Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты управления качеством образования: проблемы и решения'

Концептуальные аспекты управления качеством образования: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КАЧЕСТВА / QUALITY CULTURE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / НЕЗАВИСИМАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / INDEPENDENT ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатов Марат Кенесович, Пак Юрий Николаевич

В концептуальном плане обозначены институциональные аспекты управления качеством образования. Анализируется проблема обеспечения сопоставимого качества высшего образования в Казахстане в условиях либерализации образовательных программ в контексте болонских реформ. Обсуждается значимость триады «руководство преподаватели студенты» как системообразующего начала обеспечения и управления качеством. Показана необходимость формирования культуры качества как разделяемой ценности и коллективной ответственности субъектов образовательного процесса. Даны рекомендации по минимизации бюрократизма в высшей школе, повышению эффективности социального партнерства вуз работодатель и усилению студентоцентрированного обучения.There are conceptually identified the institutional aspects of the education quality management. The paper analyzes the problem of ensuring the comparable quality of Kazakhstani education in the conditions of liberalization of educational programs in the context of the Bologna reforms. There is discussed the importance of the triad (leadership teachers students) as the backbone for quality assurance and management. The necessity of forming the quality culture as a shared value and collective responsibility of subjects of the educational process is shown. Recommendations are given for minimizing bureaucracy in higher education, increasing the effectiveness of the social partnership of the university-and-the employer, and strengthening student-centered learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибатов Марат Кенесович, Пак Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты управления качеством образования: проблемы и решения»

Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.18.03.Р.10 УДК 378

М. К. Ибатов, Ю. Н. Пак,

Карагандинский государственный технический университ, Республика Казахстан

Концептуальные аспекты управления качеством образования: проблемы и решения

Карагандинский государственный технический университет

В условиях глобализации происходит трансформация университетов. Во многом это обусловлено тем, что знания утрачивают ценностный смысл и превращаются в информацию, которая вовлечена в экономический оборот в качестве товара.

Следовательно, и привычная для существенной части академического сообщества ситуация «удовлетворения любопытства за государственный счет» уходит в прошлое. Университеты поставлены перед необходимостью реализовывать рыночно ориентированную стратегию, обеспечивающую прибыль. Иными словами, вектор модерни-

зации высшей школы направлен не только на получение и трансляцию знаний, но и на формирование предпринимательской культуры, коммерциализацию технологий и капитализацию результатов интеллектуальной деятельности [3]. Кроме того, высшие учебные заведения вынуждены прилагать растущие усилия для повышения окупаемости своей деятельности за счет предоставления широкого спектра услуг.

Понятно, что если мир меняется, то не может не изменяться и высшая школа. И хотя высшее образование - это высокоинерционная система, которой присущ здоро-

вый консерватизм, высшие учебные заведения в настоящее время стоят перед дилеммой, обязывающей, с одной стороны, сохранить лучшие традиции прошлого, а с другой - ответить на новые вызовы времени. По сути, эта дилемма стоит перед высшей школой, как и перед всем обществом, всегда. Но нарастание темпов изменений, их всеобъемлющий характер, появление рисков, прямо обусловленных высокой динамикой развития, обострили названную нами дилемму, превратили ее в источник проблем, требующих новых решений и подходов.

Происходящие в последние два десятилетия в Казахстане образовательные реформы осуществляются в контексте поиска ответов на эти вызовы и вопросы. Несмотря на некоторые поспешные реформаторские действия и пессимистические утверждения [11], высшее образование сохраняет свою востребованность и остается важнейшим институтом социализации и воспроизводства интеллектуального потенциала. Наличие неизбежных «оборотных» сторон современного этапа реформ высшего образования должно стать не столько объектом критики, сколько стимулом для конструктивных изменений. Ссылка на «охранительный» консерватизм системы образования в настоящее время уже слабо срабатывает. Уместен тезис В. А. Зве-гинцева: «Ученый, меряющий современную науку мерками далекой

