Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА: КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА: КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / WORLD TRENDS / HIGHER SCHOOL / INTERNATIONAL COOPERATION IN EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халмурадов Рустам Ибрагимович

В контексте форума ректоров высших учебных заведений России и Узбекистана рассматриваются ключевые аспекты стратегии развития Республики Узбекистан и ее системы высшего образования. Показано, что ее основополагающей целью является развитие человеческого капитала как фактора повышения конкурентоспособности национальной экономики и перехода ее на рельсы инноваций. Характеризуются мировые тенденции в сфере высшего образования. Раскрывается роль международного сотрудничества в жизни научно-педагогического коллектива современного университета.In the context of the forum of rectors of higher educational institutions of Russia and Uzbekistan the key aspects of the development strategy of the Republic of Uzbekistan and its system of higher education are considered. It is shown that its fundamental goal is the development of human capital as a factor in improving the competitiveness of the national economy and its transition to the path of innovation. The world tendencies in the sphere of higher education are characterized. The role of international cooperation in the life of the scientific and pedagogical staff of the modern University is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА: КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.02.P.13

Р. И. Халмурадов,

Самаркандский государственный университет

Стратегия инновационного развития Узбекистана: ключевая роль образования

БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ И УДК 378

Самаркандский государственный университет

18 октября 2019 года в Ташкенте состоялся первый российско-узбекский образовательный форум.

Этот форум, в котором приняли участие 140 ректоров вузов, стал знаменательным событием в жизни высшей школы братских стран. Тем более что надобности знакомить его участников друг с другом по большому счету не было. Собравшихся объединили единая образовательная культура и традиции в сфере подготовки кадров и науки. Именно они составляют тот базис, который может служить для реализации совместных образовательных и исследовательских программ в будущем. Это можно считать основным выводом, следующим из состоявшихся встреч и дискуссий.

Разумеется, наша заинтересованность в развитии сотрудничества с высшими учебными заведениями Российской Федерации определяется не только и не столько прошлым, сколько перспективными тенденциями. Как и Россия, Узбекистан взял курс на инновационное развитие. В Указе Президента Республики Узбекистан Ш. Мир-зиёева «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы» одной из главных целей общества и государства названо «развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и ее инновационного прогресса».

Республика Узбекистан располагает большими человеческими ресурсами. Численность населения, его возрастной и профессионально-квалификационный состав позволяют уверенно

двигаться вперед. В контексте перевода экономики и социальной сферы на инновационные рельсы речь идет о повышении эффективности использования человеческого потенциала путем существенного улучшения качества образования на всех его уровнях, рациональной организации профессиональной подготовки кадров. И развернутые в Узбекистане реформы в области образования, предусматривающие развитие и укрепление всех его ступеней от дошкольного до послевузовского, направлены на решение этих задач в относительно сжатые сроки. Практические шаги по полному охвату детей младшего возраста дошкольными воспитательно-образовательными учреждениями, переводу общеобразовательной школы на одиннадцатилетний срок обучения, качественному улучшению отбора поступающих в вузы, повышению уровня высшего образования - таков

далеко не полный перечень принимаемых мер, которые позволят обеспечить реализацию задач развития человеческого потенциала.

Как очевидно, человек есть и всегда будет главной производительной силой общества. Но во второй половине XX века стали происходить коренные изменения в соотношении субъективных и объективных факторов производства. Характерный пример - движущие силы экономического роста в Японии и новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, Китае и Индии. Опыт этих стран показывает, что в современных условиях «акцент перемещается от материальных ресурсов в направлении времени и людей; от ресурсопотребления к ресурсо-созиданию. Возрастает роль человеческого капитала, т.е. воплощенного в человеке запаса способностей, знаний, навыков и мотиваций» [3].

© Халмурадов Р. И., 2019

| БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ

Весь комплекс мер, принимаемых в последние годы в Узбекистане в сфере образования, прямо или косвенно нацелен на достижение целей, связанных со становлением общества и экономики знаний. Конкретные задачи в этой области были поставлены перед коллективами вузов и их ректорами на совещании, состоявшемся у президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева 24 октября 2018 года. Одна из приоритетных задач - расширение масштабов высшего образования в стране.

