PHILOSOPHICAL SCIENCES
РЕФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ
Хакимов Н.Х.
Доктор философских наук, профессор кафедры «Корпоративная экономика и бизнес аналитика». Ташкентского государственного экономического университета, Уральского государственного экономического университета - Совместная международная образовательная программа
Республика Узбекистан. г. Ташкент
REFORMING SCHOOL EDUCATION IN UZBEKISTAN
Khakimov N.
Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Corporate Economics and Business Analytics. Tashkent State University of Economics, Ural State University of Economics - Joint international educational program The Republic of Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
Автор статьи исследовал инновационные аспекты реформирования школьного образования в условиях нового этапа развития Республики Узбекистан. В статье подчеркнута роль школьного образования в успешном осуществлении демократических реформ и развития гражданского общества. Автор статьи сделал попытку раскрыть миссии школьного образования в обществе, задачи средних школ, в воспитании подрастающего поколения и значение деятельности учительских кадров в процессе модернизации школьного образования. Формирование частных школ и увеличение числа специализированных школ, где отдельные предметы изучаются по углубленной программе стало формой инновационного подхода в процессе совершенствования школьного образования и обучение детей. В условиях развития гражданского общества высококвалифицированные учительские кадры выполняют важную миссию в процессе социальной политики, обеспечения повышения качества образовательного процесса в школах, в том числе увеличения число учащихся участвующих в международных олимпиадах. Выпускники средних школ выполняют социальную миссию в осуществлении демократических реформ, в обеспечении права человека. Современный выпускник средней школы является мощным интеллектуальным потенциалом для страны, они вносят достойный вклад в будущее, процессу цифровизации общества, развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Комплексный подход к работе средних школ показывает, что эта работа тесно связана с демократическими реформами проводимой в стране в условиях углубления рыночного механизма во всех сферах социально-экономической жизни. Повышение качества учебно воспитательного процесса в школах оказывает потенциальное влияние на привлечение талантливой части молодежи на учебу в университеты, техникумы, академические лицеи и профессиональные колледжей. В процессе школьного образования ученики приобщаются к знаниям необходимого для всей жизни каждого человека, который считается ориентиром для определения будущего. В стране для выпускников средней школы созданы равноправные условия для поступления в высшие учебные заведения.
ABSTRACT
The author of the article investigated the innovative aspects of reforming school education in a new stage of development of the Republic of Uzbekistan. The article emphasizes the role of school education in the successful implementation of democratic reforms and the development of civil society. The author of the article made an attempt to reveal the mission of school education in society, the tasks of secondary schools, in the upbringing of the younger generation and the importance of the activities of teachers in the process of modernizing school education. The formation of private schools and an increase in the number of specialized schools, where individual subjects are studied according to an in-depth program, has become a form of an innovative approach in the process of improving school education and teaching children. In the context of the development of civil society, highly qualified teaching staff perform an important mission in the process of social policy, ensuring the improvement of the quality of the educational process in schools, including increasing the number of students participating in international Olympiads. Graduates of secondary schools carry out a social mission in the implementation of democratic reforms, in ensuring human rights. A modern high school graduate is a powerful intellectual potential for the country, they make a worthy contribution to the future, the process of digitalization of society, the development of small business and private entrepreneurship. An integrated approach to the work of secondary schools shows that this work is closely related to the democratic reforms carried out in the country in the context of the deepening of the market mechanism in all spheres of socio-economic life. Improving the quality of the educational process in schools has a potential impact on attracting talented young people to study at universities, technical schools, academic lyceums and professional colleges. In the process of school education, students are introduced to the
Sciences of Europe # 64, (2021)_45
knowledge necessary for the whole life of each person, which is considered a guideline for determining the future. The country has created equal conditions for high school graduates for admission to higher educational institutions.
Ключевые слова: школьное образование; учительские кадры; реформа; новый этап развития; инновация; международные связи; качество.
Keywords: school education; teaching staff; reform; new stage of development; innovation; international relations; quality.
Введение.