© Ибатов М. К., Пак Ю. Н., 2018

МАРАТ КЕНЕСОВИЧ ИБАТОВ

доктор технических наук, профессор, ректор Карагандинского государственного технического университета. Сфера научных интересов: стратегический менеджмент в образовании, транспортные технологии и безопасность. Автор более 200 опубликованных научных работ

ЮРИИ

НИКОЛАЕВИЧ ПАК

доктор технических наук, профессор, руководитель учебно-методического объединения вузов Республики Казахстан Карагандинского государственного технического университета. Сфера научных интересов: менеджмент качества образования, образовательные стандарты, ядерные технологии. Автор более 400 опубликованных научных работ

В концептуальном плане обозначены институциональные аспекты управления качеством образования. Анализируется проблема обеспечения сопоставимого качества высшего образования в Казахстане в условиях либерализации образовательных программ в контексте болонских реформ. Обсуждается значимость триады «руководство - преподаватели - студенты» как системообразующего начала обеспечения и управления качеством. Показана необходимость формирования культуры качества как разделяемой ценности и коллективной ответственности субъектов образовательного процесса. Даны рекомендации по минимизации бюрократизма в высшей школе, повышению эффективности социального партнерства вуз - работодатель и усилению студентоцен-трированного обучения.

Ключевые слова: культура качества, высшее образование, Болонский процесс, управление качеством, профессиональный стандарт, независимая аккредитация.

There are conceptually identified the institutional aspects of the education quality management. The paper analyzes the problem of ensuring the comparable quality of Kazakhstani education in the conditions of liberalization of educational programs in the context of the Bologna reforms. There is discussed the importance of the triad (leadership - teachers - students) as the backbone for quality assurance and management. The necessity of forming the quality culture as a shared value and collective responsibility of subjects of the educational process is shown. Recommendations are given for minimizing bureaucracy in higher education, increasing the effectiveness of the social partnership of the university-and-the employer, and strengthening student-centered learning.

Key words: quality culture, higher education, Bologna process, quality management, professional standard, independent accreditation.

молодости, остановился в своем развитии и просто отстал» [9].

Процесс глобализации, несмотря на ее объективность, представляет собой сложнейшую трансформацию мировой системы, в которой есть опасность выбора унифицированных и упрощающих моделей интеграции. Ярким примером интеграционного вектора глобализации служит Болонский процесс. Создание европейского пространства высшего образования (ЕПВО) связывается с переходом на многоуровневую структуру подготовки кадров, введением системы сопоставимых квалификаций в области высшего образования, с кредитной системой обучения, развитием академической мобильности студентов и преподавателей, обеспечением сопоставимого качества образования на протяжении всей жизни, единения образовательного и научного процесса [11]. Вступление Казахстана в Болонский процесс

потребовало значительных изменений в образовательной практике. В частности, было принято решение отказаться от государственных образовательных стандартов по специальностям. Этот шаг воспринимается как расширение самостоятельности вузов и освобождение государства от ответственности за качество образования с ее передачей непосредственно в высшие учебные заведения.

В условиях омассовления высшего образования и практической реализации Болонского процесса актуализируется проблема обеспечения необходимого качества подготовки кадров. Высокое качество образования традиционно связывается с гармоничным сочетанием фундаментальной естественнонаучной подготовки с профессионально-прикладной составляющей. Казахстанский рынок труда в большей степени ратует за снижение фундаментальной теоретической подго-

товки в пользу прикладных знаний, умений и навыков. Значительная часть вузовской общественности склонна соблюсти разумный баланс между теоретической и прикладной составляющими образовательных программ высшего образования.

Необходимость сохранения достаточной фундаментальной естественнонаучной подготовки бакалавра обусловлена тем, что прикладная составляющая подготовки бакалавра устаревает значительно быстрее. Фундаментальные знания более долговечны. Период их полураспада значительно выше. Гармоничный учет фундаментального и прикладного компонентов образовательных программ нового поколения становится одной из важнейших задач высшей школы в контексте дальнейшего наращивания человеческого капитала.

