Научная статья на тему 'Концепция «Мега-университета» и потенциал ее применения в условиях Узбекистана'

Концепция «Мега-университета» и потенциал ее применения в условиях Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕГА-УНИВЕРСИТЕТ / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / MEGA-UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов Бекзод Ахмадиллаевич

Система высшего образования Республики Узбекистан переживает период крупномасштабных реформ, основная цель которых есть вывести его их кризисного состояния, привести в соответствие с требованиями современности, ибо именно образование есть главная стратегическая сфера экономики любой страны. В статье осуществляется анализ проблем системы высшего образования Республики Узбекистан, рассматриваются пути их разрешения с учетом международного опыта и возможность реализации концепции «мега-университета» как инновационного и потенциально нового подхода для системы высшего образования республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "MEGA UNIVERSITY" AND THE POTENTIAL OF ITS APPLICATION UNDER THE CONDITIONS OF UZBEKISTAN

The higher education system of the Republic of Uzbekistan is undergoing a period of large-scale reforms, the main purpose of which is to bring it out of its crisis state, to bring it into line with the requirements of our time, for it is education that is the main strategic sphere of the economy of any country. The article analyzes the problems of the higher education system of the Republic of Uzbekistan, discusses ways to resolve them taking into account international experience and the possibility of implementing the concept of “mega-university” as an innovative and potentially new approach for the higher education system of the republic.

Текст научной работы на тему «Концепция «Мега-университета» и потенциал ее применения в условиях Узбекистана»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНЦЕПЦИЯ «МЕГА-УНИВЕРСИТЕТА» И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УЗБЕКИСТАНА Ахмедов Б.А. Email: Akhmedov680@scientifictext.ru

Ахмедов Бекзод Ахмадиллаевич - соискатель учёной степени кандидата юридических наук,

руководитель,

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт государственного управления и права, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: система высшего образования Республики Узбекистан переживает период крупномасштабных реформ, основная цель которых есть вывести его их кризисного состояния, привести в соответствие с требованиями современности, ибо именно образование есть главная стратегическая сфера экономики любой страны. В статье осуществляется анализ проблем системы высшего образования Республики Узбекистан, рассматриваются пути их разрешения с учетом международного опыта и возможность реализации концепции «мега-университета» как инновационного и потенциально нового подхода для системы высшего образования республики.

Ключевые слова: образование, высшее образование, дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии, мега-университет.

THE CONCEPT OF "MEGA UNIVERSITY" AND THE POTENTIAL OF ITS APPLICATION UNDER THE CONDITIONS OF UZBEKISTAN Akhmedov B.A.

Akhmedov Bekzod Ahmadillaevich - Applicant for the Degree of Candidate ofLegal Sciences, Head, NON-GOVERNMENTAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTE OF STATE ADMINISTRATION AND LAW, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the higher education system of the Republic of Uzbekistan is undergoing a period of large-scale reforms, the main purpose of which is to bring it out of its crisis state, to bring it into line with the requirements of our time, for it is education that is the main strategic sphere of the economy of any country. The article analyzes the problems of the higher education system of the Republic of Uzbekistan, discusses ways to resolve them taking into account international experience and the possibility of implementing the concept of "mega-university" as an innovative and potentially new approach for the higher education system of the republic.

Keywords: education, higher education, distance education, information and communication technologies, mega-university.

УДК 378.1

Образование в условиях современной эпохи есть важнейший путь самореализации потенциала каждой личности, ибо посредством просвещения человек достигает саморефлексии своего «Я», раскрываются его возможности, а мышление интенсифицируется, что непосредственно детерминирует прогрессивное развитие любого общества и, следовательно, страны в целом. Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, выступая на церемонии открытия 43-й сессии СМИД

ОИС подчеркнул, что «образование является ключом к процветанию народов». Большую значимость образования показывает то, что Организация Объединенных Наций в качестве одной из целей устойчивого развития до 2030 года поставило обеспечение широкого диапазона образования населения, внедрение концепции обучения на протяжении всей жизни. Однако ограниченность существующих условий приводит к сужению возможности человека в овладении им теми или иными знаниями, особенно на ступени высшего образования.

В современном Узбекистане социально-политическая обстановка обусловливает высокий спрос на образовательные услуги, молодежь желает получить доступ к знаниям, используя современные информационные технологии. В связи с этим остро обозначились актуальные проблемы, возникшие при получении образования различными категориями населения, а именно:

1. Рост спроса на высшее образование, обусловленный неспособностью уже существующих вузов принять на обучение большинство абитуриентов, а также процессами массовизации образования и демографическими факторами. Сегодня в республике одной из ключевых проблем системы образования является охват высшим образованием населения страны. Так, на основе статистики последних пяти лет мы можем видеть, что спрос на высшее образование не соответствует предложению, квоты в ВУЗах удовлетворяют только примерно 9-12% потребности абитуриентов.

Таблица 1. Показатель охвата высшим образованием абитуриентов в Узбекистане

в 2015-2019 г.г.

Квота

№ Учебный год (бакалавриат, по всем формам обучения) Количество абитуриентов Процент охвата

1. 2015/2016 год 58022 мест 605800 чел. 9,58%

2. 2016/2017 год 58022 мест 663298 чел. 8,75%

3. 2017/2018 год 66586 мест 729947 чел. 9,12%

4. 2018/2019 год 80965 мест 679979 чел. 11,91%

5. 2019/2020 год 102400 мест 1066925 чел. 9,59%

Значительная территориальная удаленность потенциальных студентов от места расположения ВУЗа и неравномерное распределение людских и материальных ресурсов на территории страны. В последствии это приводит к тому, что студенты испытывают проблемы с постоянным местом жительства, а также несут другие сопутствующие расходы (например, транспортные расходы при переезде, оплата жилья, коммунальные расходы и пр.).

