Научная статья на тему 'Высшее образование в развитых странах'

Высшее образование в развитых странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9516
976
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в развитых странах»

г

V

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

И. МАЙБУРОВ, доцент Уральский государственный технический университет

Значимость вклада высшей школы в реформирование общества подтверждается мировым опытом. Он показывает, что все страны, успешно преодолевшие переход к современным рыночным отношениям (например, послевоенные Германия и Япония, США 60х годов), рассматривали сферу высшего образования как приоритетную и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политической элитой в этих странах был сформирован своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их перед общественностью как «интеллектуальной ценности страны». В настоящее время в США действует программа «Национальные цели образования», в которой подчеркивается, что «образование - основной показатель качества жизни. Это сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование - это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века» [1].

Усилившееся соревнование государств в сфере высшего образования -это, по сути, соревнование экономическое, ибо образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, исследующих проблемы экономики образования, на долю последнего приходится 15-20% роста национального дохода. Кроме

Высшее образование в развитых странах

того, от 20 до 40% роста дает совершенствование научных знаний и их применение - процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, а именно там во всех странах Запада сконцентрирована подавляющая часть фундаментальных исследований [2, с.26].

Для уяснения природы и движущих сил развития высшего образования в постиндустриальных странах необходимо рассмотреть общие факторы социально-экономического и научнотехнического характера, предопределяющие его быстрый количественный и качественный рост. К таким факторам следует отнести [3, с.32-34]:

1. Устойчивое развитие экономики, стремительный рост наукоемких производств, что обеспечивается персоналом, половину которого составляют лица с высшим или специальным образованием. Данный фактор в основном и определяет темпы развития национальных систем высшего образования.

2. Приоритетность государственной образовательной политики. Глубокое понимание обществом и политической элитой в постиндустриальных странах того, что успешное развитие высшего образования является одним из важнейших факторов повышения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина, эффективное средство социальноэкономического, научно-технического и культурного прогресса.

3. Интенсивный рост объема научно-технической информации, который

удвоился за последние 7-10 лет, быстрая смена технологий и приоритетное внедрение наукоемких технологий. Этот фактор обусловливает необходимость наличия у специалистов способностей быстро осваивать новые технологии, навыков самообразования и обязательного вовлечения их в систему непрерывного образования и повышения квалификации.

4. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, ведущий к уменьшению доли населения, занятого непосредственно материальном производстве, и увеличению числа лиц, занятых интеллектуальным трудом и работой в сфере услуг. Сегодня в развитых странах около 60% работающих занято умственным трудом в сфере информации и услуг и только 15-25% - в производственной сфере. Этот фактор предопределяет необходимость форсированного развития университетского сектора высшей школы, где в настоящее время концентрируется подготовка научной, экономической и управленческой элиты общества, в то время как подготовка специалистов для производства начинает преимущественно осуществляться учебными заведениями неуниверситетского сектора высшей школы.

5. Возрастание роли и практической значимости научных исследований, проводимых на стыке различных направлений наук, что требует от высшей школы подготовки специалистов по межотраслевым, интегральным и сдвоенным специальностям, смещения акцента при обучении студентов в сторону увеличения объема фундаментальных знаний и универсализации, т.е. расширения профиля подготовки специалиста.

6. Развитие мощных внешних средств программной мыслительной деятельности, ведущее к автоматизации и увеличению производительности

умственного труда. Этот фактор приводит к росту спроса на специалистов, способных к творчеству, имеющих навыки самостоятельной исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности.

7. П овышение благосостояния и денежных доходов населения, способствующее росту платежеспособного спроса на образовательные услуги и постепенному смещению центра тяжести инвестиционной финансовой нагрузки от государства к частному сектору.

Образовательный опыт каких стран заслуживает предпочтительного изучения?

Кажется, ответ лежит на поверхности. Нам должен быть интересен любой опыт, позволяющий в той или иной мере проследить методологию решения проблем, возникших в сфере высшего образования в последние 10-15 лет. При всем его многообразии и специфичности в различных странах - в силу взаимозависимости наций на рубеже веков и схожести поступательного движения всех стран к трансформации своих экономик в «экономику знаний»

- возникает ряд тождественных проблем. Способы их решения для нас важны и поучительны - как положительные, так и отрицательные, чтобы учесть опыт других и избежать повторения чужих ошибок.

