Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / LEVEL OF EDUCATION / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халмурадов Рустам Ибрагимович

Рассматривается проблема качества высшего образования. Показан многомерный и многофакторный характер этой проблемы, ее взаимосвязь с социально-экономическим развитием и научно-технологической революцией наших дней. Дается анализ практики разработки международных рейтингов университетов и национального рейтинга вузов Республики Узбекистан. Обсуждаются основные факторы, определяющие качество высшего образования, и предлагаются рекомендации по его повышению. Акцентируется внимание на влиянии глобализации на развитие высшей школы.The problem of quality of higher education is considered. The multidimensional and multifactorial character of this problem, its interrelation with social and economic development and scientifi c and technological revolution of our days is shown. The analysis of the practice of developing international University rankings and the national ranking of universities of the Republic of Uzbekistan is given. The main factors determining the quality of higher education are discussed and recommendations for its improvement are off ered. Attention is focused on the impact of globalization on the development of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА»

Р01:10.255867RNU.HET.19.04. Р. 10 УДК 378.1

Р.И. Халмурадов,

Самаркандский государственный университет

Высшее образование: критерии и показатели качества

Самаркандский государственный университет

Качество высшего образования, его оценка, попытки измерения в различных системах координат - все это вместе взятое было и, можно предположить, останется ключевой проблемой, которая будет вновь и вновь обсуждаться в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации, развития науки и техники, положения дел на рынке труда. Возросшая актуальность этой проблемы в наши дни во многом связана с переходом на новый тип социального и экономического роста в условиях становления цивилизации знаний, когда резко возрастают требования к уровню квалифи-© Халмурадов Р.И., 2019

кации кадров, а в составе занятого населения быстро увеличивается доля дипломированных специалистов.

Прежде всего рассмотрим международные реалии.

Качество образования, предоставляемого высшими учебными заведениями, в международном образовательном пространстве с начала 2000-х годов косвенно оценивается рейтингами университетов. На наших глазах показатели рейтингов вузов превратились в один из регуляторов мирового рынка образовательных услуг. Они начинают занимать все более прочные позиции в жизни со-

временных университетов, а их влияние приобретает всеобъемлющий характер.

Появление международных рейтингов университетов связано со становлением глобального рынка образовательных услуг. По сути, рейтинги представляют собой маркетинговый механизм продвижения образовательных услуг в среде желающих учиться, в обществе и среди работодателей.

Думаю, что рейтинги вузов и идеи, положенные в основу Бо-лонского процесса, представляют собой некие варианты или аспекты образовательной глобализации. Им, конечно же, сопутствуют некоторые положительные факторы, которые могут способствовать повышению качества образования и развитию университетской науки.

Но» все хорошее полезно, когда ложится на подготовленную почву. А если в стране еще не решены отправные вопросы повышения качества высшего образования, не завершены реформы в социально-экономической области? Не сформировался новый тип работодателя, который должен быть главным оценщиком качества «продукции» вузов? Кроме всего прочего, нельзя не учитывать, что все существующие международные рейтинги сложились под влиянием далекой от нас англосаксонской системы координат, что не позволяет в должной

РУСТАМ ИБРАГИМОВИЧ ХАЛМУРАДОВ

доктор технических наук, профессор, ректор Самаркандского государственного университета. Сфера научных интересов: строительная механика, строительные конструкции, здания и сооружения, педагогика высшего образования, менеджмент инноваций. Автор 148 опубликованных научных работ. Электронная почта: rustami@list.ru

Рассматривается проблема качества высшего образования. Показан многомерный и многофакторный характер этой проблемы, ее взаимосвязь с социально-экономическим развитием и научно-технологической революцией наших дней. Дается анализ практики разработки международных рейтингов университетов и национального рейтинга вузов Республики Узбекистан. Обсуждаются основные факторы, определяющие качество высшего образования, и предлагаются рекомендации по его повышению. Акцентируется внимание на влиянии глобализации на развитие высшей школы.

Ключевые слова: качество образования, оценка качества образования, уровень образования, результативность образовательного процесса.

