Научная статья на тему 'Педагогическая технология обучения принятию решений в спортивном ориентировании'

Педагогическая технология обучения принятию решений в спортивном ориентировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TEACHING / EFFECTIVENESS / MAKING DECISIONS / SPORTS ORIENTEERING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова А. Ф., Шакиров В. Р.

Актуальность проблемы обучения принятию решений возрастает в связи с неуклонным ростом объема информации, являющейся «пищей» для принятия решений. Кроме того, усложняются объекты, процессы, ситуации, а также повышается ответственность за последствия выбранного решения. Пропорционально этому возрастают и требования к педагогической технологии обучения принятию решений. Особенно актуальной рассматриваемая проблема является в спортивном ориентировании. Недостаток основополагающих знаний по принятию решений является сдерживающим фактором развития этого вида спорта. Материалы. Разработка рекомендаций по обеспечению рациональности в принятии решений спортсменами-ориентировщиками. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, опыта специалистов-практиков в области спортивного ориентирования. Результат. Дана классификация факторов спортивного мастерства спортсменов-ориентировщиков. Особое внимание уделено принципам и методам принятия решений. Рассмотрены особенности педагогической технологии обучения принятию решений в спортивном ориентировании. Заключение. Качество обучения в спортивном ориентировании определяется тремя составными частями: «качественными» параметрами самих спортсменов-ориентировщиков, качественными процессами (методами их подготовки) и качественным содержанием (планом подготовки спортсменов), последние две части в комплексе можно назвать «педагогической технологией обучения принятию решений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова А. Ф., Шакиров В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL LEARNING TECHNOLOGY OF MAKING DECISIONS IN SPORTS ORIENTEERING

The urgency of teaching making decisions problem increases because of the information increase volume, which is “food” for making decisions. Moreover, objects, processes, situations become more complicated, the responsibility for consequences of the made decision also increases. In this connection the demands of making decisions pedagogical learning technology increases. Especially urgent this problem is in sports orienteering. Lack of the basic knowledge, concerning making decisions, doesn’t give this kind of sport an opportunity for further development. Material. Recommendations creation, concerning rationality provision in making decisions by sportsmen-orienteers. Research methods: scientific, scientific-methodical literature and experience of the specialists-practitioners in sports orienteering analysis and summarizing. Results. The classification of sportsmanship factors among sportsmen-orienteers is given. Special attention is paid to the principles and methods of making decisions. The peculiarities of making decisions pedagogical learning technology in sports orienteering are considered. Conclusion. The quality of teaching in sports orienteering is determined by three parts: “qualitative” parameters of sportsmen-orienteers, qualitative processes (methods of their training) and qualitative content (plan of training sportsmen), the last two parts in a complex can be called “pedagogical learning technology of making decisions”.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология обучения принятию решений в спортивном ориентировании»

DOI 10.14526/01_2017_192 УДК 378.02:37.016 (075)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В

СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

А.Ф. Попова - доктор педагогических наук, профессор В.Р. Шакиров - доцент Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 54091 E-mail: nana2684@yandex. ru

Аннотация. Актуальность проблемы обучения принятию решений возрастает в связи с неуклонным ростом объема информации, являющейся «пищей» для принятия решений. Кроме того, усложняются объекты, процессы, ситуации, а также повышается ответственность за последствия выбранного решения. Пропорционально этому возрастают и требования к педагогической технологии обучения принятию решений. Особенно актуальной рассматриваемая проблема является в спортивном ориентировании. Недостаток основополагающих знаний по принятию решений является сдерживающим фактором развития этого вида спорта. Материалы. Разработка рекомендаций по обеспечению рациональности в принятии решений спортсменами-ориентировщиками. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, опыта специалистов-практиков в области спортивного ориентирования. Результат. Дана классификация факторов спортивного мастерства спортсменов-ориентировщиков. Особое внимание уделено принципам и методам принятия решений. Рассмотрены особенности педагогической технологии обучения принятию решений в спортивном ориентировании. Заключение. Качество обучения в спортивном ориентировании определяется тремя составными частями: «качественными» параметрами самих спортсменов-ориентировщиков, качественными процессами (методами их подготовки) и качественным содержанием (планом подготовки спортсменов), последние две части в комплексе можно назвать «педагогической технологией обучения принятию решений».

Ключевые слова: обучение, эффективность, принятие решений, спортивное ориентирование, педагогическая технология.

