервалы), ступени (порядковые номера звука в гаммах), ритмические единицы, временные размеры музыкальных произведений и многое другое.
С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты - без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты - это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.
Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так - месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику.
При этом параллельно начинается, собственно, сольфеджирование -практическая часть - пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. Не стану сейчас писать тут о том, для чего всё это нужно - читайте отдельную статью «Зачем изучать сольфеджио». Просто скажу, что по прохождения курса сольфеджио человек сможет читать ноты как книги - ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку. Подчеркну, что для такого результата знания одной нотной грамоты недостаточно, нужны именно упражнения, которые развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя.
Сольфеджио - это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина. Теперь несколько слов о том, что ребенку нужно приносить с собой на урок сольфеджио. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные).
В первую очередь мы активно развиваем слух - учим его распознавать те самые элементы музыкального языка, из которых сложена музыка.
Педагог на каждом уроке загадывает детям за фортепиано музыкальные загадки на пройденный материал - играет отдельные звуки и ходы из гаммы, сочетания из двух, трех звуков (интервалов и аккордов), строит из них цепочки. Следующий этап - воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.
Не забываем и графический навык - умение записать на нотном стане эти элементы. И здесь есть главная цель - научиться видеть в нотах все пройденные элементы. Как в книге мы учимся видеть слова, так и в нотном тексте мы учимся видеть группы нот, объединенные по разным принципам.
Отдельная тема для проработки - ритм. Как скелет держит нашу плоть, так звуки поддерживаются ритмической основой.
Освоение длительности нот и ритмических групп от простых до причудливых - одна из основных задач уроков сольфеджио.
Ритмы учатся и с помощью счета, и с помощью специальных слогов (та, ти, ту), и просто через простукивание и прохлопывание.
Также мы учимся дирижировать - «нанизывать» любую мелодию на равномерную временную шкалу, изображаемую четкими жестами.
Одна из форм развития всех навыков - сольфеджирование - пение мелодий нотами с дирижированием. Как правило, это народная музыка самых разных стран и классические шедевры.
Здесь мы учимся владению голосом, чтоб чисто интонировать; грамотному дыханию, четкой дикции, координации слуха, голоса и движения.
В старших классах добавляется музицирование - исполнение песен и романсов с собственным сопровождением. Конечно, для тех, кто уже немного владеет инструментом.
Высшей формой закрепления всех навыков считается музыкальный диктант - запись незнакомой мелодии, сыгранной педагогом несколько раз на фортепиано.
Диктанты часто учатся наизусть, дети записывают их в разных тональностях, чтоб закрепить в памяти.
Также сейчас в школах распространена облегченная форма записи диктанта в прописях, наполовину уже заполненных.
Многих волнует, учат ли на сольфеджио подбирать мелодии и аккорды к ним. Подбор по слуху это - или врожденная способность, или результат серьезных занятий по сольфеджио, когда слух уже узнает те самые элементы музыкального языка, помногу раз слышанные, пропетые и записанные.
К сожалению, почти всегда есть разрыв между знаниями по сольфеджио и их применением на практике. Во-первых, сам репертуар для игры подбирается исходя из технического уровня ученика и художественных задач, а не из программы по сольфеджио.
Во-вторых, школьным сольфеджио сложно овладеть без фортепиано, потому что только на этом инструменте каждый звук можно увидеть в виде конкретной клавиши.
То, что отрабатывается на сольфеджио за фортепиано, трудно или невозможно воспроизвести на трубе, балалайке, окарине и некоторых других инструментах. Это создает дополнительные сложности детям.
Поэтому фортепиано или даже самый простой синтезатор необходимы и будут выручать вас при выполнении домашней работы.
Постепенно, в старших классах разрыв между специальностью и сольфеджио уменьшается, когда начинают появляться внутренние межпредметные связи.
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болтазода, Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879
2. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов, дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858
3. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845
4. Саидий, Саид Болтазода, Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов Science and Education 3 (3), 924-929
5. Саидий, Саид Болтазода, Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 7002-7010
6. Саидий, Саид Болтазода, Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220
7. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200
8. Саидий, Саид Болтазода, Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (volume 3, issue 3), 1193
9. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 930
10. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 897
11. Саидий, Саид Болтазода, Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 831
12. Саидий, Саид Болтазода, The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 95-546X 1 (1), 37-43
13. Саидий, Саид Болтазода, Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210
14. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ Science and Education 3 (4), 1618-1624
15. Саидий, Саид Болтазода, Основы управления музыкального диктанта по сольфеджио. Science and Education 3 (3), 825-830
16.К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
17. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
18. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях.. Scentific progress 2.
19. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and Education 3 (8), 145-150.
20. KB Kholikov. Harmony to voice exercise their role in the regulation of muscular activity in vocal music. Scopus, musical education., 705-709.
21. KB Kholikov. The content of a music lesson in a comprehensive school. Web of Sciense Magazine, 1052-1059.
22. KB Kholikov. Polyphonic forms of music based on traditional organizational principles. Web of Sciense Magazine, 375-379.
23. KB Kholikov. signs. The main elements of music, their formative action. Melody. Theme. Web of Sciense 2, 720-728.
24. KB Kholikov. The role of theory and application of information systems in the field of theory, harmony and polyphony of music. musical education - Web of Sciense, 1044-1051.
25. К.Б. Холиков. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Scientific progress, 2.
26. К.Б. Холиков. Форма музыки, приводящие к структурной, драматургической и семантической многовариантности произведения. Журнал Scientific progress 2 (№ 4), 955-960.
27. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
28. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.
29. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
30. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 1326-1331