Развитие человеческого капитала всецело связано с системой подготовки кадров, зависящей от развитости высшей школы и национальной системы квалификаций. Вполне очевидно, что без сопряжения этих двух систем трудно ожидать существенных подвижек в подготовке конкурентоспособных специалистов. Проблема развития социального партнерства высшей школы и сферы труда актуализируется высокой динамикой перемен в технике и технологиях основных видов производства. Одной из ответных реакций на данный вызов является парадигма непрерывного образования (образование в течение всей жизни).

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим требования к результатам и условиям реализации образовательных программ, служит государственный образовательный стандарт, являющийся, по сути, нормой качества образования. Первые государственные образовательные стандарты по специальностям высшего образования в Казахстане были утверждены в 1994-1995 годах. В образовательных стандартах

высшего образования нового поколения, которые носят рамочный характер, в концептуальном плане обозначен компетентностный подход, рассматриваемый как методология и в известной мере как технология подготовки кадров.

Ныне установлено, что профессиональные компетенции «разрабатываются по каждой специальности высшего образования на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и социального запроса общества». Это актуализирует разработку и внедрение профессиональных стандартов, являющихся ключевой составляющей национальной системы квалификаций (НСК) и призванных заменить устаревшие квалификационные справочники. В перспективе развитие национальной системы квалификаций предполагает последующую сертификацию квалификации специалистов на основе требований профессиональных стандартов. Сдача сертификационных экзаменов - допуск к работе. Разработка качественных профессиональных стандартов с четко выраженной квалификационной характеристикой в формате компетенций по ви-

Яомаока выпускников

дам профессиональной деятельности станет мотивирующим фактором трансформации рынка труда в современный рынок компетенций и квалификаций, что будет способствовать внедрению компетент-ностной модели выпускника вуза.

Наиболее эффективный способ учета реалий профессиональной деятельности - это привлечение к разработке образовательных программ наиболее компетентных представителей профессиональных сообществ работодателей, задающих высокий уровень профессионализма и мастерства в избранной отрасли. При этом студенты имеют возможность получать более четкие ориентиры карьеры и трудоустройства, а работодатели - увидеть и осмыслить перспективные аспекты управления человеческим капиталом.

Вопросы рационального сопряжения профессиональных и образовательных стандартов вызывают неоднозначную реакцию в научно-педагогическом сообществе [7]. Одна из причин: профессиональные стандарты в основном ориентированы на требования сегодняшнего рынка труда. Ориентация высшей школы на практическую на-

правленность подготовки выпускников в соответствии с требованиями профстандартов, отвечающих текущим потребностям работодателей, может способствовать трансформации высшего образования в процесс обучения определенному ремеслу, при котором центр тяжести подготовки специалиста смещается в сторону подготовки простого исполнителя - эксплуатационника.

Высшей школе нужны качественные профессиональные стандарты с четким описанием требований к содержанию, качеству, условиям труда, квалификации и компетенциям работников в соответствии с трудовыми функциями для различных квалификационных уровней, в том числе уровней, предусматривающих высшее и послевузовское образование. К сожалению, формирование национальной системы квалификаций, включая разработку профессиональных стандартов, проходит медленно [2].

В Послании президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» отмечено: «Необходимо разработать современные стандарты по всем основным профессиям. В этих стандартах работодатели и бизнесмены четко закрепят, какие знания, навыки и компетенции должны быть у работников. Нужно, исходя из требований профстандартов, разработать новые или обновить действующие образовательные программы» [5].

В этой связи следует повышать уровень инновационной активности профессиональных объединений работодателей в плане конструктивного участия в проектировании профстандартов, отвечающих перспективным потребностям экономики.

