Научная статья на тему 'Психофизиологические детерминанты спортивного мастерства единоборцев'

Психофизиологические детерминанты спортивного мастерства единоборцев Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSIOLOGICAL DETERMINANTS / SPORTS SKILLS / TAEKWONDO / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / ТХЭКВОНДО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Терзи М.С., Сарайкин Д.А., Павлова В.И., Камскова Ю.Г.

The psychophysiological peculiarities of sports skills of combatants of different skill levels have been investigated. In order to define the psychophysiological determinants of sports skills of combatants, some parameters were analyzed in the dynamics of growth of their sports skills including: complex visual-motor reaction time; tapping test results (E.P. Il'in's technique); the indicators of anticipatory reaction to the position of a moving object (N.S. Leites technique); characteristics of quasi-steady potential of the cerebral cortex; parameters of the video-electroencephalographic monitoring of the bioelectric brain activity. An improvement was marked in the indices characterizing and optimizing adaptive structural and functional changes of the nervous, neuromuscular and sensorimotor systems of combatants with the increase of their sports skills. In the dynamics of growth of sports skills of taekwondokas the statistically significant improvement was detected in the results of anticipatory reaction to the position of a moving object in elite taekwondokas compared with a group of low-skilled athletes. The indicators of complex visual-motor reaction time have significantly improved. The optimizing adjustment of psychophysiological reactions was detected not only in the neuromuscular and sensorimotor systems, but also in the energy metabolism of the nervous system in general and the brain in particular. There was revealed an improvement in the pattern of the background bioelectric activity of the brain, a reduction of the instability of neurodynamic processes, and an notable enhancement in adaptability and plasticity of regulatory mechanisms of the brain of commbatants with the rise of their skill level and mastery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические детерминанты спортивного мастерства единоборцев»

ТРЕНЕР

УДК: 612.8:796.0

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА ЕДИНОБОРЦЕВ

Кандидат биологических наук, доцент М.С. Терзи

Кандидат биологических наук, доцент Д.А. Сарайкин

Доктор биологических наук, профессор В.И. Павлова

Доктор медицинских наук, профессор Ю.Г. Камскова

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

PHYSIOLOGICAL DETERMINANTS OF SPORTS SKILLS OF COMBATANTS

M.S. Terzi, associate professor, Ph.D.

D.A. Saraykin, associate professor, Ph.D.

V.I. Pavlova, professor, Dr.Biol. J.G. Kamskova, professor, Dr.Med. Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Key words: physiological determinants, sports skills, taekwondo. The psychophysiological peculiarities of sports skills of combatants of different skill levels have been investigated. In order to define the psychophysiological determinants of sports skills of combatants, some parameters were analyzed in the dynamics of growth of their sports skills including: complex visual-motor reaction time; tapping test results (E.P. Il'in's technique); the indicators of anticipatory reaction to the position of a moving object (N.S. Leites technique); characteristics of quasi-steady potential of the cerebral cortex; parameters of the video-electroencephalographic monitoring of the bioelectric brain activity. An improvement was marked in the indices characterizing and optimizing adaptive structural and functional changes of the nervous, neuromuscular and sensorimotor systems of combatants with the increase of their sports skills. In the dynamics of growth of sports skills of taekwon-dokas the statistically significant improvement was detected in the results of anticipatory reaction to the position of a moving object in elite taekwondokas compared with a group of low-skilled athletes. The indicators of complex visual-motor reaction time have significantly improved. The optimizing adjustment of psychophysiological reactions was detected not only in the neuromuscular and sensorimotor systems, but also in the energy metabolism of the nervous system in general and the brain in particular. There was revealed an improvement in the pattern of the background bioelectric activity of the brain, a reduction of the instability of neurodynamic processes, and an notable enhancement in adaptability and plasticity of regulatory mechanisms of the brain of commbatants with the rise of their skill level and mastery.

Ключевые слова: психофизиологические детерминанты, спортивное мастерство, тхэквондо.

