Организация учебного сотрудничества в процессе обучения теории музыки младших школьников
Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет
Аннотация: Кооперация, учебное взаимодействие, партнерство, учебный диалог, учебная деятельность, коммуникативная педагогика это - все синонимы учебного сотрудничества. Групповая форма организации учебного сотрудничества это - организация таких учебных занятий, при которых перед определенной группой школьников ставится единая познавательная задача. Сотрудничество это - совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели он может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Ключевые слова: учебное взаимодействие, партнерство, учебный диалог, учебная деятельность, коммуникативная/ педагог
Organization of educational cooperation in the process of teaching music theory to younger students
Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovative University
Abstract: Cooperation, educational interaction, partnership, educational dialogue, educational activities, communicative pedagogy are all synonyms for educational cooperation. The group form of organizing educational cooperation is the organization of such training sessions in which a single cognitive task is set for a certain group of schoolchildren. Collaboration is the joint work of several people aimed at achieving common goals. Working in a team, a person is forced to think not only about his own welfare, but also about the welfare of those who work alongside him. Therefore, collaborative learning creates conditions for positive interaction between students in the process of achieving a common goal (it can only succeed if the other members of the group achieve their goals).
Keywords: educational interaction, partnership, educational dialogue, educational activity, communicative, teacher
Современное состояние образования требует рассматривать субъектные отношения, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Общение между членами процесса образования (учитель, родитель, ученик и т.д.), рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Сейчас очень многое делается в области реформ школьного образования. Модернизация, как правило, касается естественных наук, языка и литературы и в меньшей степени затрагивает предметы эстетического цикла, в частности музыку.
В отношении музыкального образования в условиях школы возможно множество подходов и методов. Но главное - это постепенное приобщение ученика к музыке в щадящем для него (и для окружающих) режиме.
В качестве идеализированной модели берутся известные истории о принципах обучения в мастерских художников-живописцев. Путь к мастерству был нелёгким, но чётко разделённым на этапы. В начале ученик играл роль мальчика на побегушках. Ему доверяли только наблюдать за процессом творчества мастера, затем - растирать краски, грунтовать холст. По мере роста доверия увеличивалась и ответственность за результат. Вот уже пишется общий фон, потом отдельные второстепенные фигуры... И, наконец, мальчик-подмастерье превращался в мастера. Его путь к вершинам мастерства отражал процесс создания одной картины (от растирания красок до завершения), процесс материализации замысла.
В условиях урока музыки в общеобразовательной школе приходят на помощь другие виды деятельности, которые, однако, очень часто почти полностью вытесняют музыку и подменяя её словами о музыке, литературными, живописными и театрально-концертными ассоциациями.
Музыка в первую очередь - искусство эмоционально-двигательное, психомоторное, включающее при восприятии мышечно-двигательные реакции, а уже во вторую очередь - искусство слуховое.
Освоение музыкальных закономерностей обязательно должно осуществляться во взаимодействии логического начала (вербального, понятийного) с эмоциональными и мышечными реакциями с преобладающим значением последних, особенно на начальных этапах. Только при этом условии полученные теоретические знания удастся перевести в навыки, необходимые для практической деятельности.
Музыка - искусство не чисто временное, но пространственно-временное. Осознание времени и пространства у нас происходит с помощью разных анализаторов. Любой материал, предлагаемый к использованию, должен иметь теоретическое осмысление. Для развития внутреннего слуха ученика имеет значение и интеллектуальное осмысление всего, что усваивается слухом. Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, "очеловеченных" музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки -это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Использование информационно-компьютерных технологий способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Образование - система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности. Осуществляемый в образовательных учреждениях или самостоятельно процесс овладения системой знаний, человеческой культурой в целом, процесс развития и становления личности.
Образование музыкальное - интегративный термин, объединяющий музыкальное обучение, музыкальное воспитание, музыкальное развитие.
Обучение - процесс, включающий преподавание и учение, вооружение учащихся знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры. Целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества.
На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями педагогического образования в вопросе его гуманизации, основанного на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
Гуманизация требует изменения отношений в системе "учитель - ученик" -установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя.
При обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны -достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социальная или, скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе выполнения определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, собой оказания необходимой помощи друг другу.
При которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
Одной из основных причин неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности.
Сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Конкретные формы и приемы его могут применяться на разных этапах обучения: при выдвижении целей работы и её планировании, при усвоении нового материала, на этапе применения и контроля знаний. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется.
Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников. Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. Умея сотрудничать со сверстниками, дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, а это значит понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия, При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.
Сотрудничество со сверстником также предполагает умение сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи замечают причины своей некомпетентности и указывает их учителю. Учебное сотрудничество характеризуется активностью учащегося, который, решая практическую задачу, осознаёт, что для её решения ему не хватает определённых знаний или способов действий. Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю.
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 367 LME^^Sl
Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся, только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Педагог делает всё возможное, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета. Необходимо организовывать учебное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало все формы взаимодействия обучения - и сотрудничество ребёнка с учителем, и с другими учениками, и с самим собой.
Сотрудничество в обучении - это и помощь ученику при решении сложных учебных задач, и объединение усилий педагогов и учащихся, и самостоятельный коллективный труд школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.
2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.
3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.
4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.
5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.
6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.
7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.
8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.
9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.
10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.
11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.
12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.
13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.
14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.
15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.
16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.
17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.
18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.
21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.
23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 369 LME^^Sl
24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.
25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.
28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.
29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.
30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.