Целью настоящего исследования является изучение процесса совершенствования среднего образования в период нового этапа развития страны. В современном этапе формирования гражданского общества, «проблемы школы мы должны рассматривать как первоочередные. Школа - это не только место обучения, она призвана стать для всех нас очагом высокой духовности, где подрастающее поколение с детства обучается основам наук и азам профессии». [Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании посвященном Дню учителей и наставников, 30.09.20, С. 2] В условиях развития гражданского общества, реформа образования вышла на приоритетное место в развития Узбекистана. «Особое значение придается развитию системы общеобразовательных школ. Подтверждением является и то, что за последние два года в республике построено 238 новых школ». [Шавкат Мирзиёев. Праздничное поздравление учителям и наставникам Узбекистана, 28.09.19, С. 2] За последние годы принято более 100 указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, направленных на улучшение системы образования. В том числе программа по реформированию системы дошкольного образования, пересмотр школьной системы, принятие концепции с целью совершенствования школьного образования. Реформирование школьного образования в период нового этапа развития началась с пересмотром системы дошкольного образования. Создано специальное Министерство дошкольного образования. Развивается число частных детских дошкольных учреждений. Однако, здесь имеются недостатки в обеспеченности педагогов детских садов. Анализ показывает, что 116 тысяч работающих педагогов в детских садах, из них только 34 тысяч имеют высшие образование. В период демократических реформ охват детей дошкольными образовательными учреждениями составляет 60%, принимаются меры по достижению настоящего показателя в 2021 году до 65 %. В результате принятых мер «охват дошкольным образованием в 2021 году составит до 65%, а к концу 2023 года-до 75%. Также за счет выделения из бюджета 600 миллиардов сумов субсидий будут созданы 2 тысячи негосударственных детских садов, доля частного сектора в данной сфере возрастет до 25 процентов.» [Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, 29.12.20, С. 2].
В период углубления рыночной экономики, когда конкуренция охватила все сферы социально-эконмического развития, подготовка человека через образование становиться одним из возможных вариантов повышения его интеллектуального и ду-
ховного мира. В целях подготовки детей к адаптации, пребывания в дошкольных учреждениях, принято постановление правительства, направленное на расширение возможностей доступа детей к раннему образованию. В целях ускорения решения данного вопроса запушен проект «Улучшение развития детей с раннего возраста» совместно с Международной ассоциацией развития и Глобальным партнерством в области образования. Проект будет реализовываться с 2020 по 2024 годы. Для успешной реализации проекта между Узбекистаном и Международной ассоциацией развития было подписано соглашение о предоставлении льготного кредита.
Реформационное значение имеет, принятие решение руководством страны, отмена участия школьников и учителей средних школ в уборке хлопка, привлечение их в другие сельскохозяйственные работы, что в течение многих лет мешало учебному процессу, поскольку школьники были заняты сбором хлопка, участвовали и в других не свойственных работах. Одним из шагов в реформировании школьного образования стало создание Президентских школ, первая из которых открылась в сентябре 2019 года. Учащиеся в Президентских школах, отбираются на конкурсной основе и проверяются на предмет критического мышления, решения проблем и навыков английского языка. Ученик образовательного учреждения, где открывается школа, имеет право подать заявку, независимо от финансового положения семьи. Для отбора учеников в первый год потребовались огромные усилия по материально-техническому обеспечению и обеспечению безопасности со стороны Министерства народного образования Узбекистана и Кембриджской группы по оцениванию вступительных экзаменов, чтобы гарантировать использование честных, актуальных и надежных методов для отбора учащихся, поступивших в школы в сентябре. Президентские школы представляют собой образовательные объекты лучшим оборудованием для учебных занятий, спортивными сооружениями, общежитиями и персоналом. Учебная программа обширна и сбалансирована, с акцентом на предметы в области науки, технологий, техники, искусства и математики. Ученики изучают предметы на английском языке наряду с общеобязательными национальными предметами, такими как литература и история Узбекистана на узбекском языке.
В стране планируется открыть «еще десять Президентских школ, 197 специализированных школ по химии, биологии, математике и информационным технологиям». [Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, 29.12.20, С. 2]. Практика, освоенная при внедрении, оценке, преподавании и обучении в
школах, означает, что они могут стать центрами инновационного образования и образцами для государственных школ во всех регионах, где они будут построены. Это, в свою очередь, приведет к улучшению образовательной системы в целом и откроет новые перспективы для молодежи страны. Поэтому принимаются дополнительные меры обеспечивающего на знание иностранных языков учениками средних школ. Особенно на обучение английского, русского, китайского, арабского языков. Следует отметить, что в сельских школах не хватает учителя иностранных языков. Согласно данным Министерства народного образования Узбекистана, количество выпускников вузов по специальностям "русский язык и литература" не покрывает 50% имеющейся потребности. В последние годы в республике реализуется ряд проектов по продвижению изучения русского языка в образовательных учреждениях. В целях совершенствования изучения русского языка осуществляться международный проект "Класс". Программа направлена на повышение качества образования на русском языке. Преподаватели русского языка из России начнут работать в школах Узбекистана на регулярной основе с 2021 года, по 100 человек каждый год. Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства народного образования Узбекистана при финансовой поддержке благотворительного фонда "Искусство, наука, спорт". В качестве исполнителей специального проекта выступают Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена и Республиканский институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони. В рамках международного проекта различные формы обучения пройдут учители средних школ.
