PHILOSOPHICAL SCIENCES
SECOND HIGHER EDUCATION AS AN IMPORTANT FORM OF TRAINING COMPETITIVE
STAFF IN UZBEKISTAN
Khakimov N.
Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Corporate Economics and Business Analytics. Tashkent State Economic University, Ural State Economic University - Joint international educational program. The
Republic of Uzbekistan
ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КАДРОВ В УЗБЕКИСТАНЕ
Хакимов Н.Х.
Доктор философских наук, профессор кафедры «Корпоративная экономика и бизнес аналитика».
Ташкентского государственного экономического университета, Уральского государственного экономического университета - Совместная международная образовательная программа.
Республика Узбекистан
Abstract
The author of the article investigated the innovative aspects of the development of second higher education in the context of a new stage in the development of the Republic of Uzbekistan. The article emphasizes the role of the second higher education in the successful implementation of democratic reforms and the development of civil society. The author of the article made an attempt to reveal the missions of second higher education in society, the tasks of universities in training competitive personnel using the form of second higher education. The formation of special faculties in the second specialty, where major subjects are studied according to an in-depth program, has become a form of an innovative approach in the process of improving the training of modern economic personnel. The need to train highly qualified personnel at the university in the second specialty is due to the fact that they fulfill an important mission in the process of social policy, the development of school education, the economic development of the country in the process of deepening the market mechanism in the industries, agriculture, small business, banking and financial sectors ... Highly qualified personnel ensure the improvement of the quality of public services during a new stage in the development of society. The second higher education is an important factor in ensuring the right of the individual to improve their qualifications, the creative part of young people in obtaining a new specialty. University graduates with a second degree fulfill a social mission in the implementation and implementation of democratic reforms. Modern university graduates in the second specialty are a powerful intellectual potential for the country, they make a worthy contribution to the process of digitalization of society and the development of private entrepreneurship. The paper investigates the role of higher educational institutions in the preparation of newly opened specialties, taking into account the market situation and the modernization of the country's socio-economic structures. An integrated approach to the process of training specialists in second education shows that this work is closely related to innovative reforms carried out in the educational and scientific work of universities. Improvement and further improvement of the quality of the educational process in higher educational institutions has a potential impact on attracting the talented part of young people with bachelor's degrees to study at universities for higher education in a second specialty. In the process of obtaining a second higher education, students are introduced to the knowledge necessary for the whole life of each specialist, which is considered the main reference point for determining a future career. The country has created equal conditions for bachelors, the legal basis for admission to higher educational institutions in the second specialty.
Аннотация
Автор статьи исследовал инновационные аспекты развития второго высшего образования в условиях нового этапа развития Республики Узбекистан. В статье подчеркнута роль второго высшего образования в успешном осуществлении демократических реформ и развития гражданского общества. Автор статьи сделал попытку раскрыть миссии второго высшего образования в обществе, задачи университетов в подготовке конкурентоспособных кадров с использованием формы второго высшего образования. Формирование специальных факультетов по второй специальности, где профилирующие предметы изучаются по углубленной программе, стало формой инновационного подхода в процессе совершенствования подготовки современных экономических кадров. Необходимость подготовки высококвалифицированных кадров в университете по второй специальности связана с тем, что они выполняют важную миссию в процессе социальной политики, развития школьного образования, экономического развития страны в процессе углубления рыночного механизма в отраслях промышленности, сельского хозяйства, в малом бизнесе, банковского и финансового сектора. Высококвалифицированные кадры обеспечивают повышения качества государственных услуг в период нового этапа развития общества. Второе высшее образование явля-
ется важным фактором в обеспечении права личности повышению квалификации, креативной части молодежи в получении новой специальности. Выпускники университетов имеющие вторую специальность выполняют социальную миссию в осуществлении и реализации демократических реформ. Современные выпускники университетов по второй специальности является мощным интеллектуальным потенциалом для страны, они вносят достойный вклад процессу цифровизации общества, развития частного предпринимательства. В работе исследована роль высших учебных заведений, в подготовке вновь открывшихся специальностей, с учетом рыночной конъектуры и модернизации социально-экономических структур страны. Комплексный подход к процессу подготовки специалистов по второму образованию показывает, что эта работа тесно связана с инновационными реформами проводимой в учебной, научной работе университетов. Совершенствование и дальнейшее повышение качества учебного процесса в высших учебных заведениях оказывает потенциальное влияние на привлечение талантливой части молодежи имеющей звания бакалавра на учебу в университеты для получения высшего образования по второй специальности. В процессе получения второго высшего образования студенты приобщаются к знаниям необходимого для всей жизни каждого специалиста, который считается главным ориентиром для определения будущей карьеры. В стране для бакалавров созданы равноправные условия, правовые основы для поступления в высшие учебные заведения по второй специальности.
Keywords: second higher education; frames; reform; new stage of development; innovation; university; society.
Ключевые слова: второе высшее образование; кадры; реформа; новый этап развития; инновация; университет; общества.
