Научная статья на тему 'Организация и направленность тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании'

Организация и направленность тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
948
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ БЕГОМ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СПРИНТЕРСКАЯ ДИСТАНЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Немытов Д.Н.

В статье рассматриваются проблемы спортивной подготовки спортсменов-ориентировщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях. Предложена современная методика построения тренировочного процесса квалифицированных ориентировщиков. Описаны результаты тренировочной и соревновательной деятельности. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Материал. Показаны особенности тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании. Разработана программа спортивной подготовки на спринтерские дистанции квалифицированных спортсменов-ориентировщиков (этап совершенствования спортивного мастерства), в которой повышение эффективности тренировочного процесса достигается комплексной направленностью, увеличением доли циклической нагрузки в зонах высокой и максимальной интенсивности, внедрением компьютерных технологий в техническую подготовку. Результат. Проведено тестирование физической и технической подготовленности, исследование уровня физического развития и функционального состояния спортсменов-ориентировщиков, контрольные соревнования. Заключение. Анализ научно-методической литературы показывает необходимость поиска новых подходов к содержанию тренировочного процесса у ориентировщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях. Разработанная программа тренировочного процесса спортсменов экспериментальной группы оказалась более эффективной, так как во всех предложенных тестах мы получили положительный достоверный прирост показателей, а проведение соревнований по контрольным упражнениям позволило увидеть положительные достоверные различия между испытуемыми КГ и ЭГ, что подтверждает повышение результативности соревновательной деятельности экспериментальной группы, а комплексная направленность развития скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств в тренировочном процессе квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании бегом является определяющим фактором эффективности спортивной подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Немытов Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и направленность тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании»

УДК 796.56 DOI 10.14526/23_2014_23

ОРГАНИЗАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПРИНТЕРОВ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

Д.Н. Немытов - аспирант, старший преподаватель Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова Ульяновск

QUALIFIED SPRINTERS' TRAINING PROCESS ORGANIZATION AND

ORIENTATION IN ORIENTEERING

D.N. Nemytov - post-graduate, senior lecturer Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: nemytoff@gmail. com

Ключевые слова: спортивное ориентирование бегом, спортивная подготовка, спринтерская дистанция, компьютерная технология, студенческая молодёжь, тренировочный процесс.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы спортивной подготовки спортсменов-ориентировщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях. Предложена современная методика построения тренировочного процесса квалифицированных ориентировщиков. Описаны результаты тренировочной и соревновательной деятельности.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Материал. Показаны особенности тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании. Разработана программа спортивной подготовки на спринтерские дистанции квалифицированных спортсменов-ориентировщиков (этап совершенствования спортивного мастерства), в которой повышение эффективности тренировочного процесса достигается комплексной направленностью, увеличением доли циклической нагрузки в зонах высокой и максимальной интенсивности, внедрением компьютерных технологий в техническую подготовку.

Результат. Проведено тестирование физической и технической подготовленности, исследование уровня физического развития и функционального состояния спортсменов-ориентировщиков, контрольные соревнования.

Заключение. Анализ научно-методической литературы показывает необходимость поиска новых подходов к содержанию тренировочного процесса у ориентировщиков, специализирующихся на спринтерских дистанциях.

Разработанная программа тренировочного процесса спортсменов экспериментальной группы оказалась более эффективной, так как во всех предложенных тестах мы получили положительный достоверный прирост показателей, а проведение соревнований по контрольным упражнениям позволило увидеть положительные

достоверные различия между испытуемыми КГ и ЭГ, что подтверждает повышение результативности соревновательной деятельности экспериментальной группы, а комплексная направленность развития скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств в тренировочном процессе квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании бегом является определяющим фактором эффективности спортивной подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Keywords: orienteering by running, sport training, a sprint distance, a computer technology, students, a training process.

Annotation. The article deals with the problems of sport training of sportsmen-orienters who specialize in sprint distances. A modern methodology of qualified orieters' training process formation is suggested. The results of a training and competitive activity are described.

Research methods: scientific-methodical literature analysis, pedagogical observation, pedagogical experiment, pedagogical test, the methods of mathematical statistics.

Material. The peculiarities of qualified sprinters' training process in orienteering are showed. The program of sport training on sprint distances is developed for qualified sportsmen-orienters (the stage of sportsmanship improvement)in which a training process effectiveness increase is achieved by means of complex orientation, cyclical load increase in the zones of high and maximum intensity, by means of computer technologies application in technical training.