The problem of quality of higher education is considered. The multidimensional and multifactorial character of this problem, its interrelation with social and economic development and scientific and technological revolution of our days is shown. The analysis of the practice of developing international University rankings and the national ranking of universities of the Republic of Uzbekistan is given. The main factors determining the quality of higher education are discussed and recommendations for its improvement are offered. Attention is focused on the impact of globalization on the development of higher education.

Key words: quality of education, assessment of quality of education, level of education, effectiveness of educational process.

мере учесть наши потребности, особенности и интересы.

В свете сказанного мне более понятно введение национальной системы рейтинга, которая при правильном выборе индикаторов и критериев оценки и при эквивалентной поддержке университетов (например, улучшении финансирования, передаче им неких полномочий, расширении самостоятельности...) будет стимулятором развития, восприятия всего лучшего, что есть в мировой научно-образовательной среде.

С этой целью в Узбекистане введен рейтинг высших учебных заведений, призванный обеспечить их здоровую конкуренцию. В 2018 году впервые были опубликованы рейтинги 57 вузов нашей страны. Они были определены на основе 23 индикаторов, отразивших такие показатели, как уровень знаний студентов и выпускников, качество учебно-методической работы и образования, качественный состав преподавателей, уровень научных исследований, состояние материально-технической базы и внедрение ИКТ.

С 2019 года планируется внедрение новых, усовершенство-

ванных правил оценки деятельности и составления рейтингов вузов Узбекистана. Подготовлен проект постановления Кабинета министров, согласно которому анализ деятельности высших учебных заведений будет вестись по 18 индикаторам. В их число вошли показатели, отражающие уровень научных исследований, результативность учебно-методической работы, уровень знаний студентов и качество подготовки выпускников, а также международную академическую мобильность, количество международных стипендиальных программ, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и так далее. Все показатели нормированы и приведены к 100-балльной шкале.

Одновременно готовится почва для постепенной интеграции наших вузов в международные системы рейтингов. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и компания Elsevier подписали национальное стратегическое соглашение о доступе к международным научным базам Scopus и ScienceDirect. В рамках документа предусмотре-

но включение научных журналов нашей страны в эти международные системы баз данных, поддержка молодых ученых и докторантов в подготовке и публикации научных статей в престижных изданиях.

В 2019 году в рамках программы «Наука-2020» подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Times Higher Education. Согласно этому соглашению проводятся совместные работы по повышению конкурентоспособности университетов Узбекистана для вхождения их в число ведущих мировых научно-образовательных центров, которые имеют высокие рейтинги.

Несмотря на различие алгоритмов расчета рейтингов и их индикаторов, общей для них задачей является, конечно же, определение качества образования. Причем степень образованности выпускников вузов, если можно использовать такое словосочетание, должна устраивать прежде всего работодателя. Академические показатели, включая качественный состав преподавателей, показатели цитируемости статей и прочее, работодателей мало интересуют, хотя все эти показатели прямо или косвенно влияют на качество подготовки специалистов. Но в этом-то и заключается слабая сторона существующих рейтингов, которые говорят не об образовательном процессе, а лишь о его условиях.

Говоря о качестве образования, в первую очередь нужно выяснить, а что это такое? Одни утверждают, что это интегральная характеристика образовательного процесса и его результата, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить [3, с. 121].

В учебной аудитории Самаркандского государственного университета

У других авторов качество рассматривается как «степень выполнения главной(основной) цели функционирования системы, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня обученности (подготовленности)» [6, с. 86]. Есть мнение также, что это «комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями экономики на современном этапе развития» [9]. Вместе с тем, по мнению многих, «качество образования - социальная категория, характеризующая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп), связанным с развитием и формированием гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [11, с. 27].

Из анализа различных мнений можно заключить, что категория качества образования - поня-

тие относительное, связанное с социально-экономическими целями конкретного общества с учетом этапа его развития и базисного потенциала. На каждом этапе реформ или перемен должны ставиться весьма определенные критерии качества, пути и механизмы его обеспечения с последующим мониторингом. Однако при этом не нужно «качество» отождествлять с понятием «уровень».

