Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN317.pdf Статья опубликована 30.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Редреев В.А., Попова А.Ф. Концептуальный подход к оценке путей достижения спортивного результата // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Редреев Владимир Андриянович
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Россия, Челябинск
Заведующий кафедрой «Управления физической культурой» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: gaie@yandex.ru
Попова Александра Федоровна
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Россия, Челябинск
Профессор кафедры «Анатомии» Доктор педагогических наук E-mail: nana2684@yandex.ru
Концептуальный подход к оценке путей достижения спортивного результата
Аннотация. В данной статье авторами предпринята попытка исходя из методологии системного подхода обосновать критерии оценки спортивного результата. Во введении статьи отмечается актуальность рассматриваемого авторами вопроса разработки теоретического и прикладного инструментария оценочной управленческой деятельности, применении экспертных оценок в осуществлении функций планирования, анализа среды, принятия и исполнения решений, контроля и учета достижения спортивного результата с позиций его этапности и конечности. Также авторы отмечают, что, несмотря на определенную степень разработанности проблемы, в новых современных условиях необходимы дальнейшие исследования, направленные на научный поиск оценки путей достижения спортивного результата.
В основной части данной статьи приведены в форме схем результаты исследования по разработке концептуальных основ педагогического управления спортивной деятельностью по результатам. Особое внимание авторами уделено оценке совместимости социально-психологических технологий в системе отношений «тренер-спортсмен». Представлена авторская концепция педагогического управления спортивной деятельностью по результатам (на примере спортивной борьбы).
В заключительной части данной статьи подведены итоги работы, отражен авторский вклад в теорию управления тренировочной деятельностью, отмечены перспективы дальнейших научных изысканий. деятельностью, отмечены перспективы дальнейших научных изысканий.
Ключевые слова: спорт; спортивный результат; системный подход; критерии оценки; управление по результатам; технологии; системность
Актуальность
Актуальность рассматриваемого нами вопроса подтверждается исследованиями многих авторов [2; 4; 8; 10]. В педагогических публикациях подчеркивается также значимость данной проблемы в условиях санкций и политических гонениях наших спортсменов. Говоря иначе, речь идет о возрастающей потребности и недостаточной разработанности теоретического и прикладного инструментария оценочной управленческой деятельности, применении экспертных оценок в осуществлении функций планирования, анализа среды, принятия и исполнения решений, контроля и учета достижения спортивного результата с позиций его этапности и конечности.
Состояние изученности проблемы
Глубокие исторические корни имеют вопросы достижения спортивного результата и его измерения в различных видах спорта [9]. Отдельные аспекты данного вопроса находили отражение в публикациях авторов данной статьи [5; 6; 7]. По большому счету объектом исследования является спортивная деятельность и предлагаемые с этой целью критерии оценки (рисунок 1). Об углублении этого вида исследования и будет идти речь в нашей работе.
Рисунок 1. Критерии оценки спортивного результата (составлено автором)
Необходимость в этом обосновывается тем, что прежде управление достижением спортивного результата все чаще сталкивается с новыми, более сложными задачами и его оценка приобретает новый смысл и содержание [8]. В этих условиях все более актуальной становится комплексная оценка спортивной деятельности, особенно если речь идет не только о врожденных и тренируемых, но также совершенствуемых и формируемых качествах развивающейся личности (и участия в этом процессе тренера - спортивного менеджера).
Результаты и их обсуждение
Управление по результатам - это система мышления спортивного менеджера (и прежде всего - тренера), поведения и собственно управления как процесса, состоящего из трех этапов: определение результатов, ситуационное управление и контроль. Технология управления при этом представима в следующем виде (рисунок 2).
Специалисты по технологии управления выделяют «результаты» трех типов: 1) ключевые результаты спортивной деятельности; 2) ключевые результаты профессиональной подготовленности спортсменов; 3) результаты поддержки, оказывающие содействие первым двум результатам [1]. Отмеченное прежде всего касается деятельности тренера (спортивного менеджера).
Основные этапы процесса управления (в соответствии с концептуальными представлениями технологии педагогического управления по результатам) должны постоянно
Мир Науки
совершенствоваться в предвидении требований будущего. Важнейшие объекты такого совершенствования следующие [3]:
1
2
3
4
врожденные качества; тренируемые качества;
факторы, определяющие совершенствование спортивных качеств; факторы, определяющие формирование спортивных качеств.
Как следует из представленного материала, речь идет о качествах, имеющих отношение не только к спортсмену, но и его тренеру. Это прежде всего касается процессов планирования (уменьшение жесткости и схематичности планов тренировочного процесса, усиление их конкретности и приближение к реальной практике с позиций индикативности, прогнозирование различных действующих факторов ситуации, усиление внимания целевым установкам в процессе осуществления намеченных планов в соответствии с технологическим (процессным) мышлением, отталкивающимся от необходимости достижения конкретного результата).