Введение. Спортивное мастерство единоборцев характеризуется гармоничным единством всех компонентов оптимальной готовности к наилучшим достижениям: физической, функциональной, психоэмоциональной и технико-тактической [5, 6]. Эффективность интегрального взаимодействия компонентов спортивного мастерства единоборцев обеспечивается в первую очередь психофизиологическими механизмами [2]. Ведь спецификой спортивно-боевых единоборств (тхэквондо, бокс, кикбоксинг, карате и т.п.) является психомоторная сложность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в конфликтной и экстремальной по характеру ситуации поединка, что и обусловливает актуальность изучения психофизиологических элементов - детерминант их спортивного мастерства в динамике роста их квалификации [7].

Тхэквондо характеризуется сложным взаимодействием физических и психических факторов, ментальной и двигательной технико-тактической сложностью, высоким психоэмоциональным напряжением деятельности, изменением физического развития и функций жизнеобеспечения [7, 8]. Для тхэквондо характерна экстремальность не только соревновательных, но и тренировочных ситуаций, особенно во время вольных боев и спаррингов, которые сопровождаются значительными психическими нагрузками. Анализ спортивной деятельности тхэквондистов разных квалификаций показывает [5, 6], что тхэквондисту в условиях тренировочной и соревновательной деятельности приходится постоянно и быстро перерабатывать большое количество самой разнообразной информации (действия противника, обстановка боя, оценка дистанции, направление ударов, характер действий противника и т.п.), что предъявляет повышенные требования к их психофизиологическому состоянию.

Цель исследования - определить психофизиологические детерминанты спортивного мастерства единоборцев (на примере тхэквондо) в динамике роста их спортивной квалификации.

Методика и организация исследования. Для выяснения мнения тренеров Челябинской областной фе-

дерации тхэквондо о ведущих психофизиологических детерминантах, обуславливающих спортивное мастерство и проявляющихся в психомоторных качествах квалифицированных тхэквондистов, был проведен анкетный опрос 40 тренеров высокой квалификации: 2 заслуженных тренеров России, 15 тренеров высшей категории, а также 23 тренеров 1-й категории. Средний стаж тренерской работы анкетируемых составил 16 лет. Тренерам предлагалось распределить по местам психомоторные качества по ранговой системе от 1 до 5.

Психофизиологические детерминанты спортивного мастерства единоборцев изучались нами на предсо-ревновательном этапе тренировочного процесса при помощи батареи тестов, в которую вошли следующие методы психофизиологических исследований:

• время сложной зрительно-моторной реакции выбора (СЗМР) [4];

• теппинг-тест по методике Е.П. Ильина [2];

• антиципирующая реакция на движущийся объект по методике Н.С. Лейтес [1];

• измерение квазистационарного потенциала (КСП) коры головного мозга [3];

• видеоэлектроэнцефалографический мониторинг биоэлектрической активности коры мозга (видео-ЭЭГ) [9].

Исследование проводилось на базе лаборатории ЧГПУ: «Адаптация организма спортсменов к физическим нагрузкам разной интенсивности», а также на базе кабинета видеоЭЭГ мониторинга при МУЗ «Детская городская клиническая больница № 8». Исследовались спортсмены-единоборцы СДЮСШОР «Корё» по тхэквондо г. Челябинска. Спортсмены были разделены по трем квалификационным категориям (соответственно их разрядам и спортивным званиям): спортсмены низкой квалификации (1, 2, 3-й юношеские разряды) - 15 человек (контрольная группа); спортсмены средней квалификации (I, II, III взрослые разряды) -16 человек (экспериментальная группа-1; спортсмены высокой квалификации (КМС и МС) - 11 человек (экспериментальная группа-2).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования тренеров представлены в табл. 1. Из таблицы видно, что тренеры расположили ведущие психофизиологические детерминанты тхэквондистов в следующей последовательности: 1) антиципирующая реакция на движущийся объект (АРДО); 2) СЗМР выбора; 3) теппинг-тест; 4) КСП коры головного мозга; 5) видеоЭЭГ.

