Научная статья на тему 'Основы тактического взаимодействия с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом'

Основы тактического взаимодействия с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОПЕРНИКОМ НА ДИСТАНЦИИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брайцева Виктория Александровна

В статье рассматриваются проблемы тактического взаимодействия спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования, в процессе преодоления соревновательной дистанции. С целью повышения эффективности тактической подготовки был проведён опрос юношей 18-23 лет, учащихся СДЮСШОР и студентов СГАФКСТ. В результате установлено, что большинство высококвалифицированных спортсменов относят взаимодействие с соперником на дистанциях заданного направления в беговых видах ориентирования к вопросам тактической подготовки. При этом они отметили, что такое взаимодействие позволяет им повысить точность выхода на контрольный пункт и скорость передвижения по дистанции, получить дополнительную информацию и провести анализ варианта пути движения между КП, исходя из геоморфологических особенностей местности. Полученные в результате исследования фактические данные можно использовать как при обучении юных спортсменов, так и в управлении многолетним учебно-тренировочным процессом квалифицированных ориентировщиков различного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брайцева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of tactical interaction with the rival at distances of the set direction in orientation by run

The article deals with the problem of the tactical cooperation of the athletes, specializing in cross-country running orienteering, in the process of overcoming the competitive distance. In order to increase the effectiveness of tactical training the author conducted the survey of the young men aged 18-23 years, pupils of SDYUSSHOR and students of SGAFKST. As a result it has been found that the majority of the elite athletes include the interaction with the opponent at the distances of the specified direction in orientation running events to the issues of the tactical training. At the same time, they have noted that such cooperation enables them to improve the accuracy of the output to the control point and the speed of movement along the distance, to get more information, and to analyze the options of the running between the control points, based on the geomorphological features of the area. The resulting research evidence can be used in the training of the young athletes, as well as in the management of the long-term training process of the qualified orienteers of all ages.

Текст научной работы на тему «Основы тактического взаимодействия с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом»

навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.

2. Скрипачев, С.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с использованием нормирования тренировочной нагрузки : дис. ... канд. пед. наук / Скрипачев Сергей Александрович. - Санкт-Петербург, 2015. -141 с.

3. Стафеев, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов воздушно-космических сил / А.В. Стафеев,

B.В. Лапин, И.В. Шукшин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 231-236.

4. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -

C. 197-201.

5. Шукшин, И.Ф. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок / И.Ф. Шукшин, А.В. Стафеев, В.В. Лапин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 261-265.

REFERENCES

1. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001), "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.

2. Skripachev S. A. (2015), Pedagogical model ofphysical training of cadets of higher education institutions of air defense with use of rationing of a training load, dissertation, St. Petersburg.

3. Stafeev A.V., Lapin V.V. and, Shukshin I.V. (2015), "Factors defining the need in formation of skills of carrying out the independent trainings among the cadets of higher education institutions of aerospace forces", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 231-236.

4. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

5. Shukshin, I.F. and Stafeev, A.V., Lapin V. V. (2015), " Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of Military space forces with the accented use of a technique of formation of skills on the organization of independent trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 261-265.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.06.2016

УДК 796.56

ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОПЕРНИКОМ НА ДИСТАНЦИЯХ ЗАДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОРИЕНТИРОВАНИИ БЕГОМ

Виктория Александровна Брайцева, соискатель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВО СГАФКСТ), Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы тактического взаимодействия спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования, в процессе преодоления соревновательной дистанции. С целью повышения эффективности тактической подготовки был проведён опрос юношей 1823 лет, учащихся СДЮСШОР и студентов СГАФКСТ. В результате установлено, что большинство высококвалифицированных спортсменов относят взаимодействие с соперником на дистанциях заданного направления в беговых видах ориентирования к вопросам тактической подготовки. При

