УДК 378:343.8
Салахова Валентина Борисовна
Ульяновский государственный университет
Vell8686@mail. т
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ*
В статье представлены результаты исследования проблемы исправления и перевоспитания личности осужденных в современной уголовно-исполнительной системе. Выделены противоречия и предложена альтернатива их решения в рамках методов и подходов пенитенциарной системы. Дана характеристика учебно-профессиональной деятельности в системе исполнения наказания.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, пенитенциарная система, исправление и перевоспитание осужденных, учебно-профессиональная деятельность.
В современном российском обществе, наряду с экономическими, социальными и политическими трудностями, отмечается значительный рост преступности. В связи с этим увеличивается число осужденных за различные виды преступлений. Сложившаяся в стране пенитенциарная система во многом унаследовала от прошлого традиционные методы работы с осужденными, которые в целом характеризуются карательной направленностью. В действительности такой односторонний подход к исправлению осужденных не дает значимого эффекта, так как не вызывает существенных продуктивных изменений в деформированной личности преступника. Более того, может порождать социальную отчужденность, агрессивность, тревожность, негативное отношение к обществу и его правовым и нравственным нормам.
В связи с этим возникает потребность в смене требований к органам, исполняющим уголовное наказание. Практические структуры, осуществляющие работу, направленную на индивидуальную профилактику преступлений, исправление и перевоспитание осужденных, должны иметь комплекс необходимых программ, методов, форм и средств воздействия для эффективного обеспечения возвращения осужденных к законопослушному поведению. От степени разработанности представленного комплекса воздействия зависит эффективность всей системы индивидуальнопрофилактической деятельности и во многом состояние преступности в целом.
Уголовное наказание является не только карой за совершенное преступление, оно также служит исправлению и перевоспитанию личности преступника, а также предупреждению совер-
шения новых преступлений. В юридической и психологической литературе, массовом сознании формируется мнение, что пенитенциарные учреждения не справляются с решением вышеперечисленных задач. Высказываются утверждения, что лишение свободы не является надежным средством сдерживания преступного поведения среди лиц, отбывающих наказание. Практическим подтверждением этому служит постоянный рост преступности, увеличение количества рецидивов.
Объяснение неэффективности пенитенциарных учреждений, на наш взгляд, можно найти в том, что в процессе отбывания наказания осужденный приобретает негативные черты, проявляющиеся в склонности к насилию, корысти, неповиновению, тунеядству, неуважению к обществу и т.д. Причины такой перестройки могут быть связаны с недостаточной проработанностью методов организации служб, исполняющих наказание, а также с непрерывным укреплением и дальнейшим развитием сформированного ранее преступного стереотипа поведения личности осужденного в условиях лишения свободы. Однако факторы, оказывающие влияние на делинквентную личность, несомненно, имеют более разнообразный и широкий спектр. Еще недостаточно изучено влияние изоляции на психику человека, неоднозначно определяются характерологические особенности осужденного и степень воздействия на них режима, наказания и трудовой деятельности в условиях лишения свободы. Не дано объяснение того, в силу каких субъективных или объективных причин происходит перестройка в структуре личности осужденного, какие изменения претерпевает подструктура опыта. Отсутствуют надежные критерии оценки эффективности воздействия и груп-
* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК № П2408.
пового взаимодействия осужденных между собой и администрацией. Данные факты свидетельствуют о том, что методы, направленные на исправление и перевоспитание личности, совершившей преступление, не только не учитывают вышеперечисленные проблемы, но и не приводят к непосредственному результату.
Таким образом, остро встает проблема поиска дополнительных средств воздействия на личность осужденного с целью ее исправления и перевоспитания в условиях исполнения наказания. Исследование данной проблемы и предложение альтернативных путей ее решения требуют предшествующего анализа структуры личности осужденного в условиях исправительного учреждения.
Проблема такого феномена, как личность, ее структура и природа организации, компонентный состав и влияние на поведение и деятельность человека по-разному представлены в концепциях психологических теорий личности и достаточно известны. В нашем исследовании необходимо обратить пристальное внимание на характеристики личности, которые, согласно той или иной концепции, входят в ее структуру.
