Научная статья на тему 'Гуманизация исполнения наказания в виде предоставления права осужденным на получение высшего профессионального образования'

Гуманизация исполнения наказания в виде предоставления права осужденным на получение высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО / PERSONALITY OF CONDEMNED / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салахова Валентина Борисовна, Агаджанова Эмилия Рафаэловна

В статье представлен теоретический анализ проблемы гуманизации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также исправления и коррекции делинквентной личности. Высшее профессиональное образование рассмотрено как средство ресоциализации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салахова Валентина Борисовна, Агаджанова Эмилия Рафаэловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF RIGHTS OF CONVICTS TO HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article presents a theoretical analysis of the problem of humanization of the criminal and executive system of the Russian Federation, and of correction of delinquent personality. Higher education is considered as a mean of resocialization of the condemned.

Текст научной работы на тему «Гуманизация исполнения наказания в виде предоставления права осужденным на получение высшего профессионального образования»

Право

САЛАХОВА Валентина Борисовна - к.псих.н, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; Valentina_nauka@mail.ru)

АГАДЖАНОВА Эмилия Рафаэловна - аспирант кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; emШa73.90@ mail.ru)

ГУМАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА ОСУЖДЕННЫМ НА ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы гуманизации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также исправления и коррекции делинквентной личности. Высшее профессиональное образование рассмотрено как средство ресоциализации осужденных. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система РФ, личность осужденного, высшее профессиональное образование, ресоциализация

В настоящее время в России реализуется целый комплекс правовых реформ, направленных на совершенствование и развитие отечественной уголовно-исполнительной системы, создание принципиально новых видов исправительных учреждений, оптимизацию взаимосвязи с государственными органами и институтами гражданского общества. Важнейшая роль в этом процессе отводится Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, среди целей которой - повышение эффективности всей работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, а также повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Однако в современном российском обществе наряду с экономическими, социальными и политическими трудностями отмечается значительный рост преступности, который, в свою очередь, ведет к увеличению числа осужденных за различные виды преступлений. Анализ исследований, посвященных данной проблеме, позволяет говорить о том, что неэффективность пенитенциарных учреждений объясняет факт приобретения осужденными в период отбывания наказания таких негативных черт, как склонность к насилию, корысть, неуважение к обществу и т.д. (Ю.М. Антонян, М.И. Гернет, М.Г. Дебольский и др.), а методы, ориентированные на исправление преступника, не вызывают продуктивных изменений в деформированной личности (Ю.А. Алферов, Л.Н. Анцыферова, Е.М. Данилин, В.И. Игнатенко, А.Р. Ратинов и др.). В связи с этим остро встает проблема исследования исправления и коррекции осужденных в условиях исполнения наказания.

Проблема исправления и коррекции противоправной или любой другой деви-антной личности должна затрагивать исследование индивидуальной специфики внутренней жизни, реконструкцию субъективной картины мира личности. В ситуации ломки социальных стереотипов и набирающих силу новых социокультурных тенденций происходит формирование «аномальных» структур индивидуального сознания, в т.ч. ценностно-смысловых образований. Учитывая тот факт, что ценностно-смысловая сфера является центральным, ядерным образованием личности и, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации, обусловливает общую направленность его жизни, система ценностных

ориентаций и связанная с ней направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека. Как отмечает Д.А. Леонтьев, «чтобы понять поведение человека, надо раскрыть его смысл» [Леонтьев 1979: 3-13].

Однако проблема исправления и коррекции личности осужденных должна включать не только исследование и анализ особенностей ценностно-смысловой сферы как психологической категории, но и исследование факторов и механизмов ее формирования под воздействием методов пенитенциарной системы.

Анализ влияния современных методов исправительных учреждений, таких как режим отбывания наказания, трудовая деятельность, воспитательная работа с осужденными и обучение (получение осужденными общего среднего образования, а также обязательного начального профессионального образования или профподготовка для лиц, не имеющих трудовой профессии1), показал, что они являются не только малоэффективными, но и запускают механизмы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Социально-психологические методы и технологии работы с осужденными (программы психокоррекции агрессивности, тревожности, развития эмпатии и др.) также непродуктивны, т.к. преимущественно нацелены на коррекцию и развитие лишь отдельных черт характера преступника, тогда как системный подход, опирающийся на целостное личностное развитие, учитывающий историю личности, социальные, половозрастные и психологические особенности осужденных, остается нереализованным.

