Механизмы формирования культуры почитания человеческих ценностей у старшеклассников на основе
фольклора в хоре
Гулрух Завкиддин кизи Хайруллаева Научный руководитель: Саидий Саид Болтазода Наваинский государственный педагогический институт
Аннотация: Дирижер - (от фр. dinger - управлять, направлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т.д.) музыки. Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. необходимо, чтобы в «точке» первой доли кисть руки была на одном уровне с локтем; вторая доля имеет направление в сторону от дирижера и выполняется мягкой рукой по аркообразной линии, стремясь к «точке» второй доли, располагающейся на горизонтальной плоскости по уровню первой доли.
Ключевые слова: хейрономия, руководящей группой, дирижирование, схема дирижирования, хоровое исполнение, контуры мелодии, ритм, метр
Mechanisms for the formation of a culture of respect for human values among high school students based on folklore in
the choir
Gulruh Zavqiddin qizi Khairullaeva Scientific adviser: Saidiy Said Boltazoda Navai State Pedagogical Institute
Abstract: Conductor - (from French diriger - to manage, direct, lead) - the head of learning and performing ensemble (orchestral, choral, opera, etc.) music. As an independent type of musical performance, conducting developed in the first half of the 19th century, but even on Egyptian and Assyrian bas-reliefs there are images of a man with a staff in his hand, leading a group of musicians. it is necessary that at the "point" of the first share the hand be at the same level with the elbow; the second beat has a direction away from the conductor and is performed with a soft hand along an arcuate
line, tending to the "point" of the second beat, located on a horizontal plane at the level of the first beat.
Keywords: cheironomy, leading group, conducting, conducting scheme, choral performance, melody contours, rhythm, meter
Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. - рука и закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии - её движение вверх или вниз и т.
д.
С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты -палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году. Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, - такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж.Б.Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.
Хормейстер - руководитель хора, хоровой дирижёр. Немецкое слово Meister переводится как мастер, специалист, знаток, начальник. Проявляется слово «мастер» в таких терминах, как капельмейстер, концертмейстер. Хормейстер -«хоровой мастер».
Хормейстер управляет (дирижирует) хором при разучивании, репетировании и исполнении хоровых партий. Хормейстер также является и художественным руководителем хорового коллектива, на которого возложены обязанности обеспечения художественного уровня творческой деятельности хора. До середины 19 века руководство хором являлась составной частью деятельности головщика, регента, кантора, капельмейстера.
Упражнения для кисти:
- приведя руки в «исходное положение», приподнять кисти за счет кистевого сустава, задержать на мгновение и делать легкое бросковое движение, как бы ударяя подушечками пальцев по плоскости;
- после удара кисти должны «отскочить» от плоскости, чтобы оказаться готовыми к следующему движению;
- сесть за стол, положить кисти и предплечья, включая локоть, на его поверхность; выполнять кистью те же движения, ударяя пальцами по плоскости; встать и повторить упражнение, ударяя теперь по воображаемой поверхности;
- добиваясь остроты и упругости кисти, ассоциировать представление со стряхиванием с кончиков пальцев капель жидкости, с игрой резиновым мячиком, отдёргиванием пальцев от раскалённого предмета;
- из «исходного положения» руки постепенно перемещаются в стороны по воображаемой поверхности с остановками, на которых делается несколько ударов кистью. Затем руки движутся во внутрь, производя удары кистью;
- при движении рук вовнутрь, плечо приближается к корпусу, а локоть, сгибаясь, образует острый угол.
В процессе этих упражнений отрабатывается «точка-удар» и пружинистая «отдача», употребительные при штрихах стаккато и маркато.
Структура движения доли в схемах тактирования:
- в каждом такте любого размера есть сильные и слабые доли;
- основой такта является первая сильная доля. Она дается активным и энергичным вертикальным движением руки сверху вниз, подчёркивая сильный, активный характер первой доли, отличающей ее от остальных;
- слабые и относительно сильные доли даются движением руки влево, вправо или вверх;
- наиболее характерна последняя доля такта, т.к. будучи в такте самой слабой, она несет в себе элемент активной подготовки руки к показу, следующей за ней первой сильной доли;
- очень важно в дирижерском деле делать ясным момент показа «точки», когда в кончиках пальцев должно появиться ощущение опоры на плоскости;
- начальная «точка» каждой доли такта должна располагаться на горизонтальной плоскости по уровню первой доли - не ниже и не выше.
Дирижирование в размерах 3/4, 4/4, 2/4.
Трехдольная сетка:
простой трёхдольный размер имеет три доли: одну сильную и две слабые;
первая доля выражена определённо и направлена вертикально вниз. При её показе следует представить себе ощущение сопротивления движению;
необходимо, чтобы в «точке» первой доли кисть руки была на одном уровне с локтем;
вторая доля имеет направление в сторону от дирижера и выполняется мягкой рукой по аркообразной линии, стремясь к «точке» второй доли, располагающейся на горизонтальной плоскости по уровню первой доли;
при выполнении второй доли не выпрямлять чрезмерно руку в локте и не опускать кисть вниз. Сделав «отдачу» от первой доли вверх, вторую долю вести от себя и обязательно сверху вниз;
третья доля имеет направление снизу вверх. Именно во время третьей доли происходит накапливание энергии для качественного показа, следующей за ней сильной первой доли;
при выполнении третьей доли необходимо следить, чтобы вверх она велась запястьем, а не пальцами. Трехдольную сетку легче осваивать в ритме медленного вальса.
Четырехдольная сетка:
в четырехдольной сетке прибавляется относительно сильная доля - третья, почти не уступающая по значению первой, поэтому при выполнении этой доли обязательно насыщение руки мышечной энергией и ясная фиксация «точки»; первая доля, как и в трехдольной сетке, ведется волевым движением вниз; вторая доля ведется по дугообразной линии сверху вниз, вовнутрь, к дирижеру. Кисть с опущенным вниз большим пальцем (ассоциация с ведением смычка) в своем движении направляется лучезапястным суставом; четвертая доля ведется так же, как и в трехдольной сетке; при подготовке к дирижированию четырехдольной сетки «исходное положение» рук таково, что остается свободное между ними пространство для заполнения линией ведения второй доли.
Использованная литература
1. Саидий, Саид Болтазода, Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879
2. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов, дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858
3. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845
4. Саидий, Саид Болтазода, Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов Science and Education 3 (3), 924-929
5. Саидий, Саид Болтазода, Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 7002-7010
6. Саидий, Саид Болтазода, Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220
7. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200
8. Саидий, Саид Болтазода, Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (volume 3, issue 3), 1193
9. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 930
10. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 897
11. Саидий, Саид Болтазода, Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 831
12. Саидий, Саид Болтазода, The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 95-546X 1 (1), 37-43
13. Саидий, Саид Болтазода, Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210
14. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ Science and Education 3 (4), 1618-1624
15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.
17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.