Научная статья на тему 'Вокальная деятельность педагога музыканта в детском школьным хоровом коллективе'

Вокальная деятельность педагога музыканта в детском школьным хоровом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
дирижер детского хора / хоровое творчество / метод обучения / развитие детского хорового коллектива / учитель музыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алижон Сафарович Бекназаров, Саидий Саид Болтазода

Музыка обладает удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение, как область музыки искусство уникальных возможностей. Задача взрослых людей, приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека, особенно подростку, жаждущему проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте или быть ведущим концерта, дать продирижировать хором. Постепенное развитие детского хорового воспитания не раз приводило к трансформации методов обучения. Многие дирижеры детских хоров, способствовали возникновению общешкольных хоровых коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алижон Сафарович Бекназаров, Саидий Саид Болтазода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокальная деятельность педагога музыканта в детском школьным хоровом коллективе»

Вокальная деятельность педагога - музыканта в детском школьным хоровом коллективе

Алижон Сафарович Бекназаров Научный руководитель: Саидий Саид Болтазода Наваинский государственный педагогический институт

Аннотация: Музыка обладает удивительной силой и властью над нами. Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Задача взрослых людей, приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека, особенно подростку, жаждущему проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте или быть ведущим концерта, дать продирижировать хором. Постепенное развитие детского хорового воспитания не раз приводило к трансформации методов обучения. Многие дирижеры детских хоров, способствовали возникновению общешкольных хоровых коллективов.

Ключевые слова: дирижер детского хора, хоровое творчество, метод обучения, развитие детского хорового коллектива, учитель музыки

Vocal activity of a teacher-musician in the children's school

choir

Alizhon Safarovich Beknazarov Scientific adviser: Saidiy Said Boltazoda Navai State Pedagogical Institute

Abstract: Music has amazing power and power over us. Choral singing, as a field of music, is an art of unique possibilities. The task of adults is to introduce teenagers to choral singing. After all, choral singing is a craving for self-expression of the human soul, especially a teenager who is eager to show the qualities of a leader. A child can be given the opportunity to be a soloist, play a complex rhythm on a percussion instrument, or be the leader of a concert, be given the opportunity to conduct a choir. The gradual development of children's choral education has repeatedly led to the transformation of teaching methods. Many conductors of children's choirs contributed to the emergence of school-wide choirs.

Keywords: conductor of the children's choir, choral creativity, teaching method, development of the children's choir, music teacher

Хор это - прежде всего пение в коллективе. Вокал это - искусство пения. Также используется как синоним человеческого голоса в момент пения или просто умения петь: "у нее шикарный вокал". Вокалом называется - дисциплина в музыкальном учебном заведении - на которой изучаются певческие техники. Эффективными могут быть и личные беседы с потенциальными участниками. В итоге должна сложиться группа энтузиастов - ядро будущего коллектива.

Полезно организовать конкретное мероприятие, которое поможет вызвать интерес к хоровому пению, например выступление какого - либо хора или певческого ансамбля. После концерта желательно провести беседу слушателей с участниками выступившего коллектива. Это может стать самой действенной агитацией за хоровое пение. Словом, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в деле создания коллектива.

Процесс создания длится от одной - двух недель до года, в зависимости от реальных условий. Желательно, конечно, этот период не затягивать, привлечь к хоровому делу общественность и обязательно мобилизовать ее влияние.

Хор должен стать гордостью организации, его жизнь должна быть оберегаема всеми службами, в ней необходимо видеть и ценить некоторую таинственность, хрупкость и романтизм.

Хор должен иметь свое место - зал для занятий, комнаты для работы руководителя, различных творческих групп, хранения нот, принадлежностей, альбомов, реликвий и т.д. Должны быть свои стены в общем коридоре для стендов, объявлений, приглашений.