Высшая школа, за редким исключением, продолжает развиваться в логике автономности, слабо сопряженной со сферой труда. В образовательных программах еще превалирует знаниево-ориенти-

рованный подход. Компетент-ностный подход только начинает обсуждаться в научно-педагогическом сообществе. Нынешний уровень развития национальной системы квалификаций, существующий дисбаланс в спросе и предложении квалифицированной рабочей силы, неразвитость рынка труда и недостаточная мотивированность высшей школы к инновационным переменам крайне актуализируют налаживание интерфейса взаимодействия высших учебных заведений и сферы труда в разработке профессиональных стандартов с четко выраженной квалификационной характеристикой в формате компетенций с последующим обновлением образовательных программ высшего образования.

Успешное развитие национальной системы квалификаций предусматривает разработку организационно-правовых механизмов для взаимовыгодного партнерства высшей школы и сферы труда. Профессиональные объединения работодателей совместно с учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим специальностям должны принять заинтересованное участие в разработке качественных профстандартов, в которых должны быть описаны квалификационные характеристики выпускников в формате компетентностно-го подхода.

Развитие социального партнерства «вуз - работодатель» должно стать фактором повышения конкурентоспособности молодых специалистов. В условиях глобализации и высокой динамики перемен в социально-экономической сфере сложно спрогнозировать оптимальную модель выпускника, удовлетворяющего требованиям основных стейкхолдеров. Не все работодатели способны четко сформулировать требования к специалистам. Отсутствует единое понимание компе-тентностной модели выпускника вуза. Профессиональные сообщества работодателей не в полной мере заинтересованы в формирова-

нии единого мнения, так как кадровый потенциал конкретного предприятия - это ключевой фактор, определяющий его конкурентные преимущества. Имеются примеры создания при крупных предприятиях и промышленных корпорациях собственных вузов, нацеленных на подготовку кадрового потенциала с конкретными региональными требованиями.

Проблемы несоответствия высшего образования требованиям рынка труда актуализируются в связи со структурными изменениями в казахстанской экономике, в частности с реализацией государственной программы индустриально-инновационного развития экономики, что сопровождается трансформацией структуры спроса на квалифицированную рабочую силу. Происходят изменения в структуре занятости экономически активного населения, развивается профессиональная мобильность в масштабе страны, возникают территориально-региональные диспропорции в спросе и предложении рынка труда. Значительная часть выпускников вузов трудоустраивается не по полученной специальности. Мировой опыт показывает, что в целом по специальности трудоустраиваются около 40% выпускников [1]. Анализ трудоустройства выпускников 11 технических университетов Казахстана в 2014 году показал, что в среднем в первый год после окончания вуза трудоустраиваются по специальности 46,9% выпускников [8]. Сравнительно низкий процент трудоустройства по специальности объясняется множеством причин: работодатель заинтересован в найме на работу опытных специалистов; отсутствуют вакантные места по месту жительства; отдельные выпускники не хотят работать по специальности или неудовлетворены низкой зарплатой.

Система управления качеством образования должна строиться как методология, способная отвечать на вопросы: «Для достижения каких результатов осуществляется

образовательный процесс? Каким инструментарием измеряются достигнутые результаты? Какой орган осуществляет такую оценку и механизм реализации?»

На основе такого методологического подхода формируется система контроля качества, которая включает внутреннюю оценку (самообследование) и внешний контроль качества. Дифференцированный перечень требований различных стейкхолдеров к качеству образования в рамках внешнего контроля затрудняет проектирование концептуальных основ управления качеством.

Высшее образование - это основа социально-экономического развития страны. Государство должно отслеживать качество образования независимо от состояния экономики и уровня бюджетного финансирования. По-видимому, следует признать, что облик высшей школы, интегрированной в международное образовательное пространство, изменился и сейчас необходим поиск дополнительных внутренних резервов и новых возможностей для совершенствования.

Утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан образовательные стандарты последнего поколения (2016) предоставляют вузам большую академическую свободу в формировании образовательных программ. Вся образовательная программа бакалавриата рассчитана на 129 кредитов. Чуть более половины всей программы составляет цикл базовых дисциплин, в котором объем вузовского (вариативного) компонента составляет 71%, а доля обязательного компонента 29%. В цикле профилирующих дисциплин доля вузовского компонента - 84%, а обязательного - 16%.

