Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / QUALITY MANAGEMENT / INTERNATIONAL STANDARDS ISO 9000 SERIES / PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN THE FIELD OF QUALITY / COMPETENCY-BASED / PRACTICE-ORIENTED AND STUDENT-CENTERED APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбушина Светлана Николаевна, Сафина Альфия Фирдависовна

Характеризуются этапы разработки системы менеджмента качества в зависимости от редакции стандартов ИСО серии 9000. Раскрыт педагогический смысл принципов системы менеджмента качества для высшей школы в связи с выходом стандарта ISO 9001:2015. Показаны значения риск-ориентированного, компетентностного, практико-ориентированного и студентоцентрированного подходов применительно к качеству профессиональной подготовки студентов при разработке и утверждении федеральных государственных стандартов высшего образования версии 3++.The stages of the development of a quality management system are characterized depending on the revision of ISO 9000 series standards. The pedagogical meaning of the principles of a quality management system for higher education in connection with the release of ISO 9001: 2015 is disclosed. The values of risk-based, competency-based, practice-oriented and student-centered approaches are shown in relation to the quality of professional training of students in the development and approval of federal state higher education standards version 3++.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбушина Светлана Николаевна, Сафина Альфия Фирдависовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ПЕДАГОГИКА

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Р01: 10.25586/RNU.HET.20.02.P.11 УДК 378.1

С.Н. Горбушина, А.Ф. Сафина,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Менеджмент качества профессиональной подготовки студентов на современном этапе

Современный этап развития высшего образования отличает активный поиск новых подходов, принципов и инструментов повышения качества профессиональной подготовки студентов.

Педагогическим сообществом осмыслена потребность системного решения этой задачи, в частности, с использованием такого инструмента, как стандарты ИСО серии 9000 в области систем менеджмента качества (СМК). Примечательно, что выход в свет каждой новой версии стандартов определяет очередной этап развития менеджмента в области качества.

Первый этап связан с утверждением стандарта ISO 9001:2000 и его аутентичного перевода в России: ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Процессный подход и основные принципы построения

системы менеджмента качества в его изложении были использованы для организации системной работы в области качества многими вузами страны. Назовем только Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Уральский государственный педагогический университет, Казанский федеральный университет, Уфимский государственный авиационный технический университет.

Второй этап(2008-2014 годы) ознаменован выходом стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). В его содержание были внесены изменения, обусловленные потребностью организаций интегрировать различные объекты стандартизации (менеджмент качества, систе-

му экологического менеджмента, охрану труда и безопасности и др.), конкретизировать документы и записи СМК, управлять компетентностью персонала, инфраструктурой. Этот этап характеризовался разработкой и внедрением инновационных практик улучшения качества на основе концепции «Бережливое производство», менеджмента проектов и др.

Третий этап, начало которому было положено в 2015 году, связан с появлением стандарта ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Эту версию стандарта отличают существенные изменения методологического характера: процессный подход рассматривается через призму риск-ориентированного мышления и оценки факторов среды, которые могут привести к отклонению от планируемых результатов. Управление рисками и возможно-

Уфимский государственный авиационный технический университет

© Горбушина С.Н., Сафина А.Ф., 2020

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ГОРБУШИНА

доктор педагогических наук, профессор Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, системы менеджмента качества в образовании. Автор 122 опубликованных научных работ. Электронная почта: gorsvn@yandex.ru

АЛЬФИЯ ФИРДАВИСОВНА САФИНА

старший преподаватель Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, системы менеджмента качества в образовании, статистические методы контроля и управления качеством продукции и процессов. Автор 27 опубликованных научных работ. Электронная почта: alsafina@mail.ru

Характеризуются этапы разработки системы менеджмента качества в зависимости от редакции стандартов ИСО серии 9000. Раскрыт педагогический смысл принципов системы менеджмента качества для высшей школы в связи с выходом стандарта ISO 9001:2015. Показаны значения риск-ориентированного, компетентностного, практи-ко-ориентированного и студентоцентрированного подходов применительно к качеству профессиональной подготовки студентов при разработке и утверждении федеральных государственных стандартов высшего образования версии 3++.

Ключевые слова: менеджмент качества, международные стандарты ИСО серии 9000, принципы педагогического менеджмента в области качества, компетентностный, прак-тико-ориентированный и студентоцентрированный подходы.

