УДК:378-058.56(47)
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ И
РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ1
В.Б. Салахова
В статье представленої результаты теоретических и эмпирических исследований динамики ценностных ориентаций и компонентов в структуре личности осужденных в процессе получения высшего образования. Образовательная деятельность рассматривается как процесс, способствующий исправлению и перевоспитанию личности преступника в условиях исполнения наказания.
Ключевые слова: делинквентное поведение, личность осужденного, ценностные ориентации, образовательная деятельность.
В процессе получения высшего профессионального образования, человек усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры. Высокий общеобразовательный и профессиональный уровни являются основой для успешной социализации, адаптации и функционирования личности в системе общественных связей, а развитие личности в условиях современного общества не может рассматриваться вне контекста данной деятельности.
Современное состояние российского общества характеризуется на данный момент времени стремлением к демократизации и гуманизации всех сфер его деятельности, в том числе и образовательной системы на всех ее уровнях. Данные тенденции находят свое выражение и в уголовно-исполнительной системе РФ, а именно в образовательных учреждениях, которые входят в ее структуру или взаимодействую с ней. Кроме того, построение основ российской государственности предполагает совершенствование деятельности всех звеньев пенитенциарной системы и, в том числе, образовательных учреждений, в которых обучаются лица, осужденные к различным видам уголовных наказаний.
Однако, демократизация и гуманизация современного общества, не решает проблемы возрастающей криминализации социальной среды, отсутствия действенных, реально функционирующих механизмов исправления и последующей социальной адаптации лиц, возвращающихся из мест лишения свободы, что обусловливает достаточно высокий процент вторичной (рецидивной) преступности.
Психолого-педагогической целью исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является такое изменение личности осужденных, которое обеспечивало бы при их освобождении возможность и готовность вести законопослушный образ жизни и разделять присущие законопослушным гражданам ценности, нормы и правила. Безусловно, для эффективного решения этой задачи уголовная система должна опираться не только на базовые средства исправления (труд, режим, кара), но и на дополнительные (ресурсные) способы воздействия, обращенные к ядру личности осужденных, их внутреннему духовному миру.
Учитывая необходимость дополнительных ресурсов в системе исполнения наказания, направленных на исправление и перевоспитание личности осужденных, а так же модернизацию системы УФСИН в рамках образовательной деятельности, нами была предпринята попытка рассмотреть получение высшего профессионального образования осужденными, как средства исправления и коррекции их личности.
В подтверждение оправданности выбора учебно-профессиональной деятельности, в качестве средства исправления личности преступника необходимо привести ряд сформулированных положений посвященных данной проблеме.
Современные исследования профессионального становления и развития личности ведутся на основе личностно-деятельностного подхода, учитывающего единство мотивационно-потребностной и операционной сфер учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. Эта общая позиция может быть конкретизирована в следующих положениях [3].
Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, индивид не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь, как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность. Следовательно, процесс получения высшего профессионального образования - это одна из форм развития личности.
Процесс обеспечения профессионального становления личности включает в себя конструирование способов овладения операционной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы профессионального становления, а также комплекс мер, направленных на осознание субъектом учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности.
Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГКЖ2 П2408
обусловливает качественные изменения в структуре личности на всех психологических уровнях: когнитивном, эмоционально-мотивационном и поведенческом.
С таких позиций, учебно-профессиональная деятельность представляет собой процесс, опосредующий развитие и изменения личности, как субъекта данной деятельности.
Перекладывая опыт данных исследований в русло пенитенциарной психологии, наиболее интересным на наш взгляд представляется исследование изменений происходящих в структуре личности осужденного, в процессе получения высшего образования. В связи с этим, мы предположили, что формирование системы профессиональных представлений у осужденных найдет свое отражение в некотором продуктивном изменении их личности в сторону исправления и социальной адаптации. Соответственно, нами было предложено две взаимосвязанных гипотезы:
1)образовательная деятельность может рассматриваться как средство исправления личности осужденного, наряду с режимом, воспитанием и трудом;
2)процесс получения высшего профессионального образования приводит к изменениям в структуре личности осужденного, составляющих основу для его последующей ресоциализации.
