Научная статья на тему 'Высшее профессиональное образование в системе исполнения наказания. Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 гг. », ГК № п2408'

Высшее профессиональное образование в системе исполнения наказания. Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 гг. », ГК № п2408 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВЛЕНИЕ И ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / PENITENTIARY SYSTEM / CORRECTION AND RE-EDUCATION OF THE CONVICTS / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салахова Валентина Борисовна

В статье представлены результаты исследования проблемы исправления и перевоспитания личности осужденных в современной уголовно-исполнительной системе. Выделены противоречия и предложена альтернатива их решения в рамках методов и подходов пенитенциарной системы. Дана характеристика учебно-профессиональной деятельности в системе исполнения наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее профессиональное образование в системе исполнения наказания. Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 гг. », ГК № п2408»

(г, = 0,31 при р < 0,05), этнической толерантности (г, = 0,30 при р < 0,05), социальной толерантности (г, = 0,25 при р > 0,05) и уровнем развития коммуникативных склонностей студентов. Наличие прямой корреляционной связи свидетельствует о том, что уровень развития толерантности напрямую связан и зависит от формирования коммуникативных умений студентов;

- между уровнем развития коммуникативной толерантности и уровнем развития способности к разрешению межэтнических конфликтов у студентов (г, = 0,31 при р < 0,05). Отсюда следует вывод: чем выше уровень развития коммуникативной толерантности, тем выше уровень развития способности к разрешению межэтнических конфликтов у студентов-психологов;

- между шкалой способов разрешения этнических конфликтов и уровнем организаторских способностей (г, = 0,33 при р < 0,05). Прямая связь свидетельствует о том, что у студентов, имеющих высокий уровень организаторских способностей, будет эффективнее развиваться межэтническая толерантность и компетентность в разрешении этнических конфликтов.

Обратные корреляционные связи были установлены по следующим показателям:

- этнической толерантности и этноцентризма (г, = 0,40 при р < 0,01). Это факт подтверждает мысль о том, что уровень развития этнической толерантности прямо пропорционален уровню развития этноцентризма: чем выше уровень развития межэтнической толерантности, тем ниже уровень этноцентризма у испытуемых.

- уровнем развития коммуникативной толерантности и уровнем развития этноцентризма студентов (г, = 0,32 при р < 0,05), чем выше коммуникативная толерантность, тем ниже этноцентризм у студентов.

- шкалой поведения в конфликтной ситуации и уровнем развития организаторских склонностей (г, = 0,26 при р > 0,05). Развитие организационных склонностей приведет к более конструктивному поведению в конфликтной ситуации.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: во-первых, в рамках традиционного обучения в условиях полиэтнической образовательной

среды у студентов-психологов межэтническая толерантность и коммуникативная компетентность находятся на невысоком уровне. Для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности необходимо формировать у студентов эти личностные свойства по средствам организации внеучебной, воспитательной деятельности и внедрения активных методов социально-психологического обучения (групповые дискуссии, игровые методы, социально-психологические тренинги, кейс-метод, модерацию и др.). Во-вторых, установлено, что между уровнем развития межэтнической толерантности и коммуникативной компетентностью студентов имеется прямая корреляционная зависимость: формируя одно личностное свойство (коммуникативную компетентность), мы будем эффективно влиять и на формирование другого (межэтническая толерантность).

Литература

1. Алексеева, Л. Ф. Психолого-педагогические основания инновационной подготовки преподавателей вузов / Л.Ф. Алексеева. - Томск, 2005.

2. Асмолов, А.Г. Слово о толерантности / А.Г. Асмолов // Век толерантности. - 2001. - № 1. - С. 4 - 7.

3. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования / Г.В. Безюлева. - М., 2005.

4. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М., 2007.

5. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. -М., 1989.

6. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л.А. Петровская. - М., 1982.

7. Солдатова, Г.У. Толерантность - интолерантность -две грани межэтнического взаимодействия / Г.У. Солдатова // Век толерантность. - 2001. - № 1. - С. 90 - 100.

8.Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко.

- М., 2006.

9. Сурина, И.А. Этнические ценности современного студенчества: сущность, структура и методы исследования / И.А. Сурина, К.Р. Гайсанов. - М., 1998.

10. Ткач, Е.Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития / Е.Н. Ткач. - Хабаровск, 2001.

