Научная статья на тему 'Формирование культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания в сфере единоборств'

Формирование культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания в сфере единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЛИДЕРСТВО / САМОПОЗНАНИЕ / МАСТЕРСТВО / СПОРТСМЕНЫ-ЕДИНОБОРЦЫ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / CULTURE / LEADERSHIP / SELF-KNOWLEDGE / SKILL / MARTIAL ARTS ATHLETES / RATIONALITY OF THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Александра Федоровна, Борисова Татьяна Викторовна, Павлов Никита Игоревич

Обоснован методологический аспект формирования культуры личностноориентированного лидерства. Структурированы культурологические составляющие мастерства спортсменов-единоборцев. Особое внимание уделено разработке концепции формирования культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания, а также теории ценностей культуры лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Александра Федоровна, Борисова Татьяна Викторовна, Павлов Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMA TION OF CULTURE OF PERSONAL-ORIENTED LEADERSHIP BY MEANS OF SELF-KNOWLEDGE IN THE SPHERE OF SINGLE COMBATS

The methodological aspect of the formation of a culture of personality-oriented leadership is justified. The cultural components of the skill of martial arts athletes are structured. Particular attention is paid to the development of the concept of forming a culture of personality-oriented leadership by means of self-knowledge, as well as the theory of values of leadership culture.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания в сфере единоборств»

УДК 796.8 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10213

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЛИДЕРСТВА СРЕДСТВАМИ САМОПОЗНАНИЯ В СФЕРЕ ЕДИНОБОРСТВ

А.Ф. Попова, Т.В. Борисова, Н.И. Павлов

Обоснован методологический аспект формирования культуры личностно-ориентированного лидерства. Структурированы культурологические составляющие мастерства спортсменов-единоборцев. Особое внимание уделено разработке концепции формирования культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания, а также теории ценностей культуры лидерства.

Ключевые слова: культура, лидерство, самопознание, мастерство, спортсмены-единоборцы, рациональность мышления.

Проблема оценки резервов повышения уровня культуры личностно-ориентированного лидерства является весьма актуальной. Это связано с тем, что данный вид культуры является важнейшим фактором успеха в сфере роста спортивного мастерства. Отсюда стремление спортсменов (осознанно или неосознанно) выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможность его активации.

Однако следует констатировать, что многие годы формирование данной культуры происходило в основном стихийно и она (как ресурс) не учитывалась в планах спортивных школ единоборств. В последние два-три десятилетия на формирование культуры личностно-ориентированного лидерства стали обращать внимание некоторые международные спортивные образования, что проявляется в самых разнообразных формах скоординированной направленности [8].

Речь также идет о специальных подразделениях, отвечающих за внедрение «высших ценностей». Ими разрабатываются специальные про -граммы увязки этих ценностей с мерами по физической и психологической подготовке спортсменов, ростом их тактико-технического мастерства. При этом особое внимание обращается на выбор и культивирование мероприя -тий стратегической направленности.

Важнейшими методами и теоретическими ориентирами исследова -ния являются новые идеи к подходам формирования лидерских качеств у квалифицированных спортсменов. Особое внимание уделялось материа-лам, посвященным культуре профессиональной деятельности в сфере единоборств. Различные стороны проблемы отражены в фундаментальных положениях специалистов в сфере физической культуры и спорта по трем направлениям: дидактика познавательной деятельности, проблемно-ориен-

тированный анализ образования личности, организационно-педагогические условия эффективного тренировочного процесса и соревновательной деятельности [12].

В процессе исследования использованы методы анализа научно -методической литературы, анкетирования, построения гипотез, наблюде -ния, интервьюирования, а также методы системного анализа (трансактный, SWOT- и COPS-анализ) [4, 5]. Результаты исследования, прежде всего, связаны с разработкой методологии личностного совершенствования квалифицированного спортсмена-единоборца и представлены на рис. 1.

Рис. 1. Схематичное представление методологии личного совершенствования квалифицированного спортсмена-единоборца:

1, 2, 3, 4 - составные части мастерства

Кроме традиционных составных частей мастерства (1-2-3) здесь названа еще одна его составляющая [5], которая определяется: умением обучаться, уверенностью в себе, уважением к мнению авторитетов. В совокупности все это и определяет культурную составляющую мастерства высококвалифицированного спортсмена-единоборца. Иначе ее можно представить в виде ожидания и культуры личностно-ориентированного лидерства. Алгоритм углубленного исследования культурной составляющей спортсмена-единоборца отображен на рис. 2.