Занятия должны быть регулярными. Обеспечить регулярность не всегда просто. Дни и часы занятий хора по расписанию должны быть неприкосновенны для администрации. Отношение к расписанию со стороны администрации и руководителей хора характеризует их серьезность и компетентность, прямо соответствует авторитету хора и пониманию его роли.

Состав хорового кружка не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Наша задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.

Не нужно завлекать участников в хор обещаниями успешной концертной деятельности, гастрольными поездками. Во-первых, нет гарантии, что коллектив сможет вырасти до высоких творческих вершин. Во - вторых, необходимо учитывать местные условия и возможности работы коллектива. И, конечно, давая установку на высокий художественный результат, который часто оказывается недостижимым, можно разочаровать участников, и коллектив

распадется. Этим я до сих пор всегда руководствовалась в своей практике. Организация хорового коллектива на базе средней школы 409 заставила действовать обратно. Детей, занятых почти во всех кружках и мероприятиях в школе и Доме культуры, оказалось сложно чем - то удивить.

Как видно, иногда можно и сверхзадачу ставить, но осторожно и умело решая ее и направляя в нужное русло. Конечно, решение вопроса подобным образом требует большой трудоспособности, творческой активности.

В зависимости от контингента желающих петь, создаваемый хор может быть мужским, женским или смешанным. Оптимальное число участников хора составляет, как правило, 20-30 детей. Но, может возникнуть и большой по составу хор. Такой коллектив создается при серьезной моральной и материально

- технической поддержке администрации.

Опыт работы показывает, что через год малозаметные вначале, со скромными данными дети, вдруг начинают развиваться так быстро, что обгоняют иных «вундеркиндов», которые таковыми только показались вначале, но, увы, надежд не оправдали.

Первому занятию хора должна предшествовать встреча с родителями хористов. К ней нужно хорошо приготовиться. Если место будущих занятий хора

- зал или большой класс - уже подготовлено, то хорошо бы посадить родителей на хоровые места. Чтобы собрание началось вовремя, дата и время его проведения должны быть определены с учетом занятости родителей на работе. Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Как известно, основой музыкальной культуры русского народа, было хоровое пение. Задача взрослых людей, приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека, особенно подростку, жаждущему проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте или быть ведущим концерта, дать продирижировать хором. Постепенное развитие детского хорового воспитания не раз приводило к трансформации методов обучения.

Многие дирижеры детских хоров, способствовали возникновению общешкольных хоровых коллективов. Ведь межпредметные связи, существующие в хоровом творчестве, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность.

Учеными XX го века доказано, что хоровое пение приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: искусствоведения, филологии, социологии, психологии и т.д. Кроме того, специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию хороших человеческих качеств: уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, ответственность,

справедливость, дружелюбие. Хоровое творчество это - тот идеальный фактор развития, к которому должно быть направленно внимание подростков со стороны взрослых. Приобщить к хоровому искусству любовь и интерес у детей, способен только высококвалифицированный специалист. Его мастерство способно на многое. Хормейстер должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученика через свою личность. Профессиональные качества хормейстера помогают не только заинтересовать подростков в посещении хоровых занятий, но и развить в них творческие способности, воспитать личность. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни подростка, его адаптации в трудовом коллективе.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болтазода, Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879

2. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов, дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858

3. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845

4. Саидий, Саид Болтазода, Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов Science and Education 3 (3), 924-929

5. Саидий, Саид Болтазода, Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 7002-7010

6. Саидий, Саид Болтазода, Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220

7. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200

8. Саидий, Саид Болтазода, Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (volume 3, issue 3), 1193

9. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 930

10. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 897

11. Саидий, Саид Болтазода, Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 831

12. Саидий, Саид Болтазода, The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 95-546X 1 (1), 37-43

13. Саидий, Саид Болтазода, Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210

14. Саидий, Саид Болтазода, Интерактивная методика обучения жанрам, созданных на народные лады, учащимся музыкальных и художественных школ Science and Education 3 (4), 1618-1624

15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.

17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.