Методы и материалы.
Основной задачей реформирования школьного образования является подготовка обладающих инновационным мышлением учителей, обучающих учеников на основе новых педагогических технологий. С учетом задач нового этапа развития, современный учитель должен быть универсальным специалистом, не только учить, но и одновременно повышать свою квалификацию, то есть постоянно работать над собой, совершенствовать свои профессиональные знания, методический уровень, педагогическую квалификацию.
В условиях формирования гражданского общества принимаются практические решения, чтобы профессия учителя стала самой престижной и почитаемой в стране. На достижение этой благородной цели государственные органы направляют необходимые средства и ресурсы. Инновационный подход к процессу реформирования школьного образования показало, что важнейшей формой расширения приема креативных детей на учебу в президентские и специализированные, частные школы стало осознание необходимости реформирование школьного образования. Это еще связано, тем, что вхождением страны в мировые сообщества показало недостатки школьного образования и еще больше предъявляют
новые требования к качеству образовательного процесса в школах. Однако, в период институциональных преобразований в условиях рыночной экономики стало ясно, что большая часть выпускников средних школ не готова к изменениям, их теоретические знания не отвечают современным требованиям. Научный анализ учебного процесса в системе народного образования свидетельствует, что многие выпускники средних школ не ориентированы на самостоятельную работу в период нового этапа развития, они слабо знают социально-экономические проблемы происходящих глубоких перемен в недрах общества, особенно в условиях углубления рыночных экономических отношений.
Методологической основой в изучении проблемы процесса реформирования школьного образования в условиях демократических реформ, нового этапа развития страны являются Конституция Республики Узбекистан и принятие Закона «Об образовании» Республики Узбекистан в новой редакции (2020), труды Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, в том числе содержание выступление руководителя государства на Республиканском молодежном форуме проходившего в Ташкенте, 25 декабря 2020 года, Послание Парламенту Республики Узбекистан от 29 декабря 2020 года. Ценными источниками служат отдельные исследования обществоведов, философов, педагогов, работы ученых посвященных проблемам школьного образования, опубликованных в научных сборниках по итогам научно практических конференций. Необходимо отметить, что имеются отдельные брошюры, статьи, где проблема реформирования школьного образования, вопросы международного сотрудничества в области подготовки педагогических кадров затронуты частично. Однако, инновационные аспекты реформирование школьного образования в условиях нового этапа развития страны изучены слабо, не имеется конкретные подходы к исследованию проблемы с учетом особенности, рейтинга школ, обеспеченности учительским составом, материально технической и информационно ресурсной базы средних учебных заведений.
В процессе реформирования школьного образования особое значение приобретают вопросы стимулирования учебной и воспитательной работы учителей в каждой школе, создание новых, реальных механизмов внедрения новых педагогических технологий, инновационных достижений учительских кадров в практику. В этом плане стало новым подходом в организации среднего образования, создание частных школ. В настоящее время в стране работает 140 частных школ. Также подписаны договора об организации 18 частных общеобразовательных школ, на основе частного государственного партнерства. Необходимо отметить, что выпускники частных школ получают сертификаты об окончании школы единого государственного образца. Одним из показателей качества обучения старшеклассников является, после окончания средней школы их поступления в высшие учебные заведения. В частности, 2016 году в высшие учебные за-
Sciences of Europe # 64, (2021)_
ведения поступали 9% выпускников школ. В настоящее время этот показатель составляет 25%. В будущем планируются довести долю поступающих в высшие учебные заведения до 50-60%. Организована выдача льготного образовательного кредита семьям, где двое или более детей обучаются в высших учебных заведениях на контрактной основе. Молодёжь смогут погасить эти кредиты по окончанию высшего учебного заведения и началу работы. С 2021 года введён Президентский грант для 200 молодых людей, набравших самый высокий балл на вступительных экзаменах в университеты. В высших учебных заведениях Президентская стипендия предназначена только на один учебный год, а средства данного гранта будут выплачиваться на протяжении четырёх лет. [Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на форуме молодежи Узбекистана, 26.12.20, С. 2] В соответствии с решением правительства будут полностью возмещены экзаменационные расходы старших классов средних школ, набравших не менее 75 процентов на экзаменах IELTS, TOEFL, GMAT, SAT. Выпускники средних школ, получившим специальный сертификат по обучению навыкам ремесла и предпринимательства, будут выделены микрокредиты по ставкам на 4 процента ниже основных ставок Центрального банка. Эти кредиты будут предоставлены на срок 7 лет с льготным периодом на 3 года. Для оказания учебно-методической помощи учителям средних школ в Ташкенте будет построена современная, отвечающим мировым требованиям информационно ресурсный центр, библиотека. Среди учащихся школ и студентов высших учебных заведений будет организован конкурс «Будущий учёный». [Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на форуме молодежи Узбекистана, 26.12.20, С. 2] На лучшие инновационные проекты молодёжи будут направлены финансовые средства в достаточном