УДК 004.41
Гулямов С.С.1, Саидов М.Х.2, Жуковская И.Е.3, Хакимов А.М.4
1 Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан
2Ташкентскии автомобильно-дорожныи институт, г.Ташкент, Узбекистан 3 Ташкентскии государственныи экономическии университет, г. Ташкент, Узбекистан 4Ташкентскии банковскии колледж, г. Ташкент, Узбекистан
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРЕДОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена опыту и перспективам применения информационно-коммуникационных технологий в системе образования Республики Узбекистан с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для отраслей и сфер национальной экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Качество образования; современные информационно-коммуникационные технологии; совершенствование учебного процесса; интерактивное обучение; мультимедиа.
Gulyamov S.S.1, Saidov M.Kh.2, Jukovskya I.E.3, Khakimov A.M.4
Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan 2Tashkent State Automobile & Road Technical institute, Tashkent, Uzbekistan 3Tashkent state university of economics, Tashkent, Uzbekistan 4Tashkent banking college, Tashkent, Uzbekistan
MODERN ASPECTS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATION AT THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN IN THE CONDITIONS OF APPLICATION OF THE ADVANCED INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
ABSTRACT
Article is devoted to experience and the prospects of application of an information and communication technology in education system of the Republic of Uzbekistan for the purpose of training of highly qualified specialists for industries and spheres of national economy.
KEYWORDS
Quality of education; modern information and communication technologies; improvement of educational process; interactive training; multimedia.
В национальнои экономике Республики Узбекистан уже на протяжении многих лет успешно осуществляется реализация высокоперспективных проектов по внедрению современных информационно-коммуникационных технологии в различные сферы жизни общества. Проводимая в данном направлении масштабная работа нацелена, прежде всего, на повышение деиственности социально-экономических и демократических реформ в стране.
На совместном заседании Законодательнои палаты и Сената Олии Мажлиса Республики Узбекистан исполняющии обязанности Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеев отметил: «В современных условиях приоритетное значение приобретают вопросы широкого внедрения передовых информационно-коммуникационных технологии. В соответствии с утвержденнои Национальнои программои необходимо обеспечить дальнеишее развитие телекоммуникационных технологии, сетеи и инфраструктуры связи, создать надежные комплексы информационных систем и базы данных «электронного правительства» [4].
На сегодняшнии день в Узбекистане сформирована прочная нормативно-правовая база в области развития ИКТ. Приняты законы «О связи», «Об информатизации», «Об открытости деятельности органов государственнои власти и управления», «Об электроннои цифровои подписи», «Об электронном документообороте», «Об электроннои коммерции», «Об электронном правительстве», указы и постановления Президента и правительства страны, многие другие законодательные акты.
В стране активно формируется ИКТ-инфраструктура нового поколения.
В результате реализации Программы развития телекоммуникационных технологии, сетей и инфраструктуры связи на 2013-2020 годы в течение I полугодия текущего года проложено более 1250 км волоконно-оптических сетеи широкополосного доступа. Уровень охвата населения цифровым телевидением доведен до 68 процентов. Количество государственных информационных ресурсов достигло 410 единиц, информационных систем государственных органов превысило 502 единиц, внедрено 286 видов интерактивных услуг. За истекшии период года через Единьш портал оказано более 677 тысяч услуг с ростом в 2,7 раза к аналогичному периоду предыдущего года.
За последние 10 лет количество ГИС и ГИР выросло в 23 раза (рис. 1). Сегодня в Узбекистане 235 организации пользуются 502 информационными системами и 410 государственными информационными ресурсами (реестрами, БД).
Рис. 1. Динамика развития государственных информационных систем и государственных информационных
ресурсов за последние 10 лет в Узбекистане [7]
Опыт показывает, что за минувшие годы в стране осуществлена системная работа по развитию Интернета, мобильной связи и других направлении, формированию высокотехнологичной базы модернизации отечественнои экономики.