УДК 378:343.8

В. Б. Салахова

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент О.И. Ефимова

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

на 2009 - 2013 гг.», ГК № П2408

В статье представлены результаты исследования проблемы исправления и перевоспитания личности осужденных в современной уголовно-исполнительной системе. Выделены противоречия и предложена альтернатива их решения в рамках методов и подходов пенитенциарной системы. Дана характеристика учебно-профессиональной деятельности в системе исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная система, пенитенциарная система, исправление и перевоспитание осужденных, учебнопрофессиональная деятельность.

The results of the research of the problem of correction an re-education of the convicts in the modem penal system are presented in this article. The contradictions are found out and an alternative of their decision within the methods and approaches of the penitentiary system is offered. The characteristic of the educational and professional activity in the system of execution of the punishment is given.

Criminal-executive system, penitentiary system, correction and re-education of the convicts, educational and professional activity.

В современном российском обществе наряду с экономическими, социальными и политическими трудностями, отмечается значительный рост преступности. В связи с этим увеличивается число осужденных за различные виды преступлений. Сложившаяся в стране пенитенциарная система во многом унаследовала от прошлого традиционные методы работы с осужденными, которые в целом характеризуются карательной направленностью. В действительности такой односторонний подход к исправлению осужденных не дает значимого эффекта, так как не вызывает существенных продуктивных изменений в деформированной личности преступника. Более того, может порождать социальную отчужденность, агрессивность, тревожность, негативное отношение к обществу и его правовым и нравственным нормам.

В связи с этим возникает потребность в смене требований к органам, исполняющим уголовное наказание. Практические структуры, осуществляющие работу, направленную на индивидуальную профилактику преступлений, исправление и перевоспитание осужденных, должны иметь комплекс необходимых программ, методов, форм и средств воздействия для эффективного обеспечения возвращения осужденных к законопослушному поведению. От степени разработанности представленного комплекса воздействия зависит эффективность всей системы индивидуально-профилактической деятельности и во многом состояние преступности в целом.

Уголовное наказание является не только карой за совершенное преступление, оно также служит исправлению и перевоспитанию личности преступника, а также предупреждению совершения новых преступлений. В юридической и психологической литературе, массовом сознании формируется мнение, что пенитенциарные учреждения не справляются с решением вышеперечисленных задач. Высказываются утверждения, что лишение свободы не является надежным средством сдерживания преступного поведения среди лиц, отбывающих наказание. Практическим подтверждением этому служит постоянный рост преступности, увеличения количества рецидивов.

Объяснение неэффективности пенитенциарных учреждений, на наш взгляд, можно найти в том, что в процессе отбывания наказания осужденный приобретает негативные черты, проявляющиеся в склонности к насилию, корысти, неповиновению, тунеядству, неуважению к обществу и т.д. Причины такой перестройки могут быть связаны с недостаточной проработанностью методов организации служб, исполняющих наказание, а также с непрерывным укре-

плением и дальнейшим развитием сформированного ранее преступного стереотипа поведения личности осужденного в условиях лишения свободы. Однако факторы, оказывающие влияние на делинквентную личность, несомненно, имеют более разнообразный и широкий спектр. Еще недостаточно изучено влияние изоляции на психику человека, неоднозначно определяются характерологические особенности осужденного и степень воздействия на них режима, наказания и трудовой деятельности в условиях лишения свободы. Не дано объяснение того, в силу каких субъективных или объективных причин происходит перестройка в структуре личности осужденного, какие изменения претерпевает подструктура опыта. Отсутствуют надежные критерии оценки эффективности воздействия и группового взаимодействия осужденных между собой и администрацией. Данные факты свидетельствуют о том, что методы, направленные на исправление и перевоспитание личности, совершившей преступление, не только не учитывают вышеперечисленные проблемы, но и не приводят к непосредственному результату.

Таким образом, остро встает проблема поиска дополнительных средств воздействия на личность осужденного с целью ее исправления и перевоспитания в условиях исполнения наказания. Исследование данного вопроса и предложение альтернативных путей его решения требует предшествующего анализа структуры личности осужденного в условиях исправительного учреждения.

Проблема такого феномена как личность, ее структура и природа организации, компонентный состав, влияние на поведение и деятельность человека, по-разному представлена в концепциях психологических теорий личности и достаточно известны. В нашем исследовании необходимо обратить пристальное внимание на характеристики личности, которые, согласно той или иной концепции, входят в ее структуру.