Уровень высшего образования, как правило, представляет собой квалификационное содержание образовательной программы. Например, система высшего образования Узбекистана - двухуровневая. Нижний уровень - бакалавриат и верхний уровень - магистратура в своих пределах могут быть хорошего или плохого качества. Во Франции высшее образование более дифференцировано и предусматривает 3-4 квалификационных уровня. Одна и та же квалификационная категория, например бакалавриат в США и Узбекистане, может отличаться по своему реальному уровню вследствие расхожде-

ний в составе и объеме образовательных программ.

Так как же можно оценить качество образования? Какая оценка может соответствовать потребностям работодателя, общества?

Правильнее было бы, чтобы эту оценку давала квалификационная комиссия из числа ведущих и признанных профессионалов. Но для этого, вероятно, социально-экономические партнеры университетов, так называемые стейкхолдеры, должны быть достаточно развитыми, ответственными и современными. А если это не так?

Когда речь идет о качестве образования, часто возникает спор, каким образом и насколько образование должно опережать потребности работодателя (потребителя этих выпускников). В идеале образование должно ориентироваться на перспективные тенденции и в меру возможного опережать практику, но на это способны очень продвинутые и хорошо финансируемые научно-педагогические коллективы. Так как опережающее развитие образования, кроме соответствующего интеллектуального потенциала научно-педагогического состава, требует значительных дополнительных средств для поддержки высокого уровня материальной базы, прежде всего опытно-лабораторной, особенно когда речь идет об «эконо-микообразующих», технологичных направлениях образования.

В силу ряда причин у наших вузов недостаточна способность к саморазвитию, инициатива часто наказывалась, ослабли, а где-то и утрачены субъектные качества некоторых высших учебных заведений. Сказанное отразилось прежде всего на качестве проводимых научно-исследовательских работ. Знание, культивируемое учебными заведениями, в значительной мере

информационно и описательно. С нашей точки зрения, на качество высшего образования в Узбекистане оказали отрицательное влияние:

— завышение текущих оценок знаний студентов;

— снижение качества школьной подготовки;

— отставание в оснащенности опытно-лабораторной базы, особенно в технико-технологических вузах, от современного уровня;

— несформированность мотивации работодателей к подбору наиболее подготовленных выпускников вузов и их весьма слабая восприимчивость к результатам инновационных исследований и разработок;

— несовершенство нормативно-правовой базы высшей школы.

Современные темпы научно-технического прогресса требуют систематического совершенствования учебных планов и программ учебных дисциплин, которые призваны более эффективно обеспечивать не только передачу новых знаний преподавателями, но и результативность самообразования самих студентов. Простое расширение содержания учебных программ и увеличение учебной нагрузки на студентов вряд ли могут быть реалистичным решением. Поэтому предпочтение следует отдавать дисциплинам, которые развивают интеллектуальные способности студентов, позволяют им разумно подходить к техническим, экономическим и культурным нововведениям и разнообразию, дают возможность приобретать такие качества, как инициативность, дух предпринимательства и адаптивность, а также позволяют им более уверенно работать в современной производственной среде [5,14].

Конечно же, структура и содержание учебных планов и курсов дисциплин оказывают определенное влияние на качество образования. Но и они не являются панацеей. К бо-

лее влиятельным факторам я бы отнес создание ситуации, когда обучающийся вынужден самостоятельно добывать знания. Встречаясь со студентами, я часто повторяю: «Нет такого преподавателя, который смог бы вложить в вас знания, если вы сами не работаете, не стремитесь получить образование. Образование - это не столько труд преподавателя, сколько труд студента. Преподаватель лишь дает направление и показывает методы, позволяющие добывать знания». Правда, слабый преподаватель и этого зачастую не может. . .

Последние годы отмечены смещением акцентов в трактовке самой концепции подготовки специалистов. «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода "коктейль" навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова. . . социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [12].

