Приёмы формирования музыкально - теоретический интересов у детей младшего школьного возраста
Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет
Аннотация: Музыкальный интерес - определенное мотивационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивно-творческой музыкальной деятельности, которая является основой для динамичного развития музыкально-творческих способностей и личностных качеств, и ведет к культурному обогащению личности. Теоретические дисциплины Сольфеджио и музыкальная литература всегда были и остаются камнем преткновения в изучении музыки ребенком. Сольфеджио - самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин музыканта. Она посвящена святому святых музыкальной профессии, ее главному инструменту - музыкальному слуху.
Ключевые слова: музыкальный слух, музыкальная профессия, дисциплины музыканта, музыкально - теоретический интерес, младший школьный возраст
Techniques for the formation of musical and theoretical interests in children of primary school age
Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovative University
Abstract: Musical interest is a certain motivational state that encourages cognitive, productive and creative musical activity, which is the basis for the dynamic development of musical and creative abilities and personal qualities, and leads to the cultural enrichment of the individual. Theoretical disciplines of Solfeggio and musical literature have always been and remain a stumbling block in the study of music by a child. Solfeggio is the most-rough and at the same time the greatest of all disciplines of a musician. It is dedicated to the holy of holies of the musical profession, its main instrument - the musical ear.
Keywords: musical ear, musical profession, disciplines of a musician, musical and theoretical interest, primary school age
Одной из актуальных проблем школьного музыкального образования является развитие у учащихся музыкально-познавательного интереса на уроках
музыки. Освоение музыки школьниками осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, в основе которой лежит активный процесс восприятия.
Познавательный интерес школьников к музыкальному искусству в обучении должен быть неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которые доставляют человеку работа и творчество. Интерес - прекрасный стимул вообще и приобщения школьников к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.
Интерес занятия музыки - это не развлекательные занятия и не сухое выдалбливание песенного материала, музыкальных инструментов, дат жизни композиторов. Это те занятия, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то прочувствовать, пережить, освоить.
Подлинно познавательный интерес к музыкальному искусству всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней и характеризуется вниманием к основным закономерностям музыкального искусства. Таким образом, высшая ступень развития музыкально-познавательных интересов школьников, должна быть непосредственным образом связана с развитием музыкальных чувств, потребностей, интересов и заключаться в стремлении использовать имеющиеся знания и умения на практике.
Музыкальные интересы могут относиться к самым разным из указанных видов и классов. Они столь же многообразны, как и социальные функции музыки, и притом всегда более или менее конкретны. Предметом музыкального интереса не бывает музыка «вообще». Это либо какой-то вид музыкального творчества или исполнительства, либо какой-то круг музыкальных произведений. Поскольку музыкальный интерес есть факт сознания личности и заключает в себе субъективный момент, он зависит от индивидуального опыта субъекта. Не может появиться у человека интерес к тому, с чем он никогда не сталкивался, о чем он никогда не слышал.
Музыкальный интерес, как и всякий другой, реализуется в процессе определенной деятельности. Для музыкального интереса это восприятие музыки, ее исполнение и сочинение. В то же время музыкальный интерес является своеобразным познавательно - эмоционально - волевым сектором такой деятельности. Выявление психолого-педагогической сущности музыкально-познавательного интереса предполагает анализ его трехсторонней структуры. Личность (социальная группа, общество) влечется к предмету своего интереса и разумом (стремясь познать его), и «сердцем» (стремясь получить эмоциональное
впечатление), а на этой основе у нее возникает желание действовать, вести себя так, чтобы достичь искомой цели. Таким образом, музыкально-познавательному интересу присущи интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая стороны.
В связи с принципиальной перестройкой жизни общества возрастает роль музыкального образования школьников как важного фактора формирования и развития художественной культуры личности. Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности. Музыкальное образование определяется как взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития учащихся, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности.
В свете этих положений на современном этапе развития общества проблема формирования у детей интереса к музыке в процессе их музыкального воспитания, развития и образования приобретает все большую актуальность.
Интерес - первоначально средневековый коммерческий и правовой термин, обозначавший «возмещение ущерба».
Представители различных наук (философы, психологи, экономисты, правоведы) стали определять интерес, как осознанную потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное значение, притягательность.
Проблема интереса широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.
Можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление связано с этимологией слова «интерес». Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно - таково его широкое понимание, что соответствует значение, важно.
Интеллектуальный компонент музыкально-познавательного интереса достаточно ярко проявляется в процессе восприятия музыки - самом распространенном виде музыкальной деятельности школьников. Более того, лишь наличие рационального начала обеспечивает полное и глубокое восприятие музыки, создает условия «представленности» сочинения сознанию
субъекта - условия, при которых только и может возникнуть музыкально-познавательный интерес.
При всей значимости интеллектуального компонента музыкально-познавательного интереса необходимо подчеркнуть, что сам он регулируется степенью эмоциональной вовлеченности субъекта, которая является показателем того, насколько смысловая направленность музыки соответствует общей жизненной программе школьника.
Вместе с тем соотношение эмоционального и интеллектуального компонентов музыкально-познавательного интереса, по мнению большинства исследователей, определяет характер поведенческого (или волевого) компонента. Таким образом, анализ поведенческого компонента это - по существу, анализ возможных вариантов соотношения эмоционального и интеллектуального сторон музыкально-познавательного интереса.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.
2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.
3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.
4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.
5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.
6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.
7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.
8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.
9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.
10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.
11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.
12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.
13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.
14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.
15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.
16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.
17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.
18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.
21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.
23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.
25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.
28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.
29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.
30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.