Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование процесса формирования лидерских качеств будущих спортивных менеджеров'

Педагогическое моделирование процесса формирования лидерских качеств будущих спортивных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / ВУЗ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / МОДЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ / SPORTS MANAGER / UNIVERSITY / LEADERSHIP SKILLS / MODEL / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Александра Федоровна, Павлов Никита Игоревич

Обоснована необходимость перехода к новой парадигме подготовки управленческих кадров в сфере физической культуры и спорта. Разработана личностно-ориентированная модель формирования лидерских качеств спортивных менеджеров в образовательной среде вуза и предложена методика ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Александра Федоровна, Павлов Никита Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODELING OF THE PROCESS OF FORMING THE LEADER QUALITIES OF FUTURE SPORTS MANAGERS

The necessity of transition to a new paradigm of training managerial personnel in the field of physical culture and sports is substantiated. A personality-oriented model for the formation of leadership qualities of sports managers in the educational environment of the university is developed and a methodology for its implementation is proposed.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование процесса формирования лидерских качеств будущих спортивных менеджеров»

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

А.Ф. Попова, Н.И. Павлов

Обоснована необходимость перехода к новой парадигме подготовки управленческих кадров в сфере физической культуры и спорта. Разработана личностно-ориентированная модель формирования лидерских качеств спортивных менеджеров в образовательной среде вуза и предложена методика ее реализации.

Ключевые слова: спортивный менеджер, вуз, лидерские качества, модель, личность.

Проблема формирования лидерских качеств ставит задачу непрерывного повышения качества обучения спортивных менеджеров в высшем учебном заведении, решение которой может состоять в переходе к новой парадигме подготовки, заключающейся в качественном увеличении количества знаний и развитии творческого мышления.

Профессиональная культура спортивных менеджеров является механизмом внедрения новой парадигмы в деловую, организационную, предпринимательскую и менеджерскую деятельность. Это позволит переосмыслить стереотипы, развить конвергентное и дивергентное мышление, а также решить широкий круг задач по созданию синергетического эффекта. Учебный процесс при этом формирует у студентов установку на деловой успех [4].

Современное спортивное образование направлено на развитие и самореализацию личности, свободно ориентирующейся в сложных социокультурных отношениях, способной настойчиво, активно, творчески, ответственно действовать для решения профессиональных задач. Это выражается в формах и методах обучения, используемых в учебном процессе для формирования психологически и культурно развитой личности, с развитыми лидерскими качествами.

Стоит отметить, что достижение лидерства для спортивного менеджера является его профессиональным «акме», то есть наивысшей точкой его профессионального развития, следовательно, новая парадигма подготовки спортивных менеджеров должна учитывать принципы акмеологии для формирования зрелой личности, способной достигать вершин профессионального мастерства [5].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в теории и практике преподавания недостаточно развиты организационно -педагогические условия, формирующие готовность развития в профессиональной деятельности спортивного менеджера. Также отметим,

что в настоящее время практически полностью отсутствует понимание закономерностей формирования лидерства и методик его исследования.

Следовательно, существует закономерное противоречие между необходимостью формирования установки на лидерство в профессиональной деятельности спортивного менеджера и неполной разработанностью организационно-педагогических условий ее формирования в высшем учебном заведении.

Для преодоления данного противоречия сформулируем вопрос: какой должна быть модель формирования установки па лидерство будущих спортивных менеджеров сферы физической культуры и методика ее реализации в образовательном процессе вуза?

Результаты исследования. В концентрированном виде они представлены личностно-ориентированной моделью формирования лидерских качеств спортивных менеджеров в образовательном процессе вуза физической культуры (рис. 1). Особое внимание в ней обращается на принципы формирования лидерских качеств. Под лидерскими качествами понимаются психологические качества, навыки, способность сотрудничать в группе с целью достижения конкретных задач [7]. Говоря иначе, это качества инновационной личности спортивного менеджера (таблица).