Отмена государственных образовательных стандартов специальностей и расширение академической свободы обостряют проблему формирования образовательных программ в формате компетенций. Между расширяющейся автономией вуза

Будущие специалисты по мехатронике

и его ответственностью за академическое качество образования наблюдается слабая взаимосвязь, что обостряет проблему обеспечения качества [6]. Чрезмерная либерализация образовательных программ в контексте образовательных стандартов нового поколения сопровождается минимизацией обязательного компонента, являющегося ядром всей образовательной программы высшего образования. Вместе с тем такой дисбаланс в соотношении обязательного и вузовского компонента бакалаврских программ может нарушить единое образовательное пространство. Есть вероятность того, что студенты разных вузов, обучающиеся по одной специальности, могут изучать разные базовые и профилирующие дисциплины (модули). В итоге выпускники одной специальности будут обладать различными знаниями и профессиональными компетенциями.

Нужны инновационные подходы в управлении: действенный мониторинг качества образовательных услуг, независимые процедуры контроля и обеспечения качества образования. Существующая ныне в Казахстане национальная система оценки качества образования

включает в себя избыточное число различных проверок и процедур [3]. Не отрицая дополнительной нагрузки, связанной с проведением этих бюрократических процедур, порой дублирующих друг друга, выскажем компромиссное мнение. На наш взгляд, грамотно поставленная методология лицензионной проверки и контроля (разумеется, на основе существенно обновленной правовой базы с исключением устаревших нормативов) в сочетании с процедурой независимой (внешней) аккредитации вузов и образовательных программ может стать надежным инструментом оценки ресурсной базы, способным обеспечить конкурентоспособность университета.

В рамках идеологии, согласно которой «ответственность за качество образования несет вуз», нельзя отрицать значимость внутривузов-ских систем управления качеством. Действительно, многие критики справедливо указывают на малоэф-фективность таких систем, бюрократизирующих образовательную деятельность [10], когда преобладание контрольных процедур делает содержательно-предметное наполнение обучения второстепенным.

Но справедливости ради стоит отметить, что за бюрократизацию иногда принимают действия вузов и преподавателей, связанные с формализацией многоуровневого образовательного процесса и управления им. Имеется в виду разработка образовательных стандартов, типовых и рабочих учебных планов и программ, учебно-методических комплексов, регламентов рейтинговой оценки, инструментария оценки и обеспечения качества и т.п.

Вполне естественно, что формализация учебно-воспитательного процесса весьма трудоемка и носит не всегда творческий характер. Тем не менее она нужна. Стандарты образования и определенные нормативно-правовые материалы необходимы. Однако комплексную деятельность по совершенствованию образовательных программ не следует отождествлять с рутинной бюрократизацией и нарастающим бумажно-файловым валом многочисленных отчетов, циркуляров, приказов, мало связанных с качеством организации образовательного процесса и в целом с качеством образовательных услуг.

Внедряемые в вузах системы менеджмента качества способствуют оптимизации документооборота, упорядочению процессов контроля и управления, налаживанию взаимодействия с потребителями и заказчиками образовательных услуг. При излишней увлеченности формальными процедурами мало внимания уделяется методологическим аспектам обеспечения качества. Не обеспечена в достаточной мере заинтересованность участников образовательного процесса в реальном обеспечении качества преподавания, развитии мотивации у обучающихся к активному приобретению знаний, умений и профессиональных компетенций. А в результате самоценной оказалась система документов, а не качество образования [9].

Административному аппарату необходимо минимизировать количество циркуляров, приказов, распоряжений, инструкций, что позволит

уменьшить бумаготворчество и заняться реальным обучением. Надо активнее внедрять электронный документооборот.

