2. Baranov, A.A., Kuchma, V.R. and Sukhareva, L.M. (2008), Assessment of the state of health of children. New approaches to scheduled and improving maintenance in educational institutions: management for doctors, GEOTAR-media, Moscow.
3. Blinkov, S.N. (2014), "Interrelation of system of sports and improving work with development of a human capital rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.
4. Blinkov, S.N. and Buvashkin, O.E. (2012), "Influence of physical activities of various orientation on a condition of regulation of vegetative functions of an organism of schoolgirls of 7-17 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 22-26.
5. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2012), Organization and content of sports and improving work at rural school: monograph, UlGTU, Ulyanovsk.
6. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2016), Enhancement of sports and improving work in the conditions of rural school on the basis of accounting of individual and typological features of pupils: monograph, RITS SGSHA, Kinel.
7. Levushkin, S.P., Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, UlGTU, Ulyanovsk.
Контактная информация: blinkovsn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.01.2017
УДК 796.56
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ДИСТАНЦИЙ В БЕГОВЫХ ВИДАХ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виктория Александровна Брайцева, соискатель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВО СГАФКСТ), Смоленск
Аннотация
В статье рассматриваются закономерности соревновательной деятельности спортсменов 1516 лет, специализирующихся в ориентировании бегом. С целью повышения качества планирования тренировочных дистанций было изучено 275 соревновательных трасс заданного направления на этапе спортивного совершенствования. В результате применения аппарата морфологического анализа установлено, что тренировочные дистанции, спланированные как учебно-тренировочные задания, с конкретизацией их длины, количества контрольных пунктов, числа повторов и серий выполнения, длительностью пауз отдыха и скоростью передвижения, могут эффективно применяться в учебно-тренировочном процессе спортсменов-ориентировщиков различного возраста при формировании технико-тактических действий в стандартных ситуациях.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, юные спортсмены, технико-тактическая подготовка, соревновательные стандартные ситуации, морфологический анализ.
DESIGN OF TRAINING DISTANCES IN TRACK ORIENTEERING AT STAGE OF SPORTS PERFECTION ON THE BASIS OF MORPHOLOGICAL ANALYSIS OF STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITY
Victoria Aleksandrovna Braitseva, the competitor, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
The article discusses the patterns of competitive activity of athletes aged 15-16 years old, specializing in orienteering running. With the aim of improving the quality of planning of the training loads there were studied 275 competitive routes with the specified direction at the stage of sports perfection. In the result of application of the morphological analysis it has been found that the training distances, planned as a training task, with specifying their length, number of checkpoints, number of repetitions and series of
performance, the duration of rest breaks and speed of movement, can be effectively applied in the training process for the orienteers of different ages when planning the technical and tactical actions for the standard situations.
Keywords: sport orienteering, young athletes, technical and tactical preparation, competition standard situations, morphological analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков различного возраста является одним из приоритетных направлений теории и методики данного вида спорта. На необходимость построения учебно-тренировочного процесса, исходя из его соответствия структуре соревновательной деятельности, указывают многие тренеры и специалисты [2, 6, 8, 9].
Одним из важных моментов учебно-тренировочного процесса в спортивном ориентировании бегом является конструирование тренировочных дистанций. При этом эффективность их воздействия определяется, в первую очередь, соотношением таких показателей, как местность, карта и структура дистанции. Это говорит о том, что для того, чтобы провести качественную тренировку, необходима, прежде всего, соответствующая местность, на которую составлена точная карта. Но этого ещё недостаточно, так как необходима третья составляющая, которая позволит объединить первые две в конкретное тренировочное задание - это дистанция [1].
Данная проблема является одной из центральных в системе подготовки юных спортсменов, так как тренировочные дистанции во многих случаях выступают в качестве средства подготовки, дающего высокий эффект тогда, когда обычная тренировка уже перестаёт быть действенной [5, 6].
При этом спортивную тренировку в ориентировании бегом необходимо рассматривать в рамках кибернетического подхода, где одним из основных компонентов системной подготовки спортсмена выступает технология конструирования тренировочных дистанций. Такой подход даёт возможность применить аппарат морфологического анализа в целях активизации творческого мышления и повышения качества планирования тренировочных дистанций заданного направления в ориентировании бегом [4, 7].
МЕТОДИКА
В настоящее время в беговых видах ориентирования практически не изучена соревновательная деятельность на этапе спортивного совершенствования во взаимосвязи с технико-тактическими действиями в стандартных ситуациях. Исходя из этого, целью настоящего исследования стал анализ соревновательной деятельности ориентировщиков 15-16 лет, специализирующихся в ориентировании бегом и обоснование закономерностей конструирования тренировочных дистанций заданного направления на основе применения аппарата морфологического анализа.