Конечно же, при прочих равных условиях никто не умаляет важность квалификации, однако новое качественное состояние экономики и изменения в предпринимательской философии требуют такого существенного дополнения в наши воззрения на потенциал выпускников вузов, как его рассмотрение с точки зрения компетентности. «Вопрос о компетенциях и квалификациях - это вопрос о целях образования, которые выступают активным ядром нормы качества образования, его стандартов... Компетенции (особенно ключевые) формируются за

счет педагогических и методологических подходов. Они не могут генерироваться в процессе традиционного "преподавания" на предметно-содержательном уровне. Их строительство происходит путем систематического интегрирования в целостный образовательный процесс» [2, с. 10-11].

Возникает вопрос, насколько наши вузы способны готовить компетентных специалистов, в особенности для приоритетных отраслей экономики. Умение формировать компетентность определяет не столько образовательный процесс, сколько интеллектуальный потенциал коллектива вуза. Между тем современные преподаватели - это выходцы из той среды, питомцы той системы образования, где это качество специалиста не оценивалось и не прививалось.

В современном мире в отличие от недавнего прошлого научно-техническая и педагогическая информация устаревает настолько быстро, что теряет свою актуальность уже к концу образовательного цикла. Особенно это касается современных технических и технологических направлений.

В свете этого интеграционные процессы в сфере образования должны затронуть также и систему, философию подготовки и воспитания научно-педагогических кадров. Замыкание процесса подбора и дальнейшего повышения квалификации преподавателей границами страны привело к известному застою и отставанию наших вузов от мирового интеллектуального уровня. Многократное тиражирование одних и тех же научных школ, которые к тому же зачастую оторваны от достижений ведущих зарубежных научно-образовательных центров, привело к некоторому снижению эффективности и актуальности научных исследований.

Расширение охвата преподавателей долгосрочными стажировками, особенно аспирантурой и докторантурой в ведущих зарубежных университетах, со временем может значительно изменить качественный состав коллективов кафедр. Новые кадры, пропитанные духом предпринимательской науки, которая преобладает в зарубежных научно-образовательных центрах, не понаслышке знакомые с наиболее продвинутыми методиками и идеями организации исследований, дадут реальный импульс к формированию инновационной науки. С целью оказания реальной помощи в стажировках, подготовке научно-педагогических кадров за рубежом, использовании потенциала соотечественников, ведущих свою научно-педагогическую деятельность в зарубежных научно-образовательных центрах, в Узбекистане организован Президентский фонд «Эл-юрт умиди» («Надежда народа и страны»).

Высокое качество подготовки кадров обеспечивается также селективным образованием. В образовательных системах Англии, Франции и в различной степени в системах других западных стран проводится в жизнь селек-

тивный подход, который начинается с общего среднего образования. Одним из его «мягких» проявлений, на наш взгляд, является естественный отсев студентов по результатам экзаменационных сессий, при условии, что обеспечена объективность в оценке знаний студентов. Такая форма селекции также способствует усилению мотивации студентов и развитию у них стремления к самостоятельной работе.

К сожалению, в силу ряда причин за последние десятилетия мы в значительной степени утратили способность и желание такой селекции, а правильнее сказать, отбора учащейся молодежи. А началось это еще в 1970-1980-е годы, когда чиновники от образования, а возможно, и политики ввели в официальную терминологию показателей высшего образования такое понятие, как «сохранность контингента». В определенном смысле это положило начало девальвации текущей оценки знаний студентов и введению «культуры» приписки образовательных показателей. С годами это вошло в такую привычку, что мы забыли, как правильно и объективно оценить текущие знания студентов, хотя именно на уровне текущей оценки успеваемости

закладывается фундамент качественного образования. С учетом этой особенности деятельности наших вузов до некоторой поры в показателях рейтинга университетов удельный вес текущей успеваемости должен быть более весомым.

Важнейшей стратегической задачей общества есть и будет системная подготовка национальной элиты, способной решать основополагающие задачи социально-экономического развития и укрепления государства. В современном постиндустриальном мире роль элиты существенно возросла, ибо для нашего времени характерна глобализация не только материальных и информационных, но и интеллектуальных ресурсов. Заслуживает внимания суждение по этому поводу В. Арутюнова и Л. Стреко-вой, которые отмечают: «Система подготовки национальной элиты, как национальное достояние, должна тщательно оберегаться от конъюнктурных реформ и неизбежных попыток коррумпирования. Если качество системы образования определяется степенью зрелости всего общества, то качество элитного образования определяется степенью зрелости государственной власти и национальной элиты, которые должны выступать ее гарантами» [1, с. 99]. Конкретные шаги в этом направлении, уже предпринимаемые в нашей стране, - совершенствование структуры и повышение качества организации обучения в академических лицеях, предназначенных для одаренных школьников после 9-го класса, реализация недавно принятого указа президента Узбекистана о создании в каждой области по одной элитной президентской школе.