Анализ состояния разработанности проблемы показывает, что, с одной стороны, как в отечественной, так и в зарубежной психологической литературе достаточно широко рассматриваются вопросы исправления и коррекции осужденных в системе исполнения наказания. С другой стороны, наблюдается отсутствие научно обоснованных психологических критериев изменения личности преступника, способствующих его ресоциализации. Если основываться на положении, что ценностно-смысловая сфера характеризует направленность и содержание активности личности в целом, определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам, изучение ее содержательных особенностей может свидетельствовать об изменениях личности преступника, которые, в свою очередь, способствуют его ресоциализации. В связи с этим поиск эффективных средств исправления личности осужденных в рамках гуманизации уголовно-исполнительной системы должен начинаться с изучения особенностей изменения ценностно-смысловой (ЦС) сферы осужденного в процессе получения им высшего профессионального образования, выступающего фактором его исправления и коррекции.

Изменение государственного устройства России в XX в. привело в т.ч. к изменению политики в пенитенциарной системе. В 20-х гг. прошлого столетия в России кардинальным образом меняется отношение к проблеме средств наказания лиц, осужденных за преступления различной степени тяжести. Наряду с режимом и трудом как основными средствами исправления осужденных, немалую роль начинает играть обучение. Одним из первых, кто подчеркивал позитивное воздействие обучения на исправление осужденных, был профессор С.В. Познышев [Познышев 2007]. Еще в 20-х гг. прошлого столетия он говорил о том, что «образование в пенитенциарном учреждении должно иметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, в котором порок и преступление скрывают свои глубокие корни. Образование, даваемое в местах заключения, должно, насколько возможно, затрагивать мир нравственных понятий и жизненных идеалов» [Познышев 2007]. На сегодняшний день получение осужденными общего и профессионального образования признано одним из основных средств их ресоциализации.

На наш взгляд, является необходимым рассмотреть теоретические основы проблемы развития личности в контексте учебно-профессиональной деятельности,

1 Статьи 108 и 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

влияния высшего профессионального образования на личность в целом и динамику развития ценностно-смысловой сферы в частности.

Проблема личности и ее развития всегда была актуальной для психологии. Выдающийся вклад в развитие психологии личности был внесен отечественными исследователями А.Н. Леонтьевым, Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготским и др. [Выготский 2000: 7-125]. Не оставлен данный вопрос без внимания и зарубежными психологами. Западные теории личности отличаются большим разнообразием: психодинамическое направление (З. Фрейд), бихевиоральное направление (Б.Ф. Скинер), эго-психология (Э. Эриксон, Э. Фром, К. Хорни), диспозициональное направление (Г. Айзенк, Р. Кэттелл, Г. Олпорт), социально-когнитивное направление (А. Бандура), гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс) [Бахтин 1991].

Анализ проблемы психологии личности, по нашему мнению, необходимо начать с культурно-исторической концепции Л.С. Выготского (1982). Центральная идея данной концепции: развитие личности происходит как саморазвитие через овладение с помощью психологических орудий-средств собственной психикой и поведением [Выготский 2000: 128-305]. Л.И. Божович, продолжая идеи Л.С. Выготского, рассматривает личность как целостную психологическую структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию во взаимоотношениях человека и окружающей среды [Божович 1995: 15-128]. По мнению Б.Г. Ананьева, формирование личности происходит путем интериоризации (присвоения) продуктов общественного опыта, освоения определенных позиций, ролей и функций [Ананьев 2001: 219-229].