Итак, исходя из научных исследований, проведенных в разное время в той или иной научной парадигме, мы можем сказать, что общепризнанной характеристикой личности, входящей в ее структуру, является направленность деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, В.Н. Мясищев и др.), а также ценностные ориентации как составляющие направленности личности (В. Штерн, Б.Г. Ананьев, Б.Г. Ломов, Л.И. Анцыферова и др.). Важными качествами личности являются коммуникативные свойства, способности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова и др.). Наиболее значимым считают самооценку (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.), с которой связан уровень притязаний, потребность в

достижениях (К. Левин, В.Н. Мясищев и др.). Существенными в структуре личности являются свойства экстра- и интроверсии (К.Г. Юнг, Г. Айзенк, Б.Г. Ананьев). Значимость включения интеллектуальных свойств в структуру личности отмечали К.Г. Юнг, Э. Эриксон, А. Бандура, Дж. Келли, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др. На локус контроля как личностную черту указывали Дж. Роттер, Л.И. Анцыферова.

Таким образом, анализ теорий личности, различных подходов к толкованию ее структуры и входящих в нее структурных компонентов позволили выделить в качестве сопутствующих личностному развитию и изменению в процессе человеческой деятельности такие личностные качества, как: направленность личности, ценностные ориентации, коммуникативные способности, самооценка, потребность в достижениях, интеллектуальные способности и самоконтроль. Деятельность в данном случае рассматривается в качестве основного средства развития и изменения вышеперечисленных личностных качеств. Но возникает вопрос: любой ли вид деятельности приводит к данным результатам? Здесь нельзя не упомянуть общеизвестное положение Л.С Выготского о том, что именно обучение, как деятельность, приводит к развитию и изменению личности в целом

[5].

Для более глубокого понимания проблемы профессионализации личности с позиции ее развития и изменения мы обратились к основным положениям целостных концепций, раскрывающих все звенья механизма получения высшего профессионального образования как самостоятельного процесса.

В рамках концепции, разработанной Т.В. Кудрявцевым, учебно-профессиональная деятельность рассматривается как целостный процесс обретения профессиональной и социальной зрелости личности. Следовательно, данный процесс влечет за собой длительные, динамичные и многоуровневые изменения в структуре личности индивида.

Главной задачей концепции А.Т. Ростунова является создание эффективной системы управления формированием профессионализации личности. Основным понятием в его концепции становится понятие «профессиональная пригодность», которое он рассматривает как некую систему, состоящую из четырех взаимосвязанных подсистем: профориентация, профотбор, профподготовка и профадаптация. Каждая подсистема, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков) более низкого ранга, которые обеспечивают функционирование как соответствующих подсистем, так и системы в целом, детерминируя процессы развития личности.

Наиболее интересной на наш взгляд представляется концепция профессионального развития личности Ю.П. Поваренкова. Результаты экспериментального исследования, проведенного этим автором, свидетельствуют о том, что стадия профессионального обучения делится на два периода: учебно-

академический и учебно-профессиональный. На первом формируется учебная деятельность, адекватная университетским требованиям, и личность студента; на втором начинают закладываться основы личности

профессионала, психологическая система профессиональной деятельности, что приводит в конечном итоге к развитию личности индивида, к ее перестройке.

В процессе обучения профессиональной деятельности ведущие элементы психологической структуры личности в ее качественном и количественном составе претерпевают значительные изменения, что было также подтверждено Ю.П. Поваренковым и другими учеными. Это доказывает факт влияния образовательного процесса на мотивационную сферу личности (направленность, потребности, интересы, мотивы и т.д.); способности личности (общие и специальные способности, одаренность, познавательные и психомоторные способности); характер и темперамент (устойчивые черты личности, описываемые с содержательной и динамической стороны); опыт личности (знания, умения, привычки и т.д.); самосознание личности (структура и уровни Я-концеп-ции, самопознание и самооценка, самоконтроль и само регуляция и т.д.) [4].

Идеи отечественных и зарубежных исследователей (Ф. Парсонс, Г. Эббингауз, К. Ховланд, Д. Сью-пер, Дж. Гилфорд, Дж. Голланд, Б.Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Н.П. Ерастов, Г.В. Суходольский, К. А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков и др.) свидетельствуют о влиянии учебно-профессиональной деятельности на развитие личности в целом. Процесс профессионального становления личности приводит к изменениям определенных компонентов в ее структуре (переориентация направленности личности, смена системы ценностных установок, изменение самооценки и др.).

Но правомерно ли говорить о том, что происходящие изменения в структуре личности в процессе получения высшего образования могут способствовать перевоспитанию и исправлению личности осужденного в условиях исполнения наказания? Поиск ответа на данный вопрос определил направление нашего дальнейшего исследования.

