Научная статья на тему 'Проблемы развития электронной коммерции в Узбекистане'

Проблемы развития электронной коммерции в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
392
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная коммерция / большие данные / искусственный интеллект / интернет вещей / цифровые электронные платформы / облачные технологии / виртуальная реальность / дополнительная реальность / блокчейн / криптовaлюты / e-commerce / Big Data / artificial intellect / internet of things / digital platforms / cloud technologies / virtual reality / augmented reality / blokchein / kriptocurrency

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ш. Г. Маннанова, Д. Э. Ишанходжаева

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы развития электронной коммерции в Республике Узбекистан, а также вопросы подготовки высококвалифицированных кадров для развития электронной коммерции. Авторами определены основные направления подготовки кадров цифровой экономики, электронного бизнеса и цифровых платформ. Рассмотрены вопросы вовлечения в этот процесс высшие учебные заведения республики и основные направления обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COMMERCE IN UZBEKISTAN

In this article discussed problems of preparation highly kvalified specialists in the area of creating and developing of electronic commerce and digital technologies in the Republic of Uzbekistan. Also discussed main areas of preparing students and magisters in the republic universities and institutions for preparation of specialists in the areas of digital technology, ecommerce, e-business and creating of digital business ecosystems.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития электронной коммерции в Узбекистане»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Ш.Г. Маннанова, старший преподаватель Д.Э. Ишанходжаева, старший преподаватель Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10118

Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальные вопросы развития электронной коммерции в Республике Узбекистан, а также вопросы подготовки высококвалифицированных кадров для развития электронной коммерции. Авторами определены основные направления подготовки кадров цифровой экономики, электронного бизнеса и цифровых платформ. Рассмотрены вопросы вовлечения в этот процесс высшие учебные заведения республики и основные направления обучения.

Ключевые слова: электронная коммерция, большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей, цифровые электронные платформы, облачные технологии, виртуальная реальность, дополнительная реальность, блокчейн, криптовaлюты.

В наш век стремительного развития, правительство и президент придают большое значение развитию информационно-коммуникационного сектора и особенно цифровой экономики, включая электронную коммерцию.

Специалисты по электронной коммерции хорошо знают, что ключевыми технологиями современного экономического развития являются - BIG DATA, искусственный интеллект - Artificial Intellect, Нейроотехнологии, Квантовые технологии, Интернет вещей - Internet of Things, цифровые электронные платформы, облачные технологии - Cloud Technologies, технологии виртуальной и дополнительной реальности - Virtual Reality and Augmented Reality (VR, AR), технологии блок-чейна, криптовалюты, ICO (Initial Coin Offering) технологии и 3D-технологии. Однако одной из важнейших предпосылок эффективного развития электронной коммерции в нашей стране является создание подходящей институциональной среды [3].

Поэтому мы считаем, что для ускорения развития электронной коммерции в Республике Узбекистан необходимо определить несколько ключевых областей, связанных с человеческими ресурсами и образованием. К ним относятся, например, подготовка квалифицированных кадров в ключевых технологических областях электронной коммерции, подготовка высоко-

квалифицированных специалистов, необходимых для электронной коммерции в средних и высших учебных заведениях, а также создание современной научно-практической литературы на узбекском языке, необходимой для всестороннего изучения электронной коммерции, разработка механизмов создания рынка труда, отвечающего современным требованиям электронной коммерции, подготовка квалифицированных программистов и инженеров, изучение зарубежного опыта электронной коммерции и внедрение его в национальную экономику, создание национальных экосистем электронной коммерции в различных секторах экономики с использованием технологий электронных платформ [1, 2].

Несомненно, внедрение цифровой электронной технологии в электронную коммерцию ускорит все экономические процессы, но то, что произойдет в стране в результате этих процессов - экономический рост или спад, - безусловно, будет зависеть от вектора развития человеческого капитала.

В условиях цифровой трансформации (digital transformation) экономики и быстрого роста информационной ценности общество претерпевает радикальные изменения. Стоит отметить, что основным активом страны в области электронной коммерции является человеческий капитал и

его качество, то есть основная сила экспертов, обладающих глубокими знаниями новых технологий, способных внедрять их и совершенствовать старые [4].