2. Псих гичес: подгот

к мнению авторитетов

Уверенность в себе

техническое

мастерство

Культура

личностно-ориентированного лидерства

I

\

Уверенность в себе

Умение обучаться

Уважение к мнению

1

авторитетов

I

Открытость (внешняя и внутренняя)

Преодоление страхов в познании собственного «Я»

Преодоление внутреннего сопротивления

А

1

Ожидание (рациональность мышления)

Рис. 2. Алгоритм углубленного исследования культурной составляющей спортсмена-единоборца

Ожидание нами представимо в виде рационального мышления как определенной «ценности культуры», ее духовной составляющей [7]. Речь идет об интерпретативной составляющей личности спортсмена, определяющей уровень его развития (стремление к последнему), определяемый тремя названными составными частями культуры личностно-ориентированного лидерства.

1. Уверенность в себе. В более конкретизированном виде речь идет об «открытости» спортсмена-единоборца, его потребности добиться более высокого результата, благодаря которому возможно присвоение звания «Заслуженный мастер спорта России».

Это может быть публичная открытость (или ее внутренняя составляющая, имеющая отношение к собственному «Я»). Публичная (информационная) открытость иначе называется «прозрачностью». Факторами, препятствующими к последней, могут быть: отсутствие стратегической составляющей культуры личностно-ориентированного лидерства, негативные результаты спортивной деятельности (нечего открывать), боязнь играть в открытую (есть что скрывать).

2. Уважение к мнению авторитетов. Нами оно представимо посредством преодоления внутреннего сопротивления к возможным изменениям в соревновательно-тренировочном процессе.

Говоря иначе, это сопротивление нововведениям, которые определяются мнением авторитетов (прежде всего - тренеров). В процессе нашего исследования мы выявили несколько способов его преодоления при внедрении изменений: 1) образование; 2) консультирование; 3) участие в планировании предстоящих изменений; 4) соглашения;

5) переговоры; 6) собственное принуждение (при наличии определенной помощи и поддержки). Они - эти способы могут применяться в разных сочетаниях. Здесь колоссальное значение имеет первый (пусть небольшой) успех в достижении поставленной цели.

3. Умение обучаться. В более конкретизированном виде речь идет о преодолении страхов в познании собственного «Я».

Обучаемость в нашем исследовании коррелирует с социально-культурным развитием спортсмена-единоборца. Отметим также, что профессиональная культура в данном случае является социальной, связанной с педагогическим (тренировочным) процессом. Говоря иначе, социальное - культурное - личностное - развитие выступает как сложное социально-педагогическое и психологическое явление, представимое в виде ряда аспектов, процессов саморазвития (самосовершенствования) и ряда функций: диагностики (анализа и обобщения), прогнозирования результатов, практического преобразования (в рамках тренировочного и соревновательного процессов). Это также функция уточнения логики и процедуры исследования собственного «Я», что обусловливает эффективность (можно сказать) научного поиска. Важно и то, что основная работа по конструированию логики педагогического исследования должна выполняться с опорой на ожидаемый конечный результат и предположительные действия, ведущее к нему (исходя из рациональности мышления стремящейся к росту мастерства личности). Здесь уместно отметить, что максимальный уровень развития обучаемости (как справедливо отмечают специалисты) определяется возможностями самостоятельного познания спортсмена-единоборца [1, 3, 6].

С позиций рассматриваемого нами вопроса сущность обучаемости в сфере формирования культуры личностно-ориентированного лидерства представлена в таблице.