этом они отметили, что такое взаимодействие позволяет им повысить точность выхода на контрольный пункт и скорость передвижения по дистанции, получить дополнительную информацию и провести анализ варианта пути движения между КП, исходя из геоморфологических особенностей местности. Полученные в результате исследования фактические данные можно использовать как при обучении юных спортсменов, так и в управлении многолетним учебно-тренировочным процессом квалифицированных ориентировщиков различного возраста.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, тактическая подготовка, взаимодействие с соперником на дистанции, соревновательные стандартные ситуации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p24-30

BASES OF TACTICAL INTERACTION WITH THE RIVAL AT DISTANCES OF THE SET DIRECTION IN ORIENTATION BY RUN

Victoria Aleksandrovna Braitseva, the competitor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism, Smolensk

Annotation

The article deals with the problem of the tactical cooperation of the athletes, specializing in crosscountry running orienteering, in the process of overcoming the competitive distance. In order to increase the effectiveness of tactical training the author conducted the survey of the young men aged 18-23 years, pupils of SDYUSSHOR and students of SGAFKST. As a result it has been found that the majority of the elite athletes include the interaction with the opponent at the distances of the specified direction in orientation running events to the issues of the tactical training. At the same time, they have noted that such cooperation enables them to improve the accuracy of the output to the control point and the speed of movement along the distance, to get more information, and to analyze the options of the running between the control points, based on the geomorphological features of the area. The resulting research evidence can be used in the training of the young athletes, as well as in the management of the long-term training process of the qualified orienteers of all ages.

Keywords: sport orienteering, tactical training, interaction with opponent during the distance, standard competitive situation.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных тактических приёмов является взаимодействие с соперниками на дистанции в процессе преодоления соревновательных трасс в ориентировании бегом. Естественно, такое взаимодействие не означает взаимопомощи в преодолении дистанции, так как преднамеренное сотрудничество запрещено правилами соревнований. При этом в отдельных исследованиях утверждается, что «встречи с другими участниками на дистанции являются причиной почти половины ошибок» [7, С. 121].

Такое положение дел говорит о том, что многие, даже квалифицированные ориен-тировщики, не знакомы с тактикой действий в данных стандартных ситуациях. В тоже время, грамотно организованное взаимодействие (в рамках правил соревнований) даёт возможность спортсмену показать более высокий результат, восстановить потерянную ориентировку и увеличить скорость бега [1, 4, 9].

МЕТОДИКА

С целью изучения особенностей взаимодействия с соперником на дистанциях заданного направления были использованы картографические методы исследования и разработана специализированная анкета. В совокупности, эти методики были направлены не только на установление закономерностей тактических действий спортсменов, но дали возможность выявить особенности конструирования тренировочных дистанций на основе морфологического анализа [3] и обосновать принципы обучения тактическому мастерству, высокий уровень которого во многом определяет результативность соревновательной деятельности [2, 5, 6].

В исследовании принимали участие юноши, специализирующиеся в ориентировании бегом.

Всего было опрошено 117 спортсменов в возрасте от 18 до 23 лет, из них 25 МС, 31 КМС, 26 человек, имеющих первый разряд и 35 спортсменов II-III разряда.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Анализ результатов проведённого исследования показал, что большинство спортсменов-ориентировщиков относят взаимодействие с соперником на дистанциях заданного направления в беговых видах ориентирования к вопросам тактической подготовки. Так считают все мастера спорта и КМС, 84,7% спортсменов первого разряда и 77,3% спортсменов массовых разрядов (таблица 1).

Таблица 1

Приёмы взаимодействия с соперником в процессе преодоления дистанций

заданного направления в ориентировании бегом _(по данным анкетирования, в %)_

Приёмы взаимодействия с соперником на дистанции Квалификационные группы

МС-КМС I разряд II-III разряд

1. Взаимодействие с соперником на дистанции спортивного ориентирования является:

а) одной из сторон тактики 100 84,7 77,3

б) нарушением правил соревнований - 15,3 22,7

2. Контакт и восприятие информации о сопернике на дистанции будет для вас:

• результативным (т.е. реально изменит тактику преодоления перегона между КП):

