Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе
учебного процесса в вузе
Комил Буронович Холиков Туркистанский инновационный университет
Аннотация: Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка - согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) - оправдано. Важным является то, чтобы учащиеся прислушивались к мнению учителя, выполняя его поручения. Наряду с этим, они должны чувствовать себя комфортно, для чего учитель должен установить свой авторитет. Установка авторитета представляет собой относительно трудный процесс. В этом деле учителю необходимо показать свой интерес и уважение, подкрепляя это знаниями. Стресс у учителей, вызванный тяготами жизни, стресс у студентов, который является следствием материальных проблем в семье, вызывает повышенную агрессию с обоих сторон.
Ключевые слова: стресс у студентов, конфликт между студентами, профессиональная позиция учителя, интерес и уважение
Techniques for analyzing and correcting various situations that arise between a teacher and a student during the educational process at a university
Komil Buronovich Kholikov Turkistan Innovative University
Abstract: A professional position focused on the potential of the child, on his further development, should be tactically worked out, and a subtle psychological touch on the personality of the child - according to what he is now (age, condition, experience, knowledge, intelligence, abilities, level of upbringing etc.) is justified. It is important that students listen to the opinion of the teacher, following his instructions. Along with this, they must feel comfortable, for which the teacher must establish his authority. Establishing authority is a relatively difficult process. In this case, the teacher needs to show his interest and respect, backing it up with knowledge. Stress among
teachers caused by the hardships of life, stress among students, which is a consequence of material problems in the family, causes increased aggression on both sides.
Keywords: student stress, conflict between students, teacher's professional position, interest and respect
Целью учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это обстоятельство является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный социальный институт.
Наиболее глубоко конфликты изучаются двумя направлениями: социологическим и психологическим. Так, социологический подход исследует конфликт между структурами общества («группа-группа», «группа-личность»). Психологический подход акцентирует свое внимание на исследовании личности, формировании мотивов (их столкновений) и формировании личностных конфликтов. Рассматривается проблема конфликтов в направлении «личность-общество».
Анализ педагогических конфликтов показал, что проблема конфликтного взаимодействия в системе «учитель-ученик» лежит в плоскости социально-психологического подхода к нему, учитывающего особенности состояния общества, семейного воспитания, структуру учебного класса и личностные качества учащегося (прежде всего связанных с возрастом).
При всем разнообразии конфликтов можно выделить их основные причины:
- в последние годы учащиеся сильно изменились, тогда, как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять - пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные;
- отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности;
- консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств;
- оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.
- учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.
- немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и
нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.
Основным звеном при разрешении педагогических ситуаций является проведение ее психологического анализа.
В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, то есть в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.
Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически проработана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ребенка - согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) - оправдано.
В ходе обучения большое значение имеет не только личность учителя, но и взаимоотношения, которые происходят между ним и студентами. Их устанавливает сам учитель, при этом отношения полностью зависят от целей учителя и того, какой личностью он является и какие качества для него присущи. От того какие отношения сформируются между субъектами обучения студентами зависит все последующее обучение и воспитание, включая их соотношение.
Важным является то, чтобы учащиеся прислушивались к мнению учителя, выполняя его поручения. Наряду с этим, они должны чувствовать себя комфортно, для чего учитель должен установить свой авторитет. Установка авторитета представляет собой относительно трудный процесс. В этом деле учителю необходимо показать свой интерес и уважение, подкрепляя это знаниями. Здесь важны психологические особенности и умение находить подход к студентам, поэтому даже для самого компетентного педагога это может стать сложной задачей. Воспитательный и учебный процесс, как и любое развитие, невозможно представить без противоречий и конфликтов. Обычным явлением является конфронтация со студентами, условия жизни которых нельзя назвать благоприятными. Ученые выделили определенную классификацию конфликтов между учителем и студентом: Действия, которые связаны с успеваемостью студента, с выполнением заданий вне учебы; Поведение (поступки) преподавателя в качестве реакции на нарушение студентами правил поведения в учебном заведении и вне его; Отношения, проявление которых характерно для эмоционально-личностных отношений студентов и преподавателей.
Конфликт деятельности возникает между преподавателем и студентом. Он проявляются в том, что ученик отказывается выполнить учебное задание или выполняет его плохо. Для этого характерно несколько причин, включая высокую утомляемость, сложности в усвоении учебного материала. В некоторых
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 352 LME^^Sl
ситуациях это может быть неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи. Такой тип конфликта чаще всего происходят со студентами, испытывающими трудности в усвоении материала. Характерны случаи и для учителей, преподающих в аудитории непродолжительное время, когда отношения ограничиваются только учебной работой. В меньшей мере такие конфликты присущи для уроков, где общение определяет характер сложившихся отношений со студентами в другой обстановке.