объеме. Одним из направлений реформирование среднего образования является повышения качества преподаваемых уроков. Этот процесс непосредственно связан с педагогическим мастерством учителей, их профессионально-квалификационным уровнем, методической подготовкой, отвечающей требованиям современной школы, и системной работы над повышением своей квалификации. Необходимо отметить, что в школах Республики Узбекистан в настоящее время работают более 500 тысяч учителей. Для осуществления мониторинга качества учебного процесса в школах, внедрена практика по определению уровня преподавания с отметкой красный, ярко красный, желтый и зеленого цвета. Если ни один выпускник школы не поступил в высшие учебные заведения, они отмечаются красным цветом, 10% выпускники поступили в высшие учебные заведения ярко красным цветом, 30 % выпускники поступили в высшие учебные заведения желтым цветом, если более 30% выпускники поступили в высшие учебные заведения отмечаются зеленым цветом. В результате такой практики школы, отмеченные красным цветом, будут выявлено где слабо организован учебный
процесс, имеются пробелы в методическом обеспечении учителей, не отвечает современным требования работа информационно-ресурсного центра школы, перебои в работе интернета и другие недостатки. В настоящее время в стране число таких школ составляют 692. В частности, Кашкадарьин-ская область по числу поступающих в высшие учебные заведения занимает 13-место в стране. В 2020 году из числа выпускников 191 школ ни один ученик не поступил в университеты. Анализ показывает, что в школах имеется высокая востребованность к учителям высшей квалификации. В настоящее время в стране всего только 3% учителей средних школ имеют высшей квалификации, 11% учителям присвоена, первая квалификация. Всего по стране 14% учителей работают в школах, отмеченных зеленым цветом.
Результаты.
В Узбекистане объявлено о том, что страна к 2030 году должна входить в число 30 передовых стран мира по качеству среднего образования. Как можно достичь этого показателя: во первых, необходимо поднять качества материально технической базы средних школ. Во-вторых, освободить учителей от лишней бумажной волокиты. В-третьих, повышать уровень преподавания учителями и их квалификации, овладении ими новых знаний. В целях скорейшего решения первоочередных задач, в стране определен ряд приоритетов по реформированию школьного образования, созданию нормальных условий для получения качественного образования и духовно-нравственного воспитания школьной молодежи, укреплению материально-технической базы, оснащение учебных лабораторий современным оборудованием общеобразовательных школ. Реформирование школьного образования должно восстановить утерянный авторитет школьных учителей. Руководитель государства отметил, что «хочу еще раз подчеркнуть: профессия учителя должна стать самый авторитетный и уважаемый в обществе. И задача государства-создать все условия для того чтобы учителя в первую очередь заботились о предоставлении детям качественного образования, а также о самосовершенствовании». [Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, 29.12.20, С. 2] В процессе реформирования школьного образования стало ясно, что высококвалифицированные учителя востребованны во всех школах, их уважают ученики и родители, они являются репетиторами по своим предметам для учеников желающих поступать в высшие учебные заведения. Как показывают результаты обследования обеспеченности учителями средних школ, учителя работающих в школах, отмеченных красным цветом составляют более 50 процентов от общего количества учителей, занятых в школах страны. Это обстоятельство требует от них необходимости постоянной работы над совершенствованием профессиональной квалификации. Данная творческая работа в конечном итоге должна обеспечить повышения качества учебы в школах. Следующим важным шагом в обеспечении повышения качества учебного процесса в школах,
являются повышения заработной платы для высококвалифицированных учителей средних школ. «С этой целью предстоит реализовать специальную программу по обеспечению школ в отдаленных районах квалифицированными кадрами и повышения качества образования. В частности, учителям, которые преподают в отдаленной школе в другом районе, будут выплачиваться 50 - процентная, а преподающим в другом регионе-100-процентная надбавка к заработной плате». [Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиё-ева на форуме молодежи Узбекистана, 26.12.20, С. 2]. Принимаемые меры со стороны государственных органов должны стать важным стимулом в повышения качества учебного процесса в школах, обеспечивать здоровой конкуренции среди учителей для системного повышения своего квалификационного уровня. Существенным продвижением в реформирования школьного образования является то, что заведующий областного и районного управления народного образования утверждены в качестве советника областного и районного руководителя. Эта мера предусматривает, прежде всего, что советник по народному образованию, регулярно, своевременно может обратить внимание руководителя области и района на решение проблемы средних школ. В общеобразовательных школах с 1 января 2021 года вводится должность пропагандиста по социально-культурным вопросам. На должность пропагандиста по социально-культурным вопросам привлекаются известные поэты, писатели, журналисты и творческие деятели, профессора и преподаватели социально-гуманитарных кафедр высших образовательных учреждений, рекомендованные Союзом писателей Узбекистана. Начиная с 2021/2022 учебного года внедряется практика «Системы профессиональной ориентации» для выбора выпускниками общеобразовательных учреждений профессии, соответствующей способностям и интересам, занятия достойного места на рынке труда и достижения ими успехов в профессиональной деятельности.