Результативность образовательного процесса, качество подготовки выпускника зависит еще и от таких невидимых факторов, как этика или философия обра-

зовательной культуры нации, ее менталитет. Эти категории в свою очередь формируются в значительной степени под влиянием мотивационных аргументов, зависящих от конкретного этапа социально-экономического развития. Здесь уместно было бы вспомнить следующий фрагмент интервью профессора Колледжа Бостона Максима Шраера корреспонденту журнала «Альма матер»: «Если представить себе, что вдруг возникнет некое равновесие и в некоторых лучших российских университетах соберутся кадры самого высшего класса, которые не хотят никуда уезжать, и что им хватает всего - зарплаты, грантов, библиотечных ресурсов, тут еще надо принять во внимание и существенные отличия ожиданий студентов и преподавателей. Я вспоминаю, когда учился в университете в Москве, можно было весь семестр не открывать книги, а потом, во время сессии, подготовиться и довольно прилично сдать экзамены.

В хороших американских университетах такое просто невозможно, даже для тех студентов, которые оказываются там только потому, что их туда приглашают на стипендию по линии спортивных достижений. Там правило - ежедневная домашняя работа, ежедневный контроль над тем, читают ли студенты книги или нет, и тому подобное. В результате идет непрерывный процесс развития и совершенствования конкретных навыков» [13, с. 32].

Косвенно на качество образования влияет сложившаяся система оценки знаний студентов. «Причина заключается в том, что существуют разные традиции оценивания при одной и той же шкале оценок. В этой связи можно однозначно утверждать, что российская традиция является, возможно, самой либеральной в мире (нигде результаты обуче-

ния не оцениваются столь завы-шенно)» [10, с. 67]. То же самое можно сказать и применительно к системе образования Узбекистана хотя бы потому, что мы -продукт «одной традиции».

А к чему эта традиция привела? Прежде всего - к недостаточному развитию навыков самостоятельной добычи знаний у учащейся молодежи. Правильная система текущей оценки знаний могла бы в значительной степени стимулировать студентов к овладению этими самыми навыками. Например, это могла бы быть рейтинговая система оценки студентов, способствующая поощрению систематических учебных занятий.

Рассуждая о проблемах качества образования, нельзя миновать темы качества самого учебного процесса, которое, конечно же, зависит от качества знаний преподавателей, методологии формирования учебных программ, формата занятий, технической оснащенности аудиторий и мотивации студента к каждодневным занятиям. Не последнюю роль в обеспечении качества обучения играет его продолжительность. Самый главный период в формировании будущего специалиста как профессионала приходится на последние годы обучения в вузе. Мне представляется, что возврат к пятилетней системе высшего образования сегодня был бы целесообразным. Во всяком случае, пятилетний срок обучения целесообразно сохранить хотя бы до определенного этапа проведения социально-экономических реформ в стране. На мой взгляд, двухступенчатая (бакалавр, магистр) система, как минимум, предполагает высокую насыщенность рынка труда высококвалифицированными специалистами, не говоря уже о некоторых других обязательных условиях, опре-

деляющихся в частности готовностью работодателей к дополнительному образованию выпускников вузов с учетом специфики конкретного производства. А если этого нет, то бакалавр скорее всего так и останется недоучкой.

Анализируя факторы, влияющие на качество образования, нельзя обойти и вопрос о системе обучения. В деле ее обновления мы идем вперед черепашьими темпами. К сожалению, в преподавании во многом еще сохраняется так называемое школярство, не побуждающее студента к творческой работе с источниками, к самостоятельному познанию предмета. По сравнению с 1980-ми годами, когда учебные планы были более насыщенны специальными дисциплинами со значительным объемом самостоятельных практических работ, учебные планы наших вузов, содержательно «похудев», стали более академическими.

