УДК 378, ББК 74.4 © С.Е. Груенко, О. А. Фадеева
С.Е. Груенко, О.А. Фадеева К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обоснование и определение требований к критериям-показателям оценки качества образования являются одной из проблем современного высшего образования. Цель статьи — определение методологических основ разработки показателей (индикаторов) качества высшего образования. В статье решены следующие задачи: определены сущностные характеристики понятий «критерий», «показатель»; выделены подходы к изучению качества образования и описано их содержание; рассмотрены методологические основы педагогической диагностики в системе высшего образования.
На основании анализа философской, психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы в работе обоснованы методики разработки критериев и показателей оценки эффективности образовательной системы (внешний аспект оценки качества образования) и педагогической диагностики (внутренний аспект оценки качества образования). В статье сформулированы концептуальные основы системы педагогической диагностики: методология диагностического исследования напрямую определяется выбором педагогических технологий, а также определены инструменты изучения образовательного опыта студентов. Мониторинг качества образования выполняет функцию стандартизации и внешнего управления деятельности вуза, в то время как педагогическая диагностика как оценка степени приближения к целям системы и определение способов влияния на процесс, выполняет функцию внутреннего ресурса управления качеством образования; функцию планирования развития реализуют комплексные показатели внешней и внутренней оценки качества образования.
В заключении установлено, что отслеживание процесса и результата одинаково важно для качества образования, однако, взаимодействие профессионалов в рамках «диагностической команды» будет способствовать саморазвитию вуза и его изменениям адекватно быстроменяющимся социокультурным условиям. Создание такого внутреннего ресурса управления качеством образования в вузе приведет к пересмотру миссии вуза и определение его уникальности, созданию инновационных команд, большей самостоятельности вуза в едином образовательном пространстве.
Ключевые слова: критерии, показатели, качество образования, мониторинг, стандартизация, педагогическая диагностика, методология, образовательный опыт, управление качеством.
Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Процессы глобализации,
информационно-коммуникативной революции и трансформации современного социокультурного пространства, изменение структуры и характера деятельности традиционных профессий и появление новых привело к тому, что современное высшее образование не обеспечивает потребности рынка в специалистах, способных осуществлять нововведения
контекстуального характера в динамически развивающемся обществе.
Социальная глобализация, глобализация рынка труда и прогнозы его развития свидетельствуют о необходимости выпускников уметь продуктивно работать с коллективами, группами, отдельными людьми разного социокультурного происхождения и профессионально-образовательного опыта.
Увеличение скорости изменчивости среды и усложнение деятельности
высококвалифицированных специалистов
определяют требования к современным выпускникам вузов, среди которых и владение более сложными междисциплинарными навыками и умениями.
Высшее образование развивается от эпохи, в которой доминировал отбор талантов, к эпохе нелинейного мультикультурного образования, предоставляющего равные права, расширяющего возможности личности.
Попытки определения конкурентоспособности вуза в среде единого образовательного пространства, выстраивания рейтинга вузов могут быть предприняты только лишь в соответствии с общепринятыми разработанными критериями и показателями качества образования. Определение требований к предлагаемым критериям в рамках инновационных проектов и программ исследования качества образования является одной из проблем современной высшего образования. Важным аспектом данной проблемы является отсутствие обоснования критериев и показателей (измерителей)
качества образования (criteria of excellence, performance indicators) как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе (В. А Кальней, Б. С. Рябушкин, С. Е. Шишов, K. P. Cross, J. S. Messick).
Целью нашего исследования является определение методологических основ разработки показателей (индикаторов) качества высшего образования.
Для достижения данной цели нам потребовалось решить следующие задачи: определить существенные различия в подходах к понятию «качество образования»; выделены методологические основы педагогической диагностики в системе высшего образования.
Интерпретация результатов исследования.
Под качеством образования понимается «степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг» или степень достижения поставленных в образовании целей и задач» [1, с. 189], что является достаточно общим определением этого понятия.
В педагогической литературе понятие «критерий» характеризуется как средство, с помощью которого измеряются или выбираются альтернативы. Посредством применения критериев выделяется преимущество данной альтернативы по сравнению с остальными, проверяется реализация цели или дается оценка степени ее реализации.
Понятие «критерий» рассматривается как эталон, на основе которого осуществляется оценка, сравнение реальных явлений. Главными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагностичность, что предполагает доступность показателя для наблюдения, учета и фиксации, а также позволяет рассматривать показатель как более частное по отношению к критерию, а значит измерителем последнего. В отечественной и зарубежной педагогике показатели качества образования часто заменяются понятиями «измерители», «индикаторы» («performance indicators») (С. Е. Шишов, В. А. Кальней, B. P. Nedwerk, J. E. Neal).