Почему эта задача вышла на первый план?

Напомним, что в развитых странах с высоким уровнем доходов «почти 60% населения в возрастной группе от 18 до 23 лет учится в высших учебных заведениях различных типов, причем с 1980 года этот показатель вырос более чем в 1,5 раза, а в Японии он достиг практически 100%. В то же время в странах со средним уровнем доходов только около 20% данной возрастной группы охвачено высшим образованием, а в странах с низким уровнем доходов - всего 6%» [5].

На новом этапе развития Узбекистана взят курс на увеличение охвата высшим образованием молодежи студенческого возраста. Наряду с увеличением приема в существующие вузы создаются новые высшие учебные заведения по наиболее актуальным для республики специальностям, в том числе и совместно с зарубежными университетами. В отдаленных регионах открываются филиалы ведущих столичных вузов. Практически каждый визит главы государства Ш. Мирзиёева за рубеж, кроме соглашений в области экономики, имеет в числе своих результатов солидный пакет конкретных договоренностей о сотрудничестве по совместным образовательным программам, что мы видим по итогам недавних поездок в Индию, Францию, равно как и в США, Южную Корею и Китай.

Мировая тенденция к расширению охвата населения высшим образованием является одной из при-

На первом российско-узбекском образовательном форуме

чин перехода большинства развитых стран к многоуровневой системе обучения. «Помимо передачи чисто профессиональных навыков, получение высшего образования повышает самооценку выпускника, передает ему значительную часть культурных и социальных стандартов общества. Поэтому многие университеты в странах третьего мира, а также открытые университеты, институты ряда европейских стран, многие провинциальные университеты США выполняют прежде всего именно эту функцию. Социологи утверждают, что часть американок получают образование искусствоведа, психолога, преподавателя, имея в виду не заработок в общественном или частном секторе, а создание психологического комфорта, оптимальных условий для воспитания детей в семье, а также рассматривая образование как способ обогатить свой внутренний мир. И в будущем такая тенденция, видимо, будет постоянно усиливаться» [1].

Конечно же, не только университеты являются местом получения знаний и жизненно важной информации. Образовательные учреждения других уровней, научно-исследовательские институты, производственные предприятия, органы управления, организации культуры также распространяют новые знания по своему профилю. Однако в центре этой деятельности стоит университет как единственный социальный институт, где происходит воспро-

изводство интеллектуальной элиты, которая затем работает в других отраслях производства знаний. Не случайно университеты принято называть «мыслящими головами» современного общества.

Но возникает закономерный вопрос: может ли отдельно взятый университет при нынешних темпах обновления идей и технологий соответствовать требованиям времени?

Мы в Самаркандском университете считаем, что конструктивный ответ на этот вопрос предполагает активное участие нашего коллектива в международных контактах, если угодно, погружение в мировое образовательное пространство. Следуя этому выводу, мы добиваемся расширения совместных образовательных программ, в том числе предусматривающих приглашение иностранных ученых на краткосрочную научно-педагогическую деятельность. И особенно велики у нас резервы укрепления сотрудничества с университетами России.

«Высокие технологии стремительно развиваются во всех передовых странах мира, составляя основу их национального богатства и благосостояния. В этом отношении примеры Японии, Сингапура, Южной Кореи, а в последние годы еще и скандинавских стран представляются весьма убедительными. Оказывается, можно вообще не иметь никаких природных ресурсов и тем не менее обеспечивать и высокий уровень развития экономики, и социальную

БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ |

РУСТАМ ИБРАГИМОВИЧ ХАЛМУРАДОВ

доктор технических наук, профессор, ректор Самаркандского государственного университета. Сфера научных интересов: строительная механика, строительные конструкции, здания и сооружения, педагогика высшего образования, менеджмент инноваций. Автор 147 опубликованных научных работ. Электронная почта: rustami@list.ru

В контексте форума ректоров высших учебных заведений России и Узбекистана рассматриваются ключевые аспекты стратегии развития Республики Узбекистан и ее системы высшего образования. Показано, что ее основополагающей целью является развитие человеческого капитала как фактора повышения конкурентоспособности национальной экономики и перехода ее на рельсы инноваций. Характеризуются мировые тенденции в сфере высшего образования. Раскрывается роль международного сотрудничества в жизни научно-педагогического коллектива современного университета.

