Научная статья на тему 'Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в МТЦ на основе национального эстрадного исполнительства'

Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в МТЦ на основе национального эстрадного исполнительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
способы разучивание песен / музыкальная культура / вокально-хоровое мастерство / музыкальное искусство / детский хор

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Қурбонбой Комил Ўғли Арзиқулов, Саидий Саид Болтазода

На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении хоровой музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Қурбонбой Комил Ўғли Арзиқулов, Саидий Саид Болтазода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в МТЦ на основе национального эстрадного исполнительства»

Интерактивные методы формирования музыкальных знаний детей в МТЦ на основе национального эстрадного

исполнительства

Курбонбой Комил угли Арзикулов Научный руководитель: Саидий Саид Болтазода Наваинский государственный педагогический институт

Аннотация: На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении хоровой музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории.

Ключевые слова: способы разучивание песен, музыкальная культура, вокально-хоровое мастерство, музыкальное искусство, детский хор

Interactive methods for the formation of musical knowledge of children in the ITC based on national pop performance

Kurbonboy Komil оgli Arziqulov Scientific adviser: Saidiy Said Boltazoda Navai State Pedagogical Institute

Abstract: Throughout the entire cycle of education, children get acquainted with a wide variety of genres and styles of domestic and foreign music. By personally participating in the reproduction of choral music, they learn to perceive, feel and perform musical works, navigate in various directions, genres and styles of classical and modern musical cultures. the value of the repertoire is not limited to the need to show the achievements of the team. It plays an equally important role in musical education and in the aesthetic education of its participants, in improving their vocal and choral skills, in developing the musical taste of performers and the audience.

Keywords: methods of learning songs, musical culture, vocal and choral skills, musical art, children's choir

С самых первых шагов знакомства с музыкой, песенный репертуар служит путеводителем для ребенка в мире музыкального искусства. Самым наглядным показателем работы детского хора является его выступление на публике -концерт. Успех концерта зависит от многих причин - и главных и второстепенных, постоянно действующих и разовых, одномоментных. Тут и достигнутый хором исполнительский уровень, и настрой коллектива, степень подготовки к данному концерту, и акустика зала, состав аудитории, ее реакция и так далее. Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора, его «золотым» фондом. «Репертуар - лицо хора, его визитная карточка. Ещё не слышно хора, но зная его репертуар, можно в определённой мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях».

С самых первых шагов знакомства с музыкой, песенный репертуар служит путеводителем для ребенка в мире музыкального искусства. Репертуар хора формирует и воспитывает музыкально-эстетический вкус маленьких певцов и их понимание музыкальной культуры в целом. На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров и стилей отечественной и зарубежной музыки. Лично участвуя в воспроизведении хоровой музыки, они учатся воспринимать, чувствовать и исполнять музыкальные произведения, ориентироваться в различных направлениях, жанрах и стилях классической и современной музыкальных культур.

Конечно, значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. А.В.Свешников сказал: «Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной школой, в которой музыка, познается не отвлечённо, без связи с окружающей жизнью, а идет с ней, украшает, обогащает её».

Формирование эстетического вкуса детей, представляет одну из актуальных проблем современного мира. Хоровое искусство, как яркий пример воздействия на духовный мир человека, способно играть не только развивающую, но и в первую очередь, воспитывающую роль для молодого поколения. Одной из основных проблем, связанных с популяризацией детского хорового пения, является проблема репертуара.

Специфика детского хора, как коллектива с однородным составом голосов, ограничивает его репертуарные возможности. И это объективная реальность. Детский хор в чистом виде представляет собой жанровое явление XX века. Конечно же, детские певческие коллективы существовали и раньше. Достаточно

вспомнить группы мальчиков (дисканты и альты), занимающие место верхних голосов хоровой партитуры. Известны и сочинения для однородного хорового коллектива: рождественский мотет «Hodie Christus natus est» Палестрины, «Der Psalm» для четырехголосного хора и фортепиано Ф. Шуберта. Лишь во второй половине XIX века Александр Архангельский ввел женские голоса в состав смешанного церковного хора. Специально для детского хора композиторы музыку не писали. Музыка же для женского (однородного) церковного хора не как отдельные сочинения, а как жанр появилась в конце XIX - начале XX в. в творчестве А.Кастальского и А Архангельского. Одним из первых русских композиторов, кто стал писать хоровую музыку для детей, был Александр Гречанинов.

Обобщая методические принципы подбора репертуара и выявляя его значение для творческого роста коллектива, предлагается:

- раскрывать технологию составления репертуара для детского хора;

- определять внешние и внутренние предпосылки составления концертных программ хора;

- кратко освещает исторические факты, свидетельствующие о становлении хоровой литературы для детского хора.