The stages of the development of a quality management system are characterized depending on the revision of ISO 9000 series standards. The pedagogical meaning of the principles of a quality management system for higher education in connection with the release of ISO 9001: 2015 is disclosed. The values of risk-based, competency-based, practice-oriented and student-centered approaches are shown in relation to the quality of professional training of students in the development and approval of federal state higher education standards version 3 ++.

Key words: quality management, international standards ISO 9000 series, principles of pedagogical management in the field of quality, competency-based, practice-oriented and student-centered approaches.

стями процессов в системе менеджмента качества в целом становится важным инструментом для минимизации негативного воздействия этих факторов.

В стандарте раскрывается содержание новых понятий: «среда (контекст) организации», «документированная информация», «заинтересованные стороны» и др. Определяются требования к системе менеджмента качества относительно планирования изменений, управления знаниями и компетентностью персонала. Согласно циклу Шухарта - Деминга «планируй-де-лай-контролируй-улучшай» унифицирована структура стандарта, что облегчает его интеграцию с другими международными стандартами.

С выходом новой версии возникла потребность в критическом осмыслении инноваций менеджмента качества применительно к системе

высшего образования, что определило цель настоящей публикации.

Рассмотрим международные принципы построения системы менеджмента качества через призму организации системной работы в этой сфере высших учебных заведений (табл.).

Все принципы разработки системы менеджмента качества взаимосвязаны и должны рассматриваться как единое целое без выделения наиболее важного и при соблюдении правильного баланса их применения [1]. Вместе с тем в числе первых - принцип ориентации на потребителей. Это обусловлено тем, что устойчивый успех любой организации достигается при условии, если она завоевывает и сохраняет доверие потребителей к своей продукции (услугам, работам) как отвечающей требуемому и ожидаемому ими качеству, а значит - имеет наибольший спрос.

Первенство данного принципа объясняет повышенное внимание вузов к качеству профессиональной подготовки студентов, которое обеспечивается на основе компетентностного, практико-ориентирован-ного и студентоцентрированного подходов. Студентоцентрированный подход занимает здесь особое место, так как, с одной стороны, он прямо связан с интересами главного «потребителя» образовательных услуг - студента, а с другой - именно результаты профессиональной подготовки студентов оцениваются на рынке труда потенциальными работодателями.

Впервые идея студентоцентрированного обучения, базирующегося на результатах, была сформулирована в тексте Лондонского коммюнике 2007 года. Позже по итогам Конференции европейских мини-

Сертификат ISO - самое авторитетное международное свидетельство качества

Принципы СМК по ГОСТ Р ИСО 9000-2015 и их отражение в менеджменте качества вуза

Принцип Содержание принципа Применение принципа при построении системы менеджмента качества вуза

Ориентация на потребителей Менеджмент качества нацелен на выполнение требований потребителей и на стремление превзойти их ожидания Ориентация на потребности заинтересованных сторон (студент, преподаватель, работодатель) и их ожидания относительно качества профессиональной подготовки в высшей школе

Лидерство Лидеры всех уровней организации обеспечивают единство цели и направлений деятельности в области качества и необходимые для этого условия Руководители всех уровней управления, включая ректорат, деканаты, кафедры, своим активным участием обеспечивают единство цели и направлений стратегического развития вуза и создают организационно-педагогические условия для продуктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон в области качества профессионального образования

Взаимодействие работников Компетентные, наделенные полномочиями и взаимодействующие работники на всех уровнях повышают способность организации создавать ценность Коллектив компетентных и продуктивно взаимодействующих преподавателей и сотрудников признает высшей ценностью своего участия в образовательном процессе развитие личности студента как субъекта профессиональной деятельности, наделен для этого полномочиями и ответственностью

Процессный подход Прогнозируемые результаты достигаются более эффективно и результативно, когда деятельность управляется как взаимосвязанные и функционирующие в виде системы процессы Требуемое качество профессиональной подготовки студентов достигается, когда образовательная деятельность в вузе управляется как взаимосвязанные процессы (учебный процесс, самостоятельная работа студентов, практики и пр.), функционирующие в виде педагогической системы

Улучшение Успешные организации всегда нацелены на улучшение Нацеленность на улучшение результатов деятельности посредством реагирования на изменения во внешней и внутренней среде вуза и создания новых возможностей для становления студента как субъекта профессиональной деятельности