3. Экономические проблемы и высокая стоимость образовательных услуг. Минимальная стоимость платно-контрактной формы обучения составляет 1127 долларов США в год, и эта сумма для рядового узбекистанца является достаточно существенной, учитывая уровень доходов и их соотношение с расходами (минимальный размер оплаты труда составляет примерно 67 долларов США).

4. Недостаточный уровень развития инклюзивного образования и внедрения в него информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на то, что в стране действуют специализированные образовательные учреждения инклюзивного образования, диапазон их деятельности удовлетворяет лишь часть потребностей, в высшем образовании инклюзия практически отсутствует.

5. Отсутствие предоставления высшего образования гражданам, отбывающим наказание в исправительных колониях. В Республике Узбекистан имеется система общего образования и профессионально обучения осужденных, однако высшее образование осужденные получить не могут. Волов В.Т., обращая внимание на данный вопрос, подчеркивает эффективность внедрения высшего образования в условиях исправительных учреждений и отмечает, что по данным ГУФСИН РФ

рецидив преступности у осужденных, прошедших обучение снизился до 3%, по сравнению со среднестатистическими российскими данными (30% - в среднем по стране, а по некоторым регионам до 65%) [1, с. 72].

6. Потребность в получении второго или дополнительного образования параллельно своей основной деятельности.

7. Низкий уровень экспорта образования.

Приведенные выше проблемы обуславливают необходимость разработки нового подхода в высшем образовании республики, ибо видно, что спрос на высшее образование только растет, но мощностей действующих ВУЗов недостаточно для удовлетворения потребностей населения. Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, выступая на совещании по вопросам дальнейшего развития высшего образования отметил, что в условиях ускоренного развития экономики система высшего образования вместо того, чтобы быть «локомотивом» развития, не идет в ногу со временем. Действительно, кризисное состояние высшего образования в республике существенным образом тормозит экономическое развитие страны.

Одним из путей разрешения этих проблем являются информационно-коммуникационные технологии, их применение в образовательном процессе, то есть -дистанционное образование, применение которого было начато еще в середине прошлого столетия в странах Европы и США и на сегодняшний день эту технологию активно применяют ВУЗы, входящие в рейтинг топ-1000 по версии QS World University Rankings 2020 (Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет, Университет Аризоны, Университет Пердью, Томский государственный университет, Московский физико-технологический университет и другие). По данным Росстата постепенно растет число студентов, получающих образование с применением дистанционных образовательных технологий: с 10,2% в 2017 г. до 11,3% в 2018 г. [2]. Это отражает актуальность применения ИКТ в высшем образовании, что тесно переплетается с концепцией «мега-университетов, у истоков которой стоит Джон Даниэл [3]. Деятельность мега-ВУЗа основана на активном применении ИКТ в процессе обучения, что позволяет существенно увеличивать количество студентов образовательного учреждения, ибо здесь нет ограничений в квотах, присутствует экстерриториальность и приемлемая стоимость обучения с ориентацией на массовый охват, а также индивидуальная работа с каждым студентом. Национальный открытый университет имени Индиры Ганди насчитывает более миллиона студентов, а Китайский теле-радио университет - почти два миллиона [4, с. 13-15] и это показывает то, что количество студентов мега-вуза не ограничивается сотнями тысяч. Стоит отметить и то, что студент здесь поставлен перед необходимостью активизации своей интеллектуальной деятельности, ибо он понимает, что получает образование для себя и результаты его обучения напрямую зависят от его личных усилий и желания получить ту или иную специальность, а это непосредственно предопределяет качество подготовки будущих кадров.

Концепция развития системы высшего образования в Узбекистане в качестве одного из показателей отмечает достижение уровня охвата высшими образованием населения с нынешних 20% до 50% [5], то есть, более чем в два раза. Такое существенное увеличение диапазона обусловливает широкий спектр задач, разрешение которых, как мы считаем, невозможно без интеграции системы высшего образования и ИКТ, ибо мега-университет в состоянии покрыть потребности населения, при этом с минимальными расходами для всех сторон. Подчеркнем, что в зарубежных странах дистанционных технологии применяются достаточно активно, а мега-университеты действуют как развитых странах (США, Япония, Корея, Великобритания и т.д.), так и в развивающихся (Индия, Турция, Индонезия, Южная Африка и т.д.), то есть это - мировой опыт.

Таким образом, мы считаем, что применение дистанционных технологии в высшем образовании, внедрение концепции «мега-университета» позволит решить

ряд приведенных выше проблем и будет способствовать личностному и социальному развитию, интенсификации экономических процессов в Узбекистане, просвещению народа, имеющего богатое историческое прошлое, создаст условия для занятия им передовых позициях в ряде международных рейтингов, что существенно повысит престиж страны на всемирной арене.

Список литературы /References

1. Волов В.Т., Волов В.В. О концепции воспитания и социализации, осужденных в исправительных учреждениях России // Образование и наука, 2014. № 10 (119).

2. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Статистика образования, 2019.

3. Daniel John S. Mega-universities and Knowledge Media // Technology Strategies for Higher Education. London, 1996.

4. Гельманова Р.С., Рамазанов Ж.К. Мегатенденции в высшем образовании // Материалы 5-й международной научно-практической конференции «Край на научното развитие». София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2010.

5. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года за № УП-5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.