По определению С. Е. Шишова, измерители -средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения обучающимися уровня подготовки, соответствующего требованиям образовательного стандарта, с помощью которых оценивается готовность обучающихся к видам деятельности, формируемым в процессе освоения ими содержания образовательных программ [1, с.189].
В современных отечественных и зарубежных исследованиях, можно выделить следующие
тенденции определять качество образования с позиций внешних и внутренних аспектов:
• качество определяется достижениями самого института образования и преподавателями; исследования качества образования - это оценка и мониторинг развития и роста образовательного учреждения, аккредитация и лицензирование образовательного института [3, с. 55];
• качество определяется достижениями студентов в процессе продвижения по этапам образовательной программы [3, с.61].
Выделенные различия к рассмотрению понятия качества образования определяют методологические различия в его изучении. С одной стороны, разработка механизма аккредитации,
лицензирования, мониторинга высшего
образовательного учреждения связано с определением показателей качества его работы с позиции технологического подхода к организации образовательного процесса и оперируют такими понятиями «эффективность системы», а также «вход», «процесс», «выход»,
«конкурентоспособность», «качество».
С другой стороны, изучение процесса продвижения студентов по этапам образовательной пограммы связано не только с изучением сильных и слабых сторон образовательной программы, но также фокусирует особое внимание на обеспечении поддержки студента в образовательном процессе и предоставлении диагностического сопровождения, позволяющего выполнить задачи образовательной ппрограммы.
Методы исследований первой группы (аккредитации, мониторинга) ориентированы на количественные измерения и процедуры; методы педагогической диагностики предполагают точный сбор данных, доступных для качественного анализа в первую очередь.
Проблему выделения критериев и измерителей качества образования осложняет разнонапавленность, плюрализм общественных ценностей современной образовательной ситуации, так как зачастую происходит обмен -подмена, как и в определении предмета оценки и диагностики качества (валидности), а также надежности критериев.
Показатели эффективности работы системы используются административными
аккредитационными и лицензионными комитетами для отслеживания жизнеспособности системы и их применение реализуется в рамках процедур установления стандарта и определения политики в отношении данного образовательного учреждения.
Логика разработки критериев и показателей оценки эффективности образовательной системы представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Методика разработки критериев и показателей оценки эффективности образовательной системы (внешний аспект _оценки качества образования)_
Определение критерия в сфере оценки Разработка показателей критерия по аспектам сферы оценки
1 2
Финансовый профиль вуза Финансирование образовательного процесса, расходы на заработную плату, коммунальные платежи и т.д.
Информационные ресурсы вуза Содержание библиотек, среды новых медиа, подписка журналов, содержание научных лабораторий
Субъекты образовательного процесса -студенты Анализ тенденций в географии проживания поступивших, уровне подготовки студентов, трудоустройства выпускников.
Субъекты образовательного процесса -преподаватели Количество, штат, звания, должности, текучесть кадров.
Финансирование исследований Источники финансирования проводимых исследований, источники грантов. Научно- исследовательское лицо университета
Однако нередко случается, что образовательные учреждения оперируют двумя наборами ценностей: формальным (официальным), выраженным в документах, в миссии учреждения и неформальным, который проявляется в политике принимаемых решений, в выборе педагогических технологий, в предложении традиционных и инновационных курсов.
Кроме того, исследования американских педагогов показали, что на студентов вузов оказывает гораздо большее влияние, чем можно было бы предположить, среда, культура различных кафедр, предлагаемые ими профессиональные нормы и ценности [4, с. 56-59]. Таким образом, вуз представляет собой интегрирование управленческой, ценностной профессиональной образовательной среды и педагогических технологий.
Основу исследований качества образования с позиций его внутреннего аспекта составляет методология педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика («способность распознавать») - это процесс постановки «диагноза», т.е. установление уровня, этапа развития субъекта диагностики [2, с. 89]. Суть диагностики состоит в отслеживании качественных изменений,
происходящих в субъекте диагностики, где важную роль играет анализ вобранной информации с целью определения удач и неудач в профессионально-личностном становлении.
Изменение фокуса оценивания с функционального соответствия готовому эталону выпускника вуза на достижения студентов в процессе освоения образовательной программы привело к появлению проблемы диагностического
инструментария, а именно: конструирования новых средств диагностики.
Возможные объекты педагогической диагностики, логика определения критериев и измерителей достижений студентов представлены в таблице 2:
Таблица 2
Определение критерия в сфере диагностики Разработка показателей критерия по аспектам сферы диагностики
1 2
Педагогические технологии Технологии освоения дисциплин в вузе: критического мышления, рефлексивного мышления, проектирования обучения, сопровождения и т.д.