Предусматривается проводить среди учащихся интерактивные опросы, определять интересы к профессиям и создать базу данных учащихся, начиная с седьмого класса, организовать один раз в месяц специальные курсы на тему «Путешествие в мир профессий» для учащихся седьмых классов. Среди учащейся старших классов проводить не менее одного раза в квартал семинары-тренинги на тему: «Моя будущая профессия» для учащихся восьмых классов, ориентировать учащихся на профессии, которыми они хотят овладеть в будущем. На основе результатов проведенной педагогическо-психоло-гической диагностики профессиональной предрасположенности учащихся девятых классов организовать работу по профессиональной ориентации учащихся, которые в будущем могут получить образование в профессиональных школах по конкретным рабочим профессиям. [Указ Президента Республики Узбекистан. «О мерах по дальнейшему развития сфер образования и воспитания, науки в новый период развития Узбекистана». 07.11.20, С. 1]
Проводятся работы по разработке Национальной учебной программы на основе изученного международного опыта. Для эффективного введения новой методики все школьные учителя пройдут обучение по видеосвязи с участием зарубежных экспертов. При этом в процесс будут вовлечены профессорско преподавательский состав педагогических университетов и научно исследовательские институты, будет обновлена методика подготовки будущих учителей. В рамках научного проекта будут изучены лучшие зарубежные учебники по школьным предметам математики, физики, химии, биологии и информатике. Планируется ввести практику изучения интересов и поэтапной профориентации учащихся начиная с 7-го класса. За школами будут закреплены промышленные, сельскохозяйственные и обслуживающие предприятия. Будет разработан рейтинг школ и на этой основе будет определен рейтинг качества образования в разрезе районов, городов и областей. По результатам рейтинга будет оцениваться деятельность директоров школ и их заместителей, учителей, руководителей районов и их советников по образованию. Директорам школ, попавших в первую пятерку рейтинга, будет выплачиваться надбавка из местного бюджета. Кроме того, руководителям и методистам отделов народного образования, директорам и 2 ведущим учителям школ, занявшим первое и второе места в районном рейтинге, ежегодно будут предоставляться бесплатные двухнедельные путевки в санатории за счет профсоюзов.
В повышении качества обучения в школах особое значение занимают вопросы повышения квалификации учителей. В настоящее время педагоги проходят повышение квалификации каждые 5 лет, а руководящие кадры - каждые 3 года. Однако этого недостаточно для полного охвата всех педагогов. В связи с этим 11 тысяч школьных учителей Сырда-рьинской области в качестве эксперимента проходят дистанционные курсы повышения квалификации. В дальнейшем дистанционное обучение будет организовано для учителей Бухарской, Самаркандской, Ферганской областей и города Ташкента. Ташкентский государственный педагогический университет определен базовым вузом по повышению квалификации учителей. Республиканский институт повышения квалификации учителей имени Авлони будет функционировать как исследовательский институт по углубленному исследованию проблем школьного образования. В рамках проводимого реформирования школьного образования, кардинального пересмотра требует порядок определения категории учителей, работающих в системе народного образования, из них 4 процента имеют высшую, 15 процентов - первую категорию. Действующая система аттестации, состоящая из 4 этапов, остается чрезмерно бюрократизированной. В связи с этим принимаются меры упростить порядок присвоения категорий, перейти на двухэтапную систему, позволяющую оценивать знания педагогов в течение всего года. Принята решения правительства, что директора школ будут назначаться на конкурсной основе по согласованию непосредственно с местными советами народных депутатов.
Sciences of Europe # 64, (2021)_
Каждый кандидат должен будет представить собственную программу повышения показателей школы, в течение следующих 3 лет и ежегодно отчитываться перед советами народных депутатов. Важным инновационным аспектом в реформирование современного школьного образования в Узбекистане является, необходимость дальнейшей модернизации учебного процесса в школах, регулярного приглашения учителей из зарубежных стран для обмена опытом. Педагогические университеты и научно исследовательские институты педагогического направления проводят работу по дальнейшему развитию школьного образования, опубликовав результаты научно исследовательской работы в международных индексируемых журналах, расширяют международные связи университетов по обмену новых педагогических технологий. Совместно с государственными организациями и частным сектором проводятся работа по организации и дальнейшего внедрения в практику новых форм поощрения труда школьных учителей.
