Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОСПИТАНИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
270
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
музыка/ педагогика/ методика/ образование/ культура. / music / pedagogy / methodology / education / culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамшод Аскар Ўғли Лутфуллаев

Музыкальное образование как единство обучения, воспитания и развития. Оценка состояния музыкального образования на основе двух взаимосвязанных критериев музыкальной культуры: глубина культуры, в аспекте приобщения личности, общества в целом к великому наследию музыкального искусства. Теория преподавания музыки как системообразующая и меняющаяся дисциплина, связанная с изменением современной социокультурной ситуации в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL QUESTIONS TO THE METHODOLOGY ON MUSICAL EDUCATION

Music education as a unity of teaching, upbringing and development. Assessment of the state of music education on the basis of two interrelated criteria of musical culture: the depth of culture, in the aspect of familiarizing the individual, society as a whole, with the great heritage of musical art. Theory of teaching music as a system-forming and changing discipline associated with the change in the modern socio-cultural situation in education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВОСПИТАНИИ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ

ВОСПИТАНИИ

Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев

Студент второго курса при БГУ факультета искусствознаний, кафедры

«Музыкальное образование»

АННОТАЦИЯ

Музыкальное образование как единство обучения, воспитания и развития. Оценка состояния музыкального образования на основе двух взаимосвязанных критериев музыкальной культуры: глубина культуры, в аспекте приобщения личности, общества в целом к великому наследию музыкального искусства. Теория преподавания музыки как системообразующая и меняющаяся дисциплина, связанная с изменением современной социокультурной ситуации в образовании.

Ключевые слова: музыка/ педагогика/ методика/ образование/ культура.

TOPICAL QUESTIONS TO THE METHODOLOGY ON MUSICAL

EDUCATION

Shamshod Askar ugli Lutfullaev

Student of the second course at BSU faculty of arts, department "Musical education"

Abstract: Music education as a unity of teaching, upbringing and development. Assessment of the state of music education on the basis of two interrelated criteria of musical culture: the depth of culture, in the aspect of familiarizing the individual, society as a whole, with the great heritage of musical art. Theory of teaching music as a system-forming and changing discipline associated with the change in the modern socio-cultural situation in education.

Key words: music / pedagogy / methodology / education / culture.

Организация содержания и процесса музыкального образования с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов. Мотивация учебной и музыкальной деятельности ребенка. Моторная и сенсорно-перцептивная, интеллектуально-волевая активность ребенка и ее включенность в художественную и учебную деятельность детей. Ведущая роль эмоционально-эстетической активности ребенка. Рождение творчества в процессе музыкальной деятельности. Особенности «музыкально-психологического облика» младшего школьника: сопряжение индивидуального и социологического опыта детей в процессе музыкальных занятий, «разрозненный» музыкальный опыт,

недостаточная вокально-слуховая координация, потребность в частой смене эмоциональных настроений, склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации с персонажами музыкальных произведений, интерес к внешней форме действия, стремление к самовыражению в звуковых, двигательных, зрительных формах. Важная роль художественно-игровых форм общения с музыкой. Потребность в активных формах исканиях, попытках сочинения музыки; образное воображение, интерес к слушанию музыки, особенно в форме яркого выразительного исполнения учителем. Способность к обобщению, прежде всего на основе восприятия музыки маршевой, песенной, танцевальной.

ЗАДАЧИ И ЗАКОНЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СВЕТЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКИ В. А. СУХОМЛИНСКОГО.

Основные идеи педагогики музыки В. А. Сухомлинского не теряют своей актуальности: приоритет «воспитания человека» перед «воспитанием музыканта». Свою музыкально-воспитательную систему В. А. Сухомлинский выстраивал «от восприятия», от «слушания музыки в ситуации значимого общения с другим (Учителем)», что определяет образовательную правомочность и правдивость тезиса о «музыкальном выпрямлении» души ребенка, равно как и делает возможным дальнейший педагогический поиск в области взаимодействия музыки и нравственности (духовности).

Проблема цели в современном музыкальном образовании. Различные подходы к пониманию цели музыкального образования. Новые акценты во взаимосвязи деятельности и личности в процессе музыкального образования. Создание педагогических условий для развития музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части художественной, эстетической, нравственной культуры учащихся. Модель музыкальной культуры выпускника общеобразовательной школы. Соотношение музыкальной культуры общества, музыкальной культуры личности учителя музыки и музыкальной культуры личности школьника. Общее и особенное в различных представлениях о музыкальной культуре учащихся. Выпускник школы как активный, творчески проявляющий себя любитель и ценитель, прежде всего, высокохудожественного музыкального искусства в разных формах общения с ним - главный показатель его музыкальной культуры. Основные задачи музыкального образования как ближайшая педагогическая интерпретация его цели. Взаимосвязь и единство основных задач музыкального образования: - развитие в детях художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней, способности оценивать ее красоту, творческого по характеру эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства; - развитие творческих, художественно-познавательных способностей учащихся, осознание себя как личности в процессе общения с музыкой; -развитие творческих способностей в исполнительской и «композиторской» деятельности; - развитие

музыкально-эстетического вкуса учащихся; - развитие потребности в общении с высокохудожественным искусством, в музыкальном самообразовании.