а) если спортсмен не уверен в точности своего бега 20,1 51,9 62,9

б) если считает, что его вариант движения лучше 29,8 3,1 3,2

в) если соперник сильнее и бежит уверенно 14,6 33,4 23,6

г) если соперник равный по классу и настроен на сотрудничество 35,5 11,6 10,3

• нерезультативным:

а) если спортсмен уверен в точности своего бега 6,7 29,5 13,6

б) если соперник заведомо слабее 90,5 65,8 76,7

в) если встретил соперника на второй части перегона 2,8 4,7 9,7

3. Предпочтительный участок дистанции для взаимодействия с соперником:

а) на перегоне между КП 37,8 33,6 40,1

б) при заходе на КП 56,5 66,4 59,9

в) при уходе с КП 5,7 - -

4. Выполнение перед стартом целенаправленных действий, которые помогут спрогнозировать возможность взаимодействия с соперником на дистанции:

а) выполняют 26,3 67,8 62,6

б) не выполняют 73,7 32,2 37,4

5. Если выполняют такие действия, то в чём это выражается:

а) проводят анализ стартового протокола с выделением сильных спортсменов, стартующих впереди или сзади 70,8 54,5 36,4

б) планируют быстро догнать стартующего перед ними сильного спортсмена 4,8 5,9 -

в) планируют сотрудничать с сильным соперником, который может догнать на дистанции 24,4 39,6 63,6

6. Если догоняет соперник, стартовавший позже, испытываете отрицательные эмоции:

а) да 20,1 76,8 82,3

б) нет 79,9 23,2 17,7

7. Если за спортсменом целенаправленно бежит соперник, как себя необходимо вести:

а) пытаться сотрудничать с ним 11,6 24,3 32,2

б) не обращать на него внимания 85,7 37,8 42,9

в) попытаться оторваться от него 2,7 29,1 18,7

г) использовать для получения дополнительной информации - 8,8 6,2

8. Наиболее частые причины сотрудничества с группой соперников на дистанции:

а) совершённые ранее ошибки 18,4 13,9 52,9

б) неуверенность при ощущении себя точкой в карте 6,1 60,8 22,4

в) возможность показать более высокий результат, работая в группе 86,5 35,3 24,7

Приёмы взаимодействия с соперником на дистанции Квалификационные группы

МС-КМС I разряд II-III разряд

9. Предпочитают взаимодействовать:

а) с равным по мастерству соперником 71,7 34,2 32,1

б) с более сильным 28,3 65,8 67,9

10. При взаимодействии с более сильным соперником предпочитают использовать его:

а) частично (отслеживая свой путь движения по карте и действия соперника) 100 100 80,2

б) полностью (не глядя в карту) - - 19,8

11. При контакте с равным по силе соперником на дистанции предпочитают:

а) пассивное сотрудничество (только визуально отслеживают его действия) 52,1 32,7 30,3

б) активное (пытаются привлечь его для постоянного взаимодействия) 47,9 67,3 69,7

Касаясь вопросов результативности такого взаимодействия, то 35,5% ориентиров-щиков уровня МС-КМС отметили, что взаимодействие с равным по классу соперником будет результативным, если в конечном итоге его вариант движения окажется более эффективным, а более 20% опрошенных указали, что взаимодействие будет результативным, если они не уверены в точности своего передвижения по дистанции. При этом большинство (90,5%) мастеров спорта и КМС считают, что взаимодействие не даст преимущества, если соперник заведомо слабее. Более половины ориентировщиков первого разряда (51,9%) отметили, что взаимодействие с соперником будет для них результативным, если они не уверены в точности своего бега по дистанции.

Установлено, что многие спортсмены-ориентировщики предпочитают взаимодействовать с соперником при заходе на контрольный пункт для облегчения наблюдения местности (56,5% спортсменов уровня МС-КМС, 66,4% перворазрядников и 59,9% спортсменов массовых разрядов). На перегоне между контрольными пунктами (КП) предпочитают взаимодействовать 37,8% МС-КМС, 33,6% перворазрядников и 40,1% спортсменов 2-3 разряда, что даёт возможность поддерживать им высокую скорость бега на протяжении значительного участка дистанции.