Опыт работы внутривузовских систем менеджмента качества показывает, что многие ценностные ориентиры - непрерывное улучшение качества образовательных услуг, повышение квалификации преподавателей, внедрение современных технологий обучения, развитие учебно-методического и ресурсного обеспечения - реализуются не в полной мере и вне реального мо-тивационного подкрепления. Главные «действующие лица» образовательного процесса - преподаватели и студенты - зачастую не видят себя в системе управления качеством. Действия руководства воспринимаются ими как источник дополнительных проблем и неоплачиваемых требований.

К сожалению, не все преподаватели связывают эффективность своей деятельности с качеством образования. По-видимому, это объясняется незначительной ролью, которая в действительности отводится им в системе обеспечения и управления качеством. В современном университете сотрудничество преподавателей рассматривается как коллегиальная ответственность субъектов образовательной деятельности за результаты труда и в целом за качество обучения.

Надо сказать еще вот о чем. Возможность выбора индивидуальной образовательной траектории обучения, студентоцентрированный характер образовательных стандартов с усилением роли самостоятельной работы обучающихся актуализируют обязательное участие студентов в процедурах управления качеством образования. Все это усиливает личную ответственность студентов за результаты обучения.

В постиндустриальном обществе в основе модели образовательного процесса и системы управления качеством должна быть командная деятельность: руководство - преподаватели - студенты. Все они рас-

сматриваются как партнеры, заинтересованные в повышении качества собственной деятельности. Если эта триада обладает системообразующим началом, тогда преподавательский и студенческий потенциал трансформируется в основной ресурс повышения качества образования. Целенаправленная установка на качественное высшее образование как корпоративную ценность станет реальностью, если будет развита система мотивированного обеспечения преподавательского труда. Уместен тезис М. Барбера и М. Мур-шед: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов».

Проблему обеспечения качества в европейских университетах рассматривают через призму внутренней культуры качества. Понятие «культура качества» было концептуализировано Европейской ассоциацией университетов в ходе реализации проекта «Развитие внутренней культуры качества в европейских университетах». Необходимость термина «культура качества» обусловлена трансформацией смысла качества как разделяемой ценности и коллективной ответственности

всех субъектов образовательного процесса [4].

Важнейшую роль в формировании культуры качества играет руководство университетов, призванное обеспечить стратегию ее реализации на основе преемственности институциональных преобразований с учетом кадрового потенциала, финансовой и ресурсной обеспеченности образовательного процесса. Систематический мониторинг и оценка качества должны стать основой для поиска оптимальных решений по обеспечению должного качества образования.

В условиях либерализации высшего образования в Казахстане инициативы, реализуемые «сверху вниз», окажутся малоэффективными, если их не поддержат студенты. Участие студентов в различных процедурах по обеспечению качества организации учебного процесса, качества преподавания, качества учебно-методической и ресурсной обеспеченности и учет их мнения являются одним из ключевых критериев при принятии управленческих решений. Европейский союз студентов, объединяющий 49 национальных студенческих союзов

Обсуждение комплексной программы развития Карагандинского государственного технического университета

и представляющий интересы студентов на европейском уровне в области образования и социальной жизни, входит в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества в высшем образовании. В Казахстане следует создать студенческое объединение для совместного формирования институциональной культуры качества и социальной поддержки студентов с последующим представительством в Европейском союзе студентов.

Молодежь озабочена вопросами: «Куда пойти учиться? Какой вуз выбрать?» У любого вуза не менее важная задача: привлечь как можно больше грамотных профессионально-мотивированных абитуриентов. Работодатели, заинтересованные в качественном пополнении кадров с высшим

образованием, целеустремленно ищут вузы, готовящие лучших специалистов. Разные потребители имеют различные требования и интересы. Точкой пересечения интересов становится независимая аккредитация вузов и образовательных программ. Процедура независимой аккредитации позволяет оценить деятельность вузов не только в контексте обеспечения качества, но и с позиции удовлетворенности всех заинтересованных потребителей образовательных услуг. Она стала в Казахстане рабочим инструментом, востребованным и привлекательным для различных целевых аудиторий. Независимая аккредитация позволяет выявить сильные и слабые стороны в деятельности вузов, скорректировать образовательную политику

для получения конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. Она будет способствовать налаживанию социального партнерства «вуз - работодатель».