Представляется необходимым привести анализ существующих подходов к исправлению и перевоспитанию личности осужденного, а также методов реализующих данный процесс. Целью данного анализа является методологическая обоснованность выбора учебно-профессиональной деятельности как средства, способствующего исправлению и перевоспитанию личности.

Существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Так, Ю.В. Жулева определяет исправление осужденного как «возобновление или повторность действия» и как противодействие социальной деградации личности. Далее она говорит о ресоциализации в смысле социальной адаптации, рассматривая в частности и процесс исправления. Т. Предов определяет исправление и перевоспитание личности осужденного как целенаправленный процесс, управляемую нравственно-психологическую подготовку, профилактическую деятельность. Е. В. Кулебякин под процессом исправления подразумевает несколько видов адаптации: адаптацию к макро-

среде, адаптацию к микросреде и адаптацию к самому себе (внутриличностную адаптацию, достижение необходимого единства внутреннего духовного мира и внешнего поведения личности).

Н.А. Крайнова предлагает рассматривать процесс перевоспитания осужденного как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества. Данный процесс осуществляется на основе применения комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, с целью недопущения совершения им в дальнейшем противоправных деяний. В широком понимании исправление

- это «корректировка свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе, определенной микросреде» [7, с. 23].

Краткий обзор основных подходов, направленных на исправление личности осужденного, позволяет нам говорить о том, что учебно-профессиональная деятельность, как процесс, в ходе которого осуществляется профессиональное становления личности осужденного, как субъекта профессиональной деятельности, как активного, мобильного, способного к постоянному развитию, готового к инновационной деятельности специалиста, может быть рассмотрена как средство перевоспитания личности осужденных. Что касается методов, реализующих процессы исправления и перевоспитания личности преступника, то на сегодняшний день в практике пенитенциарной системы в качестве основных используются: режим, труд, воспитательная работа и обучение [2].

Анализ литературы показывает, что под режимом понимается урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении речь идет о формировании новых (должных) стереотипов поведения, необходимых привычек, новых качеств личности. Режим в данном случае призван выполнять три взаимосвязанных функции: карательную, воспитывающую и обеспечивающую порядок отбывания наказания. Однако современные исследования показывают, что режим определяется как долговременный фрустратор, лишающий человека определенных благ, ограничивающий удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Поэтому режим как метод пенитенциарной системы (в психологическом аспекте) никаким образом не способствуют успешному исправлению и перевоспитанию, а сочетание психологических и криминологических качеств личности преступника может привести к его дезадаптации и нервно-психическим срывам.

Другим не менее важным средством исправления и перевоспитания личности осужденного к исполнению наказания является труд. Наряду с режимом труд должен представлять собой одно из важнейших средств воздействия на личность преступника, так как основной функцией труда является воспитание

личности осужденного. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что мука вынужденного сожительства ослабляется уходом человека на работу. Труд, таким образом, должен представлять замещающую функцию, отвлекая осужденных, как от угнетающих мыслей, так и от различного рода антиобщественных действий [3, с. 32]. Но современное состояние исправительной системы характеризуется свободой выбора данного средства исправления, что означает отсутствие оптимальной реализации вышеизложенных функций труда в системе исполнения наказания.

Следующим методом исправления личности преступника является воспитательная работа с осужденными. Психологическое воздействие в системе исполнения наказания должно включать следующие методы: переубеждение (коренная ломка и перестройка взглядов и убеждений личности, замена их другими, противоположными по содержанию); регулирование межличностных отношений; регулирование поступающей информации; внушение, как метод воспитания и перевоспитания, основывающийся на авторитете сотрудника исправительного учреждения (ИУ).

Реализацией данного метода в системе исполнения наказания занимается психологическая служба УФСИН РФ. Обзор современного состояния психологических лабораторий исправительных учреждений показал, что в связи с ограниченностью кадрового состава достижение представленных целей невозможно, так как требует глубокой, продолжительной и индивидуальной работы с каждым осужденным (на примере Ульяновской области: 3 тыс. осужденных / 2 сотрудника психологической службы).

И, наконец, последним методом в системе исполнения наказания является обучение. Именно данное средство исправительного воздействия представляется, на наш взгляд, наиболее проблемным в пенитенциарной парадигме.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что данное средство призвано воспитывать и перевоспитывать личность преступника в условиях лишения свободы при соблюдении определенных условий:

- сообщаемые сведения должны являются научными, знания должны быть доступными для восприятия;

- знания должны воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу личности;

- осужденный должен приобретать необходимые умения и навыки;

- получать информацию о поведении в обществе.