PEDAGOGICAL LEARNING TECHNOLOGY OF MAKING DECISIONS IN SPORTS

ORIENTEERING

Alexsandra F. Popova - doctor of pedagogics, professor Vyacheslav R. Shakirov - associate professor Ural State University of Physical Culture 1, Str. Ordzhonikidze, Chelyabinsk, 54 091, Russia E-mail: [email protected]

Annotation. The urgency of teaching making decisions problem increases because of the information increase volume, which is "food" for making decisions. Moreover, objects, processes, situations become more complicated, the responsibility for consequences of the made decision also increases. In this connection the demands of making decisions pedagogical learning technology increases. Especially urgent this problem is in sports orienteering. Lack of the basic knowledge, concerning making decisions, doesn't give this kind of sport an opportunity for further

development. Material. Recommendations creation, concerning rationality provision in making decisions by sportsmen-orienteers. Research methods: scientific, scientific-methodical literature and experience of the specialists-practitioners in sports orienteering analysis and summarizing. Results. The classification of sportsmanship factors among sportsmen-orienteers is given. Special attention is paid to the principles and methods of making decisions. The peculiarities of making decisions pedagogical learning technology in sports orienteering are considered. Conclusion. The quality of teaching in sports orienteering is determined by three parts: "qualitative " parameters of sportsmen-orienteers, qualitative processes (methods of their training) and qualitative content (plan of training sportsmen), the last two parts in a complex can be called "pedagogical learning technology of making decisions".

Keywords: teaching, effectiveness, making decisions, sports orienteering, pedagogical technology.

Введение. Проблема

эффективности обучения принятию решений в спортивном ориентировании является весьма актуальной [3]. Отмеченное касается как специальной психологической подготовки [6], так и собственно физической культуры занимающихся и обучающихся в вузе физической культуры [5].

Актуальность проблемы прежде всего возрастает в связи с неуклонным ростом объема информации, являющейся «пищей» для принятия решений. Кроме того, усложняются объекты, процессы, ситуации, а также повышается ответственность за последствия выбранного решения. Пропорционально этому возрастают и требования к педагогической технологии обучения принятию решений.

Особенно актуальной

рассматриваемая проблема является в спортивном ориентировании. Недостаток основополагающих знаний по принятию решений является сдерживающим фактором развития этого вида спорта.

Особенностью спортивного

ориентирования является отсутствие прямой (даже зрительной) связи между тренером и спортсменом в условиях соревнований. А это во многом усложняет подготовку спортсменов высокого класса, заставляет искать новые, нетрадиционные технологии в области спортивной педагогики [1], требует к себе особого внимания культурологов, социологов, философов и педагогов [2].

Цель исследования - разработка рекомендаций по обеспечению

рациональности в принятии решений спортсменами-ориентировщиками. Авторы полагают, что именно такой подход к подготовке спортсменов обеспечит более быстрый рост их спортивного мастерства.

Методика и организация исследования. Под педагогической технологией понимается система средств, методов организации и управления тренировочным процессом. При этом выделяется две ее стороны, имеющие важное значение в области подготовки спортсменов-ориентировщиков. Имеется в виду применение системного знания для решения практических задач и использование в тренировочном и соревновательном процессе специальных технических устройств.

В спортивном ориентировании важно то и другое одновременно, поскольку именно благодаря техническим устройствам можно получать информацию, необходимую для обучения спортсменов принятию решений. Именно такой путь, по нашему мнению, может способствовать решению исследуемой проблемы.

Степень исследованности проблемы является низкой. Можно сказать, что в рамках спортивного ориентирования она поставлена впервые. Иное дело, если речь вести о «проблеме эффективности подготовки специалистов по принятию решений» вообще. Ее исследованием занимались многие известные ученые, как у нас в стране, так и за рубежом.

Причины наличия проблемы можно подразделить на субъективные и объективные. Первые определяются тем, что в спортивном ориентировании практика обгоняет теорию. По сути, данная работа обобщает накопленный опыт по подготовке элитных спортсменов у нас в стране.

Кроме того, к числу причин можно отнести и устоявшееся мнение о том, что факторами спортивного мастерства являются физическая, техническая, психологическая и тактическая подготовка ориентировщиков. Однако классификация факторов может быть и более емкой,о чем и говорится в данной работе, написанной на основе обобщения известных авторских работ по спортивному ориентированию.

Такой вывод находится в полном соответствии с философией спортивного ориентирования, пропагандируемой

некоторыми авторами - известными тренерами в данном виде спорта. Суть ее заключается в подготовке на базе спортивного совершенствования

личностей, патриотов своей страны, способных развивать в себе самое лучшее (самостоятельно или с помощью тренеров и товарищей по команде).