Кризисы приходят и уходят, а высшая школа и образование остаются. Глобальные кризисы -это не только серьезные испытания, но и новые возможности для критического анализа состояния системы образования и принятия эффективных решений в области управлении качеством. В условиях глобализации и жесткой конкуренции во главе угла должны быть не только международные рейтинги и индексы Хирша, но и конкретные результаты работы по повышению качества образовательных услуг и приращению человеческого капитала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брызгалина Е.В., Миронов В.В. Управление образованием как ответ на вызовы системе образования современной России // Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 9. Вып. 2.

2. Ибатов М.К., Пак Ю.Н. Высшая школа Казахстана в контексте интеграционных процессов // Ректор вуза. 2017. № 4. С. 34-43.

3. Ибатов М. К., Пак Ю.Н. Инновационные аспекты становления предпринимательских университетов в контексте глобализации высшего образования // Aima mater. 2017. № 11. С. 10-16.

4. Мешкова Т.А. Качество преподавания как неотъемлемая часть культуры качества в вузе // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 115-133.

5. Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции: Послание Президента Казахстана Н. Назарбаева народу Казахстана 10 января 2018 г. // Казахстанская правда. 2018. 10 янв.

6. Пак Ю. Н, Нугужинов Ж. С, Пак Д. Ю. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 48-52.

7. Сенашенко В. С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС ВО // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.

8. Статистика системы образования Республики Казахстан. Астана, 2015.

9. Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе: внешние вызовы и внутренние резервы // Педагогика. 2015. № 5. С. 87-95.

10. Шимина А.Н. Бюрократизация сферы образования // Педагогика. 2015. № 8. С. 16-21.

11. Pak Yu. N., GazaliyevA.M. Bologna Process and Kazakhstan Realities: monograph. Karaganda: KSTU, 2014. 364 p.

LITERATURA

1. Bryzgalina E. V., Mironov V. V. Upravlenie obrazovaniem kak otvet na vyzovy sisteme obrazovaniya sovremennoj Rossii // Al'manah Prostranstvo i Vremya. 2015. T. 9. Vyp. 2.

2. Ibatov M. K, Pak Yu.N. Vysshaya shkola Kazahstana v kontekste integracionnyh processov // Rektor vuza. 2017. № 4. S. 34-43.

3. Ibatov M. K, Pak Yu.N. Innovacionnye aspekty stanovleniya predprinimatel'skih universitetov v kontekste globalizacii vysshego obrazovaniya // Alma mater. 2017. № 11. S. 10-16.

4. Meshkova T.A. Kachestvo prepodavaniya kak neot'emlemaya chast' kul'tury kachestva v vuze // Voprosy obrazovaniya. 2010. № 3. S. 115-133.

5. Novye vozmozhnosti razvitiya v usloviyah chetvertoj promyshlennoj revolyucii: Poslanie Prezidenta Kazahstana N. Nazarbaeva narodu Kazahstana 10 yanvarya 2018 g. // Kazahstanskaya pravda. 2018. 10 yanv.

6. Pak Yu. N, NuguzhinovZh.S., Pak D. Yu. Problemy modernizacii vysshej shkoly v formate kompetentnostnogo podhoda // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 10. S. 48-52.

7. Senashenko V.S. O sootnoshenii professional'nyh standartov i FGOS VO // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 6. S. 31-36.

8. Statistika sistemy obrazovaniya Respubliki Kazahstan. Astana, 2015.

9. Faktorovich A.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v vuze: vneshnie vyzovy i vnutrennie rezervy // Pedagogika. 2015. № 5. S. 87-95.

10. Shimina A.N. Byurokratizaciya sfery obrazovaniya // Pedagogika. 2015. № 8. S. 16-21.

11. Pak Yu. N., Gazaliyev A. M. Bologna Process and Kazakhstan Realities: monograph. Karaganda: KSTU, 2014. 364 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.