Ключевые слова: стратегия инновационного развития, мировые тенденции, высшая школа, международное сотрудничество в сфере образования, университет.

In the context of the forum of rectors of higher educational institutions of Russia and Uzbekistan the key aspects of the development strategy of the Republic of Uzbekistan and its system of higher education are considered. It is shown that its fundamental goal is the development of human capital as a factor in improving the competitiveness of the national economy and its transition to the path of innovation. The world tendencies in the sphere of higher education are characterized. The role of international cooperation in the life of the scientific and pedagogical staff of the modern University is revealed.

Key words: strategy of innovative development, world trends, higher school, international cooperation in education, University.

стабильность в обществе, и хороший жизненный уровень населения» [2].

Эффективность человеческого потенциала тем выше, чем выше «нау-коемкость» членов этого общества, прежде всего участников общественного производства. «Наука стала универсальным средством решения актуальных проблем человечества. Развитие науки в отдельных странах, созданный ею научный потенциал стали определять их социально-экономический уровень, роль и место в мире. В современном обществе специальная подготовка профессиональных исследователей становится

делом чрезвычайной важности, так как именно численность научных кадров определяет научный потенциал страны и оказывается одним из факторов социально-экономического развития государства» [4].

Узбекистан располагает разветвленной системой научных учреждений. И самое динамичное звено этой системы - университетская наука. Ее преимущество состоит в том, что изучение природы и общества в университетах осуществляется в единстве с подготовкой кадров ученых и специалистов. Вместе с коллегами из России, других государств

мы ищем пути и создаем механизмы полноценного использования возможностей университетов в переводе нашей экономики на стратегию инновационного роста.

Резюмируя, можно сказать, что политический курс, который проводится в Узбекистане в последние годы, преследует цель обеспечения устойчивого развития страны прежде всего на основе коренного улучшения качества образования населения, выхода на совершенно иной, чем ранее уровень человеческого потенциала общества. Задача эта сложная, но последовательность и настойчивость, с которой ведется работа по реализации принятых в нашей стране стратегических программ, обнадеживают.

И последнее. Сопоставление существа принятых в Узбекистане стратегических программ с осуществляемыми в Российской Федерации национальными проектами показывает, что точек соприкосновения гораздо больше, чем различий. Полагаю, что это закономерно, коль скоро наши народы синхронно встали на рельсы суверенного развития, преследуют сходные цели, действуют родственными методами. Следовательно, взаимодействие наших стран в сфере высшего образования позволит не только соединить силы, но и получить синергетический эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов В., СтрековаЛ., Цыганов С. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 29-39.

2. Колин К. Преемственность поколений в сфере высоких технологий как гуманитарная проблема национальной безопасности России // Альма Матер (Вестник высшей школы). 2005. № 1. С. 17-19.

3. Кочеткова А. И. Формирование человеческого капитала // Альма Матер (Вестник высшей школы). 2004. № 1. С. 17-21.

4. Лаптев В.,Писарева С. Подготовка кадров науки: стратегические ориентиры // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 86-90.

5. Мир и Россия / под ред. В. С. Автономова, Т. П. Субботиной. СПб., 1999. 146 с.

LITERATURA

1. Arutyunov V, Strekova L, CyganovS. Innovacii i sistema korporativnogo obrazovaniya: vklad universiteta // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 1. S. 29-39.

2. Kolin K. Preemstvennosf pokolenij v sfere vy'sokix texnologij kak gumanitarnaya problema nacionaTnoj bezopasnosti Rossii // Al/ma Mater (Vestnik vy'sshej shkoly'). 2005. № 1. S. 17-19.

3. Kochetkova A. I. Formirovanie chelovecheskogo kapitala // Afma Mater (Vestnik vy'sshej shkoly'). 2004. № 1. S. 17-21.

4. Laptev V, Pisareva S. Podgotovka kadrov nauki: strategicheskie orientiryV/ Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2006. № 4. S. 86-90.

5. Mir i Rossiya / pod red. V. S. Avtonomova, T. P. Subbotinoj. SPb., 1999. 146 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.