Научная статья на тему 'Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия'

Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городнова Ольга Николаевна

Рассматривая цели, назначение наказания, уровень его исправительного воздействия, автор приходит к выводу, что в современной действительности исправительные учреждения не являются местом ресоциа-лизации осужденных. В статье автор стремится оценить эффективность действия уголовно-правового принципа справедливости закона и наказания в условиях исправительного воздействия и получить ответ на главный вопрос: какие основные эффективные условия следует внедрить в практику работы с осужденными с целью оптимизации воспитательного процесса, достижения эффективности наказания?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of equity, efficiency of penalty in modern conditions of correctional influence

Considering the purpose, the punishment and the level of correctional, the author concludes that the contemporary reality prisons are not the place for resocialization of convicts. The author seeks to evaluate the effectiveness of the criminal but the legal principle of equity law and punishment in correctional and get an answer the main question: what are the main conditions for effective should be implemented in practice work with prisoners in order to optimize the educational process, to achieve effective punishment?

Текст научной работы на тему «Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия»

Городнова О.Н. Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия

O.H. Городнова

Городнова Ольга Николаевна — доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации

факультета платных образовательных услуг Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат философских наук

E-mail: gorodnova.olga@yandex.ru

Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия

Рассматривая цели, назначение наказания, уровень его исправительного воздействия, автор приходит к выводу, что в современной действительности исправительные учреждения не являются местом ресоциализации осужденных. В статье автор стремится оценить эффективность действия уголовно-правового принципа справедливости закона и наказания в условиях исправительного воздействия и получить ответ на главный вопрос: какие основные эффективные условия следует внедрить в практику работы с осужденными с целью оптимизации воспитательного процесса, достижения эффективности наказания?

Considering the purpose, the punishment and the level of correctional, the author concludes that the contemporary reality prisons are not the place for resocialization of convicts. The author seeks to evaluate the effectiveness of the criminal but the legal principle of equity law and punishment in correctional and get an answer the main question: what are the main conditions for effective should be implemented in practice work with prisoners in order to optimize the educational process, to achieve effective punishment?

Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим, воспитание — наибольшим. Почему? Видимо, насилие над личностью, ее уничтожение смерти подобно. Если личность раздавлена, то нет человека. Воспитание коренит сформировавшуюся личность осужденного путем запретов, наказаний, нотаций, морализации. Поэтому воспитывать необходимо мудро, справедливо.

М. Волошин

Сложившаяся система наказания осужденных характеризуется противоречием: с одной стороны, главными задачами, возложенными на исправительные учреждения, являются:

1) восстановление социальной справедливости;

2) исправление осужденных;

3) предупреждение совершения новых преступлений.

Одним из основных способов решения задач является перевоспитание осужденных. С другой стороны, очевидно, что на современном этапе в учреждениях пенитенциарной системы воспитательная работа с осужденными проводится на низком профессиональном уровне, цель (исправление) не достигнута. Большая часть лиц, освобожденных из мест лишения свободы, возвращается туда вновь. Лицо, совершившее преступление впервые, набравшись опыта в исправительном учреждении у неоднократно судимых осужденных, снова оказывается на скамье подсудимых и не мыслит иной жизни, кроме как преступной. Но справедливо высказывание Г.П. Байдакова о том, что «сохранение в законодательстве целей исправления не может ставиться под сомнение тем фактом,

что существует рецидивная преступность. Во-первых, недостижение этой цели свидетельствует не о ее принципиальной несостоятельности, а лишь о сегодняшней ограниченности средств ее достижения. Во-вторых, признание неисправимости преступника не соответствует ни принципам гуманизма, справедливости, ни возможностям человека выбирать определенное поведение»1.

С учетом названного противоречия мы определили проблему исследования: каковы условия соблюдения уголовно-правового принципа справедливости наказания в исправительных учреждениях, способы оптимизации исправления лиц, совершивших преступления? Решение проблемы составило цель настоящего исследования.

Принцип справедливости наказания реализуется в нормах о системе и видах наказания, назначении наказания, освобождении отуголовной ответственности. Лицу, совершившему преступление, суд должен назначить такое наказание, которое явилось бы необходимым и достаточным для его персонального исправления. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность винов-

142

Юридическая наука и практика

ного, смягчающие или отягчающие наказание обстоятельства, а также влияние наказания на исправление осужденного (ст. 60УК РФ).

Согласно статье 43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключается влишении или ограничении прав и свобод. Рассмотрим цели наказания, реализация которых обеспечит его эффективность.

Цель восстановления социальной справедливости означает адекватную компенсацию ущерба, причиненного обществу и его гражданам совершенным преступлением,за счет равнозначного лишения или ограничения прав и свобод виновного.