В табл. 2, представлены результаты исследования психофизиологических детерминант спортивного мастерства единоборцев-тхэквондистов разных

квалификаций. По мнению опрошенных тренеров, ведущим психофизиологическим качеством, определяющим спортивное мастерство единоборцев, является АРДО (35,5 %). В основе реакции антиципации (предугадывания) лежит способность спортсмена к вероятностному прогнозированию действий противника. К примеру, на ближней и средней дистанциях требуется меньше времени для нанесения удара, чем для выполнения защиты. Поэтому внимание единоборца должно быть направлено на восприятие не самого действия, а подготавливающих его движений. Реакцию на движущийся объект принято рассматривать как сложный пространственно-временной рефлекс и использовать в качестве психофизиологического теста для определения уровня взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, как в состоянии относительного покоя, так и под влиянием физической нагрузки [4]. В динамике роста спортивного мастерства тхэквондистов мы видим, что происходят достоверно значимые (р<0,05) улучшения в результатах АРДО у тхэквондистов средней квалификации на 5,2 % (с 44,2±0,79 до 41,9±0,63 мс), тогда как у тхэквондистов высокой квалификации результаты достоверно (р < 0,01) улучшились на 15,2 % по сравнению с группой спортсменов низкой квалификации (с 44,2±0,79 до 37,5±0,82 мс), что свидетельствует о возросшей способности единоборцев антиципировать время изменения пространственного положения стимула и соотносить с ним сенсорные процессы регуляции своего движения.

На второе место среди психофизиологических детерминант спортивного мастерства единоборцев тренеры поставили время СЗМР (25,8 %). СЗМР - ответное действие на внезапное начало соперником одного или нескольких атакующих действий. На основании показателей СЗМР можно получить информацию о функциональном состоянии зрительной и двигательной сенсорных систем, а также центральной нервной системы. Совершенствование быстроты СЗМР в тренировочном процессе происходит посредством постепенного увеличения числа возможных внезапных сигналов и ответных действий. В спортивном поединке атлетам часто приходится переключаться с одних активных действий на другие, например, с нападения на оборону, с маневрирования на атакующие и контратакующие действия [4].

В динамике роста спортивного мастерства тхэквондистов происходят достоверно значимые улучшения в результатах СЗРМ. Так, в группе тхэквондистов средней квалификации достоверно значимое (р<0,05) улучшение результатов СЗМР по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило 5,3 % -

Таблица 1. Ведущие психофизиологические детерминанты спортивного мастерства тхэквондистов

Психомоторные качества % Ранг

Антиципирующая реакция на движущийся объект 35,5 1

Сложная зрительно-моторная реакция выбора 25,8 2

Теппинг-тест 17,3 3

Квазистационарный потенциал коры головного мозга 11,4 4

ВидеоЭЭГ 10,0 5

Таблица 2. Психофизиологические детерминанты спортивного мастерства тхэквондистов в динамике роста их квалификации

Психофизиологические детерминанты Динамика спортивного мастерства

Низкая квалификация Средняя квалификация Высокая квалификация

1. АРДО, мс 44,2±0,79 100 % 41,9±0,63* -5,2 % 37,5±0,82** -15,2 %

2. СЗМР, мс 278,5±2,11 100 % 263,8±2,34* -5,3 % 252,3±3,91** -9,4 %

3. Теппинг-тест, колич. за 1 мин 401,9±13,27 100 % 425,2±13,62* +5,8 % 449,8±14,91** +11,9 %