Но системы образования в отличие от типов экономики настолько многообразны и специфичны в различных странах мира, что рассмотреть их - непосильная задача, поэтому необходим аргументированный выбор: чей опыт заслуживает внимания в первую очередь?

Нам представляется, что в этом плане интересно обратиться к системам образования экономически развитых стран: США, Великобритании, Фран-

ции, Германии, Японии, Канады, Швейцарии и Австралии.

Остановимся на некоторых основных закономерностях общего среднего образования развитых стран:

О длительность обучения в полной средней школе, за редким исключением, составляет 12 лет;

О полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;

О обязательным является обучение только в средней школе, после окончания которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования: академический - с целью поступления в вуз или профессиональный - для получения среднего специального образования;

О в старшей школе (это, как правило, 10-12 классы) обучение профильное

- с количеством направлений специализации от двух до четырех;

О количество обязательных учебных дисциплин в старшей школе значительно уменьшается, как правило, до 58, на изучении которых и делается акцент в течение последующего периода обучения;

О в некоторых странах, например в Великобритании, Франции, аттестат об окончании старшей средней школы (диплом, сертификат) получают далеко не все его соискатели;

О в большинстве стран зачисление в вуз происходит по конкурсу аттестатов (дипломов, сертификатов) либо по результатам тестирования, единого по стране или индивидуального по вузам, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриента.

Соединенные штаты Америки

По количеству высших учебных заведений и числу студентов, обучающихся в них, США, бесспорно, занимают первое место в мире. В 1995 г. в США насчитывался 3501 вуз, в том числе 1548

государственных и 1953 негосударственных.

Заимствовав в конце XIX века европейскую систему образования, США трансформировали, модернизировали ее и создали свою многоуровневую, преимущественно университетскую систему высшего образования. Схематично система образования США изображена на рис.1.

Самый низший уровень высших учебных заведений в США - двухлетние колледжи, соответствующие по уровню российским средним учебным заведениям. Таких колледжей - 1382, в том числе 958 государственных и 424 негосударственных. Двухлетние колледжи бывают двух типов: технические (Technical), так называемые «молодежные» (Junior Colleges), и более популярные местные колледжи (Community Colleges). Местные колледжи, в отличие от технических, не только обучают профессиям, но и предлагают программы академической подготовки, соответствующие первым двум курсам университета. Выпускники местных колледжей, получившие степень Associate Degree, имеют возможность перевестись в университет с зачетом пройденных в колледже курсов на основе системы накопления академических кредитов.

Средний уровень высших учебных заведений - четырехлетние колледжи, так называемые общеобразовательные, которые в целом по статусу можно приравнять к нашим институтам. Их насчитывается 1963, в том числе 496 государственных и 1467 негосударственных.

Ведущий тип высших учебных заведений - университеты, их насчитывается 156, в том числе 94 государственных и 62 негосударственных [3, с.37]. В университетском секторе высшей школы обучается 40-45% всех студентов.

Система высшего образования США, в отличие от российской, полностью децентрализована. Организации, аналогичной Министерству образова-

Детский сад

4-6 лет

Ґ \

Среднее

Профессио-

нальное

образование

--------

Начальная школа 6-12 лет классы 1-6

Младшая средняя школа 13-15 лет классы 7-9

Старшая средняя школа

16-18 лет классы 10-12

Колледжи: технические и местные 2 года обучения Степень Associate Degree

Колледжи четырехлетнего обучения Степень бакалавра

и

Университеты Степень бакалавра (4 года) Степень магистра (+2 года) Степень доктора (+3 года)

Рис. 1. Схема системы образования США

ния, разрабатывающей для вузов единые образовательные программы и стандарты, регламентирующей правила и условия приема, там нет. Все эти вопросы регулируются самими вузами, в том числе ими устанавливаются критерии отбора поступающих абитуриентов, принимаются решения о выделении нуждающимся финансовой помощи и т.д. Как следствие - очень высокая степень автономии вузов.

