Теория движения голосов многоголосной музыки
Нилуфар Хужамурод кизи Худойкулова Государственный институт искусства и культуры Узбекистана
Аннотация: Проблема многоголосия в детских вокально-хоровых коллективах стоит весьма остро. Нестройное звучание партий и плохой ансамбль в хоре не приносят ни слушателям, ни самим исполнителям эстетического удовлетворения, а формальное отношение к звучащему многоголосию никак не способствует дальнейшему росту и развитию хорового коллектива. Многоголосное пение - стройное, слаженное - является высшей художественно-исполнительной формой в хоровом искусстве. Работа над многоголосием должна вестись последовательно. Каждый певец в детском хоре должен понимать, что многоголосие это - несколько звучащих одновременно унисонов.
Ключевые слова: многоголосное пение, хоровое пение, певец в детском хоре, форма в хоровом искусстве, руководитель хора
The theory of movement of the voices of polyphonic music
Nilufar Xo'jamurod kizi Khudoikulova Uzbekistan State Institute of Art and Culture
Abstract: The problem of polyphony in children's vocal and choir groups is very acute. The discordant sounding of parts and a bad ensemble in the choir do not bring aesthetic satisfaction to the listeners or the performers themselves, and the formal attitude to the sounding polyphony does not in any way contribute to the further growth and development of the choir. Polyphonic singing - harmonious, well-coordinated - is the highest artistic and performing form in choral art. Work on polyphony should be carried out sequentially. Each singer in a children's choir must understand that polyphony is several unisons sounding simultaneously.
Keywords: polyphonic singing, choral singing, singer in children's choir, form in choral art, choir leader
Хор это - множество голосов. Основная сущность хорового пения раскрывается в многоголосии. Владение многоголосным пением определяет уровень хоровой культуры коллектива, в процессе такого пения активно формируется гармонический слух, чистота певческой интонации, ладовое чувство, совершенствуется хоровое исполнительство.
Многоголосное пение - стройное, слаженное - является высшей художественно-исполнительной формой в хоровом искусстве. Работа над многоголосием должна вестись последовательно. Каждый певец в детском хоре должен понимать, что многоголосие это - несколько звучащих одновременно унисонов.
Чистый унисон - основная работа хормейстера. В работе над унисоном необходимо:
тембровое сочетание голосов партии; умение слушать себя и своего соседа; не быть солистом среди певцов своей партии;
петь как можно больше без сопровождения, но и временами не исключается гармоническая поддержка на инструменте;
уметь чисто интонировать следующие интервалы, аккорды, звукоряды: мажорный пентахорд;
мажорный звукоряд (позднее - согласно возрасту детей - изучается минорный);
петь полутона в гамме; интервалы б.3, ч.5, ч.4, ч. 8, б. 2, м. 2. работать над частным ансамблем;
Соединять тембры разной плотности (хотя это порой является неразрешимой задачей).
В работе над унисоном важна интонационная сторона. Интонационная неточность внутри каждой партии влечет за собой фальшивое пение всего хора. Мелодия это - «интервальная» ткань. Каждый интервал имеет свою интонационную природу: чистые интервалы интонируются устойчиво, малые и большие - с односторонним сужением и расширением, увеличенные и уменьшенные - с двусторонним сужением и расширением.
Также хормейстер должен знать и внутри ладовые тяготения ступеней. Все это влияет на чистоту интонирования, а собственно, и на качество унисона.
После того, как освоена работа над унисоном, можно приступать к работе над двухголосием. Двухголосие - следующий этап в работе над многоголосием. Прежде всего - это пение канонов. Каноны учат певца держать свою партию и одновременно слушать партию другого голоса. Репертуар должен включать произведения с разными видами двухголосия.
Сначала это унисон с сочетанием элементов двухголосия (эпизодическое двухголосие). Параллельное двухголосие встречается более часто и осваивается певцами быстрее, чем двухголосие с самостоятельным движением голосов. Песенный репертуар, включающий самостоятельный вид двухголосия, нужно разучивать при очень хорошей подготовке певцов. В данном случае не
исключено пение по нотам и без сопровождения. При работе над двухголосием в детском хоре желательно:
1. выбирать произведения с яркой напевной мелодией;
2. работать над унисоном каждой партии;
3. работать над гармоническими интервалами (которые выстроены вертикально);
4. петь мелодии с диапазоном не выше октавы;
5. включать в репертуар русские народные песни;
6. воспитывать сознательное отношение к нотному тексту, умение анализировать ритм, строение мелодии, соблюдать штрихи и оттенки.
Таким образом, научить детей хорошему вокальному звуку, точной интонации, гибкой и подвижной динамической палитре и эмоциональному исполнению - дело сложное, требующее огромного терпения и времени. Проблема многоголосия в детских вокально-хоровых коллективах стоит весьма остро. Нестройное звучание партий и плохой ансамбль в хоре не приносят ни слушателям, ни самим исполнителям эстетического удовлетворения, а формальное отношение к звучащему многоголосию никак не способствует дальнейшему росту и развитию хорового коллектива.
Трудности многоголосного пения, на мой взгляд, кроются в слабом развитии, слабом уровне гармонического слуха обучающегося и отсутствии предварительной работы по его подготовке. Сущность проблемы заключается в необходимости работы на первоначальном этапе обучения с использованием системы определенных приемов, ведущих к развитию необходимых вокально-слуховых навыков.