4. КСП, мВ 33,1±0,85 100 % 35,6±0,71* +7,6 % 36,8±0,79** +11,2 %

5. ВИДЕОЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА

Показатели ЭЭГ Низкая квалификация Средняя квалификация Высокая квалификация

Альфа-ритм, % 19,5±0,35 100 % 24,7±0,24** +26,7 % 32,3±0,33** +34,4 %

Бета-ритм, % 35,9±0,27 100 % 35,8±0,43 -0,3 % 36,1±0,38 +0,6 %

Тета-ритм, % 44,6±0,41 100 % 39,5±0,28** -11,4 % 31,6±0,36** -29,1 %

Примечание. * - (р<0,05) - достоверность различий по сравнению с группой спортсменов низкой квалификации; ** -(р<0,01) - достоверность различий по сравнению с группой спортсменов низкой квалификации.

с 278,5±2,11 мс до 263,8±2,34 мс, тогда как в группе тхэквондистов высокой спортивной квалификации достоверно значимое (р<0,01) улучшение результатов СЗМР по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило 9,4 % (с 278,5±2,11 до 252,3± 3,91 мс), что свидетельствует об улучшении протекания психофизиологических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для высокой точности технико-тактических действий единоборцев.

На третье место среди психофизиологических детерминант спортивного мастерства единоборцев тренеры поставили результаты теппинг-теста (максимальная частота движений за 60 с) (17,3 %). Скоростные характеристики определяют и реализуют характерные динамические изменения в процессе выполнения двигательных действий. Благодаря данной характеристике в движениях человека формируются целесообразная последовательность и взаимосвязь акцентированных моментов приложения основных мышечных усилий и расслабления [2].

В динамике роста спортивного мастерства тхэквондистов, происходят достоверно значимые улучшения в результатах теппинг-теста. Так, в группе тхэквондистов средней квалификации достоверно значимое (р<0,05) улучшение результатов теппинг-теста по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило 5,8 % с 401,9±13,27 до 425,2±13,62 точек за 1 мин, тогда как в группе тхэквондистов высокой спортивной квалификации достоверно значимое (р<0,01) улучшение результатов по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило уже 11,9 % - с 401,9±13,27 до 449,8±14,91 точек за 1 мин, что свидетельствует об оптимизирующих перестройках нервно-мышечного аппарата и нервной системы тхэквондистов.

На четвертом месте среди психофизиологических детерминант спортивного мастерства единоборцев тренеры поставили результаты КСП спортсменов

(11,4 %). КСП по своей сути является методом омега-метрии и представляет собой оценку энергетического состояния мозга через индикацию, диагностику и анализ уровня постоянного потенциала (омега-потенциала) головного мозга. Уровень постоянного потенциала - это разновидность медленных электрических процессов, специфика которых связана с их происхождением, поэтому КСП используют для оценки церебрального энергетического метаболизма [3]. В динамике роста спортивного мастерства тхэквондистов происходят достоверно значимые улучшения в результатах КСП. Так, в группе тхэквондистов средней квалификации достоверно значимое (р<0,05) улучшение результатов КСП по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило 7,6 % - с 33,1 ±0,85 до 35,6±0,71 мВ, тогда как в группе тхэквондистов высокой спортивной квалификации достоверно значимое (р<0,01) улучшение результатов КСП по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило уже 11,2 % - с 33,1±0,85 до 36,8±0,79 мВ, что свидетельствует об адаптивных изменениях структурно-функционального состояния коры головного мозга, сопровождающихся позитивными оптимизирующими перестройками психофизиологических реакций не только нервно-мышечной и сенсомоторной систем, но и энергетического метаболизма нервной системы в целом и головного мозга в частности, а это, в свою очередь, определяет физиологическую активность звеньев систем обеспечения таких видов деятельности, как активация внимания, готовность к действию и мыслительные операции.