Морфологический анализ основан на создании матрицы из трёх и более переменных и последующем изучении всех возможных их комбинаций. Исходной позицией морфологического анализа является точная формулировка проблемы исследования. Затем проводится её декомпозиция, т. е. разделение на составляющие подпроблемы. Таким образом, строится морфологическая схема, которая помогает понять содержание проблемы и найти оптимальный путь её решения [4, 7].
Так как морфологический анализ предполагает не просто декомпозицию, но и выделение элементов по принципам функциональной значимости, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой, нами было изучено 275 соревновательных дистанций в ориентировании бегом. Анализировались пути движения участников и протоколы соревнований, также применялись картографические методы исследования [3]: картометрия и визуальный описательный анализ спортивных карт.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ соревновательной деятельности показал, что на этапе спортивного совершенствования структура соревновательных трасс заданного направления претерпевает значительное усложнение. Возрастает количество длинных перегонов, а протяжённость соревновательных дистанций и количество КП заметно увеличивается по сравнению с этапом углубленной тренировки. Контрольные пункты в большинстве случаев устанавливаются на точечные ориентиры (воронки, лощины, ямы, камни и т.п.) (таблица 1).
Большое значение имеет изучение соотношения способов ориентирования, применяемых при преодолении соревновательных дистанций. Нами установлено, что на этапе спортивного совершенствования в общей структуре СД увеличивается доля таких способов навигации, как движение по точному чтению карты и движение по азимуту с чтением карты (в среднем до 60^70%). Умение эффективно использовать эти способы ориентирования на соревновательных трассах во многом определяет и порядок действий в стандартных ситуациях (таблица 2).
Таблица 1 - Показатели структуры соревновательных дистанций на этапе спортивного совершенствования_
Характеристики структуры соревновательных дистанций Возрастные группы
М-16 Ж-16
Длина дистанции, м 5665,3±756,8 4119,2±1008,6
Количество контрольных пунктов 13,4±1,8 10,2±3,6
Длинные перегоны, в % 2,7 1,3
Средние перегоны, в % 40,2 38,8
Короткие перегоны, в % 57,1 59,9
Преобладающие ориентиры для постановки контрольных пунктов, в % воронка - 24,4 яма - 15,1 лощина - 23,2 лощина - 11,5 яма - 11,5 воронка - 10,9
Таблица 2 - Показатели технических действий спортсменов-ориентировщиков при преодолении соревновательных дистанций (в %)_
Способы ориентирования Возрастные группы
М-16 Ж-16
Движение по точному чтению карты 34,8 44,2
Движение по линейному ориентиру 31,6 30,6
Движение по азимуту с чтением карты 28,7 22,7
Движение по точному азимуту 4,9 2,5
Установлено, что сложность технико-тактических действий в стандартных ситуациях на каждом этапе многолетней подготовки значительно возрастает по сравнению с предыдущим этапом в основном за счёт повышения скорости передвижения. Исходя из этого, на этапе спортивного совершенствования, принципы формирования технико-тактических действий в стандартных ситуациях должны быть следующими: в основе физической и технико-тактической подготовки должны лежать тренировки в соревновательном режиме, т.е. проводиться отработка технических приёмов на соревновательной и выше соревновательной скоростях, что способствует развитию у ориентировщиков интуиции и состояния идеального исполнения.
На втором этапе исследований, на основе полученных первичных данных, мы выделили узловые точки, которые характеризуют систему планирования тренировочных дистанций с позиции ранее сформулированной проблемы. Затем для каждой узловой точки были предложены варианты решений, исходя из принципов морфологического анализа.
Применительно к технологии конструирования тренировочных дистанций в ориентировании бегом, мы выделили основные морфологические признаки (функциональные узлы): А - ориентиры для постановки контрольных пунктов; Б - преобладающий способ ориентирования; В - преобладающая длина этапа дистанции; Г - конфигурация
дистанции; Д - средняя длина дистанции; Е - среднее количество КП на дистанции; Ж -скорость передвижения по дистанции (таблица 3).
Таблица 3 - Перечень наиболее важных структурных элементов тренировочных дистанций заданного направления в спортивном ориентировании бегом для возрастной группы
МЖ-16
Параметры (Рп) Свойства (Рп)
1 2 3 4 5
А. Ориентиры для постановки КП Площадные Линейные Точечные Рельефные
Б. Способ ориентирования ЛО ТЧК АЧК ТА
В. Длина этапов дистанции Короткие этапы Средние этапы Короткие и средние Длинные и короткие
Г. Конфигурация дистанции Разомкнутая Линейная Кольцевая
Д. Средняя длина дистанции, км 2 3 4 5 6
Е. Количество КП 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12
Ж. Скорость передвижения Высокая Средняя Низкая
Каждый из приведённых выше параметров обладает конкретным числом различных свойств. Например, ориентиры для постановки контрольных пунктов могут быть: А1 - площадные, А2 - линейные, А3 - точечные, А4 - рельефные, а преобладающим способом ориентирования является: Б1 - бег по линейному ориентиру (ЛО), Б2 - бег по точному чтению карты (ТЧК), Б3 - бег по азимуту с чтением карты (АЧК) и Б4 - бег по точному азимуту (ТА). Затем была разработана морфологическая матрица (так называемый морфологический ящик), в которой зафиксированы установленные параметры. Например, для конструирования тренировочных дистанций заданного направления в ориентировании бегом, предназначенных для возрастной группы МЖ-16, матрица будет иметь вид:
(А1 А2 Аз А); (Б1 Б2 Бз Б4); (В В2 В3 В4); (Г Г2 Г3); (Д1 Д2 Дз Д4 Д5); (Е1 Е2 Е3 Е4 Е5); (Ж1 Ж2 Ж3)
Общее количество сочетаний переменных в приведённой выше морфологической матрице равно произведению чисел элементов на осях. В нашем примере: 4x4x4x3x5x5x3 = 14 400 вариантов. Видно, что морфологическая матрица достаточно объёмна, и при правильном её использовании можно сконструировать любую тренировочную дистанцию, исходя из цели учебно-тренировочного занятия.