Введение
Целью настоящего исследования является изучение современного состояния и перспективы развития второго высшего образования в период нового этапа развития страны. Актуальность изучения получения второго высшего образования связана со следующими обстоятельствами.
Во-первых, становлением нового этапа в развитии страны, углубления рыночной экономики и ее влияние на социально-экономической жизни, углубления демократических реформ, формирование гражданского общества. Второе высшее образование, это системный процесс, направленный на предоставление будущим бакалаврам глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков, а также на формирование общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, развитие способностей.
Во вторых, развитие гражданского общества, совершенствование рыночного механизма носит турбулентный, скачкообразный характер, зависит от многих факторов и, в первую очередь, от ускоренных темпов прогресса инновационных информационных технологий, тесно связано с прогрессом научных исследований и ее внедрения полученных результатов в практику.
В третьих, трансформации происходящие в недрах общества, конкуренция, безработица влияют на общественное положение молодежи, побуждая его к получению современных знаний, умений, навыков и компетенций. Объективно возникает задача перед личностью о необходимости получения высшего образования. В условиях развития нового этапа общества, для полной адаптации к современной социальной среде недостаточно объема современных знаний одной специальности высшего образования, появляется настоятельная, объективная необходимость в получении дополнительного, второго высшего образования с присущими ему инновационными направленности.
В четвертых, анализ показывает, что прежние знания, усвоенные специалистом, при получении первого высшего образования, стремительно устаревают, не отвечают требованиям рыночной экономики. Аналогичная ситуация происходит с любой ранее накопленной выпускником университета информацией, которая в реалиях ускоренного прогресса быстро изменяется. Учитывая не только темпы, но и системность социально-экономических трансформаций, связанных с развитием гражданского общества, следует подчеркнуть, что они в той или иной степени оказывают влияние на интересы большей креативной части молодёжи Узбекистана.
В пятых, актуальность исследования обусловлена возможностью осознанного выбора молодых людей, имеющих степень бакалавра получения второго высшего образования. Выпускники средней школы, академического лицея, профессионального колледжа, техникумов при выборе первого высшего образования, часто руководствуются соображениями престижности выбранной профессии в данный момент времени или ее популярностью среди молодежи, волей родителей. Выпускники университетов к выбору специальности второго высшего образования приходят самостоятельно, аргументированно и мотивированно, с учетом его острой необходимости в условиях рыночной экономики.
В шестых, в результате модернизации отраслей социального сектора, промышленности и роста частных предприятий, после завершения первого высшего образования, ранее востребованная специальность перестает быть актуальной, невостребованной и получивший ее выпускник университета оказывается безработным на рынке труда. Следует отметить что, полученное первое высшее образование в результате происходящих глубоких изменений в обществе, может не отвечать запросам молодого человека к своей реализуемой профессиональной деятельности, сфере ее применения.
Вследствие этого, у недавних выпускников университетов появляется желание получения новой профессии. В такой ситуации ресоциализация молодежи посредством второго высшего образования становится важной социальной задачей в условиях нового этапа развития.
В-седьмых, актуальность исследования приобретает особое практическое значение тем, что современное высшее образование должно учитывать требования быстро изменяющегося рынка труда, запросы молодежи и государственных организаций, предпринимателей, а второе инновационное высшее образование как феномен высокой квалификации, выступает как важный фактор социальных положительных трансформаций. Поэтому второе высшее образование обладает дополнительными возможностями и является интеллектуальным стратегическим ресурсом развивающегося гражданского общества.
В-восьмых, актуальность исследования места и роли второго высшего образования в условиях нового этапа развития общества обусловлена, с одной стороны, социальным заказом, связанным с необходимостью подготовки конкурентоспособных кадров для Узбекистана и, с другой стороны, заинтересованностью самой личности модернизации образовательного уровня, карьерном росте, улучшении материального положения. В процессе углубления рыночных экономических отношений, для успешной деятельности молодого специалиста в информационном обществе могут быть востребованы инновационные знания, высокая квалификация, навыки, компетенции, специальность или специализация которые он не получил посредством первого высшего образования. Поэтому происходит процесс повторного вхождения молодого человека в образовательный процесс второго высшего образования с целью получения инновационных знаний и компетенций. Тем самым, второе высшее образование при постоянном изменении требований к конкурентоспособности специалиста выступает важнейшим фактором его ресоциализации в условиях конкуренции, усиливающейся в современном мире.
В-девятых, актуальность самостоятельного подхода к изучению темы обусловлена отсутствием научного исследования в философском аспекте, о роли второго высшего образования в ходе реформа-ционных процессах. Частичные в методологическом отношении научные работы и отдельные статьи по теме исследования не дают возможность комплексно изучить вопросы ресоциализации личности посредством получения второго высшего образования.
В десятых, в условиях нового этапа развития страны появляется новые промышленные зоны, промышленные предприятия, атомной энергетики, новых отраслей машиностроения, автомобильной промышленности, модернизация фермерских хозяйств, развития кластеров, которые настоятельно диктует необходимость формирования нового поколения кадров и этот процесс тесно связана получения второго высшего образования.