Проблема личности и ее развития всегда привлекала внимание и западных психологов. Так, З. Фрейд рассматривал личность как опосредующее звено между мотивом и его реализацией. В отличие от З. Фрейда, А. Адлер рассматривал личностное развитие как движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию [Яковлев 1999]. Бихевиоризм видел назначение личности в том, чтобы определить оптимальную модель поведения в ситуации, характеризующейся феноменами тревожности, конфликтности, фрустрации, стимуляции [Франкл 1990]. Гуманистическое направление в исследовании личности (персонология), получив развитие в трудах А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др., уходит корнями в экзистенциальную философию (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Главное, что извлекли психологи гуманистического направления из философии экзистенциализма, это концепция становления: человек никогда не бывает статичным, он всегда находится в процессе становления [Ьо8е1 1994: 645-646].

Осуществленный феноменологический анализ проблемы развития личности позволяет говорить о том, что большинство исследователей так или иначе сходятся в том, что личность есть особый феномен, связанный со спецификой человеческой адаптации к социуму, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к осознанию собственных особенностей и возможности действовать и преобразовывать мир, самого себя. Основными понятиями, отражающими личностное развитие в отечественной психологии, являются самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

На наш взгляд, в качестве содержания личностного развития рассматривается генезис деятельностно-опосредованных функций, которые личность выполняет в жизнедеятельности индивида, — функций избирательности, рефлексии, смысло-определения, построения образа «Я», принятия ответственности, творческой самореализации в избираемой деятельностной сфере, обеспечения автономности и индивидуальности бытия субъекта [Божович 1995].

Таким образом, развитие личности осуществляется в деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений в определенной «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский) является определяющим фактором ее развития (А.В. Петровский) [Выготский 2000: 350-425]. В связи с этим учебно-профессиональная деятельность, субъектом которой выступает личность, может быть рассмотрена как ведущий фактор ее развития. Следовательно, она является

фактором, детерминирующим генезис структурных компонентов личности, в частности ее социально обусловленных особенностей - системы потребностей, интересов, идеалов, желаний, стремлений, мировоззрения, моральных качеств.

На основе анализа концепций личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и личностно-деятельностного (И.А. Зимняя,

A.А. Леонтьев) подходов к обучению можно утверждать, что в процессе учебно-профессиональной деятельности возможно развитие не только профессиональной компетентности ученика, но и его личности в целом (его мотивов, целей, потребностей, ценностей, т.е. неповторимого психологического склада личности).

В соответствии с логикой нашей работы дальнейшим шагом теоретико-методологического анализа должно являться рассмотрение проблемы влияния высшего профессионального образования непосредственно на личность осужденного. И здесь, на наш взгляд, возникает необходимость выделения центральных и второстепенных компонентов в структуре личности, претерпевающих трансформацию в процессе личностного развития в период обучения. Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированное отношение личности к действительности [Ананьев 2001: 219-229]. В связи с этим акцент в нашем исследовании сделан на рассмотрение проблемы динамики ценностно-смысловой сферы как центрального элемента в личности осужденного в системе высшего образования в условиях исправительного учреждения в контексте его ресоциализации.

Психологическими проблемами осужденных занимались такие видные отечественные ученые, как Ю.М. Антонян, М.Н. Гернет, А.Д. Глоточкин, М.И. Еникеев, И.С. Кон, В.Н. Кудрявцев, А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, А.Р. Ратинов и др. За рубежом этой проблемой занимались М. Фуко, А. Кестлер, А. Камю, Б. Беттельхейм,