Методологической основой

данной работы является системный межпредметный подход, в соответствии с которым педагогическая технология обучения в спортивном ориентировании рассматривается как целостное, универсальное с точки зрения форм, способов, приемов общей педагогики и уникальное с позиции особенностей спортивного ориентирования. Определяются сущность и методы принятия решений в спортивном ориентировании, обосновано место «принятия решений» в системе факторов спортивного мастерства спортсменов-ориентировщиков, исследуются

закономерности функционирования,

тенденции развития педагогических технологий.

Результаты исследования и их обсуждение. Результат ориентировщика на соревнованиях складывается из различных

факторов, которые оказывают совместное действие, взаимно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в конкретных условиях. Для эффективного управления необходимо выделить те основные факторы, которые в конечном итоге определяют спортивный успех и не дублируют друг друга.

Хорошо подготовленный

спортсмен-ориентировщик способен

использовать все освоенные технические приемы и выбирать наиболее эффективные управленческие решения для достижения поставленных тренером целей. При этом он обладает «ориентировочным мышлением» и делает минимальное число ошибок.

По нашему мнению, спортсмен-ориентировщик, тренируясь и участвуя в соревнованиях, осуществляет

тройственную роль:

- «покоряет пространство», определяемое маршрутом дистанции. Причем, делает он это многократно (изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год);

- координирует факторы своей спортивной подготовки, обращая особое внимание (в тесной связи с тренером) на так называемые слабые звенья;

- принимает решения. Эта роль является очень важной, так как она может свести на нет многие тренировочные занятия. Принятие решений во многом связано с риском. В спорте он необходим, но, по возможности, должен быть обоснованным. Причем наибольшую значимость ошибки в принятии решения имеют соревнования, где надо полагаться только на себя. Тренер же находиться рядом и мысленно и реально ничем помочь не может.

Таким образом, факторы спортивного мастерства ориентировщика можно разделить на две группы: первичные (физические, технические и психологические) и вторичные, связанные с принятием управленческих решений. Именно от последних зависит КПД (коэффициент полезного действия) первых.

Те и другие факторы поддаются тренировке. Возьмем, например, умение принимать решения. Еще Декарт утверждал, что это умение в равной мере присуще всем людям. Тот факт, что некоторые из них достигают больших успехов в данном процессе, объясняется используемым методом: умением расчленять встречающиеся затруднения на частные вопросы; соблюдать порядок в мышлении, переходя от вещей менее сложных к более сложным; тщательно обозревать поле исследования и порядок его продвижения, чтобы избегать упущений и выделять логические звенья. К сказанному хотелось бы еще добавить, что в спортивном ориентировании

тренированность в умении принимать решения (ПР) во многом зависит от тренера как мудрого наставника спортсмена.

Ориентировщики высокого класса могут очень быстро выбрать экономный путь движения и соответствующий способ ориентирования для прохождения этого пути (после 5-8-секундного чтения карты во время медленного бега). Чтение карты, выбор пути движения и способа ориентирования во временном отношении - не одно и то же [7]. Все эти операции совершаются в названном порядке, но настолько быстро и автоматизированно, на уровне подсознания, что мастер спорта по ориентированию даже не замечает их.

В процессе ПР формируются альтернативные (взаимозаменяющие) варианты решений и оценивается их предпочтительность. Под этим термином понимается интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе (знании, опыте, проведении расчетов) и субъективном понимании ценности, эффективности решений.

Возьмем в качестве примера выбор пути движения. При решении этой задачи, ориентировщик читает карту и учитывает свои способности. Обычно выбор варианта пути движения совершается в грубом плане, с учетом в основном больших ориентиров. Уточнение варианта по

мелким деталям происходит в ходе прохождения этого пути. При этом пользуются двумя принципами. В соответствии с ними выбираемый вариант должен быть или простым и надежным, или проходимым за минимальный срок.

Эти два принципа противоречат друг другу. На хорошей дистанции бывает обычно так, что простой и надежный вариант сравнительно длиннее и требует для прохождения много времени, а быстрый (короткий) вариант технически гораздо сложнее. Чтобы не заблудиться, новичкам желательно выбирать более простые (хотя сравнительно длинные) варианты по четким линейным ориентирам (дороги, просеки, канавы) или по открытым участкам. В ходе накопления опыта, желательно подходить к использованию сравнительно коротких вариантов пути движения.

Спортсмен-ориентировщик особое внимание в своей мыслительной деятельности обращает на возможные ограничения. Они могут быть, например, в конце дистанции. Если до этого часть пути удалось пройти без заметных ошибок, то не стоит рисковать в конце, чтобы выиграть, скажем, минуту-другую. Участник соревнований к концу дистанции устает и читает карту хуже, чем в начале своего пути, поэтому не следует сильно рисковать, принимая то или иное управленческое решение.