Дискуссия.
Инновационные аспекты реформирования школьного образования в Республике Узбекистан в условиях нового периода развития рассматриваются в трудах ученых-обществоведов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (Российская Федерация), Университета Гарварда (США), Университета Оксфорда (Великобритания), Парижского университета (Франция), Университета Нагоя (Япония), Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека (Узбекистан), Ташкентского государственного педагогического университета (Узбекистан), Ташкентского государственного экономического университета (Узбекистан), Ферганского государственного университета (Узбекистан).
Учеными обществоведами сделан научный анализ состояния, инновационные аспекты системы школьного образования в условиях нового этапа развития Узбекистана. В трудах ученых Ш. Шерматов.(2020), Д. М Иноятова(2018), Б.Н.Гаппа-ров, И.О. Жуланов (2020), Н.Т. Талипова (2020), Д.И.Ходжакулова (2020), Н.Х.Хакимов (2020), Б.С.Ганиев (2020), приводятся аналитические материалы выводы о состоянии учебного процесса, интеграции, состояние и перспективы инновационных реформ в школьном образовании, международного сотрудничество в системе народного образования.
Вопросы совершенствования инновационной педагогической практики, вопрос о необходимости формирования объемно пространственного мышления у учеников в новых условиях, роль инноваций, новые методы обучения по истории родного края, военного, музыкального образования в современной школе рассмотрены в трудах Д.Д. Джама-лова (2020), С.Ш.Эрназарова (2020), Ж.Ш. Хаса-нов(2020), Т.Т.Утебаев (2020), С.Каххаров (2020), Н.М. Нагметова (2020),. Т.Т. Седых(2020).
Теоретические аспекты процесса подготовки будущих учителей рассматриваются как важного
фактора в повышении качества учебного процесса в школах, в устойчивом развитии страны посвящены работы следующих авторов: Х.А.Кадирова, Н.А. Кадирова.(2020), З.Т. Рахимов, З.У.Шоназаров (2020), С.Х. Хакимова (2020).
Необходимо отметить существенный вклад авторов, которые внесли в изучение проблемы повышения квалификации и переподготовки учителей средних школ, цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития общества исследованы в трудах следующих ученых: Ш.А. Абдуллаева, М.А. Зайнитдинова (2020), Д.И.Рузиева 2020), М.Б. Косымова(2020). Таким образом, краткий анализ опубликованных научных статьей в ведущих журналах показывает, что в философском аспекте отсутствует комплексный анализ реформирование школьного образования в Республики Узбекистан.
Выводы.
Во-первых, в целях совершенствования школьного образования, необходимо принимать дополнительные меры по улучшению материально-технической базы школ. В Узбекистане 318 школ и школьных филиалов отапливаются печками-буржуйками, около 7000 учебных заведений отапливаются углем. Имеются школы из-за отсутствия спортивных залов учащиеся регулярно не занимаются физкультурой.
Во-вторых, качество проводимых уроков в школе, прежде всего зависит от научного, методического уровня учителя. Эта задача выдвигает на первый план создание для учителей школ условия своевременного повышения квалификации, прежде всего на дистанционной основе, обеспечив постоянной работы высокоскоростного интернета в школе.
В-третьих, каждую школу необходимо обеспечить в достаточном количестве, учебниками и учебными пособиями по всем предметам за чет государственного бюджета и спонсорской помощи, организовать подписку газет и журналов на русском и английском языке.
В-четвертых, принимать меры по обеспечении спортивных залов школ необходимым инвентарем и организации спортивных мероприятий, приглашение на работу в школах известных спортсменов, тренеров по видам спортивных игр.
В-пятых, в целях обеспечения школ молодыми специалистами, выпускниками педагогических университетов, в отдаленных районах необходимо построить служебные квартиры для учителей.
В-шестых, в каждой школе оформить электронные стенды о спортивных, творческих достижениях учеников, выпускников школы.
В-седьмых, специально для детей чабанов животноводов, фермеров, проживающих в отдаленных населенных пунктах, построить интернаты в районных центрах.
В-восьмых, создать информационную сеть для учителей школ отдаленных районов, где регулярно вставить информацию об инновациях в области учебно-методической работы, о публикации новых учебников, учебных пособий, художественной литературы для детей.
В-девятых, широко рекламировать среди учителей, учебно методические достижения, успехи в духовно нравственном воспитании учащихся в Президентских и частных школах.