В США продолжительность обучения в средней школе составляет 12 лет. В школах отсутствует унифицированная общенациональная учебная программа, вследствие чего уровень знаний выпускников разных школ очень сильно различается. Наилучшие знания получают выпускники престижных частных школ-пансионов.

В вузы могут поступать выпускники

полных средних школ, имеющие диплом об окончании старшей средней школы. Зачисление производится на основе результатов прохождения системы различных тестов, учитываются школьные оценки, в том числе GPA (средний балл по изучаемым предметам). Большой вес имеют рекомендации преподавателей, лично знающих абитуриента. Система тестирования достаточно разнообразна. Так, поступающим на бакалаврскую программу, как правило, необходимо пройти тест на знание английского языка TOEFL с результатом не ниже 500550 баллов и тест на проверку базовых знаний по основным предметам SAT (Standardized Aptitude Test) с результатом не ниже 700-800 баллов. Поступающим на магистерскую программу необходимо выдержать тест GRE (Graduate Record Examination).

Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням: бакалавриату, магистратуре и докторантуре.

Обучение на первой ступени, завершаемое присвоением степени бакалавра (Bachelor of Arts, BA, Bachelor of Science, BSc), рассчитано на 4 года и ведется, как правило, без ориентации на какое-либо профессиональное занятие. Обычно присваивается степень бакалавра искусств или бакалавра наук. Хотя возможно и получение степени бакалавра с профессиональной направленностью.

Обучение на степень бакалавра ведется по трем группам курсов: базовые курсы, дающие общее образование в различных предметных областях, основные курсы и курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают в основном базовые курсы: иностранные языки, гуманитарные дисциплины, естественные науки и др. В течение двух последних лет студенты осваивают основные курсы, а также ряд курсов по выбору, которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам. За четыре года обучения студент должен освоить около 30 дисциплин и набрать заданное количество «кредитов», а иногда - иметь средний балл по изученным предметам (GPA) не ниже определенного значения.

Важной особенностью является то, что, поступая в университет, студент зачисляется не на факультет или кафедру, а на программу бакалавра. Выбор своей специальности он сможет сделать только после первого года обучения, когда наберет около 30% полагающихся для диплома «кредитов», но торопить студента с выбором не будут.

Обучение на второй ступени высшего образования (Graduate Level), завершаемое присвоением степени магистра, рассчитано в среднем на 2 года для лиц,

имеющих степень бакалавра, и ведется по программам, ориентированным на специализированную практическую деятельность в различных областях. Магистерская программа является еще более индивидуальной, чем программа бакалавра. Около половины времени здесь также оставляется на курсы по выбору, но уже в рамках данной специальности. За время обучения студент должен изучить определенное количество дисциплин, сдать экзамены, написать диссертацию и в результате набрать определенное количество «кредитов».

Обучение на третьей (высшей) ступени, завершаемое присвоением высшей научной степени в США - доктора философии (Doctor ofPhilosophy, PhD), рассчитано в среднем на 3 года для магистров и 5 лет для бакалавров. Докторантура предполагает специализированное изучение соответствующих курсов со сдачей квалификационных экзаменов, самостоятельное научное исследование в избранной области знаний, обязательное написание и защиту диссертации. Американские университеты выпускают в год ориентировочно 38 тысяч специалистов со степенью доктора философии.

Характерной особенностью американской системы высшего образования является постепенный переход от дидактической системы учебно-воспитательного процесса, когда преподаватель традиционно выступает в роли главного и едва ли не единственного источника знаний, к индивидуализированному обучению студента, когда основной упор делается на привитие навыков самостоятельной работы, самообучения, причем обязательно с учетом индивидуальных природных способностей. Для этого широко используются индивидуальные учебные планы, программы для одаренных студентов, изучение предметов по выбору, возмож-

ность учебы одновременно на двух факультетах или в двух вузах, возможность быстрой смены профиля обучения, факультета, вуза, щедрая приоритетная государственная поддержка одаренных студентов, а не посредственных. В итоге в процессе обучения реализуется ставшая уже аксиомой формула: «Способный человек делает свою работу лучше других, талантливый попадает в цель, когда другие сделать этого не могут, а гениальный попадает в цель, когда другие этой цели даже не видят» [4].

