Научная статья на тему 'Формирование певческих навыков у школьников в системе общеобразовательного образования'

Формирование певческих навыков у школьников в системе общеобразовательного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
развитие детского голоса / формирование вокальных навыков / культура / художественная культура / коллективная исполнения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роза Уразовна Мухаммадиева

Для того, чтобы обучать детей правильному пению следует соблюдать певческую установку. Певческая установка это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание. При обучении детей пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Во время пения ученики 1-2 классов должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роза Уразовна Мухаммадиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование певческих навыков у школьников в системе общеобразовательного образования»

Формирование певческих навыков у школьников в системе общеобразовательного образования

Роза Уразовна Мухаммадиева Термезский государственный университет

Аннотация: Для того, чтобы обучать детей правильному пению следует соблюдать певческую установку. Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание. При обучении детей пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Во время пения ученики 1-2 классов должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны и упруги.

Ключевые слова: развитие детского голоса, формирование вокальных навыков, культура, художественная культура, коллективная исполнения

Formation of singing skills among schoolchildren in the system of general education

Roza Urazovna Mukhammadieva Termez State University

Abstract: In order to teach children how to sing correctly, a singing attitude should be observed. The singing setting is the correct position of the body when singing, on which the quality of sound and breathing largely depend. When teaching children to sing, you need to watch how they sit, stand, hold their heads, body, how they open their mouths. While singing, students in grades 1-2 should sit straight, not leaning against the back of chairs, since in this position their respiratory muscles work better. Feet are at right angles to the floor. The mouth should be opened vertically, and not stretched wide to avoid a noisy, "white" sound. The lower jaw should be free, lips mobile and elastic.

Keywords: development of a child's voice, formation of vocal skills, culture, artistic culture, collective performance

Развитие детского голоса формирует вокальные навыки, которые способствуют общекультурному развитию, освоению мировой художественной культуры, приобщение к высоким нравственным идеалам человечества, к высочайшим творениям музыкальных гениев. В школьном хоре могут органически сочетаться как фронтальное воздействие руководителя на учащихся, так и индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива. В условиях коллективного исполнения у школьников, особенно у подростков, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех. То, что участник школьного хора, возможно, не сделал бы ради себя, он будет рад сделать для всех. В процессе хоровых занятий можно показать на конкретном примере лучших участников хора. Участие в хоровом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников; обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и| коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально исполнительской деятельности.

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспитывает. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает общей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение - самый массовый вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством познания, независимо от воли человека заставляет его любить или ненавидеть.

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат.

По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В

процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные особенности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового школьника. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального образования.

Мысли о хоровом пении как основе музыкального воспитания высказывались и в дореволюционных пособиях, рассматривающих вопросы приобщения детей к музыке. Формируя певческие навыки, необходимо научить детей различать характер песен. Качество звука определяется характером песни, но самое главное - научить петь детей интонационно чисто.

Дети с помощью педагога разучивают песни на занятиях. Разученные песни они могут петь самостоятельно во время игр, прогулок в теплую погоду. В старшем возрасте надо приучать детей петь знакомые песни без сопровождения. Уже в первом классе нужно привлекать внимание ученика к точному воспроизведению мелодии. Ученик поет короткие песни, попевки и при этом постоянно должен слышать чистое пение учителя. Учащимся нужно сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребят постепенно воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом. На занятиях с учениками старшего возраста можно вводить понятия о высоком и низком, долгом и коротком музыкальном звуке, упражнять их в различии качества звуков. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.

Как коллективная форма музыкального исполнительства, хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально -эстетического и воспитательного порядка. Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников.

Хор - такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность - гармонический слух,

выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот - четкость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным. Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека - учителя.А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объек- том педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранение его естественного звучания. Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых.

Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших

классах. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому у ребят младших классов голос очень легкий, не сильный, не звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание.

Дети дошкольного возраста и первых классов поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Понятие высоты и громкости звука неоднозначны. Звук, кажется на нем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.

Мышечная сила учеников младших классов еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения, могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщину голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавными движениями рук, наклоном головы в перед, назад и в стороны и упражнения с пропеванием гласных «У» и «О», но не «И», которая сужает гортань.

Посредством пения упражняются и совершенствуются детское дыхание, иными словами, они занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны в отличие от скрытой глаз работы мышц глотки и гортани. Учащиеся охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка учителя, которые при пении максимально активны. Таким образом, пение активирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пения начальных классов, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бес тембровое). Невелик диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

Исследования в области физиологии голоса при помощи специального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения - высота, тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т.е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У учеников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое дыхание им не по силам и может быть доступно только в старшем возрасте в результате общего психофизического развития.

При фальцете - головном регистре, свойственному младшему классу, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная масса связок находится в относительном покое). Таким образом, перенапряжение голосовых связок не получается и детский голос оберегается от срыва.

Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У ребят это ведет к излишней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития голоса. Поэтому первоочередной задачей педагога является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом. Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии, соответствуют диапазону голоса детей.

Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слушания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Необходимо переключать внимание учеников на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполнения, так и по содержанию.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ. Science and education. Scientific Journal 4 (7), 1618-1624

2. Саидий, Саид Болтазода, Основы современного педагогического творчества по сфере хора. Дирижёр как оптимально управляющий голосом хора в музыкальном театре. Science and edukation scientific jurnal 3 (ISSN 2181-0842), 918

3. Саидий, Саид Болтазода, Азизбек Рустам оглы Рустамов Методы и приёмы обучения игры на фортепиано. Science and edukation scientific jurnal 3 (3), 911

4. Саидий, Саид Болтазода, Способы обогащения уроков игры на фортепиано передовым зарубежным опытом. Sciense and edukation scientific journal 3 (ISSN 2181-0842), 904

5. Саидий, Саид Болтазода, Современные методы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. science and education scientific journal 3 (3), 891

6. Саидий, Саид Болтазода, Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879

7. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов, дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858

8. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845

9. Саидий, Саид Болтазода, Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов Science and Education 3 (3), 924-929

10. Саидий, Саид Болтазода, Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 7002-7010

11. Саидий, Саид Болтазода, Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220

12. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200

13. Саидий, Саид Болтазода, Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (volume 3, issue 3), 1193

14. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 930

15. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 897

16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.

17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.