Учитывая вышесказанное, перед нашим исследованием были поставлены следующие задачи:
1)изучение динамики ценностных ориентаций личности осужденных в процессе учебнопрофессиональной деятельности;
2)исследование динамики личностных особенностей осужденных в процессе учебнопрофессиональной деятельности.
Нами была предпринята попытка эмпирическим путем определить значение высшего профессионального образования в местах лишения свободы для исправления личности осужденных, формирования общей культуры и законопослушного поведения, повышения уровня интеллекта, адаптации личности к жизни в обществе и ее последующей ресоциализации.
Для осуществления вышеперечисленных задач нами была разработана программа эмпирического исследования, которая включала изучение и анализ особенностей личностной и ценностно-смысловой сфер осужденных в процессе получения высшего профессионального образования, а также определение доминирующих мотивов учебной деятельности.
Выборку исследования составили 120 осужденных учреждения ФГУ ИК-2 УФСИН РФ по Ульяновской области г. Новоульяновска, образующих контрольную и экспериментальную группы. Экспериментальная группа включала в себя осужденных, поступивших на момент начала исследования, на первый курс современной государственной академии по специальности «менеджмент». В контрольную группу входили осужденные, не включенные в образовательный процесс. В связи с изучением динамики личностных особенностей, ценностных ориентаций и доминирующих мотивов осужденных в процессе получения высшего образования исследование носило лонгитюдный характер, и предполагало ведение контрольной и экспериментальной групп на протяжении трех лет (с 2008г. по 2010г.). Возраст испытуемых находился в диапазоне от 18 до 22 лет. Группы выровнены по гендерному составу (юноши). Также, при определении выборки исследования, учитывались характер преступления и срок отбывания наказания.
В данной статье, отражена лишь часть проведенной работы, а именно исследование и анализ высшего профессионального образования, как средства исправления и перевоспитания личности осужденных.
Так, в силу тематики заявленной проблемы и ограниченности объема изложения, нами отражена основная часть разрабатываемого исследования - представлены особенности динамики ценностных ориентаций и некоторые изменения компонентов в структуре личности осужденных, в процессе получения высшего профессионального образования, в сторону их исправления. Однако необходимо отметить, что по результатам исследования нами были обнаружены статистически значимые по 1> критерию Стьюдента различия средне групповых значений между контрольной и экспериментальной группой. После обработки и интерпретации полученных данных, мы получили показатели, свидетельствующие о том, что исправление и перевоспитание личности осужденного с помощью режима, трудовой деятельности и воспитательной работы, в отрыве от образовательного процесса к продуктивности не приводят. То есть обнаруженная продуктивная динамика ценностных ориентаций и некоторых компонентов, в структуре личности осужденных, является следствием включения последних в образовательный процесс.
Для того чтобы оценить значимость различий в структуре личности осужденных в эмоционально-волевой, коммуникативной и интеллектуальной сферах (деление личности по трем блокам А.Н. Капустиной) использовался Т-критерий Стьюдента.
С целью анализа динамики личностных особенностей осужденных в процессе получения высшего профессионального образования было проведено сравнение средне групповых значений
саждого из 16 факторов по всем годам исследования. При анализе динамики личностных особенно» осужденных и по результатам сравнения показателей за первый и второй года обучения (таблица 1,2 рис.1) статистически значимыми по 1-критерию Стьюдента оказались различия средне групповых значений по факторам, отражающим динамику и в коммуникативной, и в эмоционально-волевой и в интеллектуальной сферах личности преступника.
Таблица 1
Таблица динамики показателей средних значений по 16-PF факторному личностному
опроснику Р. Кеттелла
средние показатели по осужденным 2008г. средние показатели по осужденным 2009г. средние показатели по осужденным 2010г.