Данная система качеств включает в себя процесс формирования лидерских качеств не только как части образовательного процесса, но и как постоянного процесса в жизни субъекта профессиональной деятельности. Каждый человек (в том числе и спортивный менеджер) с течением жизни меняет своё восприятие внешней среды, увеличивает жизненный опыт, поэтому и меняется его восприятие лидерства, личностные качества, характеризующие поведение лидера, осознание себя в качестве лидера.

Развитие лидерских качеств, представление их в виде системы - это задачи образовательного процесса. Важно и то, что в данном процессе существенную роль играет дошкольное и школьное воспитание будущего спортивного менеджера.

Получение высшего образования предполагает подготовку у студента основы качественной социализации и превращение ее в комплекс общественно-экономических отношений.

В связи с этим система лидерских качеств, проектируемая в образовательном процессе вуза физической культуры, предполагает деление качеств на уровни: личностный, профессиональный, экономический, социально-политический.

Основные барьеры для развития лидерских качеств находятся на уровне личности. Имеются в виду неточность поставленных целей; нетерпеливость и ожидание быстрых изменений; боязнь новых ситуаций; боязнь уязвимости; поведение и ожидания окружающих; неверие в собственные силы; недостаточное развитие умений и навыков.

Рис. 1. Личностно-ориентированная модель формирования лидерских качеств спортивных менеджеров в образовательном процессе вуза

Рекомендации по формированию личностных качеств лидера [2]: уверенность в себе при общении с другими людьми; ответственность за свою жизнь и принятие самостоятельных жизненных решений; умение слушать собеседника; умение ценить своё время; обязательность заботы о здоровье; анализ опыта, особенно неудачного; проявление настойчивости в преодолении жизненных неурядиц и решении профессиональных задач; контроль эмоциональных реакций на ситуации; не осуждать поступки других и не завидовать их положению; больше читать.

Лидерские качества будущих спортивных менеджеров как характеристики инновационной личности [8]

Группы Качества

Интеллектуально-творческие Готовность к осуществлению профессиональных задач, умение компетентно оценивать ситуацию, ставить цели и достигать их, обоснованно и целесообразно использовать информацию, способность нахо -дить решения в нестандартных ситуациях

Организаторские Способность самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя за решение групповой задачи, управлять собой, психологическая готов-ность к работе в команде, умение находить индивидуальный подход к людям

Социально-коммуникативные Способность вести людей за собой, умения организовать продуктивное межличностное и внутрикол-лективное общение, гасить конфликты при разрешении групповой задачи, находить общий язык с разными людьми, чувствовать и понимать эмоции других

Набор лидерских качеств профессионального уровня достаточно полно раскрывается через освоение общекультурных и профессиональных компетенций, указанных в федеральных государственных образователь -ных стандартах по направлениям подготовки менеджеров. Следует также иметь в виду, что лидерские качества социально-политического уровня определяются исходя из состояния внешней среды общества.

Конструктивные формы солидарности развиваются в обществах, ориентированных на ценности гуманизма, свободного выбора и на поддержку индивидуальности. В этих обществах мы имеем дело с «государством граждан», а не «государством подданных». В первых господствует, как отмечал Ю.М. Лотман, архетип договора, во вторых -архетип «вручения себя».

Исходя из структуры общественных отношений формируются и экономические отношения, лидерские качества экономического уровня. Какие ценности будут разделять участники рынка, таков уровень культуры экономических отношений и будет присущ обществу. Современные реформы образования позволяют сделать вывод о необходимости разработки сценариев развития социальных эффектов [1]:

- формирование гражданской идентичности как предпосылки укрепления российской государственности;

- социальная и духовная консолидация общества;

- обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования как факторов уменьшения рисков социального расслоения общества;

- конструирование социальных норм доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

- успешная социализация подрастающего поколения;

- повышение конкурентоспособности личности, общества и государства.

Таким образом, проектируемая система лидерских качеств будущих спортивных менеджеров должна учитывать широкий спектр задач, под которым понимается механизм создания лидерства команды. При этом особую роль играют принципы формирования данных качеств.