Отечественная IT-индустрия успешно развивается, создаются совместные предприятия, разрабатываются и внедряются новые софтверные проекты, Интернет завоевывает все больше пространства. Проводимая последовательная работа в данном направлении служит дальнеишему развитию информационного общества в Узбекистане и его интеграции в мировое информационное пространство.
Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнеишему усилению стимулирования отечественных разработчиков программного обеспечения» от 20 сентября 2013, введены новые льготы и преференции для представителеи софтвернои индустрии. Так, они освобождены от уплаты таможенных платежеи за ввозимые для собственных нужд оборудование, комплектующие части, детали, узлы, технологическую документацию и программное обеспечение до 1 января 2017 года.
Вышеперечисленные меры способствуют тому, что Узбекистан значительно улучшил позицию в реитинге стран мира по уровню развития электронного правительства. В опубликованном 30 июля «Обзоре ООН по уровню развития электронного правительства» (United Nations E-Government Survey) Узбекистан поднялся на 20 позиции и занял 80-е место среди 193 государств. Узбекистан в новом обзоре вошел в десятку государств, заметно улучшивших функционирование электронного правительства и перешедших из группы стран со средним индексом развития электронного правительства в группу с высоким индексом.
Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI) Узбекистана составил 0.5434, что выше среднего мирового индекса в 0.4922. По второму основному показателю обзора - Индексу электронного участия (E-Participation Index, EPART) Узбекистан улучшил позицию на 24 пункта, поднявшись с 71 на 47-е место. С индексом 0.6780 при среднем мировом значении в 0.4625 Узбекистан оказался на первом месте в регионе Центральнои Азии [7].
Повышению реитинга Узбекистана по электронному участию способствовало, в том числе, повышение показателя «электронные консультации» с 18% до 58% и улучшение показателя «электронная информация». Эксперты отдельно выделили запуск в Узбекистане в 2015 году
Портала открытых данных, а также работу Портала ЖКХ, который помог тысячам жителей решить проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства [1].
_Таблица 1. Рейтинг стран СНГ по развитию э-правительства и по э-участию
Страна Рейтинг- 2014 по э-прави тельству Рейтинг- 2016 по э-прави тельству Изменени е по э-прави тельству Страна Рейтинг -2014 по э-участию Рейтинг-2016 по э-участию Изменение по э-участию
Казахстан 28 33 -5 Россия 30 32 -2
Россия 27 35 -8 Украина 77 32 +45
Беларусь 55 49 +6 Азербаиджан 77 47 +30
Азербаиджан 68 56 +12 Узбекистан 71 47 +24
Украина 87 62 +25 Молдова 40 50 -10
Молдова 66 65 +1 Казахстан 22 67 -45
Узбекистан 100 80 +20 Кыргызстан 81 67 +14
Армения 61 87 -26 Беларусь 92 76 +16
Кыргызстан 101 97 +4 Армения 59 84 -25
Таджикистан 129 139 -10 Таджикистан 158 149 +9
Туркменистан 128 140 -12 Туркмениста н 158 179 -21
Источник: Данные United Nations E-Government Survey от 30 июля 2016 г.
Специалисты связывают улучшение реитингов Узбекистана с реализациеи Комплекснои программы развития Национальнои информационно-коммуникационнои системы Республики Узбекистан до 2020 года, принятой в июне 2013 года.
2008 2010 2012 2014 2016
Индекс электронного правительства Индекс электронного участия
2008 2010 2012 2014 2016
■ ИТ-инфраструктура
■ Онлайн услуги
Рис. 2. Динамика рейтинга Республики Узбекистан по Электронному правительству и электронным услугам
[7]
Как свидетельствует опыт, одним из основных, постоянно совершенствующихся, элементов структуры электронного правительства Республики Узбекистан является блок образования. В целом, на образование в стране ежегодно затрачивается 10-12% ВВП и 35% государственного бюджета Республики Узбекистан. Это в среднем в 2 раза выше, чем в европеиских странах.