Миссия и ценности вуза и его среды Ценностные ориентации и направленность на возможность реализации индивидуального образовательного маршрута, мультикультурность, нелинейность образовательного процесса; стимулирование научного творчества, индивидуального выбора. Исследование мнений выпускников (в течении 3-5 лет), оценка конкурентоспособности и трудоустройства выпускников, оценка данных поступления в магистратуру, аспирантуру.
Деятельность студентов в образовательном процессе Стили учения, активность, независимость, самостоятельность, включение в среду за пределами учреждения.
Образовательная среда (контекст) факультета Участие в общественной жизни, студенческие организации, волонтерство
Научно - исследовательская работа студентов Характеристика исследований, выделение научных школ кафедр, анализ выпускных - квалификационных работ, исследование использования информационных ресурсов университета и т.д.
Методика разработки критериев и показателей педагогической диагностики (внутренний аспект оценки качества
образования)
Таким образом, четко сформулированные образовательные цели, определенные в терминах желаемого образовательного результата («performance-based education», «value-added education» [5, с. 77]), изменений в личностном развитии студентов задают направления для диагностирования.
Однако, создание системы диагностического сопровождения студентов в вузе связано с решением задач:
1. четкое определение целей образовательного заведения, определение предмета диагностики (какие аспекты в опыте студента, профессионально - личностные изменения подлежат исследованию);
2. определение образовательных и педагогических технологий, используемых данным вузом, качественно определяющими результат образования;
3. определение методологии и разработка инструментов диагностического исследования.
Основной проблемой методологии
педагогической диагностики является то, что выбираемый исследователем подход к понятию «диагностика» несомненно отразит то, что исследователь понимает под такими понятиями как природа знания, учение, валидность и надежность диагностических инструментов. Основные споры вокруг понятия «педагогическая диагностика» связаны с пониманием процесса учения не как механического процесса переноса предметного знания, а как процесса накопления студентом образовательного опыта, в результате которого происходит конструирование смысла, отношений и ценностей будущей профессиональной деятельности. Такое понимание процесса учения предполагает следующие философские основания: онтологический релятивизм (семиотическая модель осмысления организует опыт в объяснимой форме, что является самостоятельным актом концептуализации), герменевтическая диалектика (элементы опыта должны подвергнуться пониманию, рефлексии, а затем быть озвученными в результате диалога) [4, с.27].
На основании аналитического изучения научных источников и теоретических изысканий, представляется возможным сформулировать следующие концептуальные основы создания системы педагогической диагностики:
1. методология диагностического исследования напрямую определяется выбором педагогических технологий,
2. основным в выборе методологии является нахождение подходов к изучению образовательного опыта студентов, разработка специфических критериев (не нормоориентированных, а практикоориентиро-ванных),
3. основными формами подготовки преподавателей к диагностической деятельности являются формы повышения квалификации «на рабочем месте»
(онлайн лаборатории, профессиональные встречи, лаборатории профессионального развития и т.д.).
Таким образом, инструменты оценки качества образования используются в следующих областях, определяющих их функции:
• сбор множественных количественных данных для изучения функционирования системы, ее стандартизации, управления ею и принятия решений на государственном уровне (мониторинг) - наличие надежной и валидной информации позволяет управлять системой;
• отслеживание процесса достижения качества образования - сбор информации помогает оценить степень приближения к целям системы и пути влияния на процесс и его прогресс; формирование внутреннего ресурса управления качеством образования («инновационной команды») для саморазвития системы;
• рационализация планирования - показатели мониторинга и педагогической диагностики играют определяющую роль в планировании развития вуза, оценке образовательной политики.
Административная структура, как правило, осуществляет контроль, уделяя сравнительно малое внимание изучению динамики изменений внутри образовательного учреждения, что, в свою очередь, является предметом внимания профессиональной структуры, работающей в среде конкретного образовательного учреждения.
Несмотря на различия в системах, культурных контекстах и истории развития высшего образования в разных странах - многочисленны сходства в методологии разработки измерителей качества образования (Великобритания, Нидерланды, США) [5, с.100]: существует двойная структура контроля за качеством высшего образования - административная (государственные, муниципальные организации и аккредитационные комитеты) и профессиональная (профессиональные команды, совет университета).
Заключение.