самооценк
а
ма
6
6
коммуникативная
сфера
А
8
С
7
Н N
Q
интеллектуальная
сфера
эмоционально-в олевая сфера
7 6 7
7 6 6
8 7 5
В
3
Е
8
м
4
Q1
7
о
9
О
6
ь
8
4 6
5 5
6 6
Q3
8
7
Q
4
7 4
Таблица 2
Таблица статистически значимых по ^критерию Стьюдента различий средне групповых значений по факторам, отражающим динамику в коммуникативной, эмоционально-волевой и
интеллектуальной сферах личности осужденного
а £ _ © коммуникативная сфера интеллектуальная сфера эмоционально-волевая сфера
Г N В Е М с I ь дэ
1-2 курсы обучения 4,28452** 2,72538* 4,6634** 2,6022* 2,4189* 4,8242** 4,6634** 2,8820* ^эмп
2,00171** 2,00171* 2,0017** 2,0018* 2,0017* 2,0017** 2,00172* 2,0017* ^крит
2-3 курсы обучения 4,2526** 2,85113* 4,3294** 3,04107* 2,5238* 3,02139* ^эмп
2,0017** 2,00171* 2,0017** 2,00171* 2,0017* 2,00171* ^крит.
5
8
8
5
5
7
8
5
5
6
8
8
7
6
6
6
5
6
5
* - значимые различия при р<0,05 ** - значимые различия при р<0,01
Обнаруженные значимые различия в показателях, отражающих динамику личностных особенностей осужденных в процессе получения высшего профессионального образования, свидетельствуют об изменении коммуникативной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер осужденных.
Рисунок 1
Гистограмма средних значений динамики структуры личности осужденных по 16-PF факторному личностному опроснику Р. Кеттелла
Показатели средних значений динамики структуры личности осужденных по 16-РР факторному личностному опроснику Р.Кеттелла
□ 2008г. ■ 2009г.
□ 2010г.
Ма
А
С
Р
Н
N
02
В
Е
М 01
о
|_
03 04
Представленные результаты исследования, свидетельствуют о наличии некоторой динамики компонентов в структуре личности осужденного. Так, в результате учебно-профессиональной
еятельности в рамках коммуникативной сферы мы наблюдаем динамику таких личност]' особенностей осужденных как благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению, склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность в восприятии действительности, сдержанность в проявлении эмоций. Динамика данных особенностей заключается в тенденции к преобладанию таких характеристик личностной сферы как: жизнерадостность,
эмоциональная значимость социальных контактов, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группе. Кроме того, наблюдается увеличение по степени выраженности таких личностных характеристик как, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость. Интересно отметить, что в субкультурных исследованиях была выявлена связь перечисленных особенностей со способностью к выживанию и с определенной изощренностью. По данным характеристикам люди с высокими показателями являются лидерами в аналитической, целенаправленной дискуссии и в формировании функциональных групповых решений.
Интеллектуальная сфера осужденных в процессе получения высшего профессионального образования также претерпевает изменения, что свидетельствует об интеллектуальном развитии личности преступника. Так, если на I курсе обучения, осужденные демонстрировали некоторую ригидность мышления, затруднение в решении абстрактных задач, сниженную оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры, то к III курсу обучения наблюдается развитие абстрактном мышлении, для испытуемых становится характерна высокой оперативности, сообразительности, быстрой обучаемости, достаточно высоком уровне общей культуры, особенно вербальной.
Также необходимо отметить, что у студентов-осужденных Ьго курса обучения преобладают такие личностные особенностей осужденных как самостоятельность, независимость, настойчивость и упрямство. Реже проявляются конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения. Динамика данных особенностей приводит к тому, что на III курсе обучения осужденный демонстрирует такие личностные особенности как уступчивость, тактичность, скромность, экспрессивность.
И, наконец, изменения в эмоционально-волевой сфере личности осужденного выражаются в ослаблении таких личностных характеристик как настойчивость, эгоцентричность, раздражительность, принятие общепринятых правил и норм (криминальной субкультуры). Осужденные демонстрируют преобладание более гуманных настроений - впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, сопереживанию и пониманию других людей. художественное восприятие мира, Возрастает уровень дисциплинированности и самоконтроля.
Таким образом, анализ динамики личностных особенностей осужденных в процессе учебнопрофессиональной деятельности, свидетельствует об изменении вышеперечисленных компонентов в структуре личности.
Дальнейшее исследование значимости высшего профессионального образования для исправления и перевоспитания личности преступника, было посвящено анализу ценностно-смысловой сферы осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности. Для осуществления данной задачи нами была использована методика, направленная на определение содержательной стороны сущности личности (тест ценностных ориентаций М. Рокича).