Методы и материалы
Методологической основой настоящего исследования выступают философские и научные подходы, методы и концепции, которые раскрывают взаимосвязь философского и общенаучного уровней изучения второго высшего образования как феномена ресоциализации личности в условиях развития гражданского общества. В качестве методологической основы в исследовании используется системный подход (работы Парсонс Т., Гарфенкел Х.,Сакс Х.,Бергер П., Лукман Т., и других), который применяется для понимания сущности второго высшего образования в условиях гражданского общества. В статьи находит применение личностно -деятельностный подход (исследования Л.С. Выготского, Зиглер Д., Хьелл, Л., А.Н. Леонтьева, Унич П.) для анализа профессионального и личностного развития студентов, получающих второе высшее образование.
Методологической основой в изучении проблемы, процесса и получения второго высшего образования в условиях демократических реформ, нового этапа развития страны являются Конституция Республики Узбекистан и принятие Закона «Об образовании» Республики Узбекистан в новой редакции, где в статьи 11 отмечена, что «Граждане имеют право получать второе и последующее высшее образование на договорной основе». [Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Национальная база данных законодательства, 24.09.2020 г., № 03/20/637/1313].
В результате демократических реформ развитие получило система негосударственных высших учебных заведений. В 2018 году в Ташкенте открылся первый частный вуз в республике - Технический институт Ёджу. Меморандум о создании технического института Ёджу в Ташкенте был подписан в 2017 году в рамках корейско-узбекского бизнес-форума. Государственную лицензию на образовательные услуги в Узбекистане вуз получил 24 июля 2018 года. В 2020 году Ташкенте международный частный университет - Tashkent International University of Education, Филиал университета Амити (Индия), Университет Шарда в Андижане (Индия).
Важнейшим источником в изучении проблемы получения второго высшего образования являются труды Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, в том числе содержание выступления руководителя государства на Республиканском молодежном форуме проходившего в Ташкенте, 25 декабря 2020 года, Послание Парламенту Республики Узбекистан от 29 декабря 2020 года.
Ценными источниками исследования служат монографии, научные статьи обществоведов, философов, педагогов, работы ученых экономистов посвященных проблемам второго высшего образования, опубликованных в международных журналах, научных сборниках по итогам научно практических конференций. Необходимо отметить, что имеются отдельные брошюры, статьи, где проблема подготовки в университетах кадров по второй специаль-
ности затронуты частично. Однако, инновационные аспекты второго высшего образования в условиях нового этапа развития страны изучены слабо, не имеется конкретные подходы к исследовании проблемы с учетом особенности, рейтинга высших учебных заведений. Важным вопросам в исследовании проблем второго высшего образования является, укомплектованности высших учебных заведений преподавательским составом, профессорами, научными кадрами, укрепление материально технической базы и создания информационно ресурсных центров.
В условиях нового этапа развития качество подготовки кадров, должно соответствовать актуальным запросам гражданского общества. В новых условиях второе высшее образование выступает как один из приоритетных задач государства. В условиях совершенствования всех сфер общественно-экономической жизни, формирования институтов гражданского общества в стране важным фактором выступает дальнейшее развитие высших учебных заведений, которые обеспечивают инновационный прорыв во всех сферах деятельности, с помощью подготовки квалифицированных кадров. Необходимым условием стало внедрение в деятельность высших учебных заведений основных положений Стратегии инновационного развития страны на 2019-2021 годы, в которой определено, что «важным условием динамичного развития Республики Узбекистан является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иные сферы с широким применением достижений науки и тех-ники».[ Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах
https://www.gazeta.uz/ru/2017/02/07/strategy] В период формирования гражданского общества в Узбекистане произошли значительные социально-экономические, культурные преобразования, которые требуют наличия высококвалифицированных кадров. В условиях нового этапа развития основными задачами Стратегии для достижения главной цели является вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса, повышение качества и охвата образованием на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы подготовки кадров, исходя из потребностей экономики, укрепление научного потенциала и эффективности научных исследований и разработок, создание действенных механизмов интеграции образования, науки и предпринимательства для широкого внедрения результатов научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. [Указ Президента Республики Узбекистан. Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. https://mfa.uz/ru/press/library/2018/09/16135, 2018]/ Анализ показывает, что современное состояние высшего образования Узбекистана не отвечает
предъявляемым требованиям по подготовке конкурентоспособных кадров. Прежде всего, это произошло из-за того, что в системе подготовки кадров не были учтены перемены, касающиеся процесса углубления рыночной экономики. Учитывая происходящие глубокие изменения в обществе, государство поставило перед системой высшего образования сложную задачу - выйти на международный уровень и соответствовать вызовам глобализации. Высшее образование страны предназначено для подготовки высококвалифицированных кадров с последующим трудоустройством в различных сферах общественно экономической деятельности, а также управленческих обслуживающих направлений, научного, экономического, технического и так далее. Система современного высшего образования отвечает за предоставляемые для будущих специалистов навыки и специальные знания, ориентирует студенческую молодежь на раскрытие теоретических или практических аспектов, в векторах выбранной профессии, с учетом творческого использования последних достижений науки и техники. В современных условиях все более актуальной становится роль и значение высококвалифицированных кадров в обеспечении устойчивого развития страны, безопасности, производства конкурентоспособных товаров, равноправного поступления в университеты молодежи для получения второго высшего образования из различных слоев общества. Эта задача настоятельно диктует необходимость повысить международный рейтинг университетов, увеличить количество негосударственных образовательных учреждений, привлечь в сферу квалифицированные кадры. В условиях формирования основ гражданского общества принимаются практические решения, чтобы профессия профес-сорско преподавательского состава, принимающие непосредственное участия в подготовки кадров по второй специальности, стала самой престижной и почитаемой в Узбекистане. На достижение этой благородной цели государственные органы направляют необходимые средства и ресурсы. Инновационный подход к процессу реформирования второго высшего образования показало, что важнейшей формой расширения приема креативной молодежи на учебу стало осознание необходимости развития второго высшего образования. Это еще связано с тем, что вхождением страны в мировое сообщества показало недостатки высшего образования и еще больше предъявляют новые требования к качеству высшего образовательного процесса в стране. Исследование состояния второго высшего образования подтверждает, что, в период институциональных преобразований в условиях углубления рыночной экономики стало ясно, что большая часть выпускников университетов не готова к изменениям, их теоретические знания не отвечают современным требованиям.