Назначаемое наказание должно восприниматься как социально справедливое, во-первых, общественным правосознанием,то естьудовлетворять общественное возмущение, вызванное преступлением. Во-вторых, оно по возможности должно компенсировать вред, причиненный потерпевшему от преступления. В-третьих, оно должно восприниматься как справедливое самим лицом, совершившим преступление, то есть по своему характеру не быть слишком суровым, чтобы не восприниматься как расправа, или чрезмерно мягким, чтобы не порождатьу виновного чувство безнаказанности.

Цель исправления осужденного означает принуждение его с помощью карательно-воспитательного воздействия воздерживаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений. В данном случае речь идет лишь о юридических критериях исправления (законопослушное поведение) как единственно достижимых посредством уголовно-правового принуждения.

Цель предупреждения новых преступлений включает две подчиненные ей задачи: общее и специальное предупреждения.

Специальная (частная) превенция означает принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средствами такого воздействия являются: во-первых, устрашение осужденного возможностью нового наказания; во-вторых, помещение его в такие условия на период отбывания наказания, которые либо полностью исключают, либо существенно затрудняют возможность совершения определенных видов преступлений; в-третьих, изменение сознания осужденного с помощью средств исправительной педагогики с целью приспособления его к социальной жизни и становления безопасным для общества.

Общее предупреждение означает предупредительно-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круглиц, которым стало известно о конкретном наказании за определенное преступление. Наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК РФ). В то же

время уголовное наказание не может не причинять каких-либо страданий или лишений, поскольку именно в нихзаключается его карательная функция. Следовательно, свойство наказания причинять страдания, лишения или ограничения в правах и свободах, не составляя цели наказания, характеризует его сущность2.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ, согласно статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Однако следует рассмотреть реализацию указанных принципов на практике, где многие теоретические рекомендации закона остаются фактически не реализованными, а наказание в условиях исправительного воздействия пенитенциарной системы для многих осужденных является реализацией принципа талиона.

Индивидуально-воспитательные мероприятия, как правило, начинаются сразу по прибытии осужденных в карантинное отделение, где с ними проводит работу психологучреждения. На основе пси-холого-педагогических методов определяется их культурный, образовательный уровень, социальнонравственная ориентация, отношение к преступлению. Все эти и другие данные заносятся в карточку индивидуально-воспитательной работы (ИВР) осужденного.

В своей дальнейшей работе начальники отрядов используют помощь родственников, представителей общественных и религиозных формирований. Воспитательная работа с лицами, представленными на профилактический учет, проводится наиболее опытными сотрудниками.

Однако, как показал анализ результатов проведенных проверок сотрудниками Управления Федеральной службы исполнения наказания РФ (УФСИН России) по Чувашской Республике, данное направление работы не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Так, например, нередко индивидуально-психологическая работа с осужденными не достигает эффективных результатов.

Изучение карточек ИВР ряда осужденных, за-крепленныхза членами совета воспитательной работы (СВО), показало, что запланированные на февраль2001 года индивидуально-воспитательные беседы не проводились. Наряду с этим, имеют место случаи формального подхода к проведению индивидуально-воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете. Записи в карточке ИВР с осужденными не отражают сути проводимой с ними работы.

Кроме того, проверки участия личного состава ряда исправительных учреждений республики в

Городнова О.Н. Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия

Городнова О.Н. Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия

воспитательной работе со спецконтингентом неоднократно свидетельствовали, что работа советов воспитателей отрядов и самодеятельных организаций осужденных, строящаяся на основе ежеквартальных планов, фактически не проводится.

Делая выводы по имеющимся данным, необходимо заметить, что небольшое количество начальников отрядов имеют образование по профилю работы, а именно юридическое, педагогическое, психологическое. Большинство начальников отрядов имеют стаж работы в исправительном учреждении небольшой, в среднем от 1 до 3 лет (по данным на 2010 г.).

Можно отметить, анализируя данные УФСИН России по Чувашской Республике, высокую нагрузку на начальников отрядов (на одного начальника отряда исправительного учреждения в среднем приходится 79 осужденных), специалистов по социальной работе (589 осужденных).

Перед работниками исправительных учреждений (ИУ) стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных — задача посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии, педагогики. В связи с этим отметим острый дефицит в соответствующих кадрах, крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных, отсутствие возможности и желания у сотрудников ИУ на практике заниматься с осужденными педагогической и психологической работой.

В таких условиях в большинстве ИУ личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни — их лучше вытеснить, самооправдать. Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Прогрессирует процесс приобщения ктюрем-ной субкультуре, но не процесс ресоциализации, перевоспитания личности преступника. Более того, личность еще более криминализируется. В этом и состоит доказательство неэффективности и несправедливости рычагов современного наказания — исправительного воздействия.