Итак, исходя из научных исследований, проведенных в разное время, в той или иной научной парадигме, мы можем сказать, что общепризнанной характеристикой личности, входящей в ее структуру, является направленность деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев и др.), а также ценностные ориентации - как составляющая направленности личности (В. Штерн, Б.Г. Ананьев, Б.Г. Ломов, Л.И. Анцыферова и др.). Важными качествами личности являются коммуникативные свойства, способности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова и др.). К числу важнейших качеств личности относят самооценку (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.), с которой связан уровень притязаний, потребность в достижениях (К. Левин,
В.Н. Мясищев и др.). Существенными в структуре личности считают свойства экстраинтровер-сии (К.Г. Юнг, Г. Айзенк, Б.Г. Ананьев). Значимость включения интеллектуальных свойств в структуру личности отмечали К.Г. Юнг, Э. Эриксон, А. Бандура, Дж. Келли, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др. На локус контроля как личностную черту указывали Дж. Роттер, Л.И. Анцыферова.
Таким образом, проведенный анализ теорий личности, различных подходов к толкованию ее
структуры и входящих в нее структурных компонентов позволили выделить в качестве сопутствующих личностному развитию и изменению в процессе человеческой деятельности такие личностные качества, как направленность личности, ценностные ориентации, коммуникативные способности, самооценка, потребность в достижениях, интеллектуальные способности и самоконтроль. Деятельность в данном случае рассматривается в качестве основного средства развития и изменения вышеперечисленных личностных качеств. Но возникает вопрос: любой ли вид деятельности приводит к данным результатам? Здесь нельзя не упомянуть общеизвестное положение Л.С Выготского о том, что именно обучение как деятельность приводит к развитию и изменению личности в целом (Л.С. Выготский, 1984).
Для более глубокого понимания проблемы профессионализации личности с позиции ее развития и изменения, мы обратились к основным положениям целостных концепций, раскрывающих все звенья механизма получения высшего профессионального образования как самостоятельного процесса.
В рамках концепции, разработанной Т.В. Кудрявцевым, учебно-профессиональная деятельность рассматривается как целостный процесс обретения профессиональной и социальной зрелости личности. Следовательно, данный процесс влечет за собой длительные, динамичные и многоуровневые изменения в структуре личности индивида.
Главной задачей концепции А.Т. Ростунова является создание эффективной системы управления формированием профессионализации личности. Основным понятием в его концепции является понятие «профессиональная пригодность», которое он рассматривает как некую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных подсистем: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Каждая подсистема, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков) более низкого ранга, которые обеспечивают функционирование как соответствующих подсистем, так и системы в целом, детерминируя процессы развития личности.
Наиболее интересной, на наш взгляд, представляется концепция профессионального развития личности Ю.П. Поваренкова. Результаты экспериментального исследования, проведенного этим автором, свидетельствуют о том, что стадия
профессионального обучения делится на два периода: учебно-академический и учебно-профессиональный. На первом формируется учебная деятельность, адекватная университетским требованиям, и личность студента; на втором начинают закладываться основы личности профессионала, психологическая система профессиональной деятельности, что приводит в конечном итоге к развитию личности индивида, к ее перестройке (Ю.П. Поваренков, 2003).
Как видно из литературы, посвященной проблемам исследования субъекта различных форм профессиональной активности и профессионализации в целом, в процессе обучения профессиональной деятельности ведущие элементы психологической структуры личности в ее качественном и количественном составе претерпевают значительные изменения, что было также подтверждено Ю.П. Поваренковым и другими учеными. Это доказывает сам факт влияния образовательного процесса на мотивационную сферу личности (направленность, потребности, интересы, мотивы и т.д.); способности личности (общие и специальные способности, одаренность, познавательные и психомоторные способности); характер и темперамент (устойчивые черты личности, описываемые с содержательной и динамической сторонами); опыт личности (знания, умения, привычки и т.д.); самосознание личности (структура и уровни Я-концепции, самопознание и самооценка, самоконтроль и само регуляция и т.д.) [3, с.5-44].
