Научная статья на тему 'Развитие высших учебных заведений - гарантия прогресса общества и повышения конкурентоспособности национальной экономики'

Развитие высших учебных заведений - гарантия прогресса общества и повышения конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / REFORM OF THE EDUCATION SYSTEM / TRAINING / INVESTMENT IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидов Мухаммад Али Хакимович, Саидова Дилдора Нурматовна

В статье рассматриваются и анализируются проведенные работы по реформированию системы высшего образования в Узбекистане. Основной целью национальной модели является подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики. В системе высшего образования уделяется приоритетное внимание вопросам уточнения, усовершенствования размещения и развития направлений бакалавриата и плановых показателей специальностей магистратуры. Несмотря на это в этой сфере выделяются определенные диспропорции и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саидов Мухаммад Али Хакимович, Саидова Дилдора Нурматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS - GUARANTEE OF PROGRESS OF SOCIETY AND IMPROVEMENT OF COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY

The article discusses and analyzes the work carried out to reform the higher education system in Uzbekistan. The main goal of the national model is to train highly qualified specialists who meet the requirements of a market economy. In the system of higher education, priority is given to clarifying, improving the placement and development of undergraduate areas and planned indicators for master's degrees. Despite this, certain imbalances and problems stand out in this area.

Текст научной работы на тему «Развитие высших учебных заведений - гарантия прогресса общества и повышения конкурентоспособности национальной экономики»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ - ГАРАНТИЯ

ПРОГРЕССА ОБЩЕСТВА И ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 1 2 Саидов М.Х. , Саидова Д.Н. Email: Saidov681@scientifictext.ru

1Саидов Мухаммад Али Хакимович - доктор экономических наук, профессор; 2Саидова Дилдора Нурматовна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра агрологистики, факультет агрологистики и бизнеса, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются проведенные работы по реформированию системы высшего образования в Узбекистане. Основной целью национальной модели является подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики. В системе высшего образования уделяется приоритетное внимание вопросам уточнения, усовершенствования размещения и развития направлений бакалавриата и плановых показателей специальностей магистратуры. Несмотря на это в этой сфере выделяются определенные диспропорции и проблемы.

Ключевые слова: образование, высшее образование, реформа системы образования, подготовка кадров, инвестиции в образование.

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS -GUARANTEE OF PROGRESS OF SOCIETY AND IMPROVEMENT OF COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY Saidov M.&1, Saidova D.N.2

1Saidov Muhammad Ali Hakimovich - Doctor of Economics, Professor; 2Saidova Dildora Nurmatovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF AGROLOGISTICS AND BUSINESS, FACULTY OF AGROLOGISTICS AND BUSINESS, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses and analyzes the work carried out to reform the higher education system in Uzbekistan. The main goal of the national model is to train highly qualified specialists who meet the requirements of a market economy. In the system of higher education, priority is given to clarifying, improving the placement and development of undergraduate areas and planned indicators for master's degrees. Despite this, certain imbalances and problems stand out in this area.

Keywords: education, higher education, reform of the education system, training, investment in education.

УДК 33(575.1)+378(575.1) DOI: 10.24411/2312-8089-2020-10303

Важность реформы системы образования следует рассматривать в конкретном демографическом контексте Узбекистана: около 35% от общей численности населения это молодежь в возрасте до 16 лет и более 62% населения моложе 30 лет. В

связи с тем, что молодежь всегда находится в центре внимания, проводимая в Узбекистане сильная молодежная политика имеет прочный правовой фундамент. Она отражена в положениях Конституции Республики Узбекистан, в более чем 30 законах и нормативно-правовых актах, касающихся этой сферы.

В системе образования важное место занимает высшее образование. Вопросы успешности и эффективности высшего образования освещаются исследователями в нескольких аспектах: с позиций гражданского общества, заинтересованного в увеличении доли цивилизованных людей, имеющих высшее образование и участвующих в создании общественных гражданских институтов; с точки зрения отдельной личности, реализующей свои способности на рынке труда и в жизни в целом; с позиций родительской и собственно студенческой семьи [1, с. 45]. Серьезные изменения, которым в последнее время подвергаются потребностно-мотивационная сфера современной молодежи, ее ценностные ориентации и установки, формы поведения и деятельности, могут иметь как негативные, так и позитивные следствия. В этом отношении некоторыми авторами сделан ряд интересных наблюдений о специфике профессионального самоопределения студентов высших курсов [2]. В условиях глобализации качественно меняется характер и содержание многих профессий, поскольку происходит «переход от индустриальной экономики к экономике знаний и преобладание умственного труда». История трансформации профессий отражена в теории «трех профессиональных революций» Г. Перкина. Первая профессиональная революция, породила свободные профессии в условиях индивидуальной собственности, свободной продажи своего труда, своих услуг и полноправного распоряжения произведенного продукта. Вторая революция была связана с промышленным переворотом и развитием жестко специализированного массового серийного производства, вследствие чего получили развитие массовые профессии, в условиях третьей профессиональной революции появились транспрофессионалы, готовые работать в разных профессиональных средах [3].