В-десятых, совершенствовать учебно воспитательную работу среди детей инвалидов. Принимать меры по обеспечению их учебными, канцелярскими товарами, учебниками, учебными пособиями, закрепить за ними опытных учителей. Создать условия для их доступа к высокоскоростному интернету, изучения иностранных языков, заниматься спортом, посещать различные творческие кружки.
Рекомендация.
Во-первых, регулярно проводить среди учителей социологический опрос по вопросам дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах. Эту работу, прежде всего, начать среди слушателей областных институтов повышения квалификации учителей. Итоги социологического опроса должна стать важным источником, информационно аналитическим материалом в улучшении, повышения качества школьного образования, в привлечении внимания государственных органов на решение проблем в области образования.
Во-вторых, в каждой школе создать радио и телевизионную студию для пропаганды творческих, спортивных успехов учащихся. Создать условия, улучшить материально-техническую базу различных кружков, где ученики могли заниматься под руководством опытных учителей. Учителям установить дополнение к заработной плате, которые дополнительно занимаются с учениками после урочного времени.
В-третьих, при союзе молодежи создать электронную базу данных об отличниках учебы, креативных, талантливых учениках школ каждого село, города, района и области. В случае необходимости им оказать консультации в выборе будущей профессии, после успешного окончания колледжей, техникумов и университетов пригласить их на работу.
В-четвертых, совершенствовать работу летних оздоровительных и спортивных лагерей, создать летний учебный центр учеников средних школ для изучения иностранных языков, в каждом районе, городе. Прием детей в летний учебный центр осуществить по рекомендации директоров школ.
В-пятых, систематически организовать радио и телепередачи, публиковать статьи в газетах на уровне района и областей о творческих достижениях учащихся, использование новой педагогической технологии учителями в учебном процессе в школах.
Литература
1. Абдуллаева Ш.А., Зайнитдинова М.А. Совершенствование качества образования в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Научный результат. педагогика и психология образования. 2018. т. 4. № 3. с. 3-11.
2. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном со-
брании посвященном Дню учителей и наставни-
ков.https://uza.uz/ru/posts/vystupleme-prezidenta-
respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-30-09-2020
3. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева перед депутатами местных кенгашов Кашкадариньской области, представителей министерств и учреждений. https://kun.uz/news/2020/11/13/shavkat-mirziyoyev-qashqadaryo-ozining-salohiyatiga-mos-yashamayapti-mamlakatimizning-kopgina-hududlaridan-ancha-orqada
4. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на форуме молодежи Узбекистана от 26 декабря 2020 года.
5. Внесены изменения в устав приема учеников в специализированные школы. https: un.uz/news/2020/12/17/ixtisoslashtirilgan-umumtalim-muassasalariga-oquvchilarni-qabul-qilish-tartibiga-ozgarishlar-kiritildi.
6. В Узбекистане действует 140 частные школы. https://kun.uz/news/2020/11/17/ozbekistonda-140ta-xususiy-maktab-faoliyat-yuritmoqda-vazirlik
7. В Узбекистане только 29% работающие педагоги в детских садах имеют высшие образование. https://kun.uz/news/2021/01/08/bogcha-pedagoglarining-qanchasi-oliy-malumotli-ekani-malum-qilindi. В общеобразовательных школах вводится должность новая должность. https ://kun.uz/news/2020/12/22/umumtalim-muassasalarida-yangi-lavozim-joriy-etiladi
8. Гаппаров Б.Н., Жуланов И.О. Конституция Республики Узбекистан и Закон "Об образовании" - основы законодательства в области педагогики. Общество. 2020. № 1 (16). с. 69-70.
9. Джамалова Д. Педагогико-воспитательные воззрения мыслителей востока. Проблемы современной науки и образования. 2020. № 3 (148). С. 9193.
10. Жураев Б.Т. Памятники Бухары - источник воспитания молодого поколения. Проблемы современной науки и образования. 2020. № 11 (156). С. 61-64.
11. Ибрагимова Г.Н., Усманова М.З. Особенности современной системы дошкольного образования Республики Узбекистан. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2020. № 5. с. 16-21.
12. Иноятова Д. М. Межконфессиональная толерантность в Узбекистане Проблемы современной науки и образования. 2018. № 12 (132). С. 67-69.
13. Каххаров С. Проблемы военно-патриотического воспитания в педагогике (на примере республики Узбекистан и Российской Федерации). В сборнике: историко-культурные связи России и Узбекистана и перспективы гуманитарного сотрудничества в современный период. Сборник материалов международной научной конференции. Сер. "«Евразийский перекресток»" 2018. С. 179182.
