Научная статья на тему 'МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА)'

МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / высшее образование / высококвалифи-цированный спортсмен / лидерство / фасилитация / многоуровневая подготовка / higher education institution of physical culture / higher education / highly qualified athlete / leadership / facilitation / mul-tilevel training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анастасия Александровна, Бабик Тарас Михайлович, Павлов Никита Игоревич

Раскрыта проблема образования высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству. Предложена схема реализации многоуровне-вой подготовки спортсменов в контексте социокультурного образования личности в высшем учебном заведении. Прослежена взаимосвязь личностных особенностей фаси-литаторов высококвалифицированных спортсменов в рамках дисциплин специализации и специальности с позиций углубленного образования бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Анастасия Александровна, Бабик Тарас Михайлович, Павлов Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTSMEN'S MULTILEVEL TRAINING IN SOCIO-CULTURAL EDUCATION CONTEXT (IN RAISING THE ISSUE ORDER)

The problem of education of highly qualified athletes striving for sole leadership is re-vealed. A scheme for the implementation of multilevel training of athletes in the context of socio-cultural education of a person in a higher educational institution is proposed. The relationship and personality traits of facilita-tors and highly qualified athletes within the disciplines of specialization and specialty from the standpoint of advanced education of bachelors and masters are traced.

Текст научной работы на тему «МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА)»

УДК 796.015 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11119

МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА)

А.А. Попова, Т.М. Бабик, Н.И. Павлов

Раскрыта проблема образования высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству. Предложена схема реализации многоуровневой подготовки спортсменов в контексте социокультурного образования личности в высшем учебном заведении. Прослежена взаимосвязь личностных особенностей фаси-литаторов высококвалифицированных спортсменов в рамках дисциплин специализации и специальности с позиций углубленного образования бакалавров и магистров.

Ключевые слова: физическая культура, высшее образование, высококвалифицированный спортсмен, лидерство, фасилитация, многоуровневая подготовка.

SPORTSMEN'S MULTILEVEL TRAINING IN SOCIO-CULTURAL EDUCATION CONTEXT (IN RAISING THE ISSUE ORDER)

Popova A.A., candidate of pedagogical sciences, senior research officer, popova. niios@yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture; Research Institute of Olympic Sport, Babik T.M., doctor of medical sciences, professor, taras.babik@mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,

Pavlov N.I., honored master of sports in kick-boxing, master student, nikitazlat@, mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture

The problem of education of highly qualified athletes striving for sole leadership is revealed. A scheme for the implementation of multilevel training of athletes in the context of socio-cultural education of a person in a higher educational institution is proposed. The relationship and personality traits of facilitators and highly qualified athletes within the disciplines of specialization and specialty from the standpoint of advanced education of bachelors and masters are traced.

Key words: higher education institution of physical culture, higher education, highly qualified athlete, leadership, facilitation, multilevel training.

Попова Анастасия Александровна, канд. пед. наук, старший научный сотрудник, popova. niios@yan-dex.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры; Научно-исследовательский институт Олимпийского спорта,

Бабик Тарас Михайлович, д-р мед. наук, проф., taras.babik@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

Павлов Никита Игоревич, заслуженный мастер спорта по кикбоксингу, магистрант, nikitazlat@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры

Проблема образования - важнейшая для нашей страны, особенно в последнее время (время глобализации, интеграции, модернизации и информационной цивилизации). Все эти процессы, очень неоднозначные в многополярном мире, не могли не коснуться сферы физической культуры и спорта (ФКиС), национальной экономики и, прежде всего, подготовки спортивных менеджеров (тренеров, преподавателей различных образовательных структур, организаторов массового и профессионального спорта).

В рамках данной сферы нацио-

нальной экономики происходит кардинальная смена парадигмы высшего образования, направленная на подго -товку специалистов, способных конструктивно работать в проблемных

ситуациях, вызванных политизацией спорта высших достижений [7]. Многоуровневая подготовка спортсменов в контексте физкультурного образования лежит в основе данной парадигмы, сочетающей в себе профессиональную компетентность с гражданской ответственностью [2]. Личностно-ориентированный подход в этой связи приобретает новые горизонты исследования, связанные с социокультурным развитием и мировоззренческим кругозором обучающихся в вузе физической культуры высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству в избранном виде спорта [1].

Степень исследованности. На Южном Урале исследовательская деятельность в области социокультурного образования и развития лично -сти имеет давнюю историю. Она связана с именами М.Е. Дуранова, В.И. Жернова, А.М. Кузьмина, О.В. Лешер, Р.А. Литвак и других авторов. В круг исследуемых проблем вошла и «социально-культурная» сущность физкультурного образования. Нами эта тема развивается в рамках форми -рования научного мировоззрения и социокультурной направленности образования личности высококвалифицированного спортсмена, стремящегося к единоличному лидерству в избранном виде спорта [5]. Конкретно в данном исследованиии речь идет о социокультурной сущности многоуровневой личностной подготовки в вузе физической культуры.