Среди психофизиологических детерминант спортивного мастерства единоборцев на 5-е место (10,0 %) тренеры поставили результаты видеоэлектроэнцефалограммы. Наглядная динамика биоэлектрической активности головного мозга наряду с ростом спортивного мастерства единоборцев обуславливает многие научно-методические подходы к разработке совре-

менных эффективных технологий их спортивной подготовки. У спортсменов с разной степенью успешности использования тренировочных технологий наблюдается устойчивое изменение паттерна электроэнцефалограммы [6]. В динамике роста спортивного мастерства происходят достоверно значимые улучшения результатов видеоЭЭГ [9]. Так, с ростом спортивной квалификации единоборцев изменяется характер фоновой биоэлектрической активности головного мозга, что выражается в характерном увеличении доли амплитуды альфа-ритмов (19,5-24,7-32,3 %), неизменности бета-ритмов (35,9-35,8-36,1%) и уменьшении доли амплитуды тета-ритмов мозга (44,6-39,5-31,6 %). Кроме того, в группе тхэквондистов средней квалификации достоверно значимое (р<0,01) увеличение доли альфа-ритма по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило 26,7 %, а доля тета-ритма при этом достоверно уменьшилась на 11,4 %, тогда как в группе тхэквондистов высокой спортивной квалификации достоверно значимое (р<0,01) увеличение доли альфа-ритма по сравнению с группой тхэквондистов низкой квалификации составило уже 34,4 %, а доля тета-ритма при этом достоверно уменьшилась на 29,1%, что свидетельствует об оптимизации механизмов регуляции корково-подкорковых взаимоотношений, снижении неустойчивости нейродинамических процессов и выраженном улучшении адаптированности и пластичности регуляторных механизмов мозга тхэквондистов с ростом их квалификации и спортивного мастерства.

Выводы:

- анализируя динамику результатов психофизиологических тестов, можно чётко проследить улучшение показателей, характеризующих оптимизирующие и экономизирующие адаптационные изменения структурно-функционального характера в нервной, нервно-мышечной и сенсомоторной системах единоборцев с ростом их спортивной квалификации;

- в динамике роста спортивного мастерства тхэквондистов происходят достоверно значимые улучшения результатов АРДО у тхэквондистов высокой квалификации по сравнению с группой спортсменов низкой квалификации, что свидетельствует о возросшей способности единоборцев антиципировать время изменения пространственного положения стимула и соотносить с ним сенсорные процессы регуляции своего движения;

- с ростом спортивного мастерства в результатах СЗМР единоборцев также наблюдаются достоверно значимые улучшения, что свидетельствует о совершенствовании протекания психофизиологических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для высокой точности технико-тактических действий единоборцев;

- с повышением спортивной квалификации единоборцев достоверно значимо улучшаются результаты биоэлектрической активности головного мозга, что свидетельствует об оптимизирующих перестройках психофизиологических реакций не только нервно-мышечной и сенсомоторной систем, но и энергетического мета-

болизма нервной системы в целом и головного мозга в частности, а это, в свою очередь, определяет физиологическую активность звеньев систем обеспечения таких видов деятельности, как активация внимания, готовность к действию и мыслительные операции. Кроме того, с ростом спортивной квалификации единоборцев совершенствуется паттерн фоновой биоэлектрической активности головного мозга, что свидетельствует о снижении неустойчивости нейродинамических процессов и выраженном улучшении адаптированности и пластичности регуляторных механизмов мозга тхэквондистов с ростом их квалификации и спортивного мастерства.

Литература

1. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. / Н.С. Лейтес. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - C. 448.

2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с: ил.

3. Илюхина, В.А. Омега-потенциал - количественный показатель состояний структур мозга и организма / В.А. Илюхина // Физиология человека. - 1982. - Т. 8. - № 5. - С. 721-733.

4. Муфтахина, Р.М. Психофизиологический статус боксеров различных спортивных квалификационных групп: дис. ... канд. биол. наук / Р.М. Муфтахина. - Челябинск: ЧГПУ, 2011. - 138 с.

5. Сарайкин, Д.А. Физиологическое обоснование организации спортивной тренировки у юных тхэквондистов / Д.А. Сарайкин, М.С. Терзи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура. - Челябинск, 2010. - Вып. 24. - № 24 (200). - С. 32-33.