Комплексный подход к пониманию сущности обучаемости в сфере формирования культуры личностно-ориентированного лидерства

Параметр комплексности Содержательный аспект параметра комплексности

1. Понятие обучаемости Способность к учению и усвоению, рецептивность познания, культура лидерства

2. Умственная подвижность Общая обучаемость - способность усвоения любого материала, положения лидерства. Специальная обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала, практической деятельности в сфере спортивного лидерства

3. Основа обучаемости Уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи, а также мотивационно-волевой и эмоциональной составляющей «Я» Формирование «сущностного ядра» личности

Окончание

Параметр комплексности Содержательный аспект параметра комплексности

4. Обучаемость как свойство нервной системы Взрывчатость (динамичность). Скорость образования временной связи

5. Показатели обучаемости Активность ориентировки в новых условиях тренировки. Умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий. Восприимчивость, готовность к помощи со стороны тренера. Темп продвижения в формировании лидерских качеств. Гибкость в переключении на новые способности и приемы тренировок

6. Диагностирование обучаемости Сочетание индивидуальных и коллективных процедур. Диагностический эксперимент. Конкретизация оценок деятельности с позиций формиро -вания культуры лидерства

Схематичное представление формирования культуры личностно-ориентированного лидерства показано на рис. 3.

1. Понятие культуры личностно- _

ориентированного лидерства

1

2. Концепция формирования культуры личностно-ориентированного лидерства

1

3. Обоснование путей формирования культуры личностно-ориентированного лидерства (факторы, условия, функции, оценка эффективности)

Рис. 3. Схематичное представление формирования культуры личностно-ориентированного лидерства:

прямые и обратные связи между блоками 1, 2, 3

Как следует из рис. 3, это формирование представимо в виде трех блоков.

1. Понятие культуры личностно-ориентированного лидерства. Оно определяется следующими аспектами: философским, социально-педагогическим, культурологическим. Культура составляет содержательную сторону формирования лидерства (лидерских качеств высококвалифицированного спортсмена-единоборца) [6, 11].

Подчеркнем также, что не видение проблемы формирования личностной культуры делает его чисто информационным потоком.

Последние протекает разными путями, но часто они оказываются нейтральными по отношению к рассматриваемому виду культуры. Поэтому не изменив отношения к лидерству как формирующей ценности (не сделав его культуросообразующим, а не только информационно -образующим), мы окажемся вне культуры личностно-ориентированного лидерства.

Важно и то, что формирование культуры лидерства выступает как процесс вхождения спортсмена-единоборца в самоорганизующуюся (открытую) систему, основой которой являются социальные ценности и ценности «Я-личности», а также предметные и объективные ценности лидерской культуры.

2. Концепция формирования культуры личностно-ориентированного лидерства. Речь идет о ведущем замысле как способе понимания, системе взглядов на решение поставленной проблемы, объединенных интегрированных путях «культуры лидерства», формировании ее социокультурных компетенций, являющихся ее «ядром».

Конкретно названная концепция определяется переходом от организационно-управляемой системы (закрытой, в основе которой лежит «культура задачи») к самоорганизующейся (открытой) системе. Речь в данном случае идет о «культуре личности» (а в углубленном значении -«культуре лидерства») [9]. По сути, речь идет о концепции вхождения спортсмена-единоборца в систему социокультурных отношений, основанных на формировании лидерских качеств более высокого уровня, чем ранее (в рамках закрытой системы культуры задачи, которая не всегда является для рассматриваемой личности осознанной).

Данная концепция связана с теорией ценностей культуры лидерства и ценностными ориентациями личности (компетентностной концепции развития). Относительно ценностных ориентаций личности особый акцент делался в работах Ю.К. Бабанского, М.М. Бахтана, Л.П. Буевой, П.С. Гуре-вича, Б.С. Ерасова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, А.Г. Асмолова, С.Л. Рубинштейна, А.А. Ручка, В.П. Тугаринова, А.В. Хуторского, а также ряде зарубежных авторов (М. Вебера, Х. Рика, М. Рокича, П. Сорокина) [5, 11, 12]. Предлагаемая нами для критического осмысления концепция является результатом духовной и предметно-практической деятельности ее авторов. В этом плане речь можно вести о ценностной значимости «культуры личностно-ориентированного лидерства».