Актуальность исследования определяется неудовлетворенностью широкого круга общественности качеством обучения элитных (высококва -лифицированных) спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры. Это, естественно, стимулирует поиск наиболее эффективных подходов к управлению спортивно-педагогическим образованием спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству в избранном виде спорта. Решение данной задачи влечет за собой изменения требований к содержанию и технологиям обучения данной категории студентов вуза физической культуры.

Основной замысел данного исслледования состоит в многоаспект-ности обучения с позиций выделения элитарных групп студентов, являющихся одновременно действующими спортсменами высокой квалификации. Предполагается, что особую роль в этом будут играть фасилитаторы (то есть те, кто общается с элитарными спортсменами в рамках специальных курсов, дисциплин специализации социокультурной направленности).

Мы надеемся, что настоящее исследование могло бы послужить (после его обстоятельного обсуждения) одной из основ улучшения положения дел с позиций элитарности спортивно-педагогического образования.

Результаты исследования. Методологической базой исследования послужили следующие положения, авторами которых являются известные современные (отечественные) ученые в сфере прикладной философии (таблица).

Многоуровневая подготовка в контексте социокультурного образования личности в высшем учебном заведении

Автор Содержательный аспект

А.М. Кузьмин Главное - это создание условий для собственного саморазвития спортсмена, обучающегося в вузе физической культуры

Р.А. Литвак Изучение социально-культурного аспекта профессиональной подготовки в вузе требует разработки исследовательских подходов

О.В. Лешер Суть высшего образования состоит в приобщении студента к мировым культурным ценностям, социально-нравственным отношениям, в определении личностью своего места в мире

В.В. Зыков Основной целью модернизации высшего образования является по -вышение его качества, сопровождающегося обновлением организации учебного процесса и распространением современных образовательных технологий

В.М. Филиппов Любые небрежения к высшему образованию следует рассматривать как разбазаривание человеческих ресурсов

АН. Попов Особый акцент в обучении высококвалифицированных спортсменов делается на деятельность фасилитаторов по координации и обеспечению личностного знания специалистов (тренеров и ППС вуза физической культуры)

А.Я. Найн Необходимо обновление содержания образования высшей школы и оценки профессиональной жизнедеятельности руководителя учебного заведения

В настоящее время высшее образование в сфере ФКиС играет первостепенную роль в личностном развитии высококвалифицированных спортсменов. Все более отчетливо осознается необходимость в элитарности их подготовки. Одним из принципиальных результатов такого восприятия является понимание глубинной зависимости между достижениями спортсменов и их ролью в управлении данной сферой на мини-, микро- и макроуровне. При этом особую роль играют не столько инвестиции, сколько многие системные социокультурные факторы (образовательные программы, ППС, структура самой системы спортивно-педагогического образования). Итогом отмеченного является увеличение доли «элитного человеческого капитала» (и, как следствие, успех нации в мировом про -странстве). Концептуальное осмысление отмеченного и составляет суть нашего исследования в условиях возрастающего потока новых знаний и вынужденного поиска новых подходов к качественному изменению состояния образования высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству.

Основные положения образа мышления в рамках многоуровневой подготовки спортсменов в контексте физкультурно-спортивного образования следующие:

1. Всестороннее развитие индивидуальности и компетентности творческой личности спортсмена.

2. Расширение миссии высшего образования в вузе физической культуры на основе принципов диверсификации, гибкости, способности стратегического мышления.

3. Основной базой, помогающей спортсмену развиваться дальше, является опережающее обучение и непрерывное образование в рамках соз -дания соответствующих условий элитной направленности.

4. Важна социокультурная система образования, позволяющая студенту понять самого себя, окружающую среду и место в ней спортсмена, стремящегося к единоличному лидерству в избранном виде спорта.

5. Интересам развития многоуровневой подготовки спортсменов соответствует интернационализация высшего образования, предполагающая определенную культурную унификацию и межкультурную коммуникацию.

6. Элитность образования высококвалифицированных спортсменов (его качества) заключается в наличии определенной (высококвалифициро -ванной) социальной группы фасилитаторов (гуру, экспертов). Примером здесь является Х.М. Юсупов, проф. кафедры теории и методики спортивных единоборств УралГУФК.