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы (Ф. Парсонс, Г. Эббинга-уз, К. Ховланд, Д. Сьюпер, Дж. Гилфорд, Дж. Голланд, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Н.П. Ерастов, Г.В. Суходольский, К. А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков и др.) доказывает влияние учебно-профессиональной деятельности на развитие личности в целом. А процесс профессионального становления личности приводит к изменениям определенных компонентов в ее структуре (переориентация направленности личности, смена системы ценностных установок, изменение самооценки и др.).
Но правомерно ли говорить о том, что происходящие изменения в структуре личности в процессе получения высшего образования могут способствовать перевоспитанию и исправлению
личности осужденного в условиях исполнения наказания? Поиск ответа на данный вопрос определил направление нашего дальнейшего исследования.
Представляется необходимым привести анализ существующих подходов к исправлению и перевоспитанию личности осужденного, а также методов, реализующих данный процесс. Целью данного анализа является методологическая обоснованность выбора учебно-профессиональной деятельности как средства, способствующего исправлению и перевоспитанию личности.
Существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Так, Ю.В. Жулева определяет исправление осужденного как «возобновление или повторность действия» и как противодействие социальной деградации личности. Далее она говорит о ресоциализации в смысле социальной адаптации, рассматривая в частности и процесс исправления. Т. Предов определяет исправление и перевоспитание личности осужденного как целенаправленный процесс, управляемую нравственно-психологическую подготовку, профилактическую деятельность. Е.В. Кулебя-кин под процессом исправления подразумевает несколько видов адаптации: адаптацию к макросреде, адаптацию к микросреде и адаптацию к самому себе (внутриличностную адаптацию, достижение необходимого единства внутреннего духовного мира и внешнего поведения личности). Сходной точки зрения придерживается
Н.А. Крайнова. Она предлагает рассматривать процесс перевоспитания осужденного как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена обществ, который осуществляется на основе применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, организационных, психоло-го-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения совершения им в дальнейшем противоправных деяний. Широкая трактовка и подробный анализ изучаемой нами проблемы приводятся у М.С. Рыбака, который говорит о том, что исправление - это корректировка свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе, определенной микросреде [6, с. 23-31].
Краткий обзор основных подходов, направленных на исправление личности осужденного, позволяет нам говорить о том, что учебно-профессиональная деятельность как процесс, в ходе которого осуществляется профессиональное становления личности осужденного, как субъекта профессиональной деятельности, как активного, мобильного, способного к постоянному развитию, готового к инновационной деятельности специалиста, может быть также рассмотрена как средство перевоспитания личности осужденных.
Что касается методов, реализующих процессы исправления и перевоспитания личности преступника, то на сегодняшний день в практике пенитенциарной системы в качестве основных используются: режим, труд, воспитательная работа и обучение (Ю.М. Антонян, 2004).
Анализ соответствующей литературы показывает, что под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении речь идет о формировании новых (должных) стереотипов поведения, необходимых привычек, новых качеств личности. Режим в данном случае призван выполнять три взаимосвязанных функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую порядок отбывания наказания. Однако современные исследования показывают, что режим определяется как долговременный фрустратор, лишающий человека определенных благ, ограничивающий удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Поэтому режим, как метод пенитенциарной системы, в психологическом аспекте никоим образом не способствуют успешному исправлению и перевоспитанию, а сочетание психологических и криминологических качеств личности преступника может привести к его дезадаптации и нервно-психическим срывам.
Другим не менее важным средством исправления и перевоспитания личности осужденного к исполнению наказания является труд. Наряду с режимом труд должен представлять собой одно из важнейших средств воздействия на личность преступника, так как основной функцией труда является воспитание личности осужденного. Еще Ф.М. Достоевский отмечал, что мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу. Труд, таким образом, должен представлять замещающую функцию, отвлекая осужден-
ных как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий [2, с. 3266]. Но современное состояние исправительной системы характеризуется свободой выбора данного средства исправления, что означает отсутствие оптимальной реализации вышеизложенных функций труда в системе исполнения наказания.
Следующим методом исправления личности преступника является воспитательная работа с осужденными. Психологическое воздействие в системе исполнения наказания должно включать следующие методы: переубеждение (коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию); регулирование межличностных отношений; регулирование поступающей информации; внушение - как метод воспитания и перевоспитания, основывающийся на авторитете сотрудника ИУ.