В области контроля важно его превращение из формальной констатации сделанного в многосторонний процесс обсуждения достигнутых результатов, приводящий к практическим мерам по принятию решений на основе полученных оценок. Особую значимость имеет повышение: требовательности к целеполаганию (с позиций его взаимосвязи с конечными результатами); эффективности управленческой деятельности, осуществляемой в рамках тренировочной деятельности, осуществляемой с учетом периодичности соревнований и их значимости (вообще и данного спортсмена).
Рисунок 2. Концепция представления технологии управления по результатам в спортивной
борьбе (составлено автором)
Говоря иначе, основой технологии является процесс педагогического управления по результатам. Речь идет о методах, технике и стиле управления, а также учете влияния существенных внешних и внутренних ситуационных факторов.
Говоря о качественных аспектах управленческой деятельности, следует отметить, что целеустремленный тренер должен хорошо ориентироваться в динамике тренировочного процесса, на выходе которого и появляется определенный конечный результат. Ему необходимо знать и организацию денежного оборота (экономику спортивной деятельности, ориентированной на успех). Оба эти компонента, находящиеся в постоянной и тесной взаимосвязи друг с другом, действуют во всех видах спорта, в том числе и спортивной борьбе.
По сути, речь идет об адаптационном управлении и применяемых при этом технологиях управленческого взаимодействия на основе мотивации, которая трактуется как процесс, как последовательные действия, побуждающие борца к достижению намеченных целей на ближайшую и отдаленную перспективу [3; 4]. Отметим также, что мотивация в условиях конкурентной борьбы является чрезвычайно сложным и тонким процессом психологического взаимодействия субъекта и объекта управления, имеющим материальную (в том числе денежную) и нематериальную формы в виде общественного признания личности и коллектива (рисунок 3).
I--------------------------1
Элементы процесса мотивации спортсмена как личности
Рисунок 3. Элементы процесса мотивации и пусковой механизм мотивационного воздействия в системе педагогического управления (составлено автором)
Стимулы и методы управления рассматриваются здесь в качестве своеобразного «пускового механизма». Потребности при этом являются источником активности спортивной личности, а интересы представляют собой их осознание (актуализацию), связанную с поиском объектов и средств, способных удовлетворить потребности творческой (развивающейся) личности [5].
Согласно рассматриваемой нами концепции спортсмену присущи сознательные и бессознательные потребности и мотивы, ценности и предпочтения (как элементы его культуры или способов восприятия мира, образа мыслей, системы знаний и оценок окружающей действительности). Его менталитет формируется в процессе усвоения всего этого, что находит отражение в характере поведения, помогает понимать, объяснять и интерпретировать происходящие события, придавать смысл и значение собственному нахождению в спортивной организации, где он тренируется и развивается как личность. Эта культура, основанная на ценностях и предпочтениях, инструментальна, то есть способна служить достаточно мощным и гибким средством педагогического управления, а ее формирование и степень усвоения находятся в сфере социально-психологических технологий, широко применяемых в спортивной деятельности (находясь в зависимости от эффективности их применения).
Таким образом, в самом широком плане речь можно вести о трех, представленных на рисунке 4, технологиях, имеющих отношение к педагогическому управлению достижением спортивного результата. На этом же рисунке названы критерии их совместимости (системность, адаптивность и эффективность).
Мир Науки 2017, Том 5, №3
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265
Рисунок 4. Совместимость социально-психологических технологий по критериям системности, адаптивности и эффективности: ОС - обратная связь (составлено автором)
В качестве обобщения отметим также, что под концептуальным подходом нами понимается особая форма познания оценки путей достижения спортивного результата, основанная на умозаключениях. В процессе исследования нами к числу этих путей прежде всего отнесены технологии педагогического управления спортивной деятельностью по результатам с обязательным учетом факторов, определяющих формирование спортивных качеств.
Выводы
Рассматриваемый нами вопрос обсуждается в современных условиях с позиций обновления общей теории и технологии спортивной подготовки. Нередко речь идет о философской идее развития как совокупности процессов, развернутых во времени (уходящих корнями в прошлое и направленных на будущее). Конечной задачей при этом является не просто осмысление набора готовых «вещей» и повторения одних и тех же циклов, а содействие прогрессивному преобразованию научно-методических основ спортивных единоборств с позиций исследования на новой методологической основе адаптационных процессов в борьбе, формирующих спортивный результат.
