Научная статья на тему 'Моделирование системы управления самостоятельной работой студентов в системе менеджмента качества вуза'

Моделирование системы управления самостоятельной работой студентов в системе менеджмента качества вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / QUALITY MANAGEMENT OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ / MODELING OF LEARNING PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Альфия Фирдависовна

Рассматривается моделирование системы управления самостоятельной работой студентов в системе менеджмента качества вуза, основанное на положениях основополагающих принципов менеджмента качества, организационного проектирования сложных систем, практико-ориентируемого обучения и воспитания будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности.The article deals with modeling of the students’ independent work managing system in university quality management system based on the positions of fundamental principles of quality management, organizational design of complex systems, practice-oriented training and education as a subject of future specialist career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы управления самостоятельной работой студентов в системе менеджмента качества вуза»

УДК 378.147.

А.Ф. Сафина,

Уфимский государственный авиационный технический университет

Моделирование системы управления самостоятельной работой студентов в системе менеджмента качества вуза

Уфимский государственный авиационный технический университет

Современный этап модернизации профессионального образования в вузах сопровождается активным совершенствованием систем менеджмента качества [2, 5]. Наряду с описанием основных образовательных процессов - обучения, производственной практики, научно-исследовательской работы, воспитательной деятельности - накапливается опыт организации и управления самостоятельной работой студентов в рамках системы менеджмента качества вуза, с выделением организационной, методиче-

ской и регуляционной составляющих, специфических функций и средств управления, информационной компетентности студентов и др. [1,4,6].

Однако эти исследования, как правило, предусматривают изучение отдельных аспектов. Они не выходят в область комплексного решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки студентов, ключевым инструментом которого являются принципы, условия, механизмы и организационные технологии системного управления.

Известно, что все целенаправленные системы развиваются по однотипным закономерностям. Исходя из этого опыт разработки и совершенствования системы менеджмента качества технических объектов может быть полезен для целей организационного конструирования и в области управления самостоятельной работой студентов с учетом ее специфических особенностей: с одной стороны - потребностью формализовать и регламентировать учебную и преподавательскую деятельность, а с другой - учиты-

© Сафина А.Ф., 2014

АЛЬФИЯ ФИРДАВИСОВНА САФИНА

старший преподаватель Уфимского государственного авиационного технического университета. Сфера научных интересов: математические методы исследования, статистические методы контроля и управления качеством в области образования. Автор 25 публикаций

Рассматривается моделирование системы управления самостоятельной работой студентов в системе менеджмента качества вуза, основанное на положениях основополагающих принципов менеджмента качества, организационного проектирования сложных систем, практико-ориентируемого обучения и воспитания будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности.

Ключевые слова: система менеджмента качества вуза, самостоятельная работа студентов, управление качеством самостоятельной работы студентов, моделирование процессов обучения.

The article deals with modeling of the students' independent work managing system in university quality management system based on the positions of fundamental principles of quality management, organizational design of complex systems, practice-oriented training and education as a subject of future specialist career.

Key words: quality management system of the university, independent work of students, quality management of students' independent work, modeling of learning processes.

вать факторы неопределенности и риска результативности самостоятельных учебных занятий студентов как индивидуальной деятельности двойного управления (преподаватель - студент).

Идея процессного подхода в педагогике не нова. Более того, процесс образования (обучения и воспитания) составляет предмет педагогической науки, для совершенствования которого сегодня активно обращаются к принципам менеджмента качества и основам системы менеджмента качества в изложении международных стандартов по обеспечению качества ИСО серии 9000. В них процессный подход рассматривается в связи с построением системы менеджмента качества организации и доказательства ее результативности. Процессный подход создает следующие возможности:

-«тотального управления», то есть управления не только отдельными процессами внутри сети процессов вуза, но и их комбинациями и взаимодействиями;

- непрерывного управления на стыке между отдельными процессами в системе этих комбинаций и взаимодействий;

- достижения стабильного результата посредством управления

процессом с ограничением (предупреждением) действия факторов дестабилизирующего характера.

В итоге создаются предпосылки для комплексного решения задач планирования, обеспечения и улучшения качества самостоятельной учебной деятельности студентов, что составляет известный цикл управления Э.У. Деминга «Планируй (Plan) - Сделай (Do) -Изучи (Study) - Действуй (Act)» -P-D-S-А.

Применительно к самостоятельной работе студентов этот цикл базируется на развертывании подсистем сбора, анализа и обобщения данных о качестве процесса, определении и принятии адекватных его целям управленческих решений, организации корректирующих и предупреждающих действий, контроля результативности и эффективности самостоятельной работы студентов. Понимая менеджмент качества самостоятельной работы студентов как скоординированную комплексную деятельность вуза применительно к качеству профессиональной подготовки в целом, выделим три уровня объектов управления:

- управление качеством самостоятельной работы студентов

как системой управления формированием общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в рамках системы менеджмента качества вуза (на базе концепций системного подхода);

- управление качеством самостоятельной работы студентов как образовательным процессом (на базе концепций процессного подхода);

- управление качеством самостоятельной работы студентов как результатом становления будущего специалиста субъектом профессиональной деятельности (на базе концепций гуманистического подхода - компетентностного, субъектно-деятельностного).