Процесс принятия решений с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой определенные связи. С информационной точки зрения по ходу данного процесса происходит уменьшение

неопределенности. Формулировка

проблемной ситуации как бы порождает вопрос: «Что делать?». Последовательное выполнение процедур приводит к формированию ответа на этот вопрос в виде «Что и как нужно делать».

Процедуры ПР могут выполняться путем мышления, то есть творчески, неформальным образом. При этом

выделяется три этапа: постановка задачи, формирование решений и выбор решения

[4].

В спортивном ориентировании возможны три вида нагрузки: физическая, умственная и нервная (психологическая). Центральное место занимает умственная деятельность спортсмена, связанная с органами чувств (глаза, уши) и центральной нервной системой (память, мышление, решение). Она определяется также техникой пользования картой и компасом.

Умственная деятельность в спортивном ориентировании во многом зависит от утомления. Оно оказывает влияние на зрение, координацию движений, состояние вестибулярного анализатора за счет изменений в организме, под которым понимается временное снижение работоспособности; оказывает отрицательное влияние на свойства памяти, внимание, на качество мыслительной деятельности.

Умственная деятельность зависит также и от психологических показателей (душевной мощности ориентировщика). Речь прежде всего идет об эмоциях, настолько сильных, что спортсмен перестает логически думать и действовать, а также тратах психологической энергии, которую необходимо сводить к минимуму.

Спортивное ориентирование имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что физическая нагрузка сочетается с интеллектуальной деятельностью на равнозначных условиях. И в этом плане совершенствование педагогической технологии обучения принятию решений имеет исключительно важное значение с позиций обеспечения рациональности мышления.

Один из применяемых при этом приемов носит название «упор на ошибки». Связанные с ними переживания являются своеобразным фоном, на котором будут совершаться другие ошибки. Другой прием обучения принятию решений - «вычленение

элементов» (здесь важно различать проблемную ситуацию и задачу).

Решение задачи в данном случае -это результативное поведение в проблемной ситуации. Такое поведение представляет собой последовательный выбор ходов и их закономерное осуществление в виде определенной стратегии. Решение задач всегда построено на мышлении ориентировщика, хотя бы и в свернутой форме.

В процессе оперативного (тактического) мышления спортсмен ориентируется на установление связей между возникшей творческой задачей и способом ее решения. При этом большое значение имеет способность предвидеть ход событий, предугадывать наиболее вероятное изменение ситуации. Иными словами, спортсмен как бы «свертывает» прочие решения: он не перебирает все возможные варианты, а совершает «скачок» через те ходы, которые не отвечают логике спортивной борьбы в настоящий ее момент.

Сложность задач определяется не только количеством элементов совокупности и заложенной в них информации. Она определяется еще поведением соперников, судей, зрителей, характером трассы, погодой, инвентарем. И все это необходимо учитывать при обучении спортсменов принятию решений.

Следующий (третий) прием обучения - разбор ситуаций. Особенно важны те из них, которые предусматривают сопоставление карты с местностью. Для анализа такого рода ситуаций можно использовать

разработанный нами прибор для контроля работы с картой спортсмена-ориентировщика.

Подчеркнем также, что спортивное ориентирование является одним из немногих видов спорта, в котором специальная подготовка и

соревновательная деятельность проходят вне поля зрения тренера, поэтому последний решает некоторые

педагогические задачи косвенно или

интуитивно. Особенно часто эта проблема возникает, когда спортсмен вместе с тренером не могут правильно и наиболее тщательно проанализировать техническую ошибку на дистанции.

Нами предлагается проводить контроль за техническими действиями на дистанции путем парного пробегания с партнером более высокого класса или тренером. Но этот метод подходит только для спортсменов начальной подготовки, а также ориентировщиков I и II разрядов.

Для спортсменов более высоких разрядов лучшим является метод, в основе которого лежит контроль действий на дистанции с помощью специально разработанных средств, оснащенных электронными датчиками.

Выводы. Спортивное

ориентирование - это комплексный вид спорта, в основе которого лежит два основных умения. Первое предполагает быстрое передвижение, а второе -правильное (рациональное и оперативное) ориентирование на местности.

В спортивном ориентировании важно «бегать не быстрее, чем думать». Говоря иначе, принципиально важным вопросом является умение принимать решение по ходу дистанции. Такая постановка вопроса предъявляет особые требования к подготовке спортсменов-ориентировщиков. Каждый тренер должен организовать и контролировать подготовку спортсменов на протяжении всего годичного цикла; заниматься

планированием подготовки вместе со спортсменом.