Педагогическая ситуация способна приводить к конфликту и при наличии ошибки при анализе поступка студента. Учитель не выясняет мотивы или делает необоснованный вывод, поскольку одинаковый поступок может диктоваться разными мотивами. Для конфликтов отношений характерно неумелое разрешение педагогом проблемных ситуаций. Они, как правило, имеют затяжной характер, приобретая личностную окраску и порождая длительную неприязнь студента к учителю (способны на долгое время нарушить взаимодействие). Современные технологии студентов делает ленивым. Чтобы не задали всё находиться в интернете. По этой причины они перестали читать, писать и стали наглыми. На самом деле они ничего не знают.
Вот это ситуация, мне кажется, происходит во всех учебных заведениях, где проходят занятие «интер-активными методами», всё что связана с компьютером.
Компьютер он хороший помощник, бессомненно. Если студенты занимаются дома, решают задачи. Когда сдают экзамены, они должны решать задачи устно или письменно.
Среди причин педагогических конфликтов можно назвать: Недостаточную ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций; Наличие разного социального статуса у студентов конфликтов, чем может определяться их поведение в конфликтах; Разный жизненный опыт участников, обусловливающий степень ответственности за ошибки в процессе разрешения конфликтов; Разное понимание событий и их причин (учитель и студент видят конфликт разными глазами), воспитание в семье и др.
Ошибка преподавателя в ходе разрешения конфликта может породить новые проблемы и конфликты, в которые уже включаются другие ученики. Так, исследователями было выведено положение, что педагогический конфликт проще предупредить, чем разрешить.
Учитель для успешного выхода из конфликта должен уметь правильно определить свою позицию. Если на его стороне находится весь коллектив аудитории, то ему будет проще определить оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же аудитория встает на сторону нарушителя дисциплины (или занимает двойственную позицию), то это может привести к негативным последствиям (например, конфликты могут стать хроническим явлением).
ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 3.848 353 LME^^Sl
Эффективные взаимоотношения и конструктивный выход из конфликта предполагают взаимодействие педагога и родителей. Особенно это необходимо в случае, когда со студентом проблему решить невозможно самостоятельно в пределах учебного процесса. Абсолютно неправильно всю ответственность за конфликтные ситуации, возникающие между студентом и учителем, возлагать на последнего. Это обусловлено тем, что современные студенты заметно отличаются от тех, что учились раньше, причем часто не в лучшую сторону.
Помимо того, заметно ухудшается с годами и социально-экономическая обстановка в самом университете. Это ведет, в свою очередь, к возникновению конфликтов между преподавателями и учащимися. Снижается и качество профессиональной подготовки преподавателей, а низкий уровень жизни приводит к возникновению напряженности во взаимоотношениях. Стресс у учителей, вызванный тяготами жизни, стресс у студентов, который является следствием материальных проблем в семье, вызывает повышенную агрессию с обоих сторон.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.
2. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.
3. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.
4. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.
5. К.Б. Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.
6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.
7. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927.
8. К.Б. Холиков. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки, гармонию, контрапункта и совокупность аккордов. Scientific progress 2 (4), 361-369.
9. К.Б. Холиков. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Scientific progress 2 (4), 380-385.
10. К.Б. Холиков. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива. Scientific progress. 2 (№3), pp. 1025-1031.
11. К.Б. Холиков. Специальный барьер для заключительного этапа каденции как процесс музыкально-технической обработки произведения. Science and Education 2 (12), 710-717.
12. К.Б. Холиков. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1032-1037.
13. К.Б. Холиков. Структура физических упражнений на уроках музыки. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1060-1067.
14. К.Б. Холиков. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, при кантрапунктной музыки. Scientific progress. 2 (№3), pp. 697-704.
15. К.Б. Холиков. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности. Scientific progress. 2 (№3), pp. 715-721.
16. К.Б. Холиков. Актуальные задачи высшего профессионального образования и стратегии обучения по направлениям музыки и музыкальное образование. Science and Education 2 (11), 1039-1045.
17. К.Б. Холиков. Обширные знания в области музыкальных наук Узбекистана и порядка функционального взаимодействия в сфере музыки. Scientific progress 2 (6), 940-945.
18. К.Б. Холиков. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры. Science and Education 3 (2), 1181-1187.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Строительство уникальных знаний и сооружений по музыке в высшей, учебных заведениях. Scientific progress 2 (6), 958-963.
21. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
22. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150.
23. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
24. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576.
25. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
26. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
27. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458.
28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075.
29. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014.
30. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.