Достаточно рационально организован и контроль знаний студентов, являющийся многоступенчатым и, как правило, включающий в себя:

1) короткие опросы 4-6 раз в семестр на семинарских занятиях;

2) письменные экзамены 2-3 раза в семестр, проводимые с потоками на лекционных занятиях;

3) итоговые семестровые экзамены.

Оценка за пройденный курс выставляется с учетом всех форм промежуточного и итогового контроля как средняя взвешенная. Такая форма контроля знаний стимулирует студента к ритмичным занятиям в течение всего семестра. Американская шкала оценок построена по принципу нашей пятибалльной. Высшей оценкой является «А», следующими положительными оценками являются «В», «С», <Ю», а непроходной (неудовлетворительной) оценкой является «^». Процент неудовлетворительных оценок достаточно высок. Что касается обязательного посещения лекционных и практических занятий, то этот вопрос решается каждым вузом автономно. Как правило, большинство вузов требуют от студентов обязательного посещения занятий и принимают соответствующие меры к прогульщикам, в то же время ряд вузов практикует и свободное посещение занятий.

Дипломы с отличием выдаются не

всеми университетами. Для его получения необходимо, кроме отличной учебы, изучить также некоторые курсы, которые специально объявляются как курсы для дипломов с отличием. Так, например, в университете Беркли для получения диплома с отличием по физике необходимо изучить курс теоретической физики аспирантского уровня [5, c.608].

Структура должностей профессорско-преподавательского состава в США имеет четыре уровня. Первым уровнем (graduate-assistants) является должность инструктора, на которую назначаются выпускники университетов с магистерской степенью сроком на один год и с правом последующего переназначения. Следующим уровнем (assistant-professor) является должность ассистента профессора, на которую назначаются лица с докторской степенью сроком на три года и с правом повторного назначения. Второй трехгодичный срок для данной должности является последним. Если дальнейшая работа ассистента профессора признается бесперспективной, ему предлагают подыскать себе другое место работы, если же ассистент зарекомендовал себя хорошим педагогом и активным исследователем, он назначается на следующую должность - ассоциированного профессора (associate-professor). После приблизительно десяти лет успешной работы ассоциированный профессор может быть продвинут на высший уровень должностной лестницы - должность полного профессора (full professor).

Характерной особенностью американской структуры ППС является принудительное стимулирование активизации преподавательской и исследовательской деятельности путем ограничения сроков пребывания и селективного отбора преподавателей на первых двух уровнях и пожизненное назначе-

ние на должности третьего и четвертого уровней, что определяет независимость жизненного положения на вершине должностной лестницы. В целом система функционирует так, что профессорско-преподавательский состав распределен по всем четырем уровням, а следовательно, и по возрасту абсолютно равномерно с возможными вариациями в 3-4%.

Высшее профессиональное образование в США оценивается как одно из наиболее эффективных в мире. Вместе с тем по ряду показателей (данные ЮНЕСКО) образование США отстает от образования Франции, Германии, Великобритании и Японии [3, с.37]. Высшая школа США в отличие от европейских стран имеет сильную ориентацию на рынок. До сих пор не решена проблема государственного контроля над качеством образования, аккредитацией вузов занимаются неправительственные организации, например Аккредитационная комиссия колледжей и университетов США.

Американские университеты в общественном сознании подразделяются не на частные и государственные, а на престижные и непрестижные. Расслоение вузов по степени их престижности очень велико: из 3501 вуза в 1995 году элитными считались лишь 104 вуза, т.е. около 3%. Элитность вуза сказывается абсолютно на всех аспектах его функционирования. Конкурс в такие вузы не бывает менее чем 10-12 человек на место. Стоимость обучения в них может в несколько раз превышать стоимость прохождения аналогичной программы в обычном вузе. На их долю приходится большинство научных исследований и присуждаемых докторских степеней. Уровень государственного финансирования образовательных программ и научных исследований также дифференцирован в зависимости от степени престижности вуза. Диплом, полученный,

к примеру, в Йельском, Гарвардском или Принстонском университетах, дает их обладателю не только стопроцентную гарантию дальнейшего трудоустройства и уважения в обществе, но и повышенные доходы в будущем.