Эту точку зрения оправдал Клаус Шваб, основатель и президент Давосского экономического форума. Он объясняет, что в будущем появление новых специальностей и профессий основано не только на Четвертой промышленной революции, но и на технологических факторах, включая демографические проблемы, геополитические изменения и новые социокультурные нормы [5]. По этой причине не только человеческий капитал, но и нехватка хорошо образованного персонала является ограничением, ограничивающим инновации, конкурентоспособность и рост.

По словам Шваба, эти проблемы заставляют нас пересмотреть понятие «высококвалифицированный персонал» в контексте четвертой промышленной революции. Учитывая быстрое развитие технологий, Четвертая промышленная революция делает упор на постоянную адаптацию сотрудников и приобретение новых навыков и подходов с разных точек зрения [5].

Эти процессы довольно болезненны, но неизбежно сопровождают развитие электронной коммерции.

Правильная разработка и успешная реализация программы развития электронной коммерции является сложной задачей для Правительства Республики Узбекистан, поскольку мировая экономика теряет конкурентоспособность в соответствии с новыми тенденциями и имеет долгосрочные последствия. Именно государство должно создать оптимальный механизм управления электронной коммерции, вовлекающей все заинтересованные стороны (правительство, бизнес, гражданское общество и научно-образовательное сообщество) в создание и развитие электронной коммерции. Это отражает совершенно другой уровень уникального обучения и кадрового обеспечения, наличие конкретных современных тенденций и необходимость дифференцированного обучения. Об этом недавно было объявлено на Всемирном экономическом форуме. Данные из The Future of Jobs, в которых говорится, что к

2022 году в результате цифровой трансформации «2 миллиона рабочих мест будут добавлены на глобальный рынок труда, но 7,1 миллиона рабочих мест будут потеряны. Будут созданы рабочие места в интеллектуальном и высокотехнологичном секторах, а в реальном секторе экономики и административной сократятся [6]». По мнению авторов отчета, технология больших данных к 2022 году увеличит рабочие места в области математики и вычислительной техники на 4,59%, в управлении на 1,39%, в финансовом секторе на 1,34% и в продажах на 1,25%. Но тот же сектор больших данных сокращает количество офисных работников на 6,06%. В то же время, «Интернет вещей» приведет к росту занятости на компьютерные специальности на 4,54% и дизайну и разработке на 3,54%. Однако, это само по себе снижает занятость специалистов по техническому обслуживанию, ремонту и установке оборудования на 8% ежегодно, а сотрудников офиса - на 6,2%. Новые технологии производства и 3D-печать (количество рабочих мест уменьшается на 3,6% в год) и в меньшей степени - роботизация и развитие автоматического транспорта (сокращение на 0,83%) оказывают сильное влияние на занятость в отрасли. Как правило, анализ данных о занятости показывает, что он растет там, где требуются сложные технологические процессы для управления, и падает там, где значительная доля приходится на ежедневный труд и неквалифицированный труд [7]. В отчете "OECD Digital Economy Outlook 2017" говорится, что экономика и общество в настоящее время серьезно пострадали: с одной стороны, автоматизация сократит занятость в некоторых профессиях, одновременно увеличив число нестандартных, краткосрочных, неполных или низкооплачиваемых рабочих мест, и в некоторой степени расширит гендерный разрыв в сфере занятости» [8].

Обратите внимание, что электронная коммерция - это не только развитие информационных технологий, это также появление совершенно новых бизнес-моделей, которые можно улучшить путем посредничества и оптимизации их эффек-

тивности. В то же время динамика бизнеса растет и усложняется, и сегодня нет единого правильного ответа на то, как организовать свой бизнес в информационной экономике. Компании, которые разрабатывают новые электронные технологии и используют различные инновации, меняют бизнес-правила и устраняют любые препятствия.