В Узбекистане проводится ряд работ по реформированию системы высшего образования. В системе высшего образования с учетом международных стандартов сформирована двухступенчатая подготовка кадров (бакалавриат и магистратура). А также внедрена двухступенчатая система послевузовского образования. Несмотря на это в этой сфере выделяются определенные диспропорции и проблемы. Они выражаются в следующих диспропорциях: в распределении студентов ВУЗов по регионам; несбалансированность в направлениях образования и специализации экономики регионов, где они размещены; несоответствие направлений образования социально-экономическим и историко-культурным особенностям развития регионов и др.

Новым импульсом кардинального совершенствования сферы, коренного пересмотра содержания подготовки кадров на уровне международных стандартов стало Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года [4]. Вместе с тем утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017 -2021 годы, включающая меры по укреплению и модернизации материально-технической базы вузов, оснащению их современными учебно-научными лабораториями и средствами современных информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня в Узбекистане функционируют 114 вузов, включая 93 отечественных и 21 зарубежный, а также их филиалы. Этот показатель в 2016/2017 учебном году составлял 77 единиц, а в 2017/2018 учебном году - 86 единиц. Так, высших образовательных учреждений увеличилось с 46 до 114 и произошло становление и развитие представительств зарубежных высших образовательных учреждений (России, Великобритании, Италии, Сингапура и Южной Кореи, США) эти вузы специализируются как на подготовке специалистов сферы бизнеса, экономики, права, так и необходимых для страны инженерных специальностей (информационные

технологии, нефтегазовая и автомобильная промышленности), компьютерный и программный инжиниринг и инжиниринг компьютерных сетей, телекоммуникационные технологии и т.д. В Узбекистане количество студентов -360,2 тысячи человек. Если в 2000/2001 учебном году количество студентов составляло 183,6 тысячи, то в 2018/2019 учебном году этот показатель увеличился на 176,6 тысячи. В общем, за период с 2000 по 2019 гг. количество студентов возросло с 74 до 110 человек в соотношении на 10 тысяч человек. В 2019 году количество выпускников ВУЗов составило 70,3 тысячи человек. Если эту цифру считать в соотношении на каждые 10 тысяч человек, то оно составляет 110 человек. В 2000 году этот показатель составил 74 человека.

Инвестиции в образование являются ключевым элементом планов экономического и социального развития правительства Узбекистана, чему свидетельством является тот факт, что в 2016 году на сектор образования было выделено 33,6 % государственного бюджета страны. В процессе смещения акцентов в экономике с зависимости от сырьевого экспорта (хлопка, золота и газа) с переходом на более диверсифицированную модель роста, правительству Узбекистана нужно будет учитывать потребности молодого и растущего населения страны. Правительством Узбекистана поставлена амбициозная цель - выйти к 2030 году в разряд стран с уровнем доходов выше среднего. Это потребует увеличения доходов на душу населения с 2 090 долларов США (в 2014 году) до примерно 15 000 долларов США за менее чем два десятилетия, для чего понадобится обеспечивать рост темпами в 6% в год. Лишь немногим странам в мире удавалось поддерживать такие темпы роста на протяжении длительного периода времени.

На сегодняшний день объем средних затрат на образование одного учащегося в Республике Узбекистан значительно уступает аналогичным показателям в других развивающихся странах. Нехватка инвестиций в образование негативно сказывается на материально-технической базе учебных заведений. Как отмечают эксперты, большой проблемой остается отсутствие водо- и электроснабжения, а также нехватка компьютерных классов в учебных заведениях во всех районах Республики Узбекистан. В период с 2008 по 2016 гг. средние затраты на образование в расчете на одного учащегося выросли более чем в 2 раза, однако все равно значительно уступают аналогичным показателям в других развитых и развивающихся странах. Несмотря на наличие программ государственной поддержки и ежегодный пересмотр размера оплаты труда, заработная плата преподавателей в Узбекистане ниже (в 10-20 раз), чем в других странах.