Полноценно развиваться детскому хору и максимально раскрывать способности каждого юного певца хормейстеру помогает умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет хор. Репертуар, как совокупность произведений исполняемых хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки. Он содействует воспитанию эстетического вкуса, формированию художественных взглядов и представлений детей. В «репертуарной политике», как в зеркале, отражаются взгляды руководителя на его понимание хорового искусства, что, в конечном счете, определяет художественно-исполнительское лицо хора. Выбор репертуара - процесс довольно сложный, творческий, входящий в каждодневную деятельность руководителя певческого коллектива и требующий от него определенных знаний и умений. Хормейстеру необходимо учитывать законы восприятия детьми тех

"8С1БЫСБ ЛЫО ЕОиСАТЮЫ" 8С1БЭТ1Б1С |ОиРКЛБ / 1МРАСТ БЛСТОК 3,848 (8|1Б) БББРЛАКУ 2023 / УОБУМБ 4 ^УБ 2

или иных хоровых сочинений, как по отдельности, так и в их сочетаниях; опираться на закономерности музыкально-певческого развития детей с учетом динамики этого развития у своих учеников под влиянием выбранного репертуара. Также, на наш взгляд, имеют значение и принципиальные методические установки педагога, умение видеть возможности их творческой реализации на том или ином музыкальном произведении. Помимо всего прочего, характер отбора репертуара обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями учеников, а также тем, в каких условиях происходит обучение. Из сказанного вытекает, что умение отбирать репертуар вырабатывается на практике в результате длительной, целенаправленной работы и постоянного самосовершенствования руководителя детского хора. Через осмысление музыкальных образов у детей воспитывается мировоззрение, расширяется их жизненный и исполнительский опыт, поэтому главным критерием при формировании репертуара остается высокая художественная ценность произведения, т.е. глубина его содержания и совершенство музыкальной формы. Принцип художественной целесообразности, художественной ценности произведения особенно важен именно в детском хоре, где преодоление технических трудностей не должно быть помехой юным певцам ощущать себя созидателями прекрасного. Важным критерием в отборе сочинений для детского хора является понятие доступности. Рассмотрим главные компоненты этого понятия. Репертуар должен быть доступен детям по уровню их художественного восприятия. Иногда руководители хоров убивают в детях интерес и желание петь только тем, что включают в репертуар произведения, руководствуясь не объективным уровнем детского мышления, вкуса и задачами их развития, а только своим желанием. Однако нередко бывает и так, что отобранный репертуар доступен детям, понятна логика образов и событий, несложен музыкальный язык, но песни не вызывают у детей душевного отклика и настойчивая работа над ними превращается в бедствие для хора. Следовательно, намечаемый репертуар по строю эмоций должен быть близок детям, способен вызвать у них соответствующие чувства. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чем они поют. Репертуар должен соответствовать уровню технической подготовленности; определяется степенью музыкальной грамотности певцов и качеством приобретенных технических навыков. При составлении репертуара необходимо учитывать технические возможности коллектива, а также влияние выбранных произведений на весь учебно-воспитательный процесс, т.к. на их базе накапливаются теоретические знания и отрабатываются вокально-хоровые навыки юных хористов. Важно остановиться еще на одном, немаловажном критерии при отборе репертуара: принципе

WWW.OPENSCIENCE.UZ / 188Ы 2181-0842

1201

доступности по уровню вокальных возможностей хористов, что прямо связано с их возрастом и степенью владения вокально-хоровыми навыками.

Выбор репертуара - очень ответственное дело. Здесь необходимо помнить об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара в сочетании с распеванием, с хоровым сольфеджио может по-настоящему помочь развитию голоса ребенка. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса, а в самом худшем варианте - к пагубным последствиям для голоса и, естественно, для здоровья. Особое значение имеет высоко художественность репертуара, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от умений учителя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болтазода, Современные методы работы детьми с ограниченными возможностями обучения по музыке Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 879

2. Саидий, Саид Болтазода, Национальные инструменты Узбекистана. История музыкальных инструментов, дутар и уд. Science and Edukatific journal 3 (3), 858

3. Саидий, Саид Болтазода, Музыка как дискурс управления многоголосной музыки. Science and Edukatific journal 3 (ISSN 2181-0842), 845

4. Саидий, Саид Болтазода, Подготовка специалистов по прикладной музыке. Методы в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на основе сольфеджирования макомов Science and Education 3 (3), 924-929

5. Саидий, Саид Болтазода, Conseption of militariy musical instruments in the Temurid Era. Evropean Journal of Molekular & Clinikal Medicine 7 (7), 7002-7010

6. Саидий, Саид Болтазода, Влияние музыки на личность и психику ребёнка. Вестник интегративной психологии, 217-220

7. Саидий, Саид Болтазода, Вокально-хоровые песни, обработка народных песен и развития мастерства учащихся. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 1200

8. Саидий, Саид Болтазода, Интерпритация современных методов работы с малоуспеваемыми музыкантами. Sciense and Edukation scientific journal 3 (volume 3, issue 3), 1193

9. Саидий, Саид Болтазода, Методика развития творчества педагогов в академическом классе эстрадной ударной техники концерт-спектакль. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 930

10. Саидий, Саид Болтазода, Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 897

11. Саидий, Саид Болтазода, Технологии формирования и развития вокально-хорового мастерства учащихся через народные песни. Sciense and Edukation scientific journal 3 (VOLUME 3, ISSUE 3), 831

12. Саидий, Саид Болтазода, The Peculiarity of Psychological Counseling and Motivation for Studying Music at the University. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences ISSN 95-546X 1 (1), 37-43

13. Саидий, Саид Болтазода, Основные направления и тенденции развития будущих учителей по направление музыки. Science and Education 3 (8), 204-210

14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

15. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

16. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of science and education. 99 (21-2), 58-61.

17. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.