Великобритания

Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования, которое на протяжении многих веков не подвергалось радикальным реформам. Схематично система образования Великобритании представлена на рис.2.

Продолжительность среднего образования, дающая возможность поступления в вуз, составляет 13 лет.

Для получения сертификата о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education) дети учатся 11 лет в школе в возрасте с 5 до 16 лет. В течение первых девяти лет они изучают базовые общеобразовательные предметы по обязательной единой государственной программе. В течение 10-11 годов обучения идет подготовка к сдаче экзаменов на GCSE по 6-10 предметам. После сдачи этих экзаменов программа обязательного среднего образования считается завершенной.

Но для поступления в вуз этого недостаточно. Итоги сдачи экзаменов на GCSE предопределяют возможность дальнейшего обучения. Школьники, успешно сдавшие экзамены, получают сертификат общего образования обычного уровня, который позволяет продолжить бесплатное обучение в школе или колледже по двухгодичной программе A-level (полностью Certificate of General Education Advanced Level), предусматривающей углубленное изучение от четырех до шести профилирующих предметов. И только успешная сдача экзаменов по программе A-level позволяет школьнику стать обладателем сертификата общего образования по-

вышенного уровня. По конкурсу таких сертификатов и происходит зачисление в вуз. Прием заявлений на бакалаврские программы во все вузы осуществляется централизованно через службу UCAS (Universities and Colleges Admissions Service). Подав заявления в UCAS, абитуриенты ожидают решения вузов, т.к. система централизованного приема позволяет претендовать на поступление в шесть вузов одновременно. Получив несколько положительных решений о согласии приема, абитуриент сообщает о своем выборе UCAS, после чего получает подтверждение приема.

Для поступления в английский вуз иностранных школьников, например россиян или американцев, имеющих дипломы о полном среднем образовании, также необходимо сначала пройти двухлетнее обучение по программе A-level. Также широкое распространение на базе британских колледжей и университетов получила система подготовительных курсов (Foundation), в годовую программу которых входит углубленное изучение английского языка и основных профилирующих предметов.

В стране насчитывается 30 тыс. школ, из них 27,5 тыс.- государственных и 2,5 тыс. - частных [6, с.4]. Качество образования в частных школах несравнимо выше, чем в государственных. Это доказывает тот факт, что выпускники частных школ составляют половину студенческого контингента элитных университетов Оксфорда и Кембриджа.

Среднее и специальное образование английская молодежь получает в колледжах дальнейшего образования (Colleges ofFurther Education) и коллед-

Детский сад до 5 лет

т

Начальная школа

5-11 лет классы 1-б

Средняя школа 12-16 лет классы 7-11 Сертификат о среднем образовании

Старшая школа 17-18 лет классы 12-13 Сертификат об общем образовании повышенного уровня

Конкурс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колледжи:

продолженного образования и шестого класса

V

Колледжи университетские и высшего образования Степень бакалавра (3-4 года)

Политехнические институты Степень бакалавра (3-4 года) Степень магистра (+1 год)

Университеты Степень бакалавра (3-4 года) Степень магистра (+1 год) Степень доктора (+3 года)

Рис. 2. Схема системы образования Великобритании

жах шестого класса (Colleges of Sixth Form). Всего в Великобритании их около 550 [6, с.8]. Они являются промежуточной ступенью между школой и вузом. В этих колледжах можно получить профессиональную подготовку или пройти обучение по программе A-level.

Высшие учебные заведения Великобритании делятся на четыре вида.

1. Колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education), обучающие студентов только по программе бакалавра. Причем, в отличие от университетов, эти вузы являются узкоспециализированными в таких областях, как живопись, дизайн, музыка, театральное искусство, образование и др.

2. Политехнические институты (Polytechnics), обучающие студентов по всему спектру инженерных специальностей.

3. Университетские колледжи (University Colleges), предлагающие студентам различные бакалаврские программы и являющиеся, как правило, составной частью университетов.