Анализ динамики ценностных ориентаций осужденных по временным показателям (2008г.-2010г.) выявил статистически значимые по 1-критерию Стьюдента различия средних значений ценностносмысловой серы личности осужденных относительно терминальных ценностей (таблица 3,4; рис.2).
Таблица 3
Таблица динамики средних значений терминальных ценностей по тесту М. Рокича «Ценностные ориентации»
средние показатели 1 год средние показатели 2 год средние показатели 3 год
Терминальные ценности осужденных
1. Активная деятельная жизнь
2.Жизненная мудрость
3. Здоровье
4.Интересная работа
5.Красота природы и искусства
6. Любовь
7.Материально обеспеченная жизнь
8.Наличие хороших и верных друзей
обучения
обучения
обучения
10 8 9
8 7 8
9 4 2
9 8 8
12 14 11
7 5 8
6 5 8
10 6 4
'.Общественное признание 13 10 13
10. Познание 7 11 10
11 .Продуктивная жизнь 8 11 7
12. Развитие 8 10 10
13. Развлечения 9 12 14
14. Свобода 9 9 7
15.Счастливая семейная жизнь 9 8 7
16.Счастье других 16 15 16
17.Творчество 14 16 13
18.Уверенность в себе 6 9 14
Таблица 4
Таблица статистически значимых по 1-критерию Стьюдента различий средне групповых значений по факторам, отражающим динамику в ценностно-смысловой сфере личности
Терминальные ценности осужденных 1-2 курсы обучения (2008г.-2009г.) 2-3 курсы обучения (2009г.-2010 г.) гэмпирическое -Шритическое
Здоровье 3,43164>2,001717* 2,644178>2,001717*
Красота природы и искусства -2,62822>2,001717* 2,790116>2,001717*
Наличие хороших и верных друзей 3,451845>2,001717* 2,649469>2,001717*
Общественное признание 3,254494>2,001717* -3,60249>2,001717*
Познание -3,02061>2,001717* -
Продуктивная жизнь -2,55946>2,001717* 3,79731>2,001717*
Развитие -2,67204>2,001717* -
Уверенность в себе -2,62315>2,001717* -5,63871>2,001717**
* - значимые различия при р<0,05
** - значимые различия при р<0,01
Обнаруженные значимые различия в показателях, отражающих динамику терминальных ценностей осужденных в процессе получения высшего профессионального образования, свидетельствуют об изменении некоторых особенностей ценностно-смысловой сферы их личности.
Рисунс
Гистограмма средних значений динамики терминальных ценностей осужденных по тесту М.Рокича «Ценностные ориентации»
Показатели динамики средних значений рангов терминальных ценностей осужденных по тесту М.Рокича "Ценностные ориентации"
□ 2008г. ■ 2009г.
□ 2010г.
Анализ динамики ценностных ориентаций осужденных по временным показателям (2008г.-2010г.) выявил статистически значимые по 1>критерию Стьюдента различия средних значений ценностносмысловой серы личности осужденных относительно инструментальных ценностей (таблица 5,6; рис.3).
Таблица 5
Таблица динамики средних значений инструментальных ценностей по тесту М. Рокича «Ценностные ориентации»
Инструментальные ценности средние показатели 1 год средние показатели 2 год средние показатели 3 год
осужденных 1. Аккуратность, чистоплотность 2.Воспитанность
3.Высокие запросы
4. Жизнерадостность
5. Исполнительность 6.Независимость
7.Непрмеримость к недостаткам других и своих
8. Образованность
9. Ответственность 10. Рационализм
11 .Самоконтроль 12. Смел ость в отстаивании своих взглядов 13.Твердая воля 14.Терпимость к недостаткам других и своих 15.Широта взглядов 16. Честность 17. Эффективность 18.Чуткость
обучения
10
13 11 10 6 6
14
9
9 13 5
10
7
8
8
9
10 12
обучения.
8
7 11 10 10
8
16
8
8
12
13
7
10
12
обучения
8
10
14
10
9
8
11
5
14
10
6
12
9
11
Таблица 6
Таблица статистически значимых по 1-критерию Стьюдента различий средне групповых значений по факторам, отражающим динамику в ценностно-смысловой сфере личности
осужденного
Инструментальные ценности осужденных 1-2 курсы обучения (2008г.-2009г.) 2-3 курсы обучения (2009г.-2010г.)