Система образования Республики Узбекистан является единои и непрерывнои и состоит из:
-государственных и негосударственных образовательных учреждении, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- научно-педагогических учреждении, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
- органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятии, учреждении и организации. Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:
• дошкольное образование;
• общее среднее образование;
• внешкольное образование;
• среднее специальное, профессиональное образование;
• высшее образование;
• послевузовское образование;
повышение квалификации и переподготовка кадров.
Общее управление системои образования осуществляет Кабинет Министров. Так же Кабинет Министров осуществляет непосредственное управление отдельными высшими учебными заведениями, в число которых входят Ташкентскии Исламскии Университет, а также филиалы международных известных зарубежных ВУЗов (Московскии государственным университет им. Ломоносова (МГУ), Россиискии экономическии университет им. Г.В. Плеханова, Вестминстерскии университет, Туринскии политехническии университет, Сингапурскии университет, Университет нефти и газа им. Губкина И.Н., Университет ИНХА).
К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования относятся:
- осуществление единои государственнои политики в области образования;
- руководство органами государственного управления образованием;
- разработка и реализация программ развития образования;
- установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждении;
- определение порядка аккредитации образовательных учреждении, аттестации педагогических и научных кадров;
- выдача разрешении на право занятия образовательнои деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
- определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с законодательством;
- утверждение государственных образовательных стандартов;
- утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
- установление количества государственных гарантов и порядка приема в образовательные учреждения;
- назначение ректоров государственных высших образовательных учреждении;
- установление порядка перевода обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
- иные полномочия в соответствии с законодательством.
В Узбекистане непосредственное руководство деятельностью образовательных учреждении осуществляют два отраслевых министерства - Министерство Народного Образования (МНО) и Министерство Высшего и Среднего Специального Образования (МВССО).
МНО отвечает за деятельность дошкольных, внешкольных образовательных учреждении и общеобразовательных школ. В ведении МНО находятся 5 ВУЗов и 16 институтов повышения квалификации учителеи. Министерство имеет областные, раионные и городские отделы народного образования, которые осуществляют функции методологического руководства деятельностью соответствующих образовательных учреждении на подведомственнои территории.
МВССО является органом государственного управления, осуществляющим руководство высшим и средним специальным, профессиональным образованием в Республике. Министерство в своеи деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан. В систему Министерства входят Центр среднего специального, профессионального образования, Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования и подведомственные высшие учебные заведения [10].
Основные показатели развития сферы образования Республики Узбекистан представлены в таблице 2.
В современным период в Узбекистане применение ИКТ на занятиях в образовательных учреждениях стало требованием времени. Компьютер стал многофункциональным средством обучения, которыи дает такие преимущества в образовательнои сфере, как современность и актуальность, динамичность и мобильность, наглядность, интерактивность, психологическии комфорт для обучаемых, многоплановость освещения темы занятия, возможность самосовершенствования для преподавателя, расширение границ коммуникации, финансовая экономичность, гибкое и мобильное устранение технических недочетов, неограниченные возможности для формирования социально ориентированнои, гармонично развитои личности.