7. Повышение конкурентоспособности отечественных учебных заведений, занимающихся обучением высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству в условиях роста экспансии зарубежных фасилитаторов, обеспечивается развитием (созданием) современных методик и технологий, соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Схема реализации многоуровневой подготовки спортсменов в контексте физкультурного образования имеет следующий вид (рис. 1).

Ее особенности связаны с деятельностью фасилитаторов в рамках данной подготовки, определяемой углубленным подходом к образованию спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству в избранном виде спорта.

Разработка технологии реализации многоуровневой подготовки спортсменов в контексте физкультурного образования включает в свой состав блок «Общение в рамках дисциплин специализации и специальности». Его реализация связана с деятельностью ряда научных подразделений (внутри вуза физической культуры). В Уральском государственном университете физической культуры это, прежде всего, Научно-исследовательский институт Олимпийского спорта. Речь идет о разработке названных дисциплин в преломлении к теме исследования, определяющего содержание соответствующих образовательных программ и их кадрового обеспечения. Важна также разработка принципов организации данной дея -тельности [6].

Рис. 1. Схема реализации многоуровневой подготовки спортсменов в контексте социокультурного образования

В качестве обобщения приведем рис. 2, на котором показана взаимосвязь фасилитаторов и высококвалифицированных спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры. Особое внимание обращено также на личностные особенности тех и других, выделенные нами в процессе исследования.

Рис. 2. Взаимосвязь и личностные особенности фасилитаторов и высококвалифицированных спортсменов

В нашем исследовании речь идет о спортивно-педагогическом образовании - совокупности специальных видов деятельности, которые при строгом соблюдении дидактических основ обеспечивают достижение успеха исходя из потребности в дальнейшем формировании лидерских качеств (совершенствовании двигательных умений и навыков, психофи-зиологических функций), подкрепленных социокультурным смыслом собственной жизнедеятельности [3]. Говоря иначе, речь идет об укрепле -нии предметно-содержательного смысла занятий избранным видом спорта (например, ударными единоборствами). Являясь важнейшей общечелове -ческой ценностью, спортивно-педагогическое образование предполагает не только развитие лидерских качеств, но и выступает в качестве культуры образа жизни спортсмена.

Задача фасилитатора, в свете отмеченного, заключается в организации целенаправленного процесса трансляции социокультурного опыта как элемента системы «фасилитатор - студент - высококвалифицированный действующий спортсмен» (в рамках его подготовки к единоличному лидерству в избранном виде спорта). Особую роль при этом играет формирование ценностных ориентаций, возвышающих данную личность в фило -софском плане смысла жизни [8]. Такого рода концепция фасилитации обращена к «целостной личности», которая может быть понятна лишь в логике ее общественных изменений. По сути, речь идет о заказе общества, выраженном в модели элитного выпускника вуза. Нами он формируется следующим образом: развитие социокультурных функций в личном со -вершенствовании, исходя из цели интегрирования личности в национальную и мировую культуру (ее креативная профессиональная социализация). Социокультурное творчество при этом объединяет спортсмена и фасилита -тора в рамках вуза физической культуры.

Заключение.

1. Исследование социокультурных проблем развития личности высококвалифицированного спортсмена привело к изучению ее становле -ния на новом (более высоком) уровне в условиях многоуровневого форми -рования корпоративной культуры вуза физической культуры. Высшее образование при этом рассматривается с рефлексивно-аксиологических и социокультурных позиций, учетом философских основ физкультурного образования (его социокультурной сущности, компетентностных основ и ценностей физкультурного образования). Все это, как предполагается авторами, во многом определяет необходимость учета многоуровневой подготовки специалистов в контексте социокультурного (физкультурного) образования. Дальнейшая работа в этом плане связана с исследованием ряда организационных вопросов микро- и макроуровня [4].

2. Сегодня развитие многоуровнего физкультурного образования сдерживается недостаточной проработкой нормативно -правовых и экономических аспектов, связанных со статусом бакалавра и магистра в контек -сте его социокультурной направленности.

3. Важен учет новых тенденций развития образовательных технологий в сфере ФКиС национальной экономики и определенной трансформа -ции «образовательной среды, стремительно нарастающей в последние годы» (Л.И. Евенко, В.В. Зыков).

Отметим также, что под многоуровневым образованием следует понимать совокупность различных программ, определяющих специальность и специализацию, содержательный аспект заключительного диплома и продолжительность обучения высококвалифицированных спортсменов.

4. Рассматриваемая нами проблема органически связана с качеством высшего физкультурного образования (его многоаспектностью и многогранностью с позиций конечного результата). Это также его субъ -ектность: оценка качества осуществляется самим спортсменом (а не только другими его субъектами) с позиций его продвижения к единоличному лидерству в избранном виде спорта.