В процессе реформирования высшего образования, где организовано второе высшее образование особое значение приобретают вопросы стимулирования учебной и воспитательной работы про-фессорско- преподавательского состава, создание
инновационных педагогических технологий, реальных механизмов внедрения их в учебный процесс. В новых условиях, необходимо шире распространять инновационные достижения преподавательских кадров, научно-методические публикации профессорско преподавательского состава университетов в практику. В этом плане стало новым подходом в организации второго высшего образования, создание и дальнейшего развития нового поколения университетов. В настоящее время в стране работает 132 университет, их число постепенно увеличиваются. Также подписаны договора с зарубежными партнерами об организации их филиалов в стране. Для оказания учебно-методической помощи профессорско преподавательского состава высших учебных заведений в Ташкенте будет построена современная, отвечающим мировым требованиям информационно ресурсный центр, библиотека .Основной задачей развития второго высшего образования является подготовка обладающих инновационным мышлением, высококвалифицированных кадров для отраслей экономики, совместных предприятий с зарубежными партнерами, строительства, малого бизнеса, новых отраслей промышленности. Следует отметить, что в развитии современного Узбекистана особое значение приобретает подготовка учителей в университетах по второй специальности, которые обучают учеников на основе новых педагогических технологий. С учетом задач нового этапа развития, современный учитель, ведущий педагогическую деятельность в школе, должен быть универсальным специалистом, не только учить, но и одновременно повышать свою квалификацию, то есть постоянно работать над собой, совершенствовать свои профессиональные знания, методический уровень, педагогическую квалификацию.
В целях поддержки креативной молодежи, среди студентов высших учебных заведений будет организован конкурс «Будущий учёный». [Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на форуме молодежи Узбекистана, 26.12.20, С. 2] На лучшие инновационные проекты молодёжи будут направлены финансовые средства в достаточном объеме. Одним из направлений реформирования второго высшего образования является повышения качества преподаваемых специальных предметов профильных дисциплин. Этот процесс непосредственно связан с педагогическим мастерством профессорско преподавательского состава, их профессионально-квалификационным уровнем, методической подготовкой отвечающей требованиям современного университета, и системной работы над повышением своей квалификации. Для осуществления мониторинга качества учебного процесса в университетах, внедрена практика по определению уровня преподавания. В стране начата работа шире использовать требования статьи 16 Закона «Об образовании», что «дистанционное образование направлено на получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с учебными планами и учебными про-
граммами на расстоянии с использованием информационно-коммуникационных технологий и всемирной информационной сети Интернет». [Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Национальная база данных законодательства, 24.09.2020 г., № 03/20/637/1313].