Касаясь причин взаимодействия с соперником на различных участках дистанции, спортсмены-ориентировщики уровня МС-КМС отметили, что визуальный контакт позволяет им, в первую очередь, повысить точность выхода на КП и скорость передвижения по дистанции, получить дополнительную информацию, провести анализ особенностей выбора варианта пути движения между КП, исходя из геоморфологических особенностей местности (рисунок 1).

Уменьшить действие сбивающих факторов Повысить точность и скорость передвижения Получить дополнительную информацию Повысить скорость передвижения Повысить точность выхода на КП

4,7

8,9

19,1

35,8

59,6

0 10 20 30 40 50 60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Основные причины тактического взаимодействия с соперником на дистанции в ориентировании бегом (в %)

70

При этом нужно отметить, что большинство спортсменов уровня МС-КМС (73,7%) не выполняют специальных действий, которые могут спрогнозировать возможность взаимодействия с соперником на дистанции. В то время как 67,8% перворазрядников и 62,6% спортсменов 2-3 разряда выполняют такие действия, которые в основном заключаются в анализе стартового протокола.

Установлено, что большая часть спортсменов уровня МС-КМС (79,9%) не испытывают отрицательных эмоций, если их догоняет соперник, стартовавший позже. В тоже время спортсмены первого разряда (76,8%) и массовых разрядов (82,3%) испытывают в такой ситуации отрицательные эмоции, которые могут негативно повлиять на дальней-

ший ход соревновательной борьбы.

В процессе преодоления соревновательной дистанции 85,7% мастеров спорта и КМС не обращают внимания на соперника, который целенаправленно бежит за ними. Спортсменов первого и массовых разрядов, которые так же ведут себя, значительно меньше (37,8% и 42,9% соответственно). Сотрудничать с бегущим за ними соперником пытаются всего 11,6% спортсменов уровня МС-КМС, 24,3% перворазрядников и 32,2% спортсменов 2-3 разряда.

Следующий вариант взаимодействия - это использование группы спортсменов, движущихся по одной дистанции близко друг от друга. При этом практический опыт говорит о том, что бездумное и относительно частое преследование такой группы ориенти-ровщиков снижает прогресс в развитии собственной технико-тактической подготовленности. Однако, поскольку данный аспект соревновательной деятельности существует, «... квалифицированное взаимодействие с такой группой приходится рассматривать как тактическую задачу» [8, С. 89].

В наших исследованиях установлено, что 86,5% спортсменов уровня МС-КМС считают, что чаще всего на решение сотрудничать с группой соперников влияет возможность показать более высокий результат. У 60,8% перворазрядников на решение взаимодействовать с такой группой, в первую очередь, влияет неуверенность при ощущении себя точкой в карте, а у ориентировщиков 2-3 разряда в основном влияют совершённые ранее ошибки.

Более половины высококвалифицированных ориентировщиков (71,7%) предпочитают взаимодействие с равным по силе соперником. 65,8% ориентировщиков первого разряда и 67,9% спортсменов 2-3 разряда - с более сильным соперником. Установлено, что все ориентировщики уровня МС-КМС и первого разряда, при взаимодействии с более сильным соперником используют его частично (т.е. при передвижении отслеживают своё местонахождение на местности и в карте). Также поступают и спортсмены массовых разрядов, однако 19,8% ориентировщиков данной квалификации используют соперника полностью, т.е. бегут за ним, не глядя в карту.

При взаимодействии с равным соперником ориентировщики предпочитают помогать друг другу (47,9% МС-КМС, 67,3% перворазрядников и 69,7% спортсменов 2-3 разряда), в тоже время многие спортсмены предпочитают пассивное сотрудничество, т.е. осуществляют только визуальное отслеживание действий соперника.