Качество обучения в спортивном ориентировании определяется тремя составными частями: «качественными» параметрами самих спортсменов-ориентировщиков, качественными

процессами (методами их подготовки) и качественным содержанием (планом подготовки спортсменов), последние две части в комплексе можно назвать «педагогической технологией обучения принятию решений». Именно об этом и шла речь в данной работе, обобщающей

результаты многолетних исследований, проводимых в рамках УралГУФК.

Литература

1. Бойкова, Т. Ю. Подготовка специалистов в сфере ФКиС с учетом использования зарубежного опыта / Т. Ю. Бойкова, В. А. Долгополов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. -С. 59-61.

2. Костюнина, Л.И. Условия формирования навыков выполнения низкого старта в беге на короткие дистанции / Л.И. Костюнина, М.О. Маркин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 40-46. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/9.html. DOI: 10.14526/16_2014_16.

3. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - Том 4 № 1. Режим доступа: http ://j ournal-science.org/ru/article/3 88. html.

4. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в философском, историческом и социально-педагогическом изменениях / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2014. -№ 5. - С. 30.

5. Попова, А. Ф. Исследование вопросов обучения принятию решений в спортивном ориентировании / А. Ф. Попова, А. Н. Попов, В. А. Редреев. - Челябинск : УралГАФК, 1998. - 51 с.

6. Редреев, В. А. Принятие решений в сфере осуществления физкультурно-спортивной деятельности: практика, теория, методология / В. А. Редреев, М. Ю. Жуков // Менталитет экономической личности : сб. трудов. - Челябинск : УралГУФК, 2014. - С. 12-18.

7. Тынул, В. И. Спортивное ориентирование / В. И. Тынул. - М. : Просвещение, 1999. - 159 с.

8. Чешихина, В. В. Специальная психологическая подготовка спортсменов-ориентировщиков / В. В. Чешихина. - М. : ФСО России, 1996. - 56 с.

9. Шакиров, В. Р. Концептуальная схема взаимосвязи основных категорий принятия управленческих решений / В. Р. Шакиров // Менталитет экономической личности : сб. трудов. -Челябинск : УралГУФК, 2014. - С. 30-39.

References

1. Boykova T. Y., Dolgopolov V.A. Specialists training in the sphere of physical culture and sport taking into consideration the use of experience abroad. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no 7, pp. 59-61. (in Russian).

2. Kostunim L.I., Markin M.O. Conditions of low start fulfillment skills formation in sprint.

Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of

physical culture and sport], 2014, vol. 9 no.1, pp. 4046. Available at: http://journal-science .org/en/article/9. html. DOI: 10.14526/16_2014_16.

3. Kuznetsova Z. M., Simakov Y.P. The Olympic tradition renewal. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2009, vol. 4, no. 1. Available at: http://journal-science.org/ru/article/388.html.

4. Lubysheva L. I. Sports culture in philosophic, historic and social-pedagogical changes Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no 5, 30 p. (in Russian).

5. Popova A. F., Popov A.N., Redreev V.A. Issledovanie voprosov obucheniya prinyatiyu reshenii v sportivnom orientirovanii [The questions study of teaching making decisions in sports orienteering]. Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture, 1998, 51 p. (in Russian).

Подано: 23.01.2017 г. Принято: 26.01.2017г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Redreev V. A., Zhukov M.Y. Making decisions in the sphere of physical-sports activity realization: practice, theory, methodology. Mentalitet ekonomicheskoi lichnosti [Mentality of economic personality]. Chelyabins, Ural State University of Physical Culture, 2014, pp. 12-18. (in Russian).

7. Tynul V. I. Sportivnoe orientirovanie [Sports orienteering]. Moscow, Prosveshchenie, 1999, 159 p. (in Russian).

8. Cheshikhina V.V. Spetsial'naya psikhologicheskaya podgotovka sportsmenov-orientirovshchikov [Special psychological training of sportsmen-orienteers]. Moscow, Federal Custodial Service of Russia, 1996, 56 p. (in Russian).

9. Shakirov V. R. Conceptual scheme of interconnection of the main categories of making administrative decisions. Mentalitet ekonomicheskoi lichnosti [Mentality of economic personality]. Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture, 2014, pp. 30-39. (in Russian).

Попова Анна Федоровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 54091, E-mail: nana2684@yandex. ru

Шакиров Вячеслав Равильевич - доцент кафедры управления физической культурой Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 54091, E-mail: nana2684@yandex. ru

Для цитирования: Попова А.Ф., Шакиров В.Р. Педагогическая технология обучения принятию решений в спортивном ориентировании // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 131-137. DOI 10.14526/01 2017 192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.