4. Университеты (Universities), являющиеся центрами академического образования и научно-исследовательской работы. Расслоение университетов по степени их престижности еще более контрастное, чем в США. В сознании английской общественности все университеты делятся на четыре категории, отражая при этом своеобразный «табель о рангах».

• Классические (старейшие) университеты появились в средние века и до сих пор являются законодателями и гарантами традиций английского высшего образования. Самые престижные

- это, конечно же, Оксфорд и Кембридж.

• Так называемые «краснокирпичные» университеты были основаны в XIX веке в Лондоне, Манчестере и Ливерпуле.

• Так называемые «стеклянные» университеты, появившиеся после второй мировой войны в Ноттингеме, Киле, Эксетере, Сассексе, Ворвике, Кенте, Эссексе и других городах.

• «Новые» университеты, образовавшиеся из политехнических институтов путем придания в 1992 году 33 луч-

шим институтам статуса университетов.

Всего в Великобритании насчитывается более 170 высших учебных заведений, в том числе 102 университета, подавляющее большинство которых - государственные [6, с.10].

Обучение по бакалаврским программам (Undergraduate courses) для получения степени бакалавра - либо обычной, либо с отличием (BA / BSc with Honours) - рассчитано на 3-4 года. Степени в Великобритании, в отличие от ряда других стран, присуждаются не университетами, а специальным органом - Советом по присуждению национальных академических степеней.

Обучение на первой академической степени бакалавра искусств, наук, техники и т.д. не имеет узкой предметной специализации и ведется в одной из следующих широких областей знаний: гуманитарные, общественные, естественные или прикладные науки. Большинство студентов изучают один основной предмет из своей области знаний и ряд курсов по смежным областям этого предмета. Достаточно широк ассортимент учебных курсов по выбору студентов. Для получения степени бакалавра студенту необходимо набрать за период обучения 360 «кредитов». В британских вузах наряду с традиционными методами обучения, такими, как лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, очень широко используются индивидуальные занятия со студентами. Самостоятельной работе студентов придается исключительно большое значение, в результате число аудиторных занятий сравнительно невелико. Как правило, на лекциях продолжительностью в один час рассматриваются только ключевые вопросы данного предмета. В Великобритании широко распространена система тьюторских (от англ. tutor) занятий. В общем, это учебные занятия, со-

провождающие лекцию или семинар, на которых тьютор (куратор, как правило, старшекурсник) углубляет содержание лекции или семинара для младшекурсников. Часто на таких занятиях ведется совместная подготовка к предстоящим контрольным мероприятиям. К сожалению, в российской практике подобная форма занятий почти не используется, хотя английские педагоги отмечают тьюторство как наиболее эффективную форму индивидуальной работы студентов.

Для получения второй академической степени (степени магистра) необходимо набрать еще 180 «кредитов», изучить ряд курсов, имеющих более узкую практическую направленность, подготовить и защитить магистерскую диссертацию или представить экзаменационную работу. В большинстве вузов соискатели магистерской степени выполняют и то, и другое. Обучение на получение магистерской степени занимает обычно 1, иногда 1,5 года.

Для получения следующей академической степени - доктора философии (Doctor of Philosophy, PhD) - необходимо пройти соответствующую программу обучения, как правило, с выполнением письменной экзаменационной работы и с обязательным написанием и защитой докторской диссертации. В докторантуру могут поступать как обладатели магистерской степени, при этом срок обучения составит 2 года, так и обладатели степени бакалавра, в этом случае заниматься в докторантуре им придется 3 года.

Высшей академической степенью в Великобритании является степень доктора наук. Эта степень присуждается соискателям, имеющим, как правило, степень доктора философии, из числа профессорско-преподавательского состава за ряд опубликованных серьезных научных трудов и авторитет в научных кругах страны и за рубежом.

Франция

Современная система образования во Франции, схематично приведенная на рис.3, складывалась на протяжении последних двух столетий и на сегодняшний день считается одной из самых передовых в мире. Самое главное ее достоинство - преобладание государственных учебных заведений и бесплатность высшего образования для всех, если не считать чисто символической платы в размере $150 в год, взимаемой государственными университетами. В частных учебных заведениях обучение, конечно же, платное. Еще одна важная особенность - это практически одинаково высокое качество обучения как в столице, так и в провинции. Как следствие - отсутствие официального рейтинга вузов и существенного расслоения их по степени престижности.