3. Обоснование путей формирования культуры личностно -ориентированного лидерства, которые определяются наличием:

- факторов социокультурного формирования лидерских качеств (это своего рода движущие силы, обеспечивающие данное формирование и органически связанные с наличием социокультурных противоречий -внешних и внутренних, объективных и субъективных). Прежде всего, это макро- и микросоциосреда, деятельность, воспитание, общение,

социализация, активность личности, ее ценностные ориентации и мотивационные установки, а также общественные институты и информационно-технические средства;

- условия социокультурного формирования лидерских качеств (среда, обстоятельства, которые в соответствии с названными факторами могут быть социально-педагогическими и психологическими) [10]. Это: государственное стимулирование творческой деятельности в «мире единоборств», подготовленность педагогов (тренеров), наличие развитой образовательной системы с широкой сетью общественных институтов, а также система общественных отношений с приматом социокультурных ценностей и ценностей личностного развития в сфере ФКиС;

- функции социокультурного подхода к формированию лидерских качеств, а именно: развивающая, созидательная, рефлексивная, коррекционная, информационная, коммуникативная;

- оценка эффективности рассматриваемых процессов определяется принципами социокультурного формирования лидерских качеств спортсмена (единоборца). Особую роль играют также закономерности: 1) взаимосвязь творческой самореализации личности с образовательной средой; 2) целостность и единство процесса формирования;

3) обусловленность достигаемых результатов рассматриваемого формиро -вания характером тренировочной и соревновательной деятельности;

4) внутренние связи педагогического процесса в рамках системы «тренер -спортсмен» (управление и самоуправление, обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание); 5) культуросообразная обусловленность целей, содержания, форм и методов формирования лидерских качеств [2, 3].

Заключение.

1. С позиций, отмеченных выше, важен алгоритм: содержание культуры личностно-ориентированного лидерства - ее проявление (коммуникации, доводы и поведение) - интерпретация (толкование, каналы восприятия, оцениваемое значение разделяемых чувств и действий, обоснование личностного поведения исходя из осознания ценностей лидерства и предположений о его качествах).

Назовем также ряд параметров концептуальной (открытой, самоорганизующейся) системы, определяющей «культуру личности и лидерства». Прежде всего, это: долгосрочная ориентация, согласованное решение, акцент на координацию и сотрудничество (а также на эффективность и результаты), неформальный контроль, принцип субъект-субъектных отношений в системе «тренер - спортсмен».

2. Анализ физкультурно-спортивной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в сфере ФКиС. Это та область знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые будущими спортивными менеджерами. Благодаря данной сфере аналитической деятельности обеспечивается интегрированное (и, одновременно, функциональное) понимание физкультурно-спортивной

организации как самоорганизующейся системы. Благодаря анализу выявляются и прогнозируются существующие и потенциальные проблемы, производственные, маркетинговые и финансовые риски. Однако в плане методологии анализа физкультурно-спортивной деятельности степень исследованности низка, что и послужило причиной разработки рекомендаций для менеджера физкультурно-спортивной организации, о сути которых и идет речь в данной работе. Особое внимание при этом уделяется моделированию и систематизации принципов анализа, определению влияния основополагающих факторов, оценке достигнутых результатов, выявлению резервов повышения эффективности и действенности функционирования физкультурно-спортивной организации в рыночных условиях ведения своей деятельности.

3. Широко распространенным в любой сфере национальной экономики является анализ хозяйственной деятельности, под которым понимается научный способ познания исследуемых явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении многообразия связей и зависимостей. Это, кроме того, и аналитическая деятельность по подготовке данных с целью дальнейшей оптимизации хозяйственной деятельности. Цели, стоящие перед данным видом анализа, многообразны (анализ использования ресурсов, результативность производства товаров или услуг, анализ финансовой устойчивости, управленческий и портфельный анализ). Однако если речь вести о физкультурно-спортивной деятельности, то здесь решающую роль играет анализ культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания (и прежде всего в сфере единоборств). Как показано в работе, речь, прежде всего, идет об установлении закономерностей и тенденций изучаемых явлений и процессов, изучении влияния различных факторов на результаты соответствующей деятельности, разработке рекомендаций по использованию выявленных резервов, научном обосновании текущих и перспективных планов формирования культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж: МОДЭК, 1996. 768 с.

2. Литвак Р.А., Дуранов М.Е. Социокультурное образование и развитие экономической личности будущего специалиста: теория и практика. М.: ВЛАДОС, 2009. 242 с.

3. Ломакина И.С. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультур -ный аспект). М.: МГОПУ, 2003. 322 с.

4. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2005. 432 с.

5. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: ИП, 1988. 479 с.