Основной этап конструирования тренировочных дистанций, преодоление которых направлено на формирование технико-тактических действий в стандартных ситуациях -это оценка сложности различных вариантов, вытекающих из структуры морфологической матрицы, для конкретной возрастной группы. Необходимо сравнить варианты по нескольким наиболее важным для данной морфологической системы показателям, которые объективно отражают структуру соревновательной деятельности в ориентировании бегом.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод, что в основу управления многолетней спортивной подготовкой ориентировщиков, направленной на достижение высших уровней мастерства, должен быть положен принцип адекватности содержания тренирующих воздействий особенностям соревновательной деятельности. При формировании технико-тактических действий в стандартных ситуациях необходимо опираться на морфологический анализ композиционных особенностей соревновательных трасс, что даст возможность спортсмену базировать свою навигацию на точном структурном переносе в тренировочный процесс соревновательных условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алёшин, В.М. Дистанции в спортивном ориентировании бегом / В.М. Алёшин, В.А. Пызгарев ; Воронежский гос. ун-т. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2008. - 204 с.
2. Воронов, Ю.С. Технология планирования, постановки и оценки соревновательных дистанций в спортивном ориентировании как научная проблема / Ю.С. Воронов // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях : сб. науч. тр. - Смоленск, 2005. - С. 10-14.
3. Воронов, Ю.С. Картографический метод исследования в спортивном ориентировании: учебное пособие / Ю.С. Воронов ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. -Смоленск : [б.и.], 2007. - 33 с.
4. Воронов, Ю.С. Морфологический анализ как предпосылка к конструированию соревновательных дистанций в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 19-23.
5. Воронов, Ю.С. Реализация принципа свободы выбора сложности соревновательной дистанции - фундаментальное условие повышения эффективности управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Азимут. - 2010. - № 3. - С. 14-16.
6. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю. С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 53-58.
7. Воронов, Ю.С. Применение морфологического анализа при конструировании соревновательных дистанций в спортивном ориентировании бегом (теоретико-методологический аспект проблемы) / Ю.С. Воронов // Азимут. - 2012. - № 2. - С. 44-45.
8. Георгиева, М.П. Обоснование уровня технической сложности соревновательных дистанций для ориентировщиков мужской и женской «элиты» / М.П. Георгиева // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 61-65.
9. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика : учебно-методическое пособие / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - 2-е изд., испр. - М. : Советский спорт, 2010. - 112 с.
REFERENCES
1. Aleshin, V.M. and Pyzgarev, V.A. (2002), Distances in orienteering running, Voronezh.
2. Voronov, Yu.S. (2005), "Technology planning, staging and evaluation of competitive distances in sports orienteering as a scientific problem", Problems of physical culture and sport in modern conditions: collection of scientific papers, Smolensk, pp. 10-14.
3. Voronov, Yu.S. (2007), Cartographical method of investigation in sport orienteering, Smolensk.
4. Voronov, Yu.S. (2008), "Morphological analysis as a prerequisite to the design of competitive distances in sports orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 19-23.
5. Voronov, Yu.S. (2010), "The implementation of the principle of freedom of choice of complexity of the competitive distance is a fundamental condition for improving the efficiency of management multi-year training of young orienteers", Azimyt, No. 3, pp. 14-16.
6. Voronov, Yu.S. (2012), "Increasing the effectiveness of training young athletes orienteering technical and tactical actions and skills based on consideration of the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 53-58.
7. Voronov, Yu.S. (2012), "Application of morphological analysis in the design of competitive distances in sports orienteering run (theoretical-methodological aspect of the problem)", Azimyt, No.2, pp. 44-45.
8. Georgieva, M.P. (2012) "The rationale for the level of technical complexity of the race distance for orienteers men's and women's 'elite'", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No. 3, pp. 61-65.
9. Shirinyan, A.A. and Ivanov, A.V. (2010), Modern training athlete orientation, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 25.01.2017