Результаты
В целях дальнейшего совершенствования работы университетов по организации системы второго высшего образования 21 ноября 2017 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении устава по организации специального дистанционного второго высшего и вечернего образования»[ Национальная база данных законодательства, 23.11.2017 год., 09/17/930/0301; 01.02.2020 год., 09/20/59/0126)]
В качестве результатов проведенного исследования мы ограничились рассмотреть достигнутые итоги по организации, совершенствования подготовки специалистов в Ташкентском государственном экономическом университете за годы нового этапа развития. Необходимо отметить, что в университете проводятся целенаправленная работа по дальнейшей модернизации учебного процесса в соответствии с усилением конкуренции между высшими учебными заведениями подготовки современных специалистов в области экономики. Ташкентский государственный экономический университет имеет достаточно высокий имидж среди высших учебных заведений страны по подготовки высококвалифицированных экономических кадров. С учетом повышения требований к профессиональной подготовки специалистов, удовлетворение желание молодых кадров работающих в социально-экономическом секторе для получения новых специализаций, возникла объективная необходимость создание и дальнейшего расширения факультета второй специальности в университете. Открытие новых специальностей по второму высшему образование, создание новых кафедр при факультете, требует привлечение к учебному процессу, к подготовки современных экономистов, высококвалифицированного профессорско педагогического состава. В целях обеспечения успешной работы факультета широко применяется поощрения результатов, учебной, научно-исследовательской деятельности педагогов. Решением отборочной комиссии предусмотрена ежемесячная прибавка к заработной плате педагогов от 30 до 60%. В процессе подготовки экономистов по второму высшему образование широко применятся опыт ведущих университетов развитых стран мира. Молодые и перспективные кадры, знающие иностранные языки направляются на повышение квалификации в зарубежные университеты. При этом важную помощь в повышении квалификации в зарубежных странах, преподавателям университета оказывает Республиканский фонд «Эл юрт хурмати», специально созданного решением Президента Узбекистана. Расширение возможности подготовки экономических специалистов по второй специальности стало важным социальным инструментом в удовлетворении
потребностей государственного и частного сектора к конкурентоспособным кадрам. В новых условиях развития высшего образования в Ташкентском государственном экономическом университете действует 16 специальностей рассчитанного для студентов обучающихся по второму высшему образования. В целях удовлетворения желаний студентов в университете открыты современные направления, в частности сервис туризма, банковское дело, экономическая безопасность, бизнес информатика, международные экономические отношения, логистика и другие. В стране созданы правовые основы для представителей всех социальных групп, желающих поступить в университеты для получения образования по второй специальности. В целях социальной поддержки студентов обучающихся по второй специальности, пользование услугами информационного ресурсного центра, выдача учебников и учебными пособиями осуществляется бесплатно. Необходимо отметить, что всего 51 университеты страны имеют право принятия студентов на учебу, желающих учиться в факультетах второго высшего образования. Анализ показывает, что ежегодно увеличивается число студентов обучающихся по второй специальности.
Дискуссия
Современные проблемы развития образования в Республике Узбекистан рассматриваются в трудах ученых-обществоведов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (Российская Федерация), Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Российская Федерация), Университета Гарварда (США), Университета Оксфорда (Великобритания), Парижского университета (Франция), Университета Нагоя (Япония), Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека (Узбекистан), Ташкентского Государственного экономического университета, (Узбекистан), Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы (Узбекистан), Ташкентского Государственного педагогического университета имени Низами (Узбекистан), Узбекский научно исследовательский институт педагогических наук имени Кари Ниязи (Узбекистан), Самаркандского Государственного университета (Узбекистан), Ферганского государственного университета (Узбекистан).
Большой объем информации предоставляют исследования, проведенные международными организациями - Всемирный банк представил «Доклад о мировом развитии 2018: Обучение как средство реализации образовательных перспектив», а также обсуждены меры, необходимые для развития сектора образования и подготовки кадров в Узбекистане. (2018), доклад Uzbekistan - education sector analysis (английский) (2018), Обзор системы образования Узбекистана опубликован на ресурсе exclusive.kz (Казахстан 30 мая 2019 г. ) Доклад по целям развития тысячелетия Узбекистана. Постоянного координатора ООН в Узбекистан (2015), Первая Национальная Модель ООН для учащихся
школ Узбекистана(2019), ПРООН и система Организации Объединенных Наций в Узбекистане (2019), Рамочная программа ООН по оказанию содействия Республике Узбекистан в целях развития (ЮНДАФ) на 2016-2020 гг./UNDP (ПРООН) (2015).
Специалистами Всемирного банка сделан анализ состояния и модернизации системы высшего образования. В трудах ученых, входящих в международную программу приводится глубокий, научный обзор системы подготовки высококвалифицированных кадров в Узбекистане. Результаты научного обзора опубликованы на ресурсе exclusive.kz (Казахстан 30 мая 2019 г).
Вопросы дальнейшего совершенствования работы информационно ресурсных центров, новые подходы к цифровизации высшего образования , комплекс информационных систем "образование" республики, цифровые технологии в сфере высшего образования, пути развития современного общества: модернизация высшего образования, особенности образовательного процесса в вузах Узбекистана рассмотрены в трудах ученых обществоведов, экономистов, педагогов Узбекистана: Абдурахманов К., Шермухамедов А., Абдул-лаева Д.(2020), Абдуллаев А.Х., Курбанов Р.К.(2015), Абдуллаева Д.К.(2020), Абдуллаева М.Х., Ёвмиддинов М.М.У., Рахмонов А.И.У.(2019), Азизханов Н.С., Гайдабрус Н.В.(2017), Махмутход-жаева Л.С.(2019).
Современные проблемы международного сотрудничества в области высшего образования, использование инновационных идей и технологий в проведении лекционных и практических занятий, основанные на инновационных SMART технологиях, вопрос о необходимости совершенствования подготовки кадров в новых условиях, роль инноваций в преподавании гуманитарных и общественных наук в университете рассмотрены в трудах следующих ученых: Абдумаликов А.А. (2018), Акрамова Ф.А.(2018),Аллаярова С.Н., Аскаров А.Д.,(2020), Анаркулова Г.М., Рузиматова Г.А.(2018), Ахмедов А.А.(2019), Хошимов У.К.(2019).