Рассмотрение проблемы разработки критериев и показателей качества образования позволяет сделать следующие выводы: отслеживание процесса и результата одинаково важно для качества образования, внутренним ресурсом управления качеством образования является разработка диагностических показателей эффективности системы (показателей качественного изменения образовательного опыта студентов). Кроме того, взаимодействие профессионалов в рамках «сетевого управления» будет способствовать использованию системы диагностики и оценки качества образования, адекватной быстроменяющимся социокультурным условиям, повышению квалификации педагогов при изучении новых методологических подходов и диагностических технологий. Создание такой системы показателей качества повлечет за собой пересмотр миссий университетов, создание
инновационных команд, разработку концептуальных и теоретических основ педгогической диагностики. Продвижение от внешнего контроля к индивидуальной ответственности и созданию команды профессионалов является ключом к
решению проблемы баланса между
самостоятельностью университета в едином образовательном пространстве и определением его уникальности.
Библиографический список
1. Шишов, С. Е., Кальней, В. А. Школа: мониторинг качества образования [Текст]/ С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Издательство «Педагогическое общество России», 2000. - 320 с.
2. Angelo, T. A., Cross, K. P. Classroom Assessment Techniques: A Handbook for College Teachers / T.A. Angelo, K. P. Cross. - San- Francisco: Jossey- Bass, 2013. - 418 p.
3. Assessment In Higher Education: Issues of Access, Quality and Student Development, and Public Policy. Edited by Samuel J. Messick /S. J. Messick - Routledge, 2008. - 260 p.
4. Denzin, N. K., Lincoln, Y.S. Handbook of Qualitative Research/N. K. Denzin, Y.S. Lincoln. - SAGE Publication, 2017. - 643 p.
5. Nedwerk, B. P., Neal J. E. Performance Indicators and Rational Management Tools: A Comparative Assessment of Projects in North America and Europe / B.P. Nedwerk, J.E. Neal//Research in Higher Education E #35(1), 1999. - pp.75-103.
References
1. Shishov S.E., Kalney V.A. Shkola: monitoring kachestva obrazovaniya. [School: monitoring of the quality of education]. Moscow, 2000, 320 p.
2. Angelo, T. A., Cross, K. P. Classroom Assessment Techniques: A Handbook for College Teachers/ T. A. Angelo, K. P. Cross. - San- Francisco: Jossey- Bass, 2013, 418 p.
3. Assessment In Higher Education: Issues of Access, Quality and Student Development, and Public Policy. Edited by Samuel J. Messick /S. J. Messick - Routledge, 2008, 260 p.
4. Denzin, N. K., Lincoln, Y.S. Handbook of Qualitative Research/N. K. Denzin, Y.S. Lincoln. - SAGE Publication, 2017, 643 p.
5. Nedwerk, B. P., Neal J. E. Performance Indicators and Rational Management Tools: A Comparative Assessment of Projects in North America and Europe / B.P. Nedwerk, J.E. Neal//Research in Higher Education E #35(1), 1999, pp.75-103.
TO THE PROBLEM OF CONSTRUCTION OF EVALUATION CRITERIA AND ASSESSMENT
INDICATORS IN HIGHER EDUCATION
Svetlana E. Gruenko,
Associate Professor, Omsk State Technological University
Olga A. Fadyeyeva, Associate Professor, Omsk State Technological University
Abstract. Conceptualization and definition of the requirements for the criteria and indicators of the qualitative educational evaluation is one of the problem of higher education. The aim of the article is to define the methodology of the criteria (indicators) construction in higher education. The following tasks are solved in the article: the essential characteristics of the notions «criteria» and «indicators» are defined, the methodological approaches to the study of the quality of education are described, the methodology of educational assessment in higher education is explained.
The methods of criteria and indicators of efficiency of educational system from outward aspect of educational quality and educational assessment as inward aspect of educational quality are conceptualized as a result of philosophical, psychological and pedagogical literature research. The principles of educational assessment are formulated in the article: methodology of assessment is directly defined by the choice of the pedagogical instructional technology and, also, the tools for the evaluation of the students' educational experience are defined. Monitoring of the educational quality performs the standardizing function as well as the function of outward management of the higher education establishment, whereas educational assessment, being the evaluation of the extent of the program goal achievement and of the ways to influence it, is the inner resource of quality management of the higher educational
establishment; complex indicators of outward and inward educational quality evaluation perform the function of the development planning.
In conclusion it is defined that the process evaluation and the outcome evaluation are important for the quality of education, however, the interaction of the «educational assessment team» will lead to the self- development of the higher educational establishment and its changes in accordance with fast changing sociocultural environment. The creation of such inner resource of the quality management will provoke mission revision, definition of the uniqueness of a higher educational establishment, building innovation - implementing teams, greater independence of a higher educational establishment in the educational environment.
Key words: criteria, indicators, the quality of education, monitoring, standardization, educational assessment, methodology, educational experience, the quality management.
Сведения об авторах:
Груенко Светлана Евгеньевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: gruenko [email protected];
Фадеева Ольга Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 30.11.2017 г.