Принятие решений, основанное на свидетельствах Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью создадут желаемые результаты Принятие решений с учетом причинно-следственных связей, выявляемых путем анализа фактов и свидетельств о состоянии образовательного процесса и результатах профессионально-личностного развития студента

Менеджмент взаимоотношений Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими взаимоотношениями с заинтересованными сторонами Устойчивый успех достигается, когда вуз управляет взаимоотношениями со всеми заинтересованными сторонами (школа/студенты/работодатели) для консолидации идей и ресурсов в определении и реализации приоритетных направлений профессиональной подготовки студентов

стров, ответственных за высшее образование (Левен, 2009 год), этот подход был признан одним из приоритетов в пространстве высшего образования Европы, так как позволяет помочь студентам сформировать компетенции, необходимые на меняющемся рынке труда [8].

Однако следует заметить, что задолго до Болонского процесса основы студентоцентрированного подхода были предопределены авторами личностно-деятельност-ного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя) и личностно ориентированного (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков) подходов, основная идея которых состояла в развитии личности как субъекта деятельности.

Сфокусированность внимания на результатах профессионального образования, связанных с конкретным студентом, делают его центральной фигурой образовательного процесса, а интересы и потребности обучающегося становятся основой для формирования профессионально-образовательной программы. Реализация ее заданий в процессе обучения предполагает смещение акцента с преподавания на учение как активную форму самостоятельной образовательной деятельности студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты последних поколений определяют главным результатом профессионального образования овладение

выпускниками вузов компетенциями общекультурного, общеобразовательного и профессионального значения. На современном этапе с ускоренным вектором развития экономики и социальных трансформаций компетентностный подход, его сущность, основные понятия и практики внедрения активно переосмысливаются научным и профессиональным сообществом с позиции:

- формирования у обучающихся целостного опыта «решения жизненных проблем, выполнения ключевых, т.е. относящихся ко многим культурным сферам функций, социальных ролей» (В.В. Сериков);

- того, что «...мы отказались не от знания культурного "предмета", а от определенной формы знаний (зна-

ний "на всякий случай", т.е. сведений)» (Б.Д. Эльконин);

- определения границ применимости в высшем образовании (О.Р. Каюмов) и др.

В педагогике актуальным остается вопрос о содержании понятий «компетенция» и «компетентность».

В публикациях компетенцию рассматривают:

- как объединенную характеристику знаний, умений, навыков и личностных качеств [3];

- в виде интегративной целостности «знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность» [2, с. 15];

- с позиции «обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области» [7, с. 107];

- как совокупность взаимосвязанных качеств личности по отношению к определенному кругу предметов и процессов [4].

В работах [3, 5] обосновывается неоднозначность понимания знаний, умений и навыков с позиции традиционного (знание-центристского) и компетентност-ного подходов. Компетенции, с точки зрения О.М. Бобиенко [5], существуют в виде деятельности, а не только как информация о ней. Компетенция относится к знаниям, как динамика к статике. В отличие от умений, компетенции могут применяться для решения разного рода задач, так как обладают свойством переноса. Будучи мобильными, они развиваются не в сторону автоматизации и превращения в навыки, а «по пути интеграции с другими компетенциями» на основе сознательного контроля. Поэтому, в отличие от навыков, компетенции могут применяться не только в типовых, но и в нестандартных ситуациях [3].

В качестве существенных признаков компетентности в разных источниках выделяются те, которые:

Наша красавица Уфа

- отражают «владение компетенцией, определяющее личное отношение человека как к самой компетенции, так и к предмету деятельности» [4, с. 80];

- проявляются «только в органическом единстве с ценностями человека, т.е. при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности» (Дж. Равен);

- состоят в единстве теоретической и практической готовности обучающегося в качестве установочной предрасположенности к действию (В.А. Сластенин).

Компетентностный подход, определяющий основной вектор развития образовательных стандартов последних лет, как показала практика, в полной мере не отвечает требованиям современного бизнес-сообщества к степени готовности выпускников вуза выполнять профессиональные функции. Толчком к инновациям для поиска более эффективных механизмов взаимодействия сферы труда и профессионального образования послужило внедрение в систему трудовых отношений профессиональных стандартов и на этой основе - разработка федеральных государственных образовательных стандартов 3++ для системы высшего образования. Образовательный

стандарт нового поколения закрепляет в виде требования согласование содержания основой профессиональной образовательной программы для 1-го и 2-го уровней высшего образования с соответствующими 6-м и 7-м квалификационными уровнями профессиональных стандартов [6, 9, 10]. Таким образом, практико-ориентирован-ный подход задает методологические предпосылки для эффективного взаимодействия сферы труда и сферы высшего образования на новом витке их развития, а также результативности профессиональной подготовки выпускников вузов в отношении выполнения ими на рабочем месте конкретных трудовых функций.