№ Наименование показателя Единица измерения 2013 2014 1.01.201 6
1 Число дошкольных учреждении ед. 5,160 5,150 5126
2 - в них мест тыс.ед. 676.3 703.4 713.1
3 Численность детей в дошкольных учреждениях тыс.чел. 575.8 620.8 634.1
4 Обеспеченность детеи местами в дошкольных учреждении на 100 мест приходится детеи 85 88 89
5 Охват детеи дошкольными образованием в % к детям в возрасте 1-6 лет 14.4 15.3 15.5
6 Число общеобразовательных учреждении ед. 9,758 9,733 9720
7 - в них учащихся тыс.чел. 4,489.70 4,539.70 4670.7
8 Соотношение численности учащихся девочек к мальчикам в общеобразовательных учреждениях коэфф. 0.94 0.94 0.94
9 Число профессиональных колледжеи ед. 1,413 1,414 1423
10 - в них учащихся: тыс.чел. 1,515.00 1,450.70 1394.9
11 Соотношение численности учащихся девочек к мальчикам в профессиональных колледжах коэфф. 0.97 0.96 0.97
12 Число академических лицеев ед. 143 143 144
13 - в них учащихся: тыс.чел 111.9 108.5 103.7
14 Соотношение численности учащихся девочек к мальчикам в академических лицеях коэфф. 0.74 0.76 0.78
15 Число высших образовательных учреждении ед. 66 68 69
16 - в них студентов тыс.чел. 259.3 261.3 264.3
17 Соотношение численности студентов женщин к мужчинам в высших образовательных учреждениях коэфф. 0.59 0.6 0.62
Источник: Данные государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
В настоящее время все библиотеки вузов Республики Узбекистан преобразованы в Информационно-ресурсные центры, где сконцентрированы электронные учебники, учебно-методические комплексы, электронные модули по дисциплинам бакалавриата и магистратуры, предусмотренные новыми образовательными стандартами Республики Узбекистан. Кроме того, все образовательные учреждения республики Узбекистан подключены к национальнои общественнои образовательнои информационнои сети ZiyoNET, созданнои на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 28.09.2005 г. № ПП-191 «О создании общественнои образовательнои информационнои сети Республики Узбекистан». Основнои целью сети ZiyoNET является содеиствие внедрению в систему образования широкого комплекса информационно-коммуникационных услуг для учащихся и молодежи республики. В обновленнои в 2014 году библиотеке портала имеются свыше 75 тыс. единиц информационно-образовательных ресурсов, включая учебники и учебные пособия, диссертационные работы, научные статьи, курсовые работы, рефераты и т.д. [8] .
В рамках исполнения постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнеишему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года на ZiyoNET создан раздел «Иностранные языки», где размещены более четырех тысяч материалов - учебники, интерактивные уроки, игры, видео- и аудио-сюжеты [2].
В современном Узбекистане иностранные языки (особенно англиискии) преподаются во всех общеобразовательных школах, начиная с первого класса с использованием передовых программных продуктов и компьютернои техники, в высших учебных заведениях введен курс -практическии иностранныи язык.
Запущен и эффективно функционирует портал «Lang.uz» для изучения иностранных языков в увлекательнои интерактивнои форме. Сервис является уникальным в сети Tas-IX. На портале материалы представлены в виде тематических уроков по сложности от «Elementary» до «Pre-Intermediate». В каждом уроке необходимо ознакомиться с новыми словами, выполнить задания на закрепление новых слов и фраз, прослушать диалог, заполнить недостающие поля, просмотреть видео и написать текст. После изучения всех уроков вы сможете не только правильно писать, но и правильно говорить. Преимуществами портала являются:
- расположение в сети Tas-IX;
- интерактивность занятии;
- интерфейс на узбекском (кириллица и латиница) и русском языках;
- авторизация с помощью единои системы идентификации ID.UZ.
В настоящее время в Узбекистане крупные отечественные центры интеграции образования, науки и производства - Ташкентскии государственным техническии университет (ТГТУ) и Ташкентскии университет информационных технологии (ТУИТ) - готовят специалистов в техническом направлении и для сферы IT. Так, в 2013 году в ТУИТ открылись два новых направления магистратуры - управление системои «Электронное правительство» и библиотековедение. Наряду с этим, в указанных вузах на основе активного сотрудничества с ведущими промышленными предприятиями страны ведутся научные исследования. С 1 октября 2014 года в Ташкенте начал свою деятельность филиал престижного южнокореиского Университета ИНХА. Здесь обучают специалистов по таким направлениям, как компьютерным и программныи инжиниринг, инжиниринг компьютерных сетеи.
Большое распространение в образовательных учреждениях Узбекистана получила технология «Умныи класс» и универсальная программа-оболочка Hot Potatoes.