14. Кадирова Х.А., Кадирова Н.А. Формирование национального взгляда у будущих учителей (на основе народного фольклора). Вестник науки и образования. 2020. № 5-2 (83). С. 42-45.
Sciences of Europe # 64, (2021)_
15. Косымова М.Б. Цели и задачи деятельности учителя в новых условиях развития общества. В сборнике: Collection of scientific articles ХЬ International scientific and practical conference. 2018. С. 7072.
16. Как реформируют образование в Узбекистане. 19 июня 2020. https://vestikavkaza.ru/material/308539.
17. Министру народного образования направлен сенаторский запрос. https://news.mail.ru/politics/44941207/
18. Нагметова Н.М.Духовное развитие учащихся в школах Узбекистана. Педагогика. 2017. № 4. С. 112-114.
19. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года.
20. Рахимов З.Т., Шоназаров З.У. Инновационная деятельность будущих преподавателей и факторы ее формирования. Вестник науки. 2021. Т. 1. № 1 (34). С. 14-18.
21. Рузиева Д.И. Влияние подготовки педагогических кадров на прогрессивное развитие Узбекистана. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. т. 4. № 1. с. 12-21.
22. Система образования и воспитания: в Узбекистане обсужден новый этап развития https://e-cis.info/news/569/89138/
23. Седых Т.Т. Джаз и музыкальное образование подрастающего поколения Узбекистана. Наука и образование сегодня. 2020. № 6-1 (53). С. 85-86.
24. Талипова Н.Т. Инновационные образовательные технологии в Узбекистане: проблемы внедрения. В сборнике: Цифровая экономика - образованию и науке Союзного государства Беларуси и России. Сборник статей Международной заочной научно-практической конференции. Редколлегия: А.Б. Елисеев, И.А. Маньковский (гл. ред.) [и др.]. 2020. С. 223-225.
25. Темирова Ш.Г., Ташбекова Д.И. Социально-педагогические аспекты самостоятельного обучения молодежи в образовательном процессе. В сборнике: Инновационные подходы в современной науке. Сборник статей по материалам LXXV международной научно-практической конференции. 2020. С. 40-43.
26. Хакимова С.Х. Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих учителей. В сборнике: наука и инновации - современные концепции. сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Москва, 2020. С. 7-11.
27. Ходжакулова Д.И. Реформы в сфере образования - основной фактор в воспитании гармонично развитого поколения. Academy. 2019. № 2 (41). С. 80-81.
28. Хасанов Ж.Ш. Роль национальных ценностей в воспитании молодежи. опыт Узбекистана. Наука и мир. 2016. Т. 3. № 2. С. 113-114.
29. Эрназарова С.Ш. Развития военного образования в республике Узбекистан. В сборнике: современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования. IV Международная научно-практическая Интернет-конференция. ФГБНУ «Прикаспийский аграрный федеральный научный центр Российской академии наук». 2019. С. 950-953.
30. Указ Президента Республики Узбекистан. «О мерах по дальнейшему развития сфер образования и воспитания, науки в новый период развития Узбекистана». (Национальная база данных законодательства, 07.11.2020 г., № 06/20/6108/1483)
31. Утебаев Т.Т. Влияние педагогической науки на непрерывное образование в Республике Каракалпакстан. Наука и мир. 2020. Т. 1. № 6 (82). С. 69-70.
32. В Узбекистане потратят $100 млн на улучшение дошкольного образования. https://rossaprimavera.ru/news/653a7c8d.
33. Учителя русисты из Российской Федерации начнут работать в школах Узбекистана с 2021 года. https://uz.sputniknews.ru/society/20201221/15646700 /Uchitelya-rusisty-iz-RF-nachnut-rabotat-v-shkolakh-Uzbekistana-s-2021-goda-.html.
34. Шерматов Ш. Узбекистан должен входит в число ТОП -30 стран мира по качества образование. https://kun.uz/news/2020/12/19/ozbekiston-2030-yilda-talim-sifati-boyicha-top-30talikka-kirishi-kerak-sherzod-shermatov.
35. Пусть выступит вон тот парень, его, похоже, заранее не подготовили» - как прошла встреча президента с молодёжью? https://kun.uz/ru/news/2020/12/26/pust-vystupit-von-tot-paren-yego-poxojye-zaraneye-ne-podgotovili-kak-proshla-vstrecha-prezidenta-s-molodyojyu
36. NazarKhakimovTashkent State University of Economics Republic of Uzbekistan. Bakhodirjon Gani-yev, Ferghana State University Republic of Uzbekistan. Vocational education and social mission of entrepre-neurship in society/ Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 12, Issue-02, 2020
37. Шавкат Мирзиёев. Праздничное поздравление учителям и наставникам Узбекистана 28.09.2019