5. С позиций SWOT-анализа проблем подготовки высококвалифицированных спортсменов в контексте социокультурного образования речь идет не только о сильных и слабых сторонах, но также об угрозах и потенциальных возможностях развития многоуровневой их подготовки в вузе физической культуры. Наличие фасилитаторов при этом играет решающее значение (как с позиций качества образования, так и личностного развития высококвалифицированных спортсменов, стремящихся к единоличному лидерству в избранном виде спорта).

6. В качестве факторов элитарного образования в вузе физической культуры прежде всего выступает «ценностно -целевая доминанта», основой которой является единая направленность спортивно-педагогического образования. К числу этих факторов мы также относим его социокультур -ную направленность, под которой понимается сложное единство культуры личности, деятельности и социального взаимодействия участников образо -вательного процесса. Все это должно подтверждаться наличием ряда учебных планов (содержательного, кадрового, учебно-методического, организационного и материально-технического).

7. Социокультуризация личности высококвалифицированного спортсмена выступает как сложное психолого-педагогическое явление. Как показало наше исследование, его сущность представима в виде ряда задач, определяющих суть элитарности спортивно-педагогического образования. Во-первых, социокультурное личностное развитие выступает как рефлексивный процесс самообразования. Во-вторых, речь идет об информационном процессе, по преимуществу носящем социокультурный характер. В-третьих, социальная культура выступает как культура отношений в

системе «фасилитатор - спортсмен», которые на качественно новой основе формируются в стенах вуза физической культуры. Приведенные аспекты социокультурного личностного развития всегда находились в исследова -тельском пространстве. Однако только благодаря фасилитации они нахо -дят определенную конкретизацию в рамках элитарности.

Список литературы

1. Жабаков В.Е. Менеджмент спортивной индустрии. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2018. 198 с.

2. Зобов А.М. Проблемы реализации многоуровневой системы бизнес-образования в высшем учебном заведении // Бизнес-образование. 2002. № 12. С. 19-22.

3. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Профессиональная жизнедеятельность педагога: выбор стратегии. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 235 с.

4. Попова А.А., Шакиров В.Р. Эффективность управления образованием в сфере безопасности жизнедеятельности: методологический анализ // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 6. С. 69-77.

5. Попова А.Ф., Попова А.А. Организационное культуростроение в спорте. Челябинск: УралГУФК, 2020. 248 с.

6. Продвижение культуры TQM в вузе / под ред. А.Ф. Поповой. Челябинск, 2010. 53 с.

7. Социально-культурные проблемы образования и развития лично -сти: исследование, теория, практика / под ред. В.И. Жернова. Челябинск: ЧГАКИ, 2012. 267 с.

8. Фасилитация организационного культуростроения: биоэкономический аспект / под ред. А.Н. Попова. Костанай: КСТУ, 2011. 104 с.

References

1. Zhabakov V.E. Menedzhment sportivnoj industrii [Sports industry management]. Chelyabinsk: South Ural State Pedagogical University, 2018. 198 p.

2. Zobov A.M. Problemy realizacii mnogourovnevoj sistemy biznes-obrazovaniya v vysshem uchebnom zavedenii [Problems of implementation of a multilevel system of business education in a higher educational institution] // Biznes-obrazovanie [Business education]. 2002. No. 12. P. 19-22.

3. Najn A.Ya., Umetbaev Z.M. Professional'naya zhiznedeyatel'nost' pedagoga: vy-bor strategii [Professional life of a teacher: choosing a strategy]. Magnitogorsk: MAGU, 2000. 235 p.

4. Popova A.A., Shakirov V.R. Effektivnost' upravleniya obrazovaniem v sfere be-zopasnosti zhiznedeyatel'nosti: metodologicheskij analiz [The effectiveness of education management in the field of life safety: a methodological analysis] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Issue 6. P. 69-77.

5. Popova A.F., Popova A.A. Organizacionnoe kul'turostroenie v sporte [Organizational culture-building in sports]. Chelyabinsk: UralSUPC, 2020. 248 p.

6. Prodvizhenie kul'tury TQM v vuze [Promotion of TQM culture in the university] / ed. A.F. Popova. Chelyabinsk, 2010. 53 p.

7. Social'no-kul'turnye problemy obrazovaniya i razvitiya lichnosti: issledovanie, teo-riya, praktika [Socio-cultural problems of education and personality development: research, theory, practice] / ed. V.I. Zhernova. Chelyabinsk: ChGAKI, 2012. 267 p.

8. Fasilitaciya organizacionnogo kul'turostroeniya: bioekonomicheskij aspect [Facilitation of organizational culture-building: bioeconomic aspect] / ed. A.N. Popov. Kostanay: KSTU, 2011. 104 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.