Реализацией данного метода в системе исполнения наказания занимается психологическая служба УФСИН РФ. Обзор современного состояния психологических лабораторий исправительных учреждений показал, что в связи с ограниченность кадрового состава достижение представленных целей невозможно, так как требует глубокой, продолжительной и индивидуальной работы с каждым осужденным (на примере Ульяновской области: 3 тыс. осужденных / 2 сотрудника психологической службы).
И, наконец, последним методом в системе исполнения наказания является обучение. Именно данное средство исправительного воздействия представляется, на наш взгляд, наиболее проблемным в пенитенциарной парадигме.
Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы показал, что данное средство призвано воспитывать и перевоспитывать личность преступника в условиях лишения свободы при соблюдении определенных условий: сообщаемые сведения должны являться научными; знания должны быть доступными для восприятия; знания должны воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу личности; осужденный должен приобретать необходимые умения и навыки; получать информацию о поведении в обществе. Перечисленные условия носят обобщенный характер и не обеспечивают возможности для осуществления какого-либо прогноза в русле исправления и перевоспитания личности преступника. Более того, в усло-
виях лишения свободы акцент ставится на предоставление осужденным общеобразовательного образования, как необходимого образования в условиях современного общества.
Таким образом, анализ существующих подходов к исправлению и перевоспитанию личности преступника, а также методов, реализующих данный процесс, показал, что современная пенитенциарная система не справляется с возложенными на нее функциями и задачами и необходим новый виток в ее развитии, обеспечивающий полноценную и многомерную работу исправительных учреждений. На наш взгляд, именно высшее профессиональное образования может заполнить пробелы исправительной системы, связанные с изменением определенных компонентов в структуре личности осужденного, его личностным развитием, «перерождением» преступника в добропорядочного, законопослушного гражданина.
Целью нашего исследования являлось определение противоречий и предложение альтернативных путей их решения в современной уголовно-исполнительной системе. Было выявлено, что методы и средства учреждений исполнения наказания, направленные на исправление и перевоспитание личности осужденного, не всегда справляются с целями и с задачами, регламентирующими их деятельность. Основным показателем данных выводов является ежегодное увеличение количества совершенных рецидивных преступлений. Кроме того, данные статистики свидетельствуют о том, что лишь 30% осужденных успешно проходят социальную адаптацию и ресоциализацию. Конечно, мы не отрицаем, что вероятность повторного рецидива - это не только следствие репродуктивного процесса исправления делинквентной личности, но и «заслуга» власти (отсутствие закона о проблемах социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, как это имеет место во многих зарубежных странах). Тем не менее существующая система исполнения наказания, характеризующаяся карательной направленностью и не приводящая к необходимым результатам, нуждается в реформировании основных средств и методов организации исправительного процесса. В качестве аль-
тернативного метода, призванного перевоспитать личность преступника и помочь в дальнейшей ресоциализации, нами была предложена учебнопрофессиональная деятельность - как важнейший этап в процессе становления и развития личности. Представлены методологические обоснования данного выбора на основании анализа трудов отечественных и зарубежных авторов, практики работы в УФСИН РФ. Однако реализация данной цели подразумевает проведение эмпирического исследование и анализ продуктивности внедрения высшего профессионального образования в условия исполнения наказания. Данное исследование является перспективным направлением нашей дальнейшей работы по созданию максимально эффективной системы исправления и перевоспитания личности осужденного в условиях лишения свободы.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. - М.: МПСИ, 2009. - 160 с.
2. Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологичес-ких воззрений и социальной философии. Гл. I Сущность наказания в виде лишения свободы и ресоциализация осужденных. - СПб., 2006. -С. 32-66.
3. Бебенин В.Г. Образовательная деятельность как средство исправления и последующей социальной адаптации осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2008. -
С. 5-44.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-386.
5. ЖулеваЮ.В. Теоретические аспекты ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Проблемы уголовной ответственности и исполнения наказания. Сб. науч. трудов адъюнктов и соискателей. - Рязань, 1999. - С. 18-19.
6. Михлин А.С. Изучение личности в ИТУ. -М., 1975. - С. 23-31.
7. Антонян Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. -СПб., 2004. - 364 с.