Основой педагогического моделирования данного процесса, как следует из рис. 1, являются образовательные технологии. С позиций методологического анализа в этом плане обращает на себя внимание ряд подходов к формированию лидерских качеств будущих спортивных менеджеров.

Системный подход объединяет принципы, методы, формирования лидерских качеств и повсеместно применяется для формирования системного взгляда на педагогические процессы.

Личностно-ориентированный подход основывается на «Я-концепции», представляет собой метод для развития конвергентного и дивергентного мышления личности.

Деятельностный подход представляет собой метод исследования всесторонней деятельности субъекта, спортивного менеджера.

Деятельность как форма человеческой активности имеет структуру: цель, мотивы, действия, акты, результаты. Именно поэтому отношения субъекта и объекта педагогического процесса следует рассматривать с позиций структуры педагогической деятельности.

Культурологический подход включает в себя методы исследования процессов усвоения личностью культурных ценностей. Основными компонентами подхода являются: свобода личности в самовыражении творческого потенциала в образовательной деятельности; отношения личности и внешнего мира, выраженные через идеалы; создание личностью в ходе профессиональной деятельности материальных и нематериальных культурных ценностей.

Идеалы и ценности составляют основу образовательного процесса. Поэтому можно утверждать, что ценности культуры являются ядром образования вообще и личности спортивного менеджера, в частности.

Личность создается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры [3].

Культура представляет собой систему ценностей, идеалов, норм, а также уровни развития. Культура развивается за счет созидательной деятельности носителей культуры. Особую роль в развитии культуры играет когнитивный компонент личности (рис. 2).

Элементы рефлексивной культуры творческой личности

I

Воображение (особая способность экономической личности видеть целое раньше его частей; это своего рода ориентировка в плане образов, которая способствует правильному решению человеком неопределенных, уникальных и неповторимых задач)

Фантазия (поток или совокупность образов и идей в бессознательной психике, составляющие ее наиболее характерную деятельность; изначально независимая от эго-сознания, хотя и связанная с ним потенциально)

1

Импровизация (внезапность, сиюминутность, новизна интерпретации, публичность, творческая значимость, во многом определяющая развитие экономической личности в процессе творческой деятельности)

Рис. 2. Воображение, фантазия и импровизация

как системообразующие компоненты процесса творчества личности спортивного менеджера

Особый акцент в исследовании делается на условия формирования и развития личности, а также на её ценностные ориентации с позиций развития лидерских качеств. Содержательный аспект отмеченного следующий.

1. Теоретические основы исследования проблемы реализации лидерского потенциала в профессиональном образовании и процессе исследования.

2. Базовая концепция ориентации развивающейся личности в мире лидерских качеств.

3. Ключевые условия развития лидерского потенциала развивающейся личности: авторитет преподавателя (его личностные ценностно-значимые качества), профессиональный образ мышления; социально -значимые ценности общественного развития по пути лидерства и культуры. Благодаря всему этому и происходит процесс реализации на практике названных выше подходов в образовательном процессе вуза физической культуры.

В качестве обобщения отметим следующее. Представленная модель, разработанная в процессе исследования, является логико -семиотической (концептуальной). Ее цель - формирование лидерских качеств студентов - будущих спортивных менеджеров сферы физической культуры.

Задачи:

1) организация образовательного процесса, позволяющая проявится лидерским тенденциям развивающейся личности спортивного менеджера;

2) формирование лидерских качеств;

3) реализация личного и группового лидерского потенциала через профессиональную и социально ориентированную деятельность;

4) исследование формирования лидерских качеств студента вуза физической культуры.

Выводы.

1. Предлагаемая модель ориентирована на подготовку будущих спортивных менеджеров в сфере физической культуры. Поэтому её реализация оптимальна, в первую очередь, в рамках вуза физической культуры.

2. Сфера физической культуры имеет свою специфику, которая проявляется в ходе как образовательного процесса, так и в будущей профессиональной деятельности.