Как мы все хорошо знаем, «традиционная, объяснительно-иллюстративная, система обучения уже не отвечает вызовам времени. Однако ее "маховик", раскрученный в XVII веке, еще долго может вращаться - в силу своей гениальной простоты, технологичности и "естественной воспроизводимости"» [4, с. 19]. «Эта система, погружая человека в реальность, далекую от современности, способствует формированию представлений, затрудняющих его жизнедеятельность в современных условиях» [8, с. 26].

Профессионально направленное изучение фундаментальных наук - еще один влиятельный фактор повышения качества высшего образования. И особенно это касается математики. Исходя из чего формируется учебная нагрузка и содержание предмета по математике в учебных планах в области биологии, химии, географии и других крупных направлений выс-

Карл Теодор Ясперс (1883-1969). Выдающийся философ, автор книги «Идея университета» (1949), оказавшей большое влияние на философию высшего образования

шего образования? Часто из элементов высшей математики как таковой. Между тем студентам названных специальностей сложно усвоить такую абстрактную дисциплину, если им не показать, при решении каких задач биологии, химии, географии понадобится та или иная гипотеза, теорема. Точные и естественные науки должны как бы пронизывать систему преподавания и обучения не в абстрактном виде, а в конкретном преломлении.

В Болонской декларации 1999 года унификацию высшего образования в странах Европы предлагалось осуществить, оценивая учебные курсы высших учебных заведений по так называемой системе кредитов - зачетных единиц, единых для всех учебных заведений независимо от страны и трактуемых как опре-

деленный объем учебного времени, отведенного на изучение дисциплины. Набрав определенное число кредитов, студент получает диплом о высшем образовании, хотя конкретные результаты обучения (качество выпускника) никак не описываются и не стандартизируются. Правда, нигде не говорится об удельном весе этих кредитов. А ведь кредит кредиту рознь. И весомость кредита зависит прежде всего от степени объективности оценки знаний студента. В условиях, когда объективность этой оценки сомнительна, система кредитов мало чем поможет обеспечению качества образования.

С позиций педагогики продуктом высшей школы можно считать выпускника, обладающего конкретным набором зна-

ний, умений и личностных качеств, а процессом - учебный процесс подготовки специалиста по определенной специальности в целом и по изучению конкретных дисциплин в частности. Ресурсы высшей школы складываются из человеческих (студенты и преподаватели) и материальных (финансы, помещения, средства обучения, информация и пр.) составляющих. При этом ведущая роль в организации и проведении самого процесса обучения принадлежит, несомненно, преподавателям. Рассуждая о качестве образования и результатах этого процесса, конечно же, нужно подчеркнуть, что ведущим фактором здесь является качество преподавателя, если в данном случае уместно использование понятия качества. Будем мыслить и действовать исходя из того, что мы обладаем бесценным человеческим капиталом, который будет не растрачиваться, а прирастать, раздвигая горизонты нашего развития.

Свыше 60 лет назад Карл Ясперс написал: «Жизнь университета зависит именно от личностей, в то время как институт - лишь условие. И оцениваться институт будет в соответствии с тем, сумел ли он привлечь достойные личности и создать условия для их коммуникации, исследования и преподавания...» И спорить со сказанным не приходится. Более того, полагаю, что масштаб таких личностей гораздо важнее состояния аудиторий, количества книг в библиотеке, компьютеров, как и разного рода методических ухищрений и технологий. Не случайно ведущие университеты мира стремятся привлечь к себе на работу лучших преподавателей и ученых [7, с. 4].

Резюмируя, можно сказать, что именно сложность и неоднозначность понятия «качество об-

разования» вызывает множество мнений, толкований и предложений по его переосмыслению. Оно и понятно, так как столь деликатный вопрос трактуется в

весьма широком диапазоне в зависимости от степени зрелости вузовских коллективов, требований аппарата управления системой образования, запросов ра-

ботодателей и заказчиков научно-технической продукции, готовности общества, прежде всего самих студентов и их родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов В., Стрекоза Л. О дифференциации высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. C. 94-99.