6. Попов А.Н. Инструментарий культуростроительного менеджмента. Челябинск: УралГУФК, 2007. 208 с.

7. Попова Е.А., Попов А.Н., Бухтиярова Т.И. Интерпретативная рациональность личности. Челябинск: ЧГАУ, 2000. 201 с.

8. Пряхин Г.Н., Попов А.Н., Павлов Н.И. Формирование эффективного лидерства. Челябинск: ЧелГУ, 2019. 196 с.

9. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Педобщество, 1999. 430 с.

10. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 480 с.

11. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства. СПб.: РХГИ, 2000. 105 с.

12. Хуторский А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001.

544 с.

Попова Александра Федоровна, д-р пед. наук, проф., nana2684@yandex.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борисова Татьяна Викторовна, канд. пед. наук, доц., tatyana_b1979@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

Павлов Никита Игоревич, ассистент, магистр, Заслуженный мастер спорта России, nikitazlat@,mail. ru, Россия, Челябинск, Челябинский государственный университет, Уральский государственный университет физической культуры

FORMA TION OF CULTURE OF PERSONAL-ORIENTED LEADERSHIP BY MEANS OF SELF-KNOWLEDGE IN THE SPHERE OF SINGLE COMBATS

A.F. Popova, T. V. Borisova, N.I. Pavlov

The methodological aspect of the formation of a culture of personality-oriented leadership is justified. The cultural components of the skill of martial arts athletes are structured. Particular attention is paid to the development of the concept of forming a culture of personality-oriented leadership by means of self-knowledge, as well as the theory of values of leadership culture.

Key words: culture, leadership, self-knowledge, skill, martial arts athletes, rationality of thinking.

Popova Alexandra Fyodorovna, doctor of pedagogical sciences professor, nana2684@yandex. ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,

Borisova Tatyana Victorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tatyana_b1979@,mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,

Pavlov Nikita Igorevich, assistant, master, Honored master of sports of Russia, nikitazlat@,mail. ru, Russia, Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, Ural State University of Physical Culture

References

1. Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya i konstruirovanie mirov [Cultural-historical psychology and the construction of worlds]. Voronezh: MODEK, 1996. 768 p.

2. Litvak R.A., Duranov M.E. Sociokul'turnoe obrazovanie i razvitie ekonomicheskoj lichnosti budushchego specialista: teoriya i praktika [Sociocultural education and the development of the economic personality of a future specialist: theory and practice]. M.: VLADOS, 2009. 224 p.

3. Lomakina I.S. Teoretiko-aksiologicheskie osnovy formirovaniya professional'noj kompetentnosti specialista v vuze (sociokul'turnyj aspekt) [Theoretical and axiological basis for the formation of professional competence of a specialist in a university (sociocultural aspect)]. M.: MGPOU, 2003. 332 p.

4. Pedagogika [Pedagogy] / ed. L.P. Krivshenko. M.: Prospect, 2005. 432 p.

5. Pedagogika [Pedagogy] / ed. Yu.K. Babansky. M.: IP, 1988. 479 p.

6. Popov A.N. Instrumentarij kul'turostroitel'nogo menedzhmenta [Toolkit of cultural management]. Chelyabinsk: UralGUFK, 2007. 208 p.

7. Popova E.A., Popov A.N., Buhtiyarova T.I. Interpretativnaya racional'nost' lichnosti [Interpretative rationality of personality]. Chelyabinsk: ChGAU, 2000. 201 p.

8. Pryahin G.N., Popov A.N., Pavlov N.I. Formirovanie effektivnogo liderstva [Formation of effective leadership]. Chelyabinsk: ChelSU, 2019. 196 p.

9. Simonov V.P. Pedagogicheskij menedzhment [Pedagogical management]. M.: The Community, 1999. 430 p.

10. Slastenin V.A., Kashirin V.P. Psihologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. M.: Academy, 2001. 480 p.

11. Sorokin P.A. Social'naya i kul'turnaya dinamika: issledovanie izmenenij v bol'shih sistemah iskusstva [Social and cultural dynamics: the study of changes in large systems of art]. St. Petersburg: RKHGI, 2000. 105 p.

12. Hutorskij A.V. Sovremennaya didaktika [Modern didactics]. St. Petersburg: Peter, 2001. 554 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.