3. В образовательном процессе особенности сферы физической культуры проявляются в педагогических условиях, субъектах деятельно -сти, основных подходах, образовательных технологиях.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Граждане или подданные: государственная идеология воспитания // Образовательная политика. 2014. № 4(66). С. 2-4.

2. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 447 с.

3. Бенсис У., Томас Р. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. М.: Вильямс, 2006. 208 с.

4. Забелина Е.В., Сизова Я.Н. Взаимосвязь типа организационной культуры с уровнем приверженности сотрудников вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 7-4(38). С. 117-120.

5. Мальцев Ю.Г. Роль субъектности в становлении профессионального «акме» // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.П. Поваренкова. Ярославль: Изд-во ЯРГПУ. 2018. С. 131-133.

6. Пряхин Г.Н., Павлов Н.И. Формирование лидерских качеств студентов в вузе: науч. издание. Челябинск: ЧелГУ, 2015. 64 с.

7. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. 184 с.

8. Шкурко О.В., Маврин С.А. Лидерские качества будущих менеджеров как качества инновационной личности // Омский научный вестник. 2013. № 2(116). С. 186-188.

Попова Александра Федоровна, д-р пед. наук, проф., nana2684@yandex.ru, , Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,

Павлов Никита Игоревич, ассистент, магистр, nikitazlat@,mail. ru, Россия, Челябинск, Челябинский государственный университет, Уральский государственный университет физической культуры

PEDAGOGICAL MODELING OF THE PROCESS OF FORMING THE LEADER QUALITIES OF FUTURE SPORTS MANAGERS

A.F. Popova, N.I. Pavlov

The necessity of transition to a new paradigm of training managerial personnel in the field of physical culture and sports is substantiated. A personality-oriented model for the formation of leadership qualities of sports managers in the educational environment of the university is developed and a methodology for its implementation is proposed.

Key words: sports manager, university, leadership skills, model, personality.

Popova Alexandra Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor, nana2684@yandex. ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,

Pavlov Nikita Igorevich, assistant, master, nikitazlat@,mail.ru, Russia, Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, Ural State University of Physical Culture

References

1. Asmolov A.G. Grazhdane ili poddannye: gosudarstvennaya ideologiya vospitaniya [Citizens or subjects: state ideology of education] // Obrazovatel'naya politika [Educational policy]. 2014. No. 4 (66). P. 2-4.

2. Bendas T.V. Psihologiya liderstva [Psychology of leadership]. St. Petersburg: Peter, 2009. 447 p.

3. Bensis U., Tomas R. Kak stanovyatsya liderami. Menedzhment novogo pokoleniya [How to become leaders. New generation management]. M.: Williams, 2006. 208 p.

4. Zabelina E.V., Sizova Ya.N. Vzaimosvyaz' tipa organizacionnoj kul'tury s urovnem priverzhennosti sotrudnikov vuza [The relationship between the type of organizational culture and the level of commitment of university employees] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International Research Journal]. 2015. No. 7-4 (38). P. 117-120.

5. Mal'cev Yu.G. Rol' sub"ektnosti v stanovlenii professional'nogo «akme» [The role of subjectivity in the formation of professional "acme"] // Systemogenesis of educational and professional activities: mat. VIII All-Russia. scientific-practical conf. / ed. Yu.P. Povarenkova. Yaroslavl: Publishing House YARGPU. 2018. P. 131-133.

6. Pryahin G.N., Pavlov N.I. Formirovanie liderskih kachestv studentov v vuze Izdanie [The formation of leadership qualities of students in high school]: scientific. edition. Chelyabinsk: ChelSU, 2015. 64 p.

7. Umanskij L.I. Poetapnoe razvitie gruppy kak kollektiva. Kollektiv i lichnost' [Phased development of the group as a team. Team and personality]. M.: Nauka, 1975. 184 p.

8. Shkurko O.V., Mavrin S.A. Liderskie kachestva budushchih menedzherov kak kachestva innovacionnoj lichnosti [Leadership qualities of future managers as qualities of an innovative personality] // Omskij nauchnyj vestnik [Omsk Scientific Bulletin]. 2013. No. 2(116). P. 186-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.