6. Терзи, М.С. Психофизиологические аспекты тренировочной и соревновательной деятельности тхэквондистов разных квалификаций / М.С. Терзи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2013. - № 12. - С. 307-314.

7. Тхэквондо. Теория и методика. Т. 1. Спортивное единоборство: учебник для СДЮшОр, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 800 с.: ил.

8. Физическая нагрузка в адаптации спортсменов и профилактике психофизического переутомления / В.И. Павлова, Я.В. Ла-тюшин, Н.В. Мамылина, М.С. Терзи // Теория и практика физ. культуры. - 2007. - № 10. - С. 11-14.

9. ЭЭГ и психофизиологические показатели у спортсменов с различными стилями соревновательной деятельности / Е.Б. Сологуб, Н.М. Конева, А.В. Соколов и др. // Физиология человека. - 1993. - Т. 19. - № 1. - С. 10-18.

References

1. Age-related endowments and individual differences: selected works. / N.S. Leites. - Voronezh: MODEK, 1997. - P. 448. (In Russian)

2. Il'in, E.P. Psychophysiology of human conditions / E.P. Il'in. - St. Petersburg: Piter, 2005. - 412 P: illus. (In Russian)

3. Ilyukhina, V.A. Omega-potential - a quantitative measure of the state of brain structures and body / V.A. Ilyukhina // Fiziologiya cheloveka. - 1982. - P. 8. - № 5. - P. 721-733. (In Russian)

4. Muftakhina, R.M. Psychophysiological status of boxers from various sports qualifying groups: Ph.D. thesis / R.M. Muftakhina. -Chelyabinsk: ChSPU, 2011. - 138 P. (In Russian)

5. Saraykin, D.A. Physiological basis of the organization of sports training of junior taekwondokas / D.A. Saraykin, M.S. Terzi // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Education, public health, physical culture. - Chelyabinsk, 2010. - Iss. 24. - № 24 (200). - P. 32-33. (In Russian)

6. Terzi, M.S. Psychophysiological aspects of training and competitive activities of taekwondokas from different qualifying groups / M.S. Terzi // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Chelyabinsk, 2013. - № 12. - P. 307-314. (In Russian)

7. Taekwondo. Theory and Methodology. Part 1. Combat sports: textbook for specialized children's schools of the Olympic reserve, sports departments of pedagogical institutes, colleges of physical culture and schools of the Olympic reserve / Yu.A. Shulika [et al.]. -Rostov-on-Don: Fenix, 2007. - 800 P.: illust. (In Russian)

8. Physical load in the adaptation of athletes and prevention of psychophysical fatigue / V.I. Pavlova, Ya.V. Latyushin, N.V.

Mamylina, M.S. Terzi // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2007. Sokolov et al. // Fiziologiya cheloveka. - 1993. - P. 19. - № 1. - P.

- № 10. - P. 11-14. (In Russian) 10-18. (In Russian)

9. EEG and psychophysiological characteristics in athletes having Информация для связи с авт°р°м: saraykind@cspu.ru

different competitive styles / E.B. Sologub, N.M. Koneva, A.V. Поступила в редакцию 04.06.2014 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.01:316

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМИ СРЕДСТВАМИ Аспирантка Т.В. Швецова

Кандидат педагогических наук доцент ЛА Парфенова Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: социокультурный потенциал, инвалиды, социальная интеграция, гуманитарный центр.

Введение. Процесс активизации общественных отношений и направлений государственной политики по реабилитации и содействию социализации людей с особыми потребностями обозначил значительный потенциал физкультурно-спортивной деятельности, которая, компенсируя недостающие условия личностного развития данной категории населения, одновременно создает дополнительное пространство для их творческой самореализации.

При этом существует проблема желаемой доступности, научно-методической и кадрово-профессиональной обеспеченности физкультурно-спортивной среды для молодежи с инвалидностью, разрыв между политикой и практикой по-прежнему катастрофически велик.