Перечисленные условия носят обобщенный характер и не обеспечивают возможности для осуществления какого-либо прогноза в русле исправления и перевоспитания личности преступника. Более того, в условиях лишения свободы акцент ставится на предоставление осужденным общеобразовательного образования как необходимого образования в условиях современного общества.

Таким образом, анализ существующих подходов к исправлению и перевоспитанию личности пре-

ступника, а также методов, реализующих данный процесс, показал, что современная пенитенциарная система не справляется с возложенными на нее функциями и задачами, необходим новый виток в ее развитии, обеспечивающий полноценную и многомерную работу исправительных учреждений. На наш взгляд, именно высшее профессиональное образования может заполнить пробелы исправительной системы, связанные с изменением определенных компонентов в структуре личности осужденного, его личностным развитием, «перерождением» преступника в добропорядочного, законопослушного гражданина.

Целью нашего исследования являлось определение противоречий и предложение альтернативных путей их решения в современной уголовноисполнительной системе. Было выявлено, что методы и средства учреждений исполнения наказания, направленные на исправление и перевоспитание личности осужденного, не всегда справляются с целями и с задачами, регламентирующими их деятельность. Основным показателем данных выводов является ежегодное увеличение количества совершенных рецидивных преступлений. Кроме того, данные статистики свидетельствуют о том, что лишь 30 % осужденных успешно проходят социальную адаптацию и ресоциализацию. Конечно, мы не отрицаем, что вероятность повторного рецидива - это не только следствие репродуктивного процесса исправления делинквентной личности, но и «заслуга» власти (отсутствие закона о проблемах социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, как это имеет место во многих зарубежных странах). Тем не менее, существующая система исполнения наказания, характеризующаяся карательной направленностью и не приводящая к необходимым результатам, нуждается в реформировании основных средств и методов организации исправительного процесса. В качестве

альтернативного метода, призванного перевоспитать личность преступника и помочь в дальнейшей ресоциализации, нами была предложена учебнопрофессиональная деятельность как важнейший этап в процессе становления и развития личности. Представлены методологические обоснования данного выбора на основании анализа трудов отечественных и зарубежных авторов, практики работы в УФСИН РФ. Однако реализация данной цели подразумевает проведение эмпирического исследования и анализ продуктивности внедрения высшего профессионального образования в условия исполнения наказания. Данное исследование является перспективным направлением нашей дальнейшей работы по созданию максимально эффективной системы исправления и перевоспитания личности осужденного в условиях лишения свободы.

Литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Г.М. Андреева. - М., 2009.

2. Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб., 2004.

3. Баранов, Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии / Ю.В. Баранов. - СПб., 2006.

4. Бебенин, В.Г. Образовательная деятельность как средство исправления и последующей социальной адаптации осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Г. Бебенин. - М., 2008.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1984. - Т. 4.

6. Жулева, Ю.В. Теоретические аспекты ресоциализации несовершеннолетних осужденных /Ю.В. Жулева // Проблемы уголовной ответственности и исполнения наказания. - Рязань, 1999. - С. 18 - 19.

7. Митина, А.С. Изучение личности в ИТУ / А.С. Михлина. - М., 1975.

УДК 17:378.01

С.Ю. Смирнов

ТЕХНОЛОГИИ ДЕГЕРОИЗАЦИИ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье исследуется процесс дегероизации сознания российского общества и технологии осуществления этого процесса. Раскрывается технология подмены героического подвига на примерах А. Курбского, А. Власова и В. Саблина. Анализируется роль и значение военной присяги в армии. Рассматривается технология замалчивания и принижения исторического подвига на примере героев-пионеров. Изучается технология компрометации личности героя на примере Зои Космодемьянской. Приводятся примеры использования телевидения и рекламы в процессе дегероизации.

Дегероизация, технология, подмена героического подвига, присяга, замалчивание и принижение героического поступка, компрометация личности героя.

The process of deheroization of consciousness of Russian society and technologies for realization of this process are under review. The technology of substitution of the heroic deed on the examples of A. Kurbskiy, A. Vlasov and V. Sablin are revealed. The role and significance of the oath in the army are analyzed. The technology of hushing up and depreciation of the historic deed of heroes - pioneers is under consideration. The technology of discredit of the personality of a hero on the example of Zoya Kosmodemyanskaya is studied. Some examples of usage of television and advertising in the process of deheroization are given.

Deheroization, technology, substitution of the heroic deed, oath, hushing up and depreciation of the heroic deed, discredit of the personality of a hero.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.