Research results. The test of physical and technical readiness was held, the study of physical development level and the orienters' functional state, control competitions.

Conclusion. Scientific-methodical literature analysis shows the need for new approaches to the training process content of the orienteer specializing in sprint distances.

The created program of the training process of the sportsmen from the experimental group turned out to be more effective, as in all suggested tests we received a positive indices increase. The competitions in control exercises allowed to see positive reliable differences between the sportsmen from the control group (CG) and the experimental group (EG) which proves the effectiveness increase of a competitive activity in the EG. The complex orientation of speed, speed-power and power qualities development in the training process of qualified sprinters in orienteering by running is the main factor of sport training effectiveness on the stage of sportsmanship improvement.

Введение. Международная федерация спортивного ориентирования (IOF) в течение последних 15 лет для популяризации данного вида спорта находится в поиске новых форматов соревнований. Так, в 2000 году на Конгрессе MF, проходившим в Австрии, была принята Конвенция в которой говорится, что спортивное ориентирование необходимо выводить на новый современный уровень, привлекательный для самих спортсменов, зрителей, спонсоров и партнёров с последующим включением данного вида спорта в программу Олимпийских Игр [4]. В связи с этим в 2001 году в программу Чемпионата мира, проводившимся в Финляндии, вводится новая соревновательная дисциплина -«спринт», целью которой является ориентирование на высокой скорости в хорошо пробегаемых парках и улицах. Построение маршрута на этой дистанции осуществляется таким образом, чтобы время победителя ограничивалось временным интервалом в 12-15 минут [6]. Главной задачей ориентировщика-спринтера является выбор наиболее оптимального маршрута от одного контрольного пункта до другого и умелая реализация его на высокой скорости бега. Интенсивность соревновательного бега на спринтерской дистанции соответствует анаэробному порогу или несколько превышающим его. Проявление выносливости в соревнованиях на спринтерских дистанциях происходит в зоне большой мощности, где к дыхательной и сердечно-сосудистой системам организма предъявляются около предельные требования, что должно отразиться в содержании спортивной подготовки [2].

С появлением в соревновательных программах спринтерских дисциплин, стал происходить плавный переход ориентирования от лесного ландшафта в городские парки,

что повлекло за собой детальное изменение спортивных карт [5]. Для качественного отображения особенностей парковых зон и городского ландшафта расширился набор символов, знаков и картографических представлений, что потребовало от спортсменов, занимающихся спортивным ориентированием инновационного подхода к построению тренировочного процесса и участию в соревновательной деятельности [4].

В настоящее время на мировом и европейском уровне проводятся соревнования по спортивному ориентированию бегом на классических и спринтерских дистанциях. В этой связи в России выявилась проблема подготовки отдельно квалифицированных спортсменов «спринтеров» и «дистанционщиков» [6].

Недостаточное освещение данной проблемы в научно-методической литературе по направлениям спортивной подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков специализирующихся на спринтерских дистанциях является серьёзным недостатком тренировочного процесса, тем более что методика подготовки ориентировщиков бегом на классические дистанции существенно отличается от методики спринтерских дистанций, также практически нет учебно-методической литературы и научных публикаций по подготовке «ориентировщиков-спринтеров». Все это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов в организации и направленности тренировочного процесса квалифицированных спортсменов-ориентировщиков данного направления [1, 3, 7].

Цель исследования - повышение эффективности тренировочного процесса квалифицированных спортсменов-спринтеров в спортивном ориентировании бегом.

Задачи исследования:

• выявить особенности тренировочно-соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков специализирующихся на спринтерских дистанциях;

• обосновать содержание и направленность тренировочного процесса спортивной подготовки на спринтерские дистанции квалифицированных спортсменов-ориентировщиков (этап совершенствования спортивного мастерства).

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование (тестирование физической и технической подготовленности, исследование уровня физического развития и функционального состояния занимающихся, контрольные соревнования), методы математической статистики.

Организация исследования. Наше исследование проводилось на базе «Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова» в период с сентября 2011 года по сентябрь 2013 года. В данном педагогическом эксперименте приняли участие студенты вузов и Ульяновской области, имеющие спортивную квалификацию 1 разряд, КМС, МС в количестве 20 человек. Занятия проводились при Спортивном клубе университета. Методика занятий в контрольной группе (КГ) основывалась на базовых положениях программы для ДЮСШ, СДЮШОР и объединений дополнительного образования по спортивному ориентированию на этапе спортивного совершенствования [8]. Испытуемые экспериментальной группы (ЭГ) занимались по разработанной нами программе спортивной подготовки на спринтерские дистанции квалифицированных спортсменов-ориентировщиков (этап совершенствования спортивного мастерства).