«Умныи класс» представляет собои систему из связанных по беспроводнои сети интерактивнои доски и планшетов. Учебныи процесс строится на использовании этих деваисов без применения учебников и традиционных конспектов. Данные с экрана интерактивнои доски можно транслировать на персональные устроиства учеников и наоборот. При этом учащиеся свободно обмениваются информацией а учебныи процесс становится более увлекательным по сравнению с традиционными лекциями и семинарами. Это инновационное решение позволяет переити на электронное обучение и максимально вовлечь студентов в учебныи процесс, сделать его более эффективным. А преподаватели в «Умном классе» могут оперативно вносить изменения в проведение занятии, делиться фаилами, приложениями, контролировать успеваемость и многое другое. Как показывает опыт, система проста и понятна в использовании и оптимально подходит для внедрения не только в университетах, но и во всех образовательных учреждениях. По окончании лекции проводится контроль знании: студенты получают на свои устроиства тесты, выполняют их прямо на ноутбуках и планшетах, а преподаватель тут же получает не только результаты, но и статистику успеваемости. Контролируются не только студенты, но и преподаватель: после лекции уже ученики выставляют оценки учителю, снова же не отрываясь от своих мобильных устроиств.
Hot Potatoes - универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML. Программа широко используется во всем мире для создания задании на различных языках по различным дисциплинам. Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждыи блок может рассматриваться как самостоятельная программа) [10].
Учебные материалы нового поколения призваны ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологии, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.
Проводимая последовательная работа в данном направлении служит дальнеишему развитию информационного общества в Узбекистане и его интеграции в мировое информационное пространство.
Литература
1. Бегалов Б.А., Жуковская И.Е Методологические аспекты влияния информационного общества на инновационное развитие экономики». Т.: Fan va texnologiya, 2016. - 135 с.
2. Гулямов С.С. Risk management of information and communication systems in commercial banks // Science and éducation studies № 1(17), January-June, 2016, p.163.
3. Жуковская И.Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование №4, 2016 г., с. 17-22.
4. Мирзиёев Ш.М. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. // Правда Востока. 9.09.2016 г.
5. www.parliament.gov.uz - официальный сайт Законодательной Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
6. www.stat.uz - официальный сайт Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан
7. www. ccitt.uz- официальный сайт Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций республики Узбекистан
8. www.ZiyoNET.uz - образовательный портал ZiyoNET
9. www.ut.uz - официальный сайт информационного агентства Uzbekistan Today
10. data.gov.uz - Портал открытых данных Республики Узбекистан
References
1. Begalov B. A., Jukovskay I.E Methodological aspects of influence of an information society on innovative development of economy ». Т: Fan va texnologiya, 2016. - 135 p.
2. Guljamov S.S. Risk management of information and communication systems in commercial banks.//Science and education studies № 1 (17), January-June, 2016, p.163.
3. Jukovskay I.E. Innovative aspects of perfection of administrative processes in a higher educational institution on the basis of application of modern information-communication technologies//Open formation №4, 2016, p. 17-22.
4. Mirziyoev SH.M.report at joint session of Legislative chamber and Senate Oliy Majlisa. // East Truth. 9/9/2016
5. www.parliament.gov.uz<http://www.parliament.gov.uz> - an official site of Legislative Chamber Oliy Majlisa of Republic Uzbekistan
6. www.stat.uz - an official site of the State committee according to Republic Uzbekistan
7. www. ccitt.uz - an official site of the Ministry of development of information technology and republic communications Uzbekistan
8. www. ZiyoNET.uz - educational portal ZiyoNET
9. www.ut.uz - an official site of news agency Uzbekistan Today
10. www.data.gov.uz - Portal of the open data of Republic Uzbekistan
Поступила 11.10.2016
Об авторах:
Гулямов Саидахрор Саидахмедович, академик Академии наук Республики Узбекистан, доктор экономическихнаук, профессор кафедры «Информационные технологии в экономике» Ташкентского государственного экономического университета;
Саидов Мухаммад-Али Хакимович, заведующии кафедры экономики и управления Ташкентского автомобильно-дорожного института, доктор экономических наук, [email protected], [email protected];
Жуковская Ирина Евгеньевна, заведующии кафедрои «Информационные технологии в экономике» Ташкентского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент, [email protected];
Хакимов Абдурахмон Мухаммад-Али угли, преподаватель Ташкентского банковского колледжа, [email protected].