Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 27 (318). Право. Вып. 38. С. 81-83.
И. В. Потапов
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Рассмотрена проблема эффективности российской уголовно-исполнительной системы с точки зрения пенитенциарной психологии. Психологические аспекты исполнения уголовного наказания являются важнейшей составляющей функционирования пенитенциарной системы и играют важную роль в обеспечении эффективности правовых предписаний, регулирующих деятельность Федеральной службы исполнения наказаний РФ. Поэтому поиск путей повышения действенности правового регулирования требует самого пристального внимания к психологической стороне действия права.
Ключевые слова: пенитенциарная психология, уголовно-исполнительная система, ресоциализация осужденных, делинквентные поведенческие паттерны, криминогенность, рецидив преступности.
Психологические аспекты уголовно-исполнительной системы изучаются в рамках пенитенциарной психологии. Пенитенциарная психология является одним из разделов юридической психологии, который исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных1. Тесно взаимодействуя с уголовно-процессуальным правом, пенитенциарная психология призвана выработать практические рекомендации по осуществлению одних из самых важных задач уголовно-исполнительной системы — воспитательной и профилактической (по недопущению рецидива преступности), а также ресоциализации осужденных после отбытия наказания, кроме того, разработать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей. При этом необходимо пояснить, что пенитенциарная психология, прежде всего, должна исследовать психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных. Исправление лиц, совершивших преступления,— неотъемлемая часть существования любого современного правового государства. Российская Федерация не является исклю-
чением, и в нашей стране за этот вид деятельности отвечает уголовно-исполнительная система. Перед исправительными учреждениями стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к дальнейшей нормальной жизни в обществе.
Важно понимать, что исправление человека, переступившего грань дозволенного законом и пошедшего на преступление,— очень трудоемкий, длительный процесс с трудно прогнозируемым исходом. Для его успешной реализации необходим целый спектр внешних и внутренних факторов и условий, которые, соединившись, воздействуют на делинквента, помогая сформировать у него установки на правопослушный тип поведения в социуме. При этом самым важным является наличие заинтересованности у государства и общества, в первую очередь, именно в исправлении лиц, совершивших преступление, а не только в их строгой изоляции от общества. Кроме того, необходимы также современная инфраструктура пенитенциарных учреждений, высококвалифицированный персонал и еще ряд условий, выполнение которых позволит вернуть человека в гражданское общество, избавив его от рецидива криминогенности. Однако необходимо осознавать тот факт, что преступник — это, как правило, личность с уже устоявшимися делинквентными поведенческими паттернами, и подход к нему необходим особый. Согласно официальной статистике, находящейся в свободном доступе на сайте Министерства внутренних дел (МВД) РФ,— в последние годы наблюдается постоянное увеличение рецидивной преступности. Так, в 2008 г. 30,4 % от общего числа расследованных преступлений было совершено
лицами, ранее судимыми по аналогичным составам преступлений. В 2009 г. эта цифра выросла до 32,2 %, а в 2010 г.— уже до 37,1 %. В 2011 г. число рецидивных преступлений составило 40,7 % от общего числа расследованных преступлений, а в 2012 г. эта цифра выросла до небывалой отметки — 46,6 %. Однако на этом рост не прекратился, и за период с января по март 2013 г. рецидивная преступность составила 47,4 % от общего количества преступлений2. Цифры говорят сами за себя: почти каждое второе преступление совершается лицом, имеющим криминальный опыт и стойкую установку на противоправное поведение. Это свидетельствует о том, что российская пенитенциарная система не справляется со своими основными задачами, в частности воспитательной (то есть исправление осужденных) и профилактической (недопущение повторных преступлений). В условиях становления гражданского общества в России это недопустимая ситуация, которую необходимо экстренно корректировать, и в этом должны принимать участие не только органы законодательной и исполнительной власти, но и общественные организации и общество в целом.
Специфической особенностью российской уголовно-исполнительной системы является то, что практически полностью игнорируется пенитенциарная психология как наука, призванная помочь в осуществлении реформы Федеральной службы исполнения наказаний. Администрации колоний и тюрем уделяют крайне мало внимания решению копившихся годами, а иногда и десятилетиями психологических и социальных проблем. С заключенными практически не ведется никакой психологической работы, что, безусловно, является большим упущением, ведь без постоянной квалифицированной психологической помощи подавляющее большинство осужденных, находясь в местах лишения свободы, испытывает хронический стресс, который провоцирует немотивированную агрессию, в связи с чем заключенные могут пойти на новые преступления, и, разумеется, ни о каком исправлении речь уже не идет. Помимо прочего, на психологический статус осужденных в российских исправительных учреждениях негативно воздействуют и объективные причины — условия отбывания наказания, которые далеки от идеальных. В российских тюрьмах и колониях налицо перенаселенность, что особенно характерно для женских исправительно-трудовых коло-
ний и больниц для спецконтингента. Условия содержания, когда в одной камере или палате для осужденных и подследственных одновременно находятся десять и более человек,— также является негативным психологическим фактором. Очевидно, что низкий уровень санитарно-гигиенических условий и неуважительное отношение к заключенным со стороны сотрудников администрации играет немаловажную роль в формировании состояния психоэмоциональной напряженности, которое впоследствии сменяется вспышками гнева и может привести к печальным последствиям как для самого заключенного, так и для его сокамерников, а может быть даже и для сотрудников администрации пенитенциарного учреждения.
Наконец, синтезируя всю собранную информацию о проблемах отечественной пенитенциарной психологии и ресоциализации осужденных, можно вспомнить международный опыт в решении данных вопросов, опираясь на который можно попытаться рассмотреть возможные пути развития отечественной уголовно-исполнительной системы, а также реальность внедрения тех или иных новаций, заимствованных у более успешных в решении данных задач стран. Кроме того, имеет практическое значение изучение опыта воспитательной и социальной работы с заключенными в зарубежных странах, поскольку в экономически развитых государствах имеется более чем вековая история формирования института социальных и психологических работников в местах лишения свободы, устоялись цели, задачи, в число которых обязательно входит и решение проблем социокультурной ресоциализации осужденных. Западными пенитенциарными психологами разрабатываются и активно используются современные методы психодиагностики и психокоррекции спецконтингента. Отработан механизм профессиональной подготовки и финансирования этой категории служащих уголовно-исправительных учреждений. Но самое главное, со стороны западного общества есть понимание необходимости постоянного совершенствования психологической и социальной работы с заключенными, а также большая заинтересованность в этом государств и, как следствие, адекватное финансирование пенитенциарной системы.
Для России зарубежный опыт социальной и психологической работы с заключенными чрезвычайно интересен и актуален. На протя-
жении последнего десятилетия российская пенитенциарная система находится в состоянии реформирования всех сторон ее деятельности. Сегодня уже не существует политико-воспитательного направления работы исправительных учреждений, а новая концепция социально-воспитательной деятельности еще не разработана. В связи с чем представляется целесообразным разностороннее и тщательное изучение зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и ис-
пользование всего самого ценного с учетом российской специфики и наших экономических возможностей.
Примечания
1 См.: Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология : учеб. пособие. М., 1997. С. 177.
2 См.: Состояние преступности — январь — март 2013 года [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации : сайт. иЯЬ: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/925208/