За первый год (с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года) проведения педагогического эксперимента общее количество тренировочных занятий в КГ и ЭГ было одинаковым (370 занятий), а общий объём циклической нагрузки годового тренировочного макроцикла в КГ - 4498 км, в ЭГ - 4794 км. Тренировочная нагрузка в КГ и ЭГ по зонам интенсивности от общего объёма циклической работы имела различия: в зоне низкой интенсивности составила у занимающихся в КГ 30,8%, в ЭГ - 33,8%; средней интенсивности у занимающихся в КГ - 43,5%, в ЭГ - 35,2%; высокой интенсивности у занимающихся в КГ - 19,0%, в ЭГ - 25,0%; максимальной интенсивности у занимающихся в КГ - 4,7%, в ЭГ - 6,0%.

За второй годовой макроцикл (с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года) общее количество тренировочных занятий также было одинаковым и составляло 408, а общий объём циклической нагрузки в КГ увеличился до 5103 км (на 13,45% по сравнению с первым годом), в ЭГ до 5009 км (на 4,48%). В этот период тренировочная нагрузка в КГ и ЭГ по зонам интенсивности от общего объёма циклической работы также имела различия: в зоне низкой интенсивности составила у занимающихся в КГ 31,3%, в ЭГ - 31,1%; средней интенсивности у занимающихся в КГ - 44,5%, в ЭГ - 34,2%; высокой интенсивности у занимающихся в КГ -18,8%, в ЭГ - 27,6%; максимальной интенсивности у занимающихся в КГ - 5,4%, в ЭГ - 7,1%.

Хочется отметить, что основное отличие в предложенной нами программе заключалось в соотношении тренировочных нагрузок в различных зонах интенсивности. Так у «спринтеров» соотношение доли нагрузок высокой и максимальной интенсивности значительно выше, чем у «дистанционщиков», это позволяет нам повысить показатели МПК и увеличить уровень анаэробного порога у занимающихся в ЭГ, что и можно проследить по динамике физического развития и функционального состояния участников педагогического эксперимента.

На наш взгляд в настоящее время результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании бегом на спринтерских дистанциях во многом зависит от развития следующих качеств: общей и скоростно-силовой выносливости, силы, быстроты, ловкости, а также технико-тактических действий спортсменов. В разработанной нами программе особое внимание уделяется развитию выше перечисленных качеств атлетов.

Для развития общей выносливости применялись средства циклического характера (бег, ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде, гребля и т.п.) с низкой и средней интенсивностью, а также длительные тренировки с ориентированием (бег по обозначенному маршруту - «нитка», дистанции увеличенной длины).

Для развития скоростно-силовой выносливости использовались многократные повторения отрезков различной длины с высокой и максимальной интенсивностью (400 м - 3000 м), используя повторный, переменный, интервальный, контрольный и темповый методы тренировки. Отрезки выполнялись в разнообразных условиях твердости грунта (асфальт, лесная тропа, мягкий грунт, песок, легкоатлетическая дорожка). Также использовались ускорения в гору разной длины (50 м - 1500 м).

Скоростно-силовая подготовка на этапе совершенствования спортивного мастерства сосредоточена на развитие быстроты движений и силы мышц, обусловливает комплексную направленность (скоростную, скоростно-силовую, силовую) тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании бегом.

На этом этапе важной задачей является то, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо осуществлять путём применения скоростно-силовых упражнений, где силовые качества бегуна достигают максимума за счёт увеличения скорости сокращения мышц. Основными средствами являются: бег со старта, челночный бег, бег с различными отягощениями, бег под гору и в гору, различные прыжки на отрезках 30-60 м, акробатика и гимнастические упражнения на снарядах, упражнения и бег с отягощениями небольшого веса (24 кг), силовые упражнения со штангой (20-30 кг).

В качестве средств развития ловкости мы использовали в программе подготовки подвижные и спортивные игры, а так же игровые задания с включением элементов ориентирования.

Для повышения технико-тактической подготовки в нашей работе мы использовали инновационные средства и методические подходы. С целью развития скоростного ориентирования у квалифицированных спортсменов-ориентировщиков нами применялись укороченные спринтерские дистанции, различные лабиринты в помещении, в парковых зонах. Для повышения скорости чтения спортивных карт и изучения местности различных ландшафтных зон в тренировочный процесс были внедрены занятия с использованием компьютерных технологий (симулятор-тренажёр спортивного ориентирования «Catching Features»). Но, несмотря на разницу в интенсивности и содержании применяемых тренировочных средств, процент работы с картой у спортсменов КГ и ЭГ был одинаковым.