Развитие системы образования во Франции является главным приоритетом. На нужды образования ежегодно расходуется около 21% государственного бюджета - это больше, чем на оборону и армию. В системе образования Франции занято более половины всех государственных служащих [6, с.22]. Подходит к концу период беспрецедентных инвестиций в высшую школу Франции: более чем за 8 лет было введено в строй четыре миллиона квадратных метров учебных площадей стоимостью около 35 миллиардов франков, открылось восемь новых университетов, была модернизирована существующая учебнолабораторная база вузов. В настоящее время во Франции одобрена программа создания университета третьего тысячелетия (и3М) [7].

Для французской образовательной системы характерно наличие ярко выраженной национальной специфики: своя система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы, особое отношение к дипломам государствен-

Началь-

ное

профессиональное образование

Материнская школа 3-5 лет

Начальная школа 6-11 лет

Коллеж (неполная средняя школа) 12-15 лет

т

Обязательное среднее образование

Лицей профессионального г 1

образования - *

16-17 лет г 4

Профильное обучение

Лицей общего образования (полная средняя школа) 16-18 лет Аттестат о среднем образовании (ВАС)

Конкурс аттестатов (ВАС)

Высшие

учебные

заведения

Высшие школы Университеты

1 цикл обучения (2 года) Диплом об общем или научнотехническом образовании

2 цикл обучения (+2 года) Диплом лиценциата (1-й год)

Диплом «мэтриз» (2-й год)

3 цикл обучения (+1 год) диплом о специальном высшем или углубленном образовании

докторантура (+2-4 года) степень доктора

Рис. 3. Схема системы образования Франции

ных учебных заведений (они гораздо престижнее, чем дипломы частных школ и вузов).

Принятая во Франции система среднего образования заметно отличается от российской.

Она разделена на три цикла: начальная школа (5 лет обучения), коллеж (4 года) и лицей (3 года). Обязательными для всех являются первые два цикла. Длительность полного среднего образования составляет 12 лет. Колледжей в их традиционном понимании - как средних про-фессиональ-ных учебных

заведений - во Франции не существует. Поэтому французский коллеж как вторая ступень средней школы - это не аналог колледжа в других странах.

Лицей - завершающее звено системы среднего образования. Можно выделить два основных отличия французских лицеев от российской средней школы: во-первых, на этом цикле обучения уже начинается специализация, а во-вторых, очень высокие требования к получению аттестата о среднем образовании ВАС (Ьасса1аигёа1). Данный аттестат получают не все выпускники лицеев, а в среднем только 80%. Французские лицеи бывают двух типов: об-

щего и профессионального образования. В лицеях профессионального обучения (аналоги наших профессионально-технических училищ) школьники за 2-3 года получают какую-либо рабочую специальность. В лицеях общего образования в течение 3 лет, как правило, обучаются школьники, собирающиеся поступать далее в вузы. Аттестат о среднем образовании (ВАС) в соответствии с избранной специализацией бы-

вает трех видов: со специализацией по литературе (L), естественным наукам (S) и экономике (ES). Возможна и более узкая специализация по естественным наукам: естественные науки и технологии сферы услуг (STT), естественные науки и промышленные технологии (STI), естественные науки и лабораторные технологии (STL), естественные и медико-социальные науки (SMS).

Спрос на высшее образование во Франции постоянно растет: если в 1980 году число студентов вузов составляло 1,2 млн., в 1997 году - 1,550 млн. (это составляло 258 студентов на 10 тысяч населения) [8], то к 2001 году студенческий контингент по предварительным оценкам перевалил за двухмиллионный рубеж и имеет тенденцию дальнейшего увеличения [6, с.23]. В системе высшего образования Франции насчитывается 80 университетов (universites) и около 300 высших школ (grandes ecoles). Существенной разницы между университетами и высшими школами во Франции не наблюдается, сложившаяся градация скорее определена исторически сложившимися типами высших учебных заведений. Существующие различия между вузами определяются больше их размерами: небольшие университеты и высшие школы, как правило, не имеют ярко выраженной специализации и характеризуются преобладанием студентов первого цикла обучения, в то время как крупные вузы Франции отличаются достаточно узкой специализацией и доминированием студентов второго и третьего циклов. Престижность дипломов таких высших школ, как Горной школы, Королевской школы мосто- и дорого-строения, Высшей агрономической школы и т.д., даже значительно выше, чем дипломов крупных университетов.