Анализ инноваций в системе менеджмента качества высшей школы позволяет сделать вывод о том, что каждый из рассмотренных подходов и принципов, обладая специфическим потенциалом, во взаимодействии умножает возможности для достижения планируемых результатов.

Подводя итоги, следует отметить, что педагогический менеджмент на этапе вузовского образования находится в состоянии активного поиска действенных механизмов повышения результативности и эффективности профессиональной

подготовки студентов. Высшей школой накоплен положительный опыт применения с этой целью принципов и подходов международного менеджмента качества в виде стандартов ИСО серии 9000. Поэтапное развитие стандартизации в обсуждаемой сфере отражает потребность в повышении

чувствительности педагогического менеджмента к условиям все более динамичной и сложно развивающейся образовательной практики. Признание современной высшей школой приоритетными риск-ориентированного, компетентност-ного, практико-ориентированного и студентоцентрированного под-

ходов определяет методологическую основу для поиска инновационных решений по улучшению качества профессиональной подготовки студентов. Именно в этом направлении сегодня осуществляются разработка и утверждение новых поколений и версий образовательных стандартов.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск: Томский государственный университет, 2007. 368 с.

3. Башкиров С.П., Волкова О.А. Компетентностный подход к организации воспитательной работы в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 142-147.

4. Бахмутский А.Е. Содержание результатов общего образования и деятельность учителей // Известия РГПУ им. А.И. Гер -цена. 2012. № 148. С. 77-86.

5. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики. http://www.vivakadry. сот/65/И1т (дата обращения: 20.01.2020).

6. Бордовский Г.А. Противоречия и парадоксы в развитии российской высшей школы на современном этапе // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 2-7.

7 Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.

8. ГребневЛ.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезневой) // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219). С. 5-18.

9. Караваева В.Е. Квалификация высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 5-12.

10. Шабанов Г.А. Переход к подготовке кадров по обновленным образовательным стандартам как комплексная проблема // Высшее образование сегодня. 2018. № 12. С. 13-19.

LITERATURA

1. GOST R ISO 9000-2015 Sistemy* menedzhmenta kachestva. Osnovny*e polozheniya i slovar*.

2. Abakumova N.N., Maíkova I.Yu. Kompetentnostny'j podxod v obrazovanii: organizaciya i diagnostika. Tomsk: Tomskij gosudarstvenny*j universitet, 2007. 368 s.

3. Bashkirov S.P., Volkova O.A. Kompetentnostny*j podxod k organizacii vospitatel*noj raboty* v vuze // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 6. S. 142-147.

4. Baxmutskij A.E. Soderzhanie rezul*tatov obshhego obrazovaniya i deyatel*nost* uchitelej // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2012. № 148. S. 77-86.

5. Bobienko O.M. Klyuchevy*e kompetencii specialista v usloviyax globalizacii e*konomiki. URL: http://www.vivakadry.com/65/ htm (data obrashheniya: 20.01.2020).

6. Bordovskij G.A. Protivorechiya i paradoksy* v razvitii rossijskoj vy*sshej shkoly* na sovremennom e*tape // Vy*sshee obrazovanie segodnya. 2018. № 6. S. 2-7.

7. Verbiczkij A.A., Larionova O.G. Lichnostny*j i kompetentnostny*j podxody* v obrazovanii: problemy* integracii. M.: Logos, 2009. 336 s.

8. Grebnev L.S. Ny'neshnij raund Bolonskogo processa: Rossiya i ne tol'ko... (po rabotam V.I. Bajdenko i N.A. Seleznevoj) // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2018. № 1 (219). S. 5-18.

9. Karavaeva V.E. Kvalifikaciya vy*sshego obrazovaniya i professional*ny*e kvalifikacii: «sopryazhenie s napryazheniem» // Vy*sshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 12. S. 5-12.

10. Shabanov G.A. Perexod k podgotovke kadrov po obnovlenny*m obrazovatel*ny*m standartam kak kompleksnaya problema // Vy*sshee obrazovanie segodnya. 2018. № 12. S. 13-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.