Результаты и их обсуждение. В течение педагогического эксперимента в сентябре 2011 года проводилось исходное тестирование, в сентябре 2012 года промежуточное и в сентябре 2013 года итоговое тестирование. Для определения динамики физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков КГ и ЭГ проводилось 6 контрольных испытаний (табл. 1).

Таблица 1

Динамика физической подготовленности участников педагогического эксперимента

ч_/ 1 U111J1 тестировани КГ (n=10) ЭГ (n=10)

№ Тесты Результат Абсолют -ный прирост Прирос т в % Результат Абсолют -ный прирост Прир ост в % t расче тное

Бег 100 м (с) I 13,45±0,0 13,28±0,05 1,984

1 II 13,35±0,0 0,22 1,66 13,07±0,08 0,28 2,21 2.703

II 13,23±0,0 13,00±0,07 2,469

Тест I 3311, 0±3 3308,0±32, 0,088

2 Купера II 3399,0±2 139,0 4,03 3418,0±29, 226,0 6,40 0,621

(м) II 3450,0±2 3534,0±31, 2,152

Бег 800 м (с) I 139,10±1, 136,90±1,0 1,659

3 II 136,70±1, 4,00 2,96 132,60±1,2 7,30 5,63 2,322

II 135,10±0, 129,60±1,1 3,784

Пятерно I 1204,90± 1187,10±6, 1,737

4 й II 1214,50± 23,00 1,82 1233,10±4, 60,10 4,82 2,007

прыжок с места (см) II I 1227,90± 7,42 1247,20±4, 86* 2,211

Челночн I 33,43±0,1 33,41±0,17 0,084

ый бег II 33,21±0,1 32,71±0,12 2,652

5 10х10 м с электро нной отметко II I 32,99±0,1 3 0,44 1,33 32,45±0,15 * 0,96 2,95 2,680

Комплек I 54,70±0,5 53,90±0,60 0,988

6 сное II 57,50±0,4 7,45 9,06 57,20±0,41 4,90 8,34 0,502

упражне ние на силу II I 59,10±0,5 0 58,80±0,46 0,437

Примечание: I - исходное тестирование, II - промежуточное тестирование, III -итоговое тестирование

* - достоверно при р<0,05, 1-2,101; ** - достоверно при р<0,01, 1-2,878 (различие показателей между КГ и ЭГ)

Таблица 2

Динамика технической подготовленности участников педагогического

эксперимента

№ Тесты Этапы гТЛ/-» /-»ттт«Л АПП1ИТП КГ (n=10) ЭГ (n=10) t расче тное

Результат Абсолю т-ный прирост Прирос т в % Результат Абсол ютны й приро ст При рос т в %

1 Скорость чтения спортивной карты (кол-во правильных ответов) I 178,60±1,35 20,80 10,44 181,00±1, 41 26,90 12,9 4 1,227

II 188,90±1,55 193,30±1, 26* 2,197

II I 199,40±1,71 207,90±1, 95** 3,267

2 Затраты времени на ориентирова ние с учётом взятия КП (сек/км) I 50,40±0,79 8,42 20,05 50,66±0,9 3 11,52 29,4 3 1,221

II 46,52±0,96 43,98±1,1 7 1,671

II I 41,98±0,55 39,14±0,9 2* 2,635

3 Индивидуал ьный технический коэффициен т для спринтерски й дистанции (уе) I 1,223±0,004 1 0,019 1,57 1,229±0,0 044 0,044 3,71 0,661

II 1,219±0,005 0 1,201±0,0 056* 2,373

II I 1,204±0,004 1 1,185±0,0 050** 2,967

4 Индивидуал ьный технический коэффициен т для классическо й дистанции (уе) I 1,179±0,007 2 0,026 2,25 1,182±0,0 060 0,032 2,78 0,317

II 1,166±0,006 3 1,168±0,0 056 0,241

II I 1,153±0,004 7 1,150±0,0 037 0,502

Примечание: I - исходное тестирование, II - промежуточное тестирование, III -итоговое тестирование

* - достоверно при р<0,05, 1-2,101; ** - достоверно при р<0,01, 1-2,878 (различие показателей между КГ и ЭГ)

Для проверки динамики технической подготовленности (табл. 2) мы использовали тестирование скорости чтения спортивной карты и техники ориентирования [9].