Модель системного анализа технологий педагогического управления достижением спортивного результата нами представлена в виде подходов: исторического, функционального и структурного. Особую значимость при этом имеет динамика функционирования организационно-управленческих структур, курирующих данный вид спорта, а также взаимосвязь его развития с развитием социальных процессов в обществе с научно-техническим прогрессом. Влияние последнего на развитие того или иного вида спорта связано с тем, что достижения науки и техники позволяют вносить коррективы в производство инвентаря и оборудования (в спортивной борьбе речь идет о появлении высококачественного ковра и покрытия, а также электронных табло, компьютеров, видеозаписи встреч, что способствует в свою очередь эволюции правил проведения соревнований и технике самой борьбы).
Определение спортивного результата определяется качественными характеристиками как самого спортсмена, так и тренера (спортивного менеджера, говоря языком современной теории спорта). При этом речь идет о ряде этапов развития личности (скажем, борца), его
2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
качествах: врожденных, тренируемых, совершенствуемых и формируемых. Мы согласны также с тем, что на этапе высшего спортивного мастерства немаловажную роль играет фортуна (удача).
Мотивационную сферу спортсмена как личности и сам процесс мотивации характеризуют такие параметры, как гибкость и широта. Гибкость проявляется в возможности выбора средств удовлетворения своих мотивационных побуждений, а широта - в качественном разнообразии мотивационных факторов, входящих в ее структуру. Важно также подчеркнуть, что мотивацию, как психическую функцию спортсмена, справедливо относят к технологии педагогического управления достижением спортивного результата.
В основе планирования тренировочной деятельности по результатам лежит технологическое (процессное) мышление. Именно оно позволяет: составить картину всей деятельности по подготовке высококлассного спортсмена с выделением ее отдельных звеньев (их соотношения и значимости); в условиях жесточайшей конкуренции объяснить наиболее типичные ее фазы, а также влияние выносимых по ним решений на мотивацию спортсмена по достижению запланированных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1 Бланшар, К. Ценностное управление / К. Бланшар, М. О'Коннер. Пер. с англ. -Минск: Наука, 2003. - 216 с.
2 Зарубина, В.В. Технология управления на основе системы мотивации / В.В. Зарубина // Психология управления. - Екатеринбург: Пироговъ, 2007. - 384 с.
3 Игуменев, В.М. Понятие «модель спортивного единоборства», его научный и практический смысл / В.М. Игуменев, Р.А. Пилоян, Г.С. Туманян // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 9. - С. 24-26.
4 Новиков, А.А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах / А.А. Новиков. - М.: ВНИИФК, 2000. - 62 с.
5 Попова, А.Ф. Адаптация к физическим нагрузкам как закономерность и принцип эффективной спортивной деятельности / А.Ф. Попова // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса. - Набережные Челны: ПГАФКСиТ, 2015. - С. 286-289.
6 Редреев, В.А. Модернизация методов управления в физкультурно-спортивном движении / В.А. Редреев // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры. - Челябинск: Уральская академия, 2010. - С. 59-63.
7 Редреев, В.А. Принятие решений в сфере осуществления физкультурно-спортивной деятельности: практика, теория, методология / В.А. Редреев, М.Ю. Жуков // Менталитет экономической личности: материалы межвузовск. научн.-практ. семинара с междунар. участ. - 2014. - С. 12-17.
8 Семенов, В.М. Основания к обновлению системы спортивной подготовки в борьбе: методология, теория и их практические приложения / В.М. Семенов. -Челябинск: Уральская Академия, 2009. - 372 с.
9 Управление по результатам / Общ. ред. Я.А. Леймана. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 320 с.
10 Шарипов, М.Ф. Развитие готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту / М.Ф. Шарипов // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 62-68.
Мир Науки
Redreev Vladimir Andrjanovich
Urals state university of physical culture, Russia, Chelyabinsk
E-mail: gaie@74.ru
Popova Alexandra Fedorovna
Urals state university of physical culture, Russia, Chelyabinsk
E-mail: nana2684@yandex.ru
The conceptual approach to the assessment of the ways to achieve sports results
Abstract. In this article, the authors attempt based on the methodology of the system approach to justify the criteria for evaluation of sport performance. In the introduction, the article notes the relevance of the issue under consideration by the authors of development of theoretical and applied tools appraisal management activities, the application of expert assessments in the planning, analysis environment, decision making and execution, control and accounting achieve sports result from the position of his limbs, and phasing. The authors also note that, despite a certain degree of a problem, in new modern conditions requires further research aimed at scientific research evaluating ways to achieve sports results. The main part of this article are given in the form of schemes of studies on the development of conceptual bases of pedagogical management of sports performance. Particular attention is paid to assessing the compatibility of the socio-psychological technologies in system of relations "coach-athlete." Presents the author's concept of pedagogical management of sports activity on the results (for example, wrestling). In the final part of this article summed up the work, reflected the author's contribution to the training management theory, noted the prospects for further scientific research. activities marked the prospects for further scientific research.
Keywords: sport; athletic performance; systems approach; criteria for evaluation; performance management; technologies; consistency