B. Франкл и дp. [Петровский 1982]. Имеется значительное число отечественных и зарубежных работ, посвященных исследованию различных аспектов проблемы ресоциализации личности осужденного (исследования пенитенциарных психологов Ю.М. Аверкиева, В.Г. Деева и юристов А.С. Михлина, С.И. Дементьева, В.А. Елеонского, Ю.М. Антоняна, В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова, Ф.С. Бражника, В.М. Позднякова, А.Н. Олейника и др.) [Романов 2004: 345-499]. Накоплен достаточный опыт исследований по проблеме психологии личности осужденного (исследования Ю.М. Антоняна, В.П. Голубева, К.Е. Игошева, К.Т. Чернова, В.Б. Ястребова и др.), в частности исследование направленности личности (В.Г. Деев, Ю.Р. Сааp, А.В. Наприс, А.И. Ушатиков); исследований ценностей и ценностных ориентаций личности осужденного (А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, К.Е. Игошев, Г.Ф. Хохpяков, А.Н. Сухова); смысловой сферы (А.Р. Ратинов); ценностно-смысловой сферы (Т.А. Перевозная, В.В. Гульдан, Ю.А. Васильева, В.М. Раева, А.Н. Пастушеня) [Михлин 1976]. Исследования данных авторов раскрывают особенности, механизмы, содержание перечисленных компонентов структуры личности осужденного, тогда как вопрос о динамике ценностно-смысловой сферы в системе высшего образования остается по-прежнему не исследованным [Петровский 1982]. Кроме того, вопросам исправления осужденных и их социальной адаптации в обществе на основе фактора образования в ИУ в отечественной научной литературе также уделено определенное внимание: в области пенитенциарной социологии и культурологии (Ю.А. Алферов, А.Н. Олейник), в пенитенциарной педагогике (А.С. Макаренко, В.М. Литвишков, А.В. Митькина), в криминологии (А.И. Алексеев, Е. Алауханов) [Анцыферова 1993].

Таким образом, можно констатировать, что в психологии системные теоретико-методологические исследования, учитывающие условия и требования современного общества по проблеме ресоциализации личности осужденного в условиях ИУ, отсутствуют (Н.Е. Колесникова). Кроме того, за малым исключением (М.П. Карпенко, В.Т. Волов, В.Г. Бебенин) практически отсутствуют системные теоретико-методологические исследования, посвященные анализу различных типов воздействия на личность осужденного, находящегося в ИУ, в системе ВПО,

несмотря на их существенную важность для общества. На основании изложенного выше можно утверждать, что в свете гуманизации уголовно-исполнительной системы предоставление права осужденным на получение высшего профессионального образования должно рассматриваться как основное средство ресоциали-зации их личности в условиях лишения свободы.

Работа поддержана грантом РГНФ «Исследование особенностей и динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование», проект № 15-36-01329/15.

Список литературы

Ананьев Б.Г. 2001.Человек как предмет познания. СПб.: Питер. 288 с.

Анцыферова Л.И. 1993. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия.— Психологический журнал. № 2. С. 3-16.

Бахтин М.М. 1991. К философии поступка. — Вестник Московского университета. № 1. С. 3-63.

Божович Л.И. 1995. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия. 212 с.

Выготский Л.С. 2000. Психология. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс. 1007 с.

Леонтьев А.Н. 1979. Психология образа. — Вестник Московского университета. № 2. С. 3-13.

Михлин А.С. 1976. Ценностные ориентации осужденного к лишению свободы. Рязань: РВШ МВД СССР. 53 с.

Петровский А.В. 1982. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. 255 с.

Познышев С.В. 2007. Криминальная психология: преступные типы: о психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности. М.: ИНФРА-М. 300 с.

Романов В.В. 2004. Юридическая психология. М.: Юристъ. 588 с.

Франкл В.Э. 1990. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 366 с.

Яковлев В.В. 1999. Психологическая характеристика смысловой сферы личности осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... к.псих.н. Рязань. 23 с.

Losel F. 1994. Rechtspsychologie. Handworterbuch Psychologic. Weinheim. 646 s.

SALAKHOVA Valentina Borisovna, Cand.Sci.(Phsych.), Senior Lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogy, Ulyanovsk State University (42, L. Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; Valentina_nauka@mail.ru) AGADZHANOVA Emilia Rafaelovna, postgraduate student of the Chair of Psychology and Pedagogy, Ulyanovsk State University (42, L. Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; emilia73.90@mail.ru)

HUMANIZATION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF RIGHTS OF CONVICTS TO HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The article presents a theoretical analysis of the problem of humanization of the criminal and executive system of the Russian Federation, and of correction of delinquent personality. Higher education is considered as a mean of resocialization of the condemned.

Keywords: criminal and executive system of the Russian Federation, personality of condemned, higher education, resocialization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.