Подготовка к обучению многоголосному пению начинается с самых первых хоровых занятий. На первом этапе необходимо подготовить слух и сознание ребенка к восприятию нескольких раздражителей, выработать навык распределенного внимания. Для этого предлагаются:
упражнения и песни с сопровождением, не дублирующим мелодию; дети должны слышать музыкальное сопровождение, поэтому на репетициях хора или занятиях в основе данного упражнения предлагается играть его громче, чем хор поет;
исполнение разных ритмических рисунков одновременно несколькими группами детей с помощью шумовых инструментов;
исполнение песен, упражнений разными группами хора в виде перекличек;
пение несложных народных песен а капелла;
пение по цепочке, по указанию дирижера в самых различных местах партитуры.
Формирование навыка пения на два голоса является самым ответственным этапом при переходе к многоголосному пению. Поэтому необходимо уже в самом начале работы с хоровым детским коллективом параллельно с выстраиванием интонации готовить детей к восприятию двухголосия, начиная с подготовительных упражнений, которые необходимо систематически включать в процесс распевания хора.
Голосоведение один из важнейших аспектов гармонии. Хорошее владение гармонией невозможно без умения правильно выстраивать голосоведение. Тем не менее голосоведение ближе к полифонии чем к гармонии, поскольку представляет гармонию как отдельное движение голосов.
Классическая гармония имеет свои устоявшиеся правила голосоведения, основанные на принципах благозвучности и сохранения плавности голосов. Умение пользоваться этими правилами позволяет в последствии освоить любую разновидность гармонии.
Также важным условием хорошего голосоведения является самостоятельность голосов, что исключает применение параллельного движения совершенными консонансами.
Все многообразие линейных движений голосов относительно друг друга сводимо к трем основным типам двухголосия, возникающим при комбинации движений вверх либо вниз и пребывания на одном месте:
1) прямое движение (оба голоса идут в одном направлении). Частный случай прямого движения - параллельное движение;
Фактура обработка, строение (например, строение тела); произведение, творение.
Голоса идут не только в одном направлении, но также и на одинаковый интервал);
2) противоположное движение (один голос вверх, другой - вниз);
3) косвенное движение (когда один голос остается на месте, а другой движется).
В многоголосии к названным основным типам прибавляются еще и смешанные: прямое (непараллельное) + параллельное, параллельное и противоположное, косвенное и противоположное и т. д. Если при смене гармоний имеется косвенное движение, соединение - гармоническое, если косвенного движения нет, то мелодическое. В многоголосии, особенно XX в., названные три типа движений голосов дублируются движениями звуковых масс (контрапункт пластов) - прямым, противоположным и косвенным (также и внутрипластовым).
Истинная красота гармонии состоит не в том, чтобы аккорды располагались так или иначе, а в том, чтобы голоса, не стесняясь ни тем ни другим способом, вызывали бы свойствами своими то или другое расположение аккорда.
Но для гармонического движения важны не только эти пространственно-регистровые явления, все же несколько внешние по отношению к качественной стороне гармонии. Смены высот в ходе движения голосов имеют связь с функциональными сменами в соотношении аккордов друг с другом, если учитывать не просто передвижения голосов по тем или иным звукам.
Два фактора голосоведения - качественный и количественный, -соединенные в одном этом явлении, находятся в сложном и неоднозначном переплетении с двумя типами факторов движения в музыке. Один из них, условно говоря, модально-монодический, другой - аккордо-гармонический.
Использованная литература
1. Kunduzkhon Nishonboeva & Shoyira Nusratova & Zukhra Arzibaeva & Nilufar Khudoykulova. Literary work and music as a tool for understanding intercultural differences.Vol. 29 No. 05 (2020): Vol. 29 No. 05 (2020), International Journal of Advanced Science and Technology.
2. Худоев, Г. М. Вглядываясь в культуру Древней Бухары. Журнал литературы и искусствознания, 5(8), 630-633.
3. Мухдммадович, Х. F. (2019). Кухда Бухоро сарой мусикаси-маком ижрочилик анъаналари. Перекрёсток культуры, 1(3).
4. Khudoev, G. M. (2015). Peering Into Culture of Ancient Bukhara. Journal of Literature and Art Studies, 5(8), 630-633.
5. Худоев, Г. М. Бухоро махаллий ахоли мусика маданияти санъатшунослар нигохида. 0'20$м[.«0'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тариксий меросида, 230-236.
6. Худоев, Г. М. Миллий мусика-миллий мафкурамиз узаги. Boshlang'ich ta'limda innovatsion texnologiyalarni qo'llash istiqbollari, 162-163.
7. Худоев, Г. М. Об исполнительских традициях бухарского шашмакома. Интернаука, 4(244), 32-35.
8. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз мусика анъаналари. Классические музыкальные традиции Бухары. Узбекистон Республикаси Фанлар Академияси Санъатшунослик институты.
9. Худоев, Г. М. Мухаммасхон Матлаб ая.«. Театр» журналы, 12-13.
10. Худоев, Г. М. Улмас анъаналар йулида. Гули стон, 9.
11. Худоев, Г. М. Заррага жо булган олам. Тафаккур журнали, 122-123.
12. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз мусикасида созанда санъати. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари журнали, 28-32.
WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 1403 [М^^^И
13. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз мусикд санъати. Мозийдан садо журнали, 46-48.
14. Худоев, Г. М. Бухара Шашмакрми ижрочилик анъаналари: тарих ва замонавийлик.«. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари» журнали, 44-48.
15. Худоев, Г. М. Файзулла Тураевнинг «Бухоро муганнийлари» рисоласи хусусида. O'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида, 56-61.
16. Худоев, Г. М. Бухаро маданитида шахарсозлик анъаналари. Санъатшунослик ва мадаятшуносликнинг долзарб муаммолари: анъана ва... стр, 104-108.
17. Худоев, Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.
18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.
19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.
20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.
21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.
22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.
23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.
24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.
25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.
26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.
27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.
28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.
29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.
30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.