ВЫВОДЫ

Результаты исследования позволяют утверждать, что квалифицированные ориен-тировщики относят взаимодействие с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом к вопросам тактики соревновательной деятельности и, так или иначе, контактируют с соперниками на дистанции. С ростом мастерства технико-тактические действия ориентировщиков всё меньше зависят от соперников. Спортсмены высокой квалификации в основном используют соперников лишь для корректировки своих действий, например, можно не на много изменить направление движения и использовать в тактических целях приём «встречного бега» - т.е. приближаться к месту расположения призмы КП навстречу уходящим с него спортсменам. Всё это говорит о том, что специфичность проблем, возникающих в связи с наличием других спортсменов на трассе ориентирования, которые передвигаются практически вне поля зрения тренеров и судей, ставит взаимодействие с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом в ряд особых тактических задач. Исходя из этого, можно утверждать, что разработка и внедрение новых современных методик обучения и совершенствования тактических действий в стандартных ситуациях с учётом информационной составляющей соревновательной деятельности в различных видах ориентирования по-прежнему остаётся довольно сложной задачей и носит актуальный характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов, Ю.С. Эффективность технико-тактической деятельности высококвалифицированных ориентировщиков при преодолении соревновательных дистанций / Ю.С. Воронов ; Смоленский гос. ин.-т физ. культуры, спорта и туризма // Вопросы совершенствования тренировочного процесса в лыжных гонках и спортивном ориентировании : сб. науч. тр. - Смоленск : [б. и.], 2002. -С. 14-21.

2. Воронов, Ю.С. Система подготовки спортивного резерва в ориентировании : монография / Ю.С. Воронов ; Смоленский гос. ин.-т физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б. и.], 2003. - 192 с.

3. Воронов, Ю.С. Морфологический анализ как предпосылка к конструированию соревновательных дистанций в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 19-23.

4. Воронов, Ю. С. Организационно-методические условия оптимизации технико-тактических действий спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования, в стандартных ситуациях / Ю. С. Воронов // Физическая культура и спорт в современных условиях: состояние, проблемы, направления модернизации : материалы междунар. науч.-практ. конф. - М. : Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2011. - С. 79-81.

5. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю. С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 53-58.

6. Кузнецова, В.В. Факторная структура специальной подготовленности квалифицированных спортсменов 19-20 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования / В.В. Кузнецова // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. - № 5. - С. 41-44.

7. Курченков, А.А. Основы спортивного ориентирования : учебное пособие / А.А. Кур-ченков. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. технол. акад., 2002. - 152 с.

8. Лосев, А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников / А.С. Лосев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.

9. Ширинян, А. А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика : учебно-методическое пособие / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2010. - 112 с.

REFERENCES

1. Voronov, Yu.S. (2002), "The effectiveness of technical-tactic activity of highly skilled orient-eers in overcoming the race distance", The issues of improving the training process in ski racing and sports orienteering: collection of scientific papers, Smolensk, pp. 14-21.

2. Voronov, Yu.S. (2003), The system of training of sports reserve in orientation: monograph, Smolensk.

3. Voronov, Yu.S. (2008), "Morphological analysis as a prerequisite to the design of competitive distances in sports orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.40, No. 6, pp. 19-23.

4. Voronov, Yu.S. (2011), "Organizational-methodical aspects of optimization of technical-tactical actions of athletes specializing in track orientation, in standard situations", Physical culture and sport in modern conditions: problems and directions of modernization: collection of scientific papers, Moscow, pp. 79-81.

5. Voronov, Yu.S. (2012), "Increasing the effectiveness of training young athletes orienteering technical and tactical actions and skills based on consideration of the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.85, No. 3, pp. 53-58.

6. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of NorthWest Russia, Smolensk, pp. 41-44.

7. Kurtenkov, A.A. (2002), Basics of orienteering: manual, Voronezh.

8. Losev, A.S. (1984), Training orienteers-arresters, Physical education and sport, Moscow.

9. Shirinyan, A.A. and Ivanov, A.V. (2010), Modern training athlete orientation, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.