Перспективам развития дистанционного образования, основным направлениям совершенствования качества непрерывного образования в условиях развития инновационной экономики, устойчивого развития, применению электронного обучения в преподавании иностранных языков, роли профессионального педагога в подготовке гармонично развитой личности, инновациям в системе образования: сущность, проблемы и пути решения, использованию педагогических технологий в образовании,
проблемам реформирования системы высшего образования - как факторами инновационного развития Республики Узбекистан посвящены работы следующих авторов: Ахмедов Б.А.(2020), Ашурова Х.Х. (2020), Ашурзода Л.М.(2020), Бекбаев Р.Р(2020), Бурхонова Г.Г(2019), Валижонов Х., Эр-нийозов У.К.(2020).
Теоретическому осмыслению вопросов совершенствования работы на качества образования в
системе переподготовки и повышению квалификации педагогических кадров, организационно правовые вопросы реформирование высшего образования, развитие медицинского образования как важного фактора в устойчивом развитии страны, в условиях нового этапа развития посвящены научные труды следующих авторов: Водопьянова Е.В.(2020), Кодиров Б.Б.(2020), Муталов Ш.А., Ху-жамшукуров Н.А.(2018), Нам А.Л.(2018), Наров У.И., Нематова А.(2019), Оташехов З.И., Наримова М.И.К., Халилова У.Т.(2018).
Проведено научное исследование о состоянии, параметрах всестороннего расширения и по дальнейшему совершенствованию инновационной деятельности высших учебных заведений в стране. Ученые обратили внимание на необходимость организации управления и финансирования нового поколения высших учебных заведений и укрепления связей их с общественными организациями в условиях реформирования высшего образования и ее роли в интересах устойчивого развития: Раматов Ж.С., Баратов Р.У.,(2018), Рахманов Н.Р.(2018), Ру-зиева Д.И.(2018), Саиткасимов А., Исахонов Ж.(2019), Сейтмуратов Р.А., Джалилов Ф.А.(2018).
Важным источником исследуемой проблемы являются труды ученых педагогов, философов, обществоведов, экономистов посвященные особенностям инновационных методов организации учебного процесса высших учебных заведений: Тухта-ева З.Ш., Каноатова Д.С., Жамолов Ж.Т.(2019),Умарова Д.З.(2018), Халмурадов Р.И.(2020), Хакимов Н.Х.(2020), Шарипов К.А., Ахмеджанов К.Б. (2020), Юн С.М. (2019), Шоев А.Х.(2021).
Необходимо отметить существенный вклад авторов, которые внесли достойный вклад в изучении данной проблемы и опубликовавших научные статьи в зарубежных изданиях за последние три года («Theoretical & Applied Science», «European science review», «Europaische Fachhochschule», «Eastern European Scientific Journal», «Sciences of Europe»).
Таким образом, среди опубликованных научных статьей, работ отсутствует комплексный подход исследования роль второго образования в подготовки современных, конкурентоспосбных кадров.
Выводы
В современных условиях в управлении новыми отраслями экономики, социального сектора, предпринимательскими структурами и государственными организациями, особенно в областях, наблюдается дефицит профессиональных кадров, а темпы демографического роста населения в стране требуют научно обоснованных фундаментальных изменений в инфраструктуре и потенциале системы университетов в том числе по совершенствованию подготовки кадров получающих второго высшего образования..
Во-первых, следует сделать такие серьёзные шаги, как последовательная децентрализация системы подготовки кадров второго высшего образо-
вания, предоставление академической самостоятельности, не ограничиваясь административной самостоятельностью факультетов где готовятся кадры по второй специальности.
Во-вторых, необходимо ввести дистанционное обучение для подготовки кадров по второму высшему образования. Для этого следует создать необходимую инфраструктуру, развивать дистанционное форму обучения, создать условия для его широкого использования в высших учебных заведениях. Это предоставит возможность решения вопроса о достижении полного охвата желающих получит второе высшее образование выпускников университетов с высшим образованием, можно будет оптимизировать размер оплаты контракта в высших учебных заведениях.
В-третьих, необходимо пересмотреть образовательные стандарты, ввести современные подходы управления контролем качества второго высшего образования. В целях дальнейшего совершенствования качества второго высшего образования, следует пригласить консультантов, менеджеров по развитию управления из авторитетных университетов мира, а главное, ректорату каждого университета необходимо выделить соответствующие средства.
В четвертых, также, перед университетами стоит ряд концептуальных задач, с подготовкой кадров второго высшего образования связанного с рынком труда, пересмотром направлений, по которым выдаются дипломы, стимулированием повышения научного потенциала.
Рекомендации
Во-первых, в целях широкого привлечения обучающихся по второй специальности, необходимо оказать им финансовой поддержки, организовать помощи частного сектора для оплаты суммы контракта.
Во-вторых, для расширения возможности получения второй специальности через дистанционное образование, в городах и районах организовать учебно консультационные центры по оказанию методической помощи обучающимся студентам по второй специальности.