Система высшего образования Узбекистана сталкивается с затруднениями в двух основных направлениях: охват и качество. Общий охват системы высшего образования в Узбекистане сократился с 17% в 1991 году до примерно 9% на сегодняшний день; что значительно ниже, чем уровень, демонстрируемый соседями (Казахстан: 41%, Киргизская Республика: 49%), Россией и странами Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) с высоким уровнем доходов (примерно 75%). Проблемы, связанные с доступом, можно связать со следующими факторами: Во-первых, охват населения государственными вузами контролируется и ограничен квотами приема, устанавливаемыми ежегодно Министерством экономики, которое выделяет менее 60 000 мест для новых студентов бакалавриата ежегодно.

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0

0,6 ---Г 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Я в том числе ни социальную сферу II социальную подцержку населения II. них:

на образование на науку

Рис. 1. Расходы на образование в Узбекистане (в процентах к общему объёму расходов Государственного бюджета) [5]

Конкуренция за ограниченное число мест в вузах является очень напряженной, и число соискателей на каждое место выросло с 6,7 в 2010-2011 учебном году до 11 в 2018-2019 учебном году. Среднее количество человек на одно высшее образовательное учреждение в 5 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах, что негативно сказывается на доступности образования. На сегодняшний день учащиеся, окончившие среднее образовательное учреждение, могут подать документы для поступления в три высшее учебное заведение. Изменения в подсекторе высшего образования происходят не такими темпами, как в других подсекторах, но они начались немного раньше и продолжаются до сих пор. Указ Президента № 1533 от 2011 год направлен на улучшение качества, инфраструктуры обучения и управления сектором. Следуя из этого, указ № 371 от 2012 года ввел новый подход к оценке качества в секторе, двигаясь от подхода, ориентированного на вводимые ресурсы, к подходу, ориентированному на результаты. Таким образом, этот указ создал основу для создания рейтинга университетов, который был впервые опубликован в августе 2018 года.

Связи с международным академическим сообществом в системе высшего образования Узбекистана ограничены и слабые, что не позволяет обеспечить благодаря интернационализации ускоренную модернизацию учебных программ, педагогической и исследовательской практики и режимов обучения, которым славятся современные университетские системы в развитых и лучших развивающихся странах.

Увеличение числа студентов, в свою очередь, потребовало увеличение числа преподавателей. Количество преподавателей, работающих в высших образовательных учреждениях республики в 2018/2019 увеличилось на 9% по сравнению с 2016/2017 учебным годом. Низкое качество высшего образования в Республике Узбекистан обусловлено отсутствием академической квалификации у большей части преподавательского состава. С 2017 года были внедрены формы дистанционного обучения в систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений. До сегодняшнего дня на этих курсах повысили квалификацию 1855 слушателей. Лишь треть преподавателей вузов имеет академическую квалификацию. Система мотивации не обеспечивает необходимый уровень заинтересованности в профессии преподавателя среди молодого населения.

58,5 58,0 58,9 58,7 58,8

55,6

Научный потенциал вузов на конец 2017/2018 учебного года достиг 34,2%, что на 3,1% выше показателя на конец 2016 года, однако, все еще остается достаточно низким по сравнению с зарубежными странами, где для аккредитации необходимо иметь потенциал не менее 50%.

При всех положительных изменениях, происходящих в улучшении высшего образования, некоторые проблемы требуют особого внимания. Низкое качество преподавания, отсутствие должных мотивации студентов и контроля их знаний и навыков, неэффективная структура предметов, чрезмерная загрузка аудиторной работой, отсутствие сил, времени и мотивации на самообразование, отрыв образования от практических нужд, отсутствие у выпускников необходимых навыков и опыта, отсутствие у преподавателей должной мотивации, их загруженность бессмысленной бюрократической отчетностью.

Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров по специальностям самих вузов требует принципиальной и независимой инвентаризации. Анализ и последующая реструктуризация позволят составить «список» каждого вуза в соответствии с их материально-технической базой, научно-педагогическим потенциалом. Оптимизация списка обучения для каждого высшего учебного заведения с одновременным увеличением контингента в проверенных областях - есть существенная помощь без дорогостоящего улучшения качества.

В феврале 2017 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан о переходе на двухступенчатую систему подготовки научных кадров. Увеличена в 2 раза квота приема в докторантуру. Упрощены процедуры рассмотрения диссертаций. Как итог - увеличение числа диссертационных работ по сравнению с 2016 годом в 2 раза в 2017 году и в 2,5 раза по итогам первого полугодия 2018 года. Ставится задача превратить отечественную систему высшего образования в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии.