Воспитанность 5,399302>2,001717** -2,59785>2,001717*
Высокие запросы - -2,8607>2,001717*
Исполнительность -3,90177>2,001717* -
Непримиримость к недостаткам 2,62537>2,001717** 4,765126>2,001717**
Образованность - 2,557076>2,001717*
Ответственность 2,920978>2,001717* -
Рационализм 3,683271>2,001717* --
гэмпирическое -Шритическое
Самоконтроль -2,8388>2,001717* -5,24435>2,001717**
Смелость мнения 2,918898>2,001717* -2,90575>2,001717*
Терпимость -3,18309>2,001717* -
Широта взглядов -3,49442>2,001717* 4,375307>2,001717**
* - значимые различия при р<0,05 ** - значимые различия при р<0,01
Обнаруженные значимые различия в показателях, отражающих динамику инструментальных ценностей осужденных в процессе получения высшего профессионального образования, свидетельствуют об изменении некоторых особенностей ценностно-смысловой сферы их личности.
Рисунок 3
Гистограмма средних значений динамики инструментальных ценностей осужденных по тесту М.Рокича «Ценностные ориентации»
Показатели динамики средних значений рангов инструментальных ценностей осужденых по тесту М. Рокича "Ценностные ориентации"
□ 2008г.
□ 2009г.
□ 2010г.
С целью анализа динамики терминальных ценностей (ТЦ) и инструментальных ценностей (ИЦ) осужденных нами было проведено сравнение средне групповых значений рангов каждой из 18 ценностей в ТЦ и в ИЦ на протяжении трех лет обучения. В результате изучения ТЦ осужденных обнаружены статистически значимые по 1-критерию Стьюдента различия средне групповых значений по ценностям, представленным в таблице 4.
В результате изучения ИЦ осужденных обнаружены статистически значимые по 1-критерию Стьюдента различия средне групповых значений по следующим ценностям, представленным в таблице 6.
Итак, обнаруженные различия относительно динамики ТЦ и ИЦ осужденных, в процессе получения высшего профессионального образования, свидетельствуют о наличие определенных изменений в ценностно-смысловой сфере личности. Динамика терминальных ценностей осужденных проявляется в увеличение значимости таких ценностей как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «познание и продуктивная жизнь», наряду со снижением значимости в мировоззрении осужденных таких ценностей как «красоты природы и искусства», «общественного признания» и «развлечения». Динамика инструментальных ценностей представляет собой некий скачкообразный процесс, так как речь идет о выборе наиболее оптимальных средств для достижения вышеперечисленных ценностей-целей. Так, если на начальном этапе обучения в иерархии ИЦ осужденных на первый план выступали «непримиримость к недостаткам других и своих», «смелость в отстаивании своих взглядов», «самоконтроль», то к концу обучения доминирование перешло к «воспитанности» и «широте взглядов».
Таким образом, изучение и анализ динамики ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе получения высшего профессионального образования свидетельствует о непрерывной динамике, как терминальных (ценностей-целей), так и инструментальных (ценностей-средств) ценностей в структуре личности преступника.
Заключительным этапом нашего исследования, направленного на изучение значимости учебно-профессиональной деятельности в процессе исправления и перевоспитания личности осужденного, являлось определения доминирующих мотивов осужденных в процессе учебнопрофессиональной деятельности. Для осуществления поставленной задачи нами была использована методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе».
Анализ динамики доминирующих мотивов осужденных в рамках временного диапазона двух лет обучения выявил статистически значимые по 1-критерию Стьюдента различия средних значений по следующим показателям: «овладение профессией» и «получение диплома», в сторону увеличения данных показателей (таблица 7,8; рис.4).
по методики Т.И Ильиной «Мотивация обучения в вузе»
мотивы учебной деятельности осужденных приобретение знаний овладение профессией получение диплома
средние показателиза 2 год обучения 10,1 3,4 9
средние показателиза 3 год обучения 10,4 5,1 7,1
Таблица 8
Таблица статистически значимых по ^критерию Стьюдента различий средне групповых значений по факторам динамики мотивов учебной деятельности осужденных
Мотивыучебной деятельности осужденных 2-3 курсы обучения (2009г.-2010г.)