Полученные результаты физической и технической подготовленности показывают, что предложенные инновационные средства и методы разработанной программы тренировочных занятий оказали более существенное влияние на развитие физических качеств и улучшение технико-тактических действий спортсменок-ориентировщиков экспериментальной группы.

Наиболее существенное увеличение показателей ЭГ произошло в следующих тестах физической подготовленности: комплексное упражнение на силу - на 8,34%, бег 800 м -на 5,63%, тест Купера - на 6,40%. У спортсменов КГ мы видим хорошее улучшение результатов в тестах: комплексное упражнение на силу (9,06%) и тесте Купера (4,03%).

По результатам тестирования технической подготовленности в ЭГ мы выявили, что максимальный прирост показателей произошел в тесте на скорость чтения спортивной карты (12,94%), затраты времени на ориентирование (с учётом взятия КП) уменьшились на 29,43%, индивидуальный технический коэффициент (ИТК) на спринтерских дистанций улучшился на 3,71%, а на классических дистанциях улучшился на 2,28%. У испытуемых КГ скорость чтения спортивной карты повысилась на 10,44%, затраты времени на ориентирование (с учётом взятия КП) уменьшились на 20,05%, ИТК на спринтерских дистанциях вырос на 1,57%, а на классических дистанциях на 2,25%.

В качестве определения физического развития и функционального состояния спортсменов нами применялись следующие методы индексов: индекс Пинье, жизненный индекс, индекс Гарвардского степ-теста. Для выявления показателей максимального потребления кислорода мы расчет по формуле Добельна после выполнения однократной нагрузки субмаксимальной мощности на велоэргометре в условиях врачебно-физкультурного диспансера. Для оценивания тренированности спортсменов-ориентировщиков мы проводили измерения ЧСС на уровне анаэробного порога на беговой дорожке легкоатлетического стадиона посредством теста Конкони. Динамика физического развития и функционального состояния испытуемых представлена в таблице 3.

На начальном этапе педагогического эксперимента показатели индекса Пинье были идентичны во всех группах, а испытуемые характеризовались высоким уровнем физического развития. В дальнейшем данные показатели незначительно менялись, что позволяло судить об увеличении роста спортсменов и мышечной массы.

Таблица 3

Динамика физического развития и функционального состояния _участников педагогического эксперимента_

Показатели Тестирование КГ ЭГ Коэффициент достоверности

M ± m

Индекс Пинье (уе.) исходное 13,96±0,17 14,07±0,14 0,494

промежуточное 13,64±0,16 13,75±0,18 0,454

итоговое 13,17±0,13 13,49±0,17 1,446

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жизненный индекс (мл/кг) исходное 67,62±0,29 68,24±0,30 1,477

промежуточное 68,65±0,33 69,13±0,25 1,137

итоговое 69,49±0,30 70,29±0,21 2,177*

ИГСТ исходное 93,94±0,38 93,80±0,43 0,242

(уе) промежуточное 96,16±0,49 97,32±0,43 1,772

итоговое 101,18±0,59 102,86±0,39 2,343*

МПК (мл/мин/кг) исходное 70,60±0,52 70,81±0,66 0,250

промежуточное 73,24±0,59 74,53±0,55 1,559

итоговое 75,24±0,57 76,63±0,49 1,839

ЧСС на уровне АнП (уд/мин) исходное 167,60±0,56 167,00±0,47 0,818

промежуточное 168,80±0,46 168,90±0,43 0,157

итоговое 169,80±0,55 170,80±0,41 1,443

Примечание: * - достоверно приp<0,05 табличное-2,101);

при сравнении между группами.

Полученные значения жизненного индекса, который определял функциональные возможности дыхательного аппарата спортсменов, при исходном тестировании находились практически на одном уровне у КГ и ЭГ, а при проведении итогового тестирования выросли (КГ на 1,87 мл/кг, ЭГ на 2,05 мл/кг), итоговые результаты оказались статистически значимы при сравнении между группами испытуемых при р<0,05.

В качестве комплексной оценки функционального состояния спортсменов нами применялся Гарвардский степ-тест, который позволял судить об особенностях восстановления организма испытуемых после дозированной физической нагрузки. Так лучшая динамика физической работоспособности в течение педагогического эксперимента наблюдается у испытуемых ЭГ, которая в течение педагогического эксперимента увеличилась на 9,81%, в то время как испытуемые КГ повысили 7,16%, различия между группами достоверны при р<0,05.