Важность решения поставленного вопроса, а также многолетний практический опыт организации работы гуманитарного центра (с 1993 г.) легли в основу научно-исследовательского проекта, предполагающего разработку инновационной технологии социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры, спорта и искусства.

Организация и методика исследования. На первом, подготовительном, этапе реализации проекта были изучены и проанализированы отечественные и зарубежные источники по теоретико-методологическим основам социализации инвалидов средствами физической культуры [1, 2]; разрабатывался алгоритм исследования; выяснялись противоречия и формулировались основные положения понятийного аппарата; уточнялись цель, объект и предмет научного проекта, определялась степень научной новизны.

На втором этапе исследовательской деятельности в рамках заявленной технологии ведутся формирование регионального спортивно-гуманистического молодежного направления и организация «Творческой мастерской спорта, искусства и здорового образа жизни» как модели вовлеченности молодежи с разными возможностями в культурно-спортивную деятельность и социокультурное пространство. Для эффективной реализации обозначенных идей параллельно идет разработка организационно-содержательных аспектов методико-практической подготовки будущих педагогов к осуществлению инклюзивной деятельности.

Основной экспериментальной площадкой выступает территория Ульяновского государственного педагогического университета (УлГПУ), в котором развернута системная интегрированная деятельность молодых инвалидов, учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов и студентов на постоянной долгосрочной развивающейся основе, имеется многолетний опыт работы в адаптивном спорте, организована безбарьерная среда для маломобильных людей и осваиваются стандарты доступности молодежного спорта для людей с ограниченными возможностями.

В начале экспериментальной проверки разработанных новаций было проведено социологическое исследование пу-

тем анкетирования и интервьюирования участников проекта (30 инвалидов-колясочников и 35 студентов факультета физической культуры и спорта УлГПУ).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате обработки данных были получены следующие результаты. Только 56 % респондентов признают важность и необходимость физкультурно-спортивной деятельности в достижении физической реабилитации. При этом только 12 %% считают, что подобная деятельность должна проходить на принципах равноправия, сотрудничества и взаимодействия. Большая часть (72 %%) из числа опрошенных уверены, что ведущую роль в этом должны играть здоровые, а не люди с инвалидностью. Причем при опросе студентов 74 %% выражают положительное отношение к инвалидам и готовность работать волонтерами. Лишь 10 % студентов настроены на равноправное сотрудничество, когда речь идет о непосредственной интеграции в реальные молодежные проекты людей, имеющих ограниченные возможности. Одновременно 18 (из 30) инвалидов-колясочников обозначили, что стараются ежедневно заниматься физическими упражнениями, отмечая при этом снижение у себя напряжения, депрессивного фона, тревожного настроения, получение эмоционального и мышечного удовлетворения. Среди популярных были названы виды спорта: армрестлинг, плавание, легкая атлетика, шахматы, шашки, баскетбол, настольный теннис.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все участники проекта считают недостаточной и слабой организацию в регионе адаптивной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, признают необходимость разработки и реализации индивидуальных реабилитационных и компенсаторных программ.

Вывод. Выявление и применение в ходе реализации проекта научно обоснованных методов, подходов и управленческих мер направлено на решение проблемы социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в социум средствами физкультурно-спортивной деятельности с целью достижения ими определенного общественного статуса и утверждения личностной значимости.

Литература

1. Марущак, Л.А. Педагогические условия комплексной реабилитации инвалидов средствами адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Марущак. - Челябинск, 2009. - 24 с.

2. Тимошина, И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.Н. Тимошина. - СПб., 2008. - 44 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Физкультурно-спортивное взаимодействие учащейся молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе их интеграции в социокультурное пространство»), проект № 14-16-73007а(р).

Информация для связи с автором: laraparf@mail.ru

Поступила в редакцию 10.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.