овладение профессией -2,59687-2,001717*
получение диплома 4,003523-2,001717**
ізмпирическое -ікритическое
* - значимые различия при р<0,05 ** - значимые различия при р<0,01
Обнаруженные значимые различия в показателях, отражающих динамику мотивов учебной деятельности осужденных в процессе получения высшего профессионального образования, свидетельствуют об изменении степени выраженности данных мотивов в структуре личности осужденного.
Рисунок 4
Гистограмма средних значений динамики доминирующих мотивов осужденных по м.
Т.И.Ильиной «Мотивация обучения в вузе»
Так, анализ доминирующих мотивов осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности характеризуется наличием определенной динамики мотивационной сферы осужденных в контексте обучения. А именно наблюдается тенденция к усилению мотива «овладение профессией», что свидетельствует об осознанности выбора высшего профессионального образования и ослабевание, не значимого для учебной деятельности мотива «получения диплома».
Представленные эмпирические данные позволяют говорить о наличие положительных изменений основных компонентов в структуре личности преступника, а также в ценностно-смысловой сфере в процессе получения высшего профессионального образования. Данный факт определяет учебнопрофессиональную деятельность как средство, направленное на исправление и перевоспитание личности осужденного к лишению свободы, с целью его последующей ресоциализации.
1. Динамика основных компонентов в структуре личности осужденного, в процессе учебнопрофессиональной деятельности проявилась в следующих изменениях: осужденные за период обучения стали более открыты в межличностном взаимодействии, вырос уровень общей вербальной культуры, выработалось умение контролировать свои эмоции и поведение. Кроме того, для поведения стали характерны дипломатичность и гибкость взаимодействия, направленность на реальную действительность, более высокая волевая регуляция и эмоциональная значимость социальных контактов.
2. Динамика в ценностно-смысловой сфере личности осужденных, в период получения высшего
профессионального образования характеризуется также положительными изменениями: как
относительно терминальных ценностей (ценностей-целей), так и инструментальных ценностей (ценностей-средств) наблюдается постепенное увеличение значимости общечеловеческих ценностей в мировоззрении осужденного (здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, образованность, твердая воля). Так, охарактеризовать ценностную сферу осужденного, обучающегося в
А можно следующим образом: общая направленность жизненных ценностей ориентирован; успешную адаптацию на свободе, эффективную ресоциализацию после освобождения (высокие притязания, требовательность к жизни, независимость, образованность). Ценности «свобода» и «развлечения» отступили на низшие позиции2, и важными ценностями становятся уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе и наличие хороших и верных друзей. Для них стало важнее такое качество как познание, возможность интеллектуального развития. Полученные результаты можно рассматривать как благоприятный прогноз для данной выборки осужденных.
Таким образом, на основании результатов эмпирического исследования, можно говорить о существовании положительной динамики основных компонентов в структуре личности осужденного. А также динамики ценностных ориентаций, что свидетельствует не только о переосмыслении и переоценки ценностей в процессе учебно-профессиональной деятельности в условиях лишения свободы, но и появлении новых возможностей в исправлении и перевоспитании личности осужденного.
The results of theoretical and empiric researches of the dynamics of the value system and components in the structure of the condemned person in the process of getting higher education are presented in the article. Education activity is considered as the process promoting correction and reduction of the condemned person.
The key-words: delinquent behavior, the condemned person, the value system, education activity.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2-х томах / Б.Г.Ананьев. М.: Педагогика, 1980.
2. Антонян, Ю.М. Личность преступника [Текст] / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, Эминов В.Е. СПб, 2004. 364 с.
3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. М., 1976. 158 с.
4. Бебенин В.Г. Образовательная деятельность как средство исправления и последующей социальной адаптации осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. М., 2008. С. 5 -44.
5. Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления осужденных [Текст] / А.Г. Ковалев. М., 1968. 96 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.,1975. 352 с.
7. Михлин, А.С. Характеристика осужденных к лишению свободы [Текст] / А.С. Михлин. - М., Т.2, 2001. 248 с.
8. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 512с.
Об авторе
Салахова В. Б. - аспирант ГОУ ВПО Ульяновского государственного университета факультета гуманитарных наук и социальных технологий кафедры психологии, e-mail: [email protected]
На основании результатов исследования за 2009г