В общих чертах повышение качества управления самостоятельной работой студентов можно связать с созданием в вузе необходимых организационно-педагогических условий, способствующих становлению обучающегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности (то есть самоуправления).

Концепция системного подхода раскрывает многогранную деятельность вуза в связи с управлением качеством самостоятельной работы студентов - обучающую, воспитательную, научно-исследовательскую, хозяйственную и др., опираясь на основные принципы менеджмента качества, изложенные в международных стандартах ИСО серии 9000: «удовлетворенность потребителя (работодателя, студента-выпускника)», «взаимовыгодные отношения с поставщиками (школой, колледжем)», «направленность на постоянное совершенствование (устойчивый успех)». Эти принципы раскрывают содержание факторов, влияющих на планирование деятельности в области управления качеством самостоятельной работы студентов, анализ высшим руководством результативности и адекватности этой системы целям как самого вуза, так и миссии

Внешняя среда

Рис. Функциональная модель управления СРС

Примечание. СРС - самостоятельная работа студентов, СМК - система менеджмента качества, ФЗ РФ - федеральный закон Российской Федерации, ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт, СТО - стандарт организации, СР - самостоятельная работа.

высшего профессионального образования в целом.

Управление самостоятельной работой студентов отражает иерархическую природу системного управления в составе целей и объектов управления, ответственности и полномочий профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза, ресурсов, каналов передачи информации.

Идея организационных преобразований находит свою реализацию в системе менеджмента качества в виде функций оценки соответствия и эффективности системы требованиям нормативной документации (например, стандарту организации). Для этого используют результаты измерения и анализа как внешних (например, удовлетворенность работодателя), так и внутренних факторов (степень удовлетворенности студентов, преподавателей), постоянного улучшения управленческой деятельности, достижения студентами устойчивого успеха в самостоятельном овладении профессиональными компетенциями и др. В итоге возникает потребность во внесении изменений в структуру управления самостоятельной работой студентов (т.е. в организационных преобразованиях), прибегая к такому механизму организационного проектирования, как моделирование.

Практика показала, что рационально создавать не одну универсальную, а несколько целевых моделей, раскрывающих систему с различных позиций. Создаваемый ряд моделей при соблюдении требований соответствия, точности и простоты позволяет описать определенный аспект системы и решить конкретные задачи. Так, модель управления качеством самостоятельной работы студентов как системы может содержать следующие описания:

- уровней управления (высший уровень управления со стороны ректора и ректората, сред-

ний - со стороны декана и деканата, управление самостоятельной работой студентов на уровне кафедры, уровень управления учебной деятельностью самим студентом) (рис.);

- регламентов управления качеством самостоятельной работы студентов согласно задачам каждого из перечисленных уровней.

Моделирование управления качеством самостоятельной работы студентов как процесса включает построение концептуальной модели и раскрывающих ее содержание моделей второго-третьего и др. уровней согласно циклу Э.У. Деминга с описанием входа-выхода, управленческого звена и ресурсов процесса.

Модель управления качеством самостоятельной работы студентов, отражающая результат развития студента как субъекта профессиональной деятельности раскрывает психолого-педагогические условия, механизмы, критерии и показатели профессиональной подготовки специалиста (бакалавра или магистра) [1, 3, 7].

Таким образом, комплексное моделирование организационной и гуманитарной составляющих системы управления качеством самостоятельной работы студентов в системе менеджмента качества вуза базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, организационного проектирования сложных систем, практико-ориентирован-ного образования будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности. В основу комплексного моделирования положено представление о синер-гетическом эффекте взаимодополняющих друг друга моделей управления самостоятельной работой студентов, создание и анализ которых позволяют перевести систему из состояния «как есть» в состояние «как надо» с учетом современных задач и тенденций развития высшей школы.

Комплексный подход к решению проблемы управления качеством самостоятельной работы студентов предполагает внедрение технологий информационной поддержки систем менеджмента качества и интеграцию с другими системами менеджмента, что служит задаче совершенствования системы управления самостоятельной учебной деятельности будущих специалистов с учетом стратегии развития современного вуза.

Литература

1. АбасовА. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81-84.

2. Галимов А. Модель взаимодействия системы менеджмента качества образования вуза с общей системой менеджмента // Стандарты и качество. 2011. № 7. С. 78-81.

3. Горбушина С.Н., Сафина А.Ф. Самостоятельная работа как средство развития профессиональной компетентности студентов // Проблемы качества образования: материалы ХХ Всероссийской научно-методической конференции (23 мая - 31 мая 2010 года). Уфа -Москва, 2010. Уфимский гос. авиац. техн. Университет. С.124-127.

4. Кузьмина Ю.О., Донина О.И. Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональной компетентности // Высшее образование сегодня. 2010. № 12. С. 27-28.

5. Лыкова Т., Шадрин А. Некоторые особенности процессного подхода в системе менеджмента качества вуза // Стандарты и качество. 2010. № 1.

6. Петухова Т., Глотова М. Самостоятельная работа как средство развития инновационной компетенции // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 121-126.

7. Сафина А.Ф. Организация самостоятельной работы студентов на основе принципов стандартизации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 1. С. 34-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.