Манера педагогической работы с детьми одарёнными
возможностями
Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет
Аннотация: Важную роль играют манеры педагога, которые складываются из походки, телодвижений, позы при сидении, стоянии, жестикуляции, мимики. Особая роль в передаче информации во время урока отводится мимике -движениям мышц лица. Мимика помогает выражать проживаемые состояния, отношения. Заниматься с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений нашей работы.
Ключевые слова: культура учителя, развитии способностей одарённых, талант ребёнка, этика, одаренность, манеры педагога
The manner of pedagogical work with gifted children
Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovative University
Abstract: An important role is played by the manners of the teacher, which consist of gait, body movements, posture when sitting, standing, gestures, facial expressions. A special role in the transfer of information during the lesson is given to facial expressions - the movements of the muscles of the face. Facial expressions help to express lived states, relationships. It is necessary to work with gifted children, first of all, because the full disclosure of the abilities and talents of the child is important not only for himself, but also for society as a whole. Creating conditions for the optimal development of gifted children, whose giftedness may not be manifested at the moment, as well as simply capable children, for whom there is a serious hope for a further qualitative leap in the development of their abilities, is one of the areas of our work.
Keywords: teacher's culture, development of gifted abilities, child's talent, ethics, giftedness, manners of the teacher
Одной из основ профессиональной культуры учителя является педагогическая этика. Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Ребёнок не рождается бесталанным. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача каждого педагога - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме и дать им прорасти. Не подлежит сомнению то, что каждый учебный предмет в сознании детей ассоциируется с конкретным учителем. Отношение к педагогу влияет на любовь или неприязнь к предмету. Например, если ребёнок боится учителя, то ему бывает трудно сосредоточиться на объяснении, а если учитель является любимым, то повышается мотивация к выполнению заданий, а всё сказанное таким педагогом воспринимается как истина.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, а значит, и за будущее общества и государства.
Помимо того, что педагог обучает детей основам своего предмета, он учит школьников другим немаловажным вещам: следует ли держать данное другу слово, можно ли обидеть сверстника, имеет ли человек право на собственное мнение и так далее. Он учит этому в том числе и на своём примере, демонстрируя детям образцы того или иного поведения. Поэтому проблема этичного поведения учителя всегда была и остаётся актуальной.
Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, способствует созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе, установлению правильных взаимоотношений как с классом, так и с каждым отдельным ребёнком. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся. И напротив, несоблюдение этических норм негативно влияет на результаты педагогической деятельности.
Одаренность это - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Важную роль играют манеры педагога, которые складываются из походки, телодвижений, позы при сидении, стоянии, жестикуляции, мимики.
Особая роль в передаче информации во время урока отводится мимике -движениям мышц лица. Мимика помогает выражать проживаемые состояния, отношения. Следует избегать обращения взгляда к стенам, окнам, потолку. Взгляд педагога должен быть обращен к учащимся, создавая визуальный контакт. При этом нужно стремиться держать в поле зрения всю аудиторию.
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 379 LME^^Sl
Мрачное, угрюмое выражение лица педагога угнетает обучающихся, вызывает у них чувство неприязни. Каменное, бесчувственное выражение лица отдаляет их от учителя, вызывает стеснение и нежелание задавать вопросы, ходить на консультации и дополнительные занятия.
Важным элементом выражения лица является улыбка, которая без слов показывает радость и удовольствие от общения. Однако улыбка педагога должна быть естественной и выражать его истинные чувства. Иногда встречаются дежурные бесчувственные улыбки, которые маскируют истинную сущность человека. Такие улыбки могут распознаваться не сразу, однако, будучи распознанными, вызывают глубокое и стойкое недоверие к улыбающемуся человеку. Педагог не должен злоупотреблять «улыбчивостью», у учащихся вырабатывается в этом случае мнение о фальшивости поведения преподавателя. Для появления улыбки должна быть веская, понятная обучающимся причина. Но, безусловно, нужно пронимать, что дело состоит не столько в улыбке, сколько во внутреннем стремлении педагога понять каждого ученика, его запросы и состояние.
Одаренный ребенок это - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это - всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Кроме вышеперечисленного, зачастую педагог, увлекаясь общением, теряет контроль над своими телодвижениями и может при этом нанести ущерб своему
авторитету. В психологии существуют понятия «открытость» и «закрытость» собеседника.
Открытость состоит в расположенности человека к общению, внимательному восприятию информации, стремлению понять собеседника. Закрытость - такое состояние, которое затрудняет общение и ведёт к непониманию собеседниками друг друга.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Заниматься с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений нашей работы.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 381 LME^^Sl
2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.
3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.
4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.
5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.
6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.
7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.
8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.
9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.
10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.
11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.
12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.
13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.
14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.
15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.
16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.
17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.
18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.
21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.
23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.
25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.
28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.
29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.
30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.