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2005. № 11. C. 3-13.

3. Вишняков С.М. Профессиональное образование: словарь. М., 1999. 538 с.

4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // Aima mater (Вестник высшей школы). 2006. № 5. C. 19-26.

5. Кузовлев В.П. Университетский комплекс на Елецкой земле // Высшее образование в России. 2004. № 6. C. 39-52.

6. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. № 9. Ч. 4. С. 84-88.

7. Плаксий С.И. Стратегия Московского гуманитарного университета по формуле И. Ильинского //Aima mater (Вестник высшей школы). 2006. № 4. C. 4-18.

8. Розин В.М. Образование в обновляющемся мире // Aima mater (Вестник высшей школы). 2006. № 6. C. 24-32.

9. Садков В.Г., Силаева О.А., Брехова Т.Б. Система управления качеством высшего образования в регионах России. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY5/sadkov.html (дата обращения: 18.03.2019).

10. Ткач Г.Ф., Чистохвалов В.Н. Diploma Supplement // Высшее образование в России. 2006. № 1. C. 64-69.

11. Чучалин А.И., Герасимчук И.Ю. Качество высшего образования как общественно значимый результат // Alma mater (Вестник высшей школы). 2004. № 11. С. 26-32.

12. Образование: сокрытое сокровище: доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО. М., ЮНЕСКО, 1997.

13. Почему Гарвард лучше? Об отличиях и приоритетах: интервью с профессором Колледжа Бостона Максимом Шраером // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 2. C. 28-24.

14. Реформы и развитие высшего образования: Программный документ ЮНЕСКО, 1995.

LITERATURA

1. Arutyunov V., Strekova L. O differenciacii vy*sshego obrazovaniya // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. S. 94.

2. Bajdenko V.I. Kompetencii v professionalem obrazovanii (K osvoeniyu kompetentnostnogo podxoda) // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 11. S. 3-13.

3. Vishnyakov S.M. Professional*noe obrazovanie: slovar\ M., 1999. 538 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Verbiczkij A.A., Larionova O.G. Gumanizaciya, kompetentnost*, kontekst - poiski osnovanij integracii // Alma mater (Vestnik vy*sshej shkoly*). 2006. № 5. S. 19.

5. Kuzovlev V.P. Universitetskij kompleks na Eleczkoj zemle // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 6. S. 39.

6. Kachalov V.A. Problemy* upravleniya kachestvom v vuzax // Standarty* i kachestvo. 2000. № 9. Ch. 4. S. 84-88

7. Plaksij S.I. Strategiya Moskovskogo gumanitarnogo universiteta po formule I.Il*inskogo // Alma mater (Vestnik vy*sshej shkoly*). 2006. № 4. S. 4-18.

S. Rozin V.M. Obrazovanie v obnovlyayushhemsya mire // Alma mater (Vestnik vy'sshej shkoly*). 2006. № 6.S. 24-32.

9. Sadkov V.G., Silaeva O.A., Brexova T.B. Sistema upravleniya kachestvom vy'sshego obrazovaniya v regionax Rossii. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY5/sadkov.html (data obrashheniya: 18.03.2019).

10. Tkach G.F., Chistoxvalov V.N. Diploma Supplement // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 1. S. 64-69.

11. Chuchalin A.I., Gerasimchuk I.Yu. Kachestvo vy'sshego obrazovaniya kak obshhestvenno znachimy'j rezul'tat // Alma mater (Vestnik vy'sshej shkoly*). 2004. № 11. S. 26-32.

12. Obrazovanie: sokry'toe sokrovishhe: doklad mezhdunarodnoj komissii po obrazovaniyu, predstavlenny'j YuNESKO. M.: YuNESKO, 1997.

13. Pochemu Garvard luchshe? Ob otlichiyax i prioritetax: interv'yu s professorom Kolledzha Bostona Maksimom Shraerom // Alma mater(Vestnik vy'sshej shkoly*). 2005. № 2. S. 24-28.

14. Reformy* i razvitie vy*sshego obrazovaniya: Programmny*j dokument YuNESKO, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.