Самый большой прирост МПК в ходе педагогического эксперимента наблюдается у спортсменов ЭГ - 7,60%, а у испытуемых КГ показатели МПК выросли на 6,17%.

При сравнении показателей ЧСС на уровне анаэробного порога исходного и итогового тестирования видно, что у испытуемых КГ они возросли на 1,30%, тогда как у ориентировщиков ЭГ на 2,23%.

Полученные результаты занимающихся КГ и ЭГ говорят о том, что невысокие положительные сдвиги являются следствием изначально хорошего уровня физического развития и функционального состояния организма квалифицированных спортсменов.

Для проверки эффективности разработанной программы по контрольным упражнениям проводились соревнования, где испытуемые спортсмены тестировались на спринтерской дистанции (3,4 км - 18 КП) и классической дистанции (6,8 км - 15 КП).

Анализ результатов контрольных упражнений исходного тестирования (сентябрь 2011 года) показал, что занятые места спортсменов КГ и ЭГ по критерию Манна-Уитни различий не имели: спринтерская дистанция у испытуемых КГ и ЭГ Шмп = 48 > 0,05; классическая дистанция соответственно Шмп = 40 > 0,05.

В конце педагогического эксперимента (сентябрь 2013 года) испытуемые спортсмены ЭГ показали улучшение результатов и заняли по сравнению с участниками КГ более высокие места на спринтерской дистанции (КГ и ЭГ Шмп = 25 < 0,05). Анализ результатов соревнований на классической дистанции в итоговом тестировании выявил, что занятые места спортсменов КГ и ЭГ по критерию Манна-Уитни различий не имели (КГ и ЭГ Шмп = 48 > 0,05).

Заключение. Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что разработанная программа тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков экспериментальной группы оказалась более эффективной, так как во всех предложенных тестах мы получили положительный достоверный прирост показателей, а проведение соревнований по контрольным упражнениям позволило увидеть

положительные достоверные различия между спортсменами КГ и ЭГ, что подтверждает повышение результативности соревновательной деятельности у испытуемых экспериментальной группы.

В предложенной экспериментальной программе методика проведения тренировочных занятий в ЭГ отличалась от КГ выделением большего времени на развитие скоростно-силовых качеств у квалифицированных спортсменов-ориентировщиков. У занимающихся в КГ тренировки на совершенствование скорости и силы были лишь дополнительным средством спортивной подготовки, тогда как занимающиеся в ЭГ использовали «спринтерские тренировки» как один из основных компонентов тренировочного процесса.

Комплексная направленность развития скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств в тренировочном процессе квалифицированных спринтеров в спортивном ориентировании бегом является определяющим фактором эффективности спортивной подготовки на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Литература:

1. Воронов Ю.С. Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков : дисс. ... доктора пед. наук / Воронов Юрий Сергеевич. - Смоленск : СГАФКСТ, 2009. - 488 с.

2. Гьерсет А. Аэробные и анаэробные потребности в спортивном ориентировании на коротких дистанциях / Гьерсет А., Юхансен Э., Мосер Т. // Научно-методические основы подготовки в спортивном ориентировании: сборник учебно-методических материалов. Азимут. - 2002. - №6. - С. 29-36.

3. Казанцев, С.А. Интегральная подготовка спортсменов-ориентировщиков : дисс. ... канд. пед. наук / Казанцев Сергей Александрович. - СПб. : СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 145 с.

4. Константинов Ю.С. 10 лет мировому спринту / Константинов Ю.С. // Азимут. - 2012. - №1. - С.

9-11.

5. Немытов Д.Н. Основы спортивно-оздоровительного туризма и спортивного ориентирования : учебно-методическое пособие. - / Д.Н. Немытов, А.Н. Илькин - Ульяновск: УлГПУ, 2013. - 164 с.

6. Немытов Д.Н. Содержание и параметры современной спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков-спринтеров // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб: ООО «Золотое сечение». - 2013. - С.268-273.

7. Рыженкова Н.В. Инновационная методика этапного контроля физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков различной квалификации в годичном цикле подготовки : дисс. ... канд. пед. наук / Рыженкова Наталья Владимировна. - Смоленск : СГАФКСТ, 2007. - 174 с.

8. Спортивное ориентирование: Программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и для объединений дополнительного образования / под ред. д-ра пед. наук Ю.С. Константинова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения; Федерация спортивного ориентирования России. - М.: Советский спорт, 2005. - 216 с.

9. Ширинян А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика : учебно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - М. : Советский спорт, 2010. - 112 с.

Статья поступила в редакцию: 19.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.