Необходимо внести коррективы во все формы образования и обучения на протяжении всей жизни человека, чтобы полностью раскрыть потенциал технологий электронной коммерции и развить навыки, необходимые на рынке труда среди населения, включая цифровую грамотность, которая является важным фактором развития электронной коммерции. Хотя исследователи и практики высоко оценивают риски, связанные с электронной коммерцией, во всем мире существует ряд оптимистических взглядов. В частности, такие взгляды были отражены в конференции G20 "G20 Digital Economy Ministerial Conference, Dusseldorf, 6-7 April 2017", посвященной электронной коммерции, а также страху перед технологической безработицей во время промышленной революции. Доклад Всемирного банка о мировом развитии, в котором утверждается, что потеря рабочих мест являются неотъемлемой частью экономического развития. В обзоре говорится, что в конкуренции между технологиями и образованием необходимо развивать навыки, чтобы каждый мог использовать цифровые возможности.

В настоящее время произошел переход к новым терминам, особенно в области обучения электронной коммерции, что отражает значительные изменения в его содержании. В электронной коммерции речь идет скорее о приобретении навыков (skills), чем знаний, и больше о наличии набора навыков или компетенций в области информации, а не индивидуальных навыков. Было множество сборников терминов, которые отражают фундаментальные

изменения в образовании: hard skills, soft skills, digital skills, artificial intelligence skills, knowledge ingineering, public license, home office, freelancing, on-line jobs. Для всех профессий доля указанных групп варьируется. К навыкам в группе «жесткие навыки» (Hard skills) относятся, как правило, профессиональные навыки, которые можно автоматизировать и измерить, например, с помощью экзаменов. Мягкие навыки (Soft skliis) являются частью черты личности, приобретенной благодаря социализации и профессиональному опыту личности, что позволяет им быть успешными независимо от их основной деятельности. Что касается группы Digital Skills, важно знать, кто должен получить такой пакет. Например, «нецифровые» профессии (врачи, юристы, актеры, преподаватели литературы) должны обладать стандартным цифровыми навыками, которые им необходимы как обычным членам цифрового сообщества.

В настоящее время перед университетами и другими высшими учебными заведениями стоит задача успешного решения проблем перехода к цифровой электронной коммерции и электронному бизнесу, включая подготовку квалифицированных кадров. Одной из самых актуальных задач является подготовка бакалавров и магистров по ранее заявленным направлениям и специальностям, расширение необходимого программного пакета и создание необходимых условий для приобретения студентами навыков и знаний, необходимых для электронной коммерции. Разумеется, эти функции можно отнести только к определенной группе университетов. Эти университеты, помимо научных исследований, станут современными цифровыми университетами, которые помогут создавать новые стартапы для своих выпускников, создадут благоприятную среду для дистанционного обучения, электронного маркетинга, социальных сайтов и мобильной электронной коммерции.

Библиографический список

1. Постановление Президента РУз от 3 июля 2017 года ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в РУз».

2. Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию и внедрению цифровой экономики в Республике Узбекистан от 31 августа 2018 года.

3. Гулямов С.С. и другие. Блокчейн технологии в цифровой экономике. - Т.: Изд-во «Иктисодиет молия», 2019. - 386 с.

4. Аюпов Р.Х., Балтабаева Г.Р. Рынок цифровой валюты: инновации и перспективы развития. - Т.: Фан ва технология, 2018. - 172 с.

5. Клаус Швабc. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2016. - С. 30.

6. Из-за новых технологий в мире исчезнут миллионы рабочих мест // Ведомости 26 января 2016 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/ 2016/01/27/625618-ischeznut-rabochih-mest

7. Рынок труда: новые технологии убивают рабочие места. Технологии изменят труд. Ведомости, №4002 от 27.01.2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vestifinance.ru/ articles/76341

8. Цифровые дивиденды. Обзор Доклада о мировом развитии. 2016 // Всемирный банк, 2016. - 22 с.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC COMMERCE IN UZBEKISTAN

Sh.G. Mannanova, Senior Lecturer D.E. Ishanhodjaeva, Senior Lecturer Tashkent Financial Institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. In this article discussed problems of preparation highly kvalified specialists in the area of creating and developing of electronic commerce and digital technologies in the Republic of Uzbekistan. Also discussed main areas of preparing students and magisters in the republic universities and institutions for preparation of specialists in the areas of digital technology, ecommerce, e-business and creating of digital business ecosystems.

Keywords: e-commerce, Big Data, artificial intellect, internet of things, digital platforms, cloud technologies, virtual reality, augmented reality, blokchein, kriptocurrency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.