Планируется ввести кредитную систему образования во всех вузах: дисциплин в бакалавриате станет меньше, а часов на самообразование — больше. С внедрением кредитно-модульной системы количество дисциплин, изучаемых студентами в бакалавриате, будет снижено до 28, а время на самообразование — увеличено. Не будет понятия «отчисление за неуспеваемость», но студенту, не освоившему те или иные дисциплины в рамках программы, может понадобиться больше времени, чем нынешние четыре года, чтобы получить высшее образование.

В рамках Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года планируется добиться включения не менее 10 отечественных вузов (Ташкентский государственный технический университет, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентская медицинская академия, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Туринский политехнический университет в Ташкенте, Ургенчский и Каракалпакский госуниверситеты) в топ-1000 лучших вузов в международных рейтингах, а двух флагманских вузов — Национальный университет Узбекистана и Самаркандский государственный университет — в топ-500 [7]. Один из отечественных вузов — ТИИИМСХ — уже появился в рейтинге лучших вузов Восточной Европы и Центральной Азии по версии QS.

В рамках программы «Наука-2020» профессорско-преподавательскому составу отечественных вузов обеспечен доступ к полным текстам статей научных журналов, входящих в международные реферируемые базы данных Scopus (23,5 тысячи научных изданий) и ScienceDirect (2700 изданий). С другой стороны, ведётся работа по включению отечественных научных изданий в международные базы данных. Планируется внедрение концепции «Университет 3.0», которая подразумевает объединение трёх функций вуза: учебной деятельности заведения (подготовка кадров), научно-исследовательской деятельности и коммерциализации научных разработок. С этой целью в вузах будет предусмотрена поддержка стартапов,

создание современных технопарков, лабораторий и акселераторов. Предусмотрено создание платформы «E-Minbar», в рамках которой будет обеспечен доступ к видеолекциям ведущих профессоров страны.

В рамках предыдущих документов были значительные изменения в высшем образовании. Например, постановлением Президента №2909 от 2017 года была поставлена задача улучшения материально-технической базы всех вузов страны, и сейчас совместно с Всемирным банком и Азиатским банком развития ведётся работа по их поэтапному оснащению самыми современными цифровыми лабораториями. Это позволит вузам не только проводить занятия, но и заниматься научными исследованиями; вузы начали публиковать результаты таких исследований в международных журналах.

Список литературы /References

1. Айвазян А.А. и др. Гражданская культура молодежи Свердловской области: тенденции, проблемы, перспективы / под общ. ред. проф. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017. 244 с.

2. Melamed D.A. Social and psychological features of educational and professional motivation of students. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education [Internet], 2011 [cited 2016 May 11]; 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml/ / (дата обращения: 17.02.2020).

3. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь // пер. с англ. M. Султановой, Н. Цыркун. Москва: АСТ, 2008. 569 с.

4. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www. lex.uz/ (дата обращения: 28.12.2019).

5. Составлено и рассчитано по данным Государтвенного Комитета по Статистике Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.stat.uz/ (дата обращения: 28.12.2019).

6. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 08.02.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www. lex.uz/ (дата обращения: 28.12.2019).

7. Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 08.10.2019 г. N УП-5847). [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www. lex.uz/ (дата обращения: 28.12.2019).

8. Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.01.2019 г. № ПП-4119 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за качеством образования". [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www. lex.uz/ (дата обращения: 28.12.2019).

9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.04.2017 г. № ПП-2909 "О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования". [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www. lex.uz/ (дата обращения: 28.12.2019).

10. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.06.2018 г. № ПП-3775 "О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах". [Электронный ресурс]. Режим доступа: // www. lex.uz/ (дата обращения: 28.12.2019).

11. Гулямов С.С., Саидов М.Х., Жуковская И.Е. Современные аспекты повышения качества образования Республики Узбекистан в условиях применения передовых информационно-коммуникационных технологий. Журнал. Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2016. № 1. С. 44-48.

12. Саидова Д.Н., Дурходжаев Ш., Ботиров Ж., Расулова Д.Г. Вопросы повышения качества образования и подготовки кадров в Узбекистане. // Стратегические задачи аграрного образования и науки. Сборник материалов научно-практической конференции 26 февраля 2015 г. Екатеринбург. УрГАУ.2015. С. 364-367.

13. Саидова Д.Н. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства в регионе. Журнал Вестник науки и образования, 2019. 14 (68). С. 42-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.