Виды музыкальной деятельности учащихся как способы активного творческого приобщения детей к музыкальному искусству, как отражение в учебной деятельности взаимодействия детей с музыкальным искусством в роли слушателей, исполнителей, «композиторов». Направленность музыкальной деятельности всех видов на развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественно-познавательных способностей, творческого самовыражения в искусстве: - деятельность учащегося-слушателя музыки. Слушание музыки как вид учебной музыкальной деятельности, направленной, прежде всего, на освоение глубины музыкальной культуры, на личностное, индивидуальное постижение великих образцов музыки в разнообразных формах и жанрах, на углубление эмоциональной, эстетической, нравственной сфер личности учащихся. Творческое проявление учащегося-слушателя в особом эмоциональном, душевном восприятии искусства. Слушатель музыки -исследователь в своем стремлении сравнивать, сопоставлять, обобщать в процессе восприятия музыки. Особая роль тематического построения занятий как системообразующего фактора развития учащегося-слушателя музыки, познания ее природы, закономерностей в связях с жизнью, с другими искусствами, в постижении нравственно-эстетического содержания музыки, специфики ее языка; - деятельность учащегося-исполнителя. Исполнение музыки - основной вид самовыражения учащихся в музыкальном искусстве. Деятельность учащегося-исполнителя в хоровом и сольном пении, в игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании и в танцевальных движениях. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского музыкального искусства в России. Сохранение традиций певческой хоровой культуры. Певческие вокально-хоровые навыки. Особенности развития детского голоса. Мутационный период. Возможности развития художественно-познавательных процессов в обучении хоровому искусству. Актуализация знаний, умений, навыков студентов, приобретенных ими в курсах «Хороведение», «Хоровой класс», «Дирижирование», на хоровом практикуме. Пение по нотам. Значение пения по нотам для развития звуковысотного слуха, внутреннего музыкального слуха, грамотного вокального звучания, перехода к многоголосию, интенсивного и осмысленного освоения музыкального текста и др. основные виды пения по нотам: относительная сольмизация, абсолютная сольмизация, их сочетание, пение «именными тонами» (исполнение известных мелодий с названием нот). Актуализация умений и навыков, полученных студентами в курсе «Сольфеджио» и на хоровом практикуме. Огромное значение в эстетическом воспитании подрастающего поколения придавал замечательный педагог В. А. Сухомлинский -

музыке. «Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в развитии человека. Музыка, это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Музыка начинается там, где кончается слово. И если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение - музыка, воспитание не может быть полноценным...» сказал великий педагог Сухомлинский.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66), 2021. 57-60 стр.

2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

3. Мажитов Ш.М. Музыкальные навыки как орудия методического обучения в общеобразовательной школе // academy, 2021. 69-72.

4. Азимов А.К. «Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании» // academy 2021 С. 72-75.

5. Жумаев С.С. Интерактивные технологии обучения музыки // academy 2021 С. 66-69.

6. Рахимов Р.Н. Роль музыкального образования в развитии личности// Проблемы науки № 1 (60), 2021 Стр 46-48

7. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

8. Саидий С. Б.-З. Влияния музыки на человека // academy 2021 С. 63-66.

9. С. Саидий. Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников с разным уровнем интеллектуального развития // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21. 2020. - 327-329с

10. Абдуллаев А.Х. Нравственное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство // academy 2021 С. 60-63.

11.Абдуллаев А.. Использование пространственного мышления в черчении и технологии // Вестник интегративной психологии Журнал для психологов. 21, 2020. - 27-29с

12. Халилова Х.Х. Эффективные способы изучения музыки // academy 2021 С. 8184.

13. Рахимов Р.Н. Способы развития навыков понимания музыки // Наука, техника и образование. 2021. № 2 (77). Часть 2 Стр:94-97

14. Азимов А.К. Использование технологии обучения и мышления в музыкальном воспитании / academy 2021 С. 72-75.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021

ISSN: 2181-1601

15. Иннатуллаев М.Н. теоретические особенности формирования музыкальных представлений в учебном процессе школе // academy 2021 С. 75-78.

16. Мухамадиева Р.У. Хоровое искусство и управление хором // academy 2021 С. 78-81.

17. Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // ACADEMY №3(66) 2021. 57-60 стр.

18. Холиков К.Б. Музыка и психология человека // вестник интегративной психологии 440- 443

19. Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен // актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей 118-121 стр.

20. Холиков К.Б. Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 280-284.

21.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 426-432.

22. Атамуродов Р.Э. Проявление социально - психологических механизмов мотивации музыкальной деятельности. Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 433-437.

23. Холиков К.Б. «Важнейшие общие основы музыкальной формы». Scientific progress. Vol. 2, Issue 2, 2021, pp. 568-571.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.