В-третьих, ежегодно пересмотреть на ученом совете университета содержание учебного плана для студентов обучающейся по второй специальности и оптимизировать их, сократить число дисциплин, оставив только предметы по профилирующим дисциплинам.
В-четвертых, отличников учебы по второй специальности, привлечь для ведения научно-исследовательской работы, рекомендовать их в магистратуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдурахманов К., Шермухамедов А., Аб-дуллаева Д. Подходы к цифровизации высшего образования в Узбекистане. В сборнике: European research: innovation in science, education and techol-ogy. Collection of scientific articles LXI International
correspondence scientific and practical conference . 2020. С. 36-39.
2. Абдуллаев А.Х., Курбанов Р.К. Комплекс информационных систем "образование" республики Узбекистан. Естественные и математические науки в современном мире. 2015. № 32. С. 34
3. Абдуллаева Д.К. Цифровые технологии в сфере высшего образования Узбекистана В сборнике: Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики. Сборник статей XIV международной научно-практической конференции. Минск, 2020. С. 143-145.
4. Абдуллаева М.Х., Ёвмиддинов М.М.У., Рахмонов А.И.У. Пути развития современного общества: модернизация высшего образования Узбекистана. В сборнике: . VIII INTERNATIONAL CORRESPONDENCE SCIENTIFIC SPECIALIZED CONFERENCE. 2019. С. 11-15.
5. Азизханов Н.С., Гайдабрус Н.В. Особенности образовательного процесса в вузах России и Узбекистана. В сборнике: перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов. Сборник статей по материалам участников V Международной научной конференции. 2017. С. 513-519.
6. Акрамова Ф.А. Международное сотрудничество республики Узбекистан в сфере высшего образования. Наука, техника и образование. 2018. № 11 (52). С. 80-84.
7. Аллаярова С.Н., Аскаров А.Д. Необходимость реализации информационных технологий в высшем образовании (на примере Узбекистана). В сборнике: Информационные и инновационные технологии в науке и образовании. Материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред. С.С. Белоко-нова, Е.С. Арапина-Арапова. 2020. С. 14-18.
8. Анаркулова Г.М., Рузиматова Г.А. Модернизация содержания профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в системе высшего образования Республики Узбекистан. Проблемы современной науки и образования.
2018. № 5 (125). С. 86-89.
9. Ахмедов А.А. Новые подходы к интеграции высшего образования России и Узбекистана в обучении экономических дисциплин. В сборнике: Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных ВУЗов. Сборник материалов VII Ежегодной международной научной конференции.
2019. С. 69-77.
10. Ахмедов Б.А. Актуальность внедрения современных информационных технологий в разрешении проблем системы высшего образования республики Узбекистан. Современные инновации.
2020. № 3 (37). С. 48-50.
11. Ахмедов Б.А. Значение внедрения дистанционных технологий в реформировании системы высшего образования республики Узбекистан. Наука и образование сегодня. 2020. № 10 (57). С. 51-56.
12. Ахмедов Б.А. Концепция "мега-универси-тета" и потенциал ее применения в условиях Узбекистана. Вестник науки и образования. 2020. № 21 (80). С. 88-91.
13. Ашурова Х.Х. Направления организации дистанционного образования в высших учебных заведениях Узбекистана. Theoretical & Applied Science. 2018. № 9 (65). С. 365-369.
14. Ашурзода Л.М. Предпосылки интеграции системы высшего образования Республики Узбекистан в мировой рынок образовательных услуг. Интеграция наук. 2018. № 5 (20). С. 5-7.
15. Бекбаев Р.Р. Значение внедрения дистанционных технологий в обеспечении доступности высшего образования (анализ на примере Узбекистана с учетом опыта России и других стран). В сборнике: Информационные и инновационные технологии в науке и образовании. Материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред. С.С. Белоконова, Е.С. Арапина-Арапова. 2020. С. 136-138.
16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995;
17. Бурхонова Г.Г. Национальные реформы высшего образования Узбекистана. Вопросы науки и образования. 2019. № 5 (50). С. 160-164.
18. Валижонов Х., Эрнийозов У.К. Реформирование высшего образования в Узбекистане - новое требование времени. Научный журнал. 2020. № 3 (48). С. 61-62.
19. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на форуме молодежи Узбекистана, 26.12.20, С. 2.
20. Водопьянова Е.В. Итоги постсоветской трансформации высшей школы Современная Европа. 2020. № 5 (98). С. 132-141.
21. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Национальная база данных законодательства, 24.09.2020 г., № 03/20/637/1313.
22. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. соч. Т. 6. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984;
23. Зиглер Д., Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования, применение. -СПб.: Питер, 2006;
24. Кодиров Б.Б. Организационно-правовые вопросы системы высшего образования в Республике Узбекистан. Право и жизнь. 2019. № 1. С. 99105.
25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
26. Махмутходжаева Л.С. Сотрудничество с российской федерацией в области высшего образования как фактор совершенствования инновационного развития Узбекистана. В сборнике: Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019. Сборник трудов II международного научно-технического форума: в 10 томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. 2019. С. 180-183.
27. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года. Народное слово, 30 декабря 2020 года.
28. Муталов Ш.А., Хужамшукуров Н.А. Усовершенствование системы высшего химико-технологического образования в Узбекистане. В сборнике: Виртуальное моделирование, прототипирова-ние и промышленный дизайн. . 2018. С. 61-64.
29. Nabiyeva N.M. Directions for the development of institutional problems of the system of higher education of the republic of Uzbekistan. Theoretical & Applied Science. 2019. № 6 (74). С. 472-477.
30. Нам А.Л. Актуальность внедрения электронного обучения в системе высшего образования Республики Узбекистан. Молодой ученый. 2018. № 22 (208). С. 341-343.
31. Наров У.И., Нематова А. Инновации в системе высшего образования Узбекистана. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2019. № 26-2. С. 102-107.
32. Оташехов З.И., Наримова М.И.К., Хали-лова У.Т. Высшее медицинское образование в Узбекистане - стремление к совершенствованию и высоким достижениям. Интернаука. 2018. № 201 (54). С. 28-30.
33. Парсонс, Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000;
34. Раматов Ж.С., Баратов Р.У. Новый подход в системе высшего образования в Узбекистане. Психология, социология и педагогика. 2018. № 4 (79). С. 1.
35. Рахманов Н.Р. Высшее образования в Узбекистане, изучение мирового опыта по организацию и размещению высших учебных заведений. В сборнике: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 55-58.
36. Рузиева Д.И. Модернизация высшего профессионального педагогического образования в вузах Республики Узбекистан. В сборнике: Профессионально-педагогическая культура: опыт прошлого - вызовы современности. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 28-30.
37. Рузиева Д.И. Влияние подготовки педагогических кадров на прогрессивное развитие Узбекистана. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. № 1. С. 12-21.
38. Саиткасимов А., Исахонов Ж. Модернизация и развития высшего образования узбекистана в процессе интеграции в мировое образовательное пространство. В сборнике: Сборник тезисов по итогам Профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». Москва, 2019. С. 204-208.
39. Сейтмуратов Р.А., Джалилов Ф.А. Менеджмент качества образования в условиях модернизации высших учебных заведений Республики Узбекистан. В сборнике: Современный менеджмент: проблемы, модели, перспективы. сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 275-278.
40. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. https://www.gazeta.uz/ru/2017/02/07/strategy.
41. Тухтаева З.Ш., Каноатова Д.С., Жамолов Ж.Т. Интеграционные процессы в развитии системы высшего образования в Узбекистане. Вестник магистратуры. 2019. № 4-3 (91). С. 62-63.
42. Указ Президента Республики Узбекистан. Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. https ://mfa.uz/ru/press/library/2018/09/16135, 2018.
43. Умарова Д.З. Инновационные реформы в системе высшего образования республики Узбекистан. Вопросы науки и образования. 2018. № 2 (14). С. 47-49.
44. Умарова Д.З. Инновационные реформы в системе высшего образования Республики Узбекистан. Вопросы науки и образования. 2018. № 2 (14). С. 47-49.
45. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. — М., Русское феноменологическое общество;
46. Халмурадов Р.И. Реформа высшего образования в Узбекистане: трудности и надежды. Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 8-14.
47. Халмурадов Р.И. Исторические корни системы высшего образования, или каков возраст университетов Узбекистана? Сфера культуры. 2020. № 2. С. 135-138.
48. Халмурадов Р.И. Реформа высшего образования в Узбекистане: трудности и надежды. Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 8-14.
49. Хакимов Н.Х. Совместная программа подготовки конкурентоспособных экономистов в условиях развития электронного образования в Узбекистане
В сборнике: Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом. Материалы I Международной научно-практической
конференции. Екатеринбург, 2020. С. 190-193.
50. Хакимов Н.Х.. Развитие высшего образования как важный фактор в процессе модернизации страны. Потенциал современной науки. 2016. № 6 (23). с. 97-99.
51. Хошимов У.К. Взаимоотношение Узбекистана и российской федерации в сфере высшего образования. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2019. Т. 5. № 1. С. 99104.
52. Шарипов К.А., Ахмеджанов К.Б. Стратегические цели и приоритетные направления развития системы высшего образования республики Узбекистан. В книге: Теория и практика стратегирова-ния. Тезисы докладов участников III Международной научно-практической конференции. Сер. "Экономическая и финансовая стратегия" Под научной редакцией В.Л. Квинта. 2020. С. 22-25.
53. Шоев А.Х. Маркетинг инклюзивного образования в высших учебных заведениях Узбекистана. Polish Journal of Science. 2021. № 35-2 (35). С. 28-31.
54. Юн С.М. Реформа и интернационализация высшего образования Узбекистана при президенте Ш.М. Мирзиёеве. Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 62. С. 138-144.
55. Garfinkel H., Sacks H. On formal structures of practical actions // Theoretical sociology: Perspectives and developments / Ed. by McKinney J.C., Tiryakian E.A. — N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1970. - P. 337366