Для того чтобы ИУ стали учреждениями ресоциализации осужденных, цель — исправление — была достигнута, они сами должны быть ресоциа-лизированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогичес-ки грамотным персоналом, внедрение в работу с осужденными законов педагогики, улучшение материальной базы в исправительных учреждениях.

В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ Ю.М. Антонян указывает:

— психологическую диагностику личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов его общей и правовой социализации, дефектов психической саморегуляции;

— разработку долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции,поэтапной ее реализации;

— осуществление необходимых мер психотерапии;

— разработку и внедрение новых принципов режима, организацию социально-положительной микросреды на основе положительных созидательных интересов, создание условий для нравственного самопроявления личности во внутригрупповых межличностных отношениях;

— широкое использование метода поощрений социально адаптированного поведения3.

Эти направления, с психологической точки зрения, весьма положительны, но, на наш взгляд, для оптимизации воспитательного процесса в ИУ, достижения результатов перевоспитания осужденных знаний идостижений исправительной психологии, которая исследуетлишьзакономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида, недостаточно. Необходим комплекс четких, доступных для реализации на практике в ближайшем будущем педа-гогико-юридических условий, способных усовершенствовать работу с осужденными в ИУ, добиться их перевоспитания.

Но возникает главный вопрос: какие основные эффективные условия следует внедрить в практику работы с осужденными с целью оптимизации воспитательного процесса, достижения эффективности наказания? Следом за главным вопросом возникают второстепенные: как организовать воспитательный процесс,какзаставить взрослого человека, сформировавшуюся личность, совершившую преступление, раскаяться, переосмыслить свое поведение, признать и побороть свои недостатки, научитьуважать и соблюдатьзаконы общества и государства, любить людей, научить честно зарабатывать себе на жизнь, трезво начать думать, снова поверить в мечту, ставить перед собой реальные цели и добиваться их правомерными способами, а не любой ценой?

Получить ответы на поставленные вопросы представляется возможным не только из литературных изданий, научных трудов многих авторов, но и путем анализа мнений осужденных, полученных путем анонимных опросов, бесед с сотрудниками ИУ, проведенных в 2008—2010 годах на базе исправительных учреждений Чувашской Республики (некоторые результаты отражены в диаграмме (рис. 1)).

Несмотря на то, что, по мнению большинства опрошенных осужденных (40%), сотрудник ИУ — это, прежде всего, хороший психолог, творческий воспитатель, который готов выслушать и прийти на

т

Юридическая наука и практика

20% 30%

Рис. 1. Уровень воспитательной работы в ИУ по мнению осужденных

помощь, всего лишь 20% опрошенных сотрудников ответили, что имеют психологическое либо педагогическое образование, при этом 60% опрошенных сотрудников имеют диплом о высшем образовании.

Лишь 50% опрошенных работников ИУ, среди которых не только служащие воспитательного отдела, но и оперативного, безопасности, считают, что воспитательная работа должна быть приоритетным направлением исправительного учреждения, так как главная цельучреждения — исправление осужденных: 30% сотрудников ответили, что нет необходимости проводить воспитательную работу с осужденными, так как они убедились на своем опыте, что это бесполезно: 20% опрошенных полагают, что воспитательную работу проводить не следует, так как уже достаточно того, что государство содержит и обеспечивает осужденных — лиц, совершивших преступление.

Большинство (55%) сотрудников ИУ думают, что взрослого человека, совершившего преступление, невозможно перевоспитать, заставитьуважатьзаконы общества и государства. Лишь меньшинство (45%) утверждают, что это, безусловно, возможно4.

Проведенный анализ воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях не только еще раз подтвердил, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, нового осмысления практики и теории процесса исправления осужденных необходима оптимизация принципа справедливости наказания посред-

ством перевоспитанияличности, но и наметил условие реализации принципа справедливости наказания и для обвиняемого, и для социума — повышение уровня воспитательной работы с осужденными путем насыщения пенитенциарной системы квалифицированными специалистами творческими педагогами, психологами, правоведами, ставящими главную задачу — исправление и перевоспитание личности, а также путем улучшения материальной базы ИУ России, увеличения материальных стимулов аттестованного персонала.

Примечания

1. Байдаков Г.П. Цели уголовного наказания // Проблемы совершенствования функционирования органов и учреждений, исполняющих наказание. — М., 1993. — С. 54.

2. См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучае-ва. — М., 2010.

3. См.: Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии / Ю.М. Антонян, С.В. Бородин. — М., 1997. — С. 64.

4. Справочный материал подготовлен при консультационной поддержке руководителя УФСИН МЮ России по Чувашской Республике, кандидата юридических наук В.Б. Волкова, а также декана юридического факультета Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», доктора юридических наук Н.В. Иванцовой, за что выражаю им благодарность.

Городнова О.Н. Принцип справедливости, эффективности наказания в современных условиях исправительного воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.