Высшее образование во Франции разделено на три цикла (этапа), по окончании каждого из которых сту-

дент получает соответствующий диплом, при этом продолжить образование он может в совершенно другом вузе.

Первый цикл представляет собой начальный этап высшего образования, на котором осуществляется общенаучная подготовка. Он рассчитан на два года обучения и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Данные дипломы, невзирая на название, представляют собой в общепринятом смысле скорее свидетельства о прохождении начального этапа высшего образования. Несмотря на это, часть студентов останавливается именно на данной ступени образования, но подавляющее большинство студентов, успешно окончивших этот цикл обучения, продолжают образование на более высоком уровне.

Второй цикл высшего образования предназначен для подготовки студентов к активной профессиональной деятельности. Он также рассчитан на два года, при этом состоит еще из двух последовательных одногодичных ступеней. По окончании первого года и успешной сдаче экзаменов выдается диплом лиценциата (licence), а второй год заканчивается получением диплома «мэтриз» (maitrise).

Обучение на уровне лиценциата носит общефундаментальный характер без элементов глубокой специализации или сочетает комбинацию фундаментальной и профессиональной подготовки с превалированием первой. На дальнейшее обучение записываются, как правило, лишь те обладатели дипломов лиценциата, которые выбирают перспективу дальнейшей научной или преподавательской деятельности. Обучение на уровне «мэтриз» носит характер фундаментально-научной или научно-технической подготовки по выбранной специальности. Поэтому сме-

на профиля подготовки при переходе с уровня лиценциата на уровень «мэт-риз» уже затруднена. Требования для получения дипломов лиценциата и «мэтриз» едины по стране для всех вузов и специальностей (аналог наших государственных образовательных стандартов) - обязательное изучение дисциплин по установленному перечню ежегодным объемом от 350 до 550 учебных часов с экзаменированием по ним в конце года.

Третий цикл высшего образования предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается обязательной научно-исследовательской работой, тему которой обладатели дипломов «мэтриз» по соответствующей специальности обязаны сформулировать еще до поступления на последний цикл обучения. Обучение в течение года завершается получением диплома о специальном высшем образовании (DESS) в случае выбора программы специализации или диплома углубленного образования (DEA), если программа носила исследовательский характер.

Таким образом, для прохождения всех трех циклов высшего образования требуется в общей сложности пять лет обучения.

Высшей научной степенью во Франции является степень доктора. В докторантуру с длительностью обучения от 2 до 4 лет принимаются, как правило, выпускники вузов, имеющие диплом углубленного образования. В процес-

се обучения докторанты обязаны сдать теоретические экзамены по специальности, провести научные исследования по выбранной теме, представить и защитить диссертацию.

Литература

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века.- М., 1999.- С.34.

2. Анализ и диагностика состояния высшей

школы и научно-технологической безопасности на территориях УрФО / Под ред. С.С. Набойченко, А.Д. Выварца, И.А. Майбурова.- Екатеринбург, 2002.

3. Рябов Л.П. Анализ позитивных измене-

ний и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании.- М., 2001.

4. Марциновский И. Ключевые проблемы

образования в контексте интеллектуального потенциала будущего: сравнительно - педагогический аспект // Alma Mater.- 2001.- №7.- С. 41-44.

5. Жуков В.И. Высшая школа России: истори-

ческие и современные сюжеты.- М., 2000.

6. Мини-путеводитель по обучению за ру-

бежом // Спецвыпуск «Образование без границ. Study IN».- 2002.

7. Эланд Р. Наднациональные организации

и транснациональное образование // Высшее образование в Европе.- 2000.-№3. http://www.aha.ru/~moscow64/ educational-book

8. Высшее образование в России: Стат. сб.-

М., 2001. С. 120-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.