Научная статья на тему 'Активизация лидерского потенциала будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки'

Активизация лидерского потенциала будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT LEADERSHIP SKILLS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / LEADER POTENTIAL / СТРУКТУРА ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / STRUCTURE OF LEADER POTENTIAL / РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ / DEVELOPMENT OF ABILITIES IN PLANNING / ОРГАНИЗАЦИИ / ORGANIZATION / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / РАБОТЕ В КОМАНДЕ / TEAM WORK / LEADERSHIP SKILLS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшков Н. И., Кривошеева О. Р.

Активная лидерская позиция учителя физической культуры способствует более эффективному выполнению задач физического воспитания, выступая одновременно отражением педагогического авторитета в ученической среде и показателем профессиональной успешности педагогической деятельности. Цель разработать и обосновать методику активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры, экспериментально проверить её эффективность в процессе профессиональной подготовки. Материалы и методы: В качестве дополнения к известным средствам профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры предлагается: выполнение заданий организационно-деятельностных игр, совместное решение задач, предоставляющее каждому студенту возможность стать непосредственным участником процесса лидерства, активное участие в котором способствует формированию навыка эффективного руководства практической деятельностью группы и первоначального опыта лидерской деятельности; организация практических занятий с использованием ресурсных карт, работа с которыми способствует самостоятельному поиску и принятию обоснованных решений ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность учителя физической культуры, что способствует совершенствованию опыта лидерской деятельности, полученного в процессе решения задач организационно-деятельностных игр. Результаты: Экспертная оценка показала высокий уровень лидерских умений когнитивного компонента (осмысленность, обучаемость, познавательность) у 38% студентов экспериментальной группы; лидерских умений коммуникативно-рефлексивного компонента (коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия) у 52% студентов экспериментальной группы; лидерских умений организационно-деятельностного компонента (организованность, ответственность, мобильность) у 46% студентов экспериментальной группы; лидерских умений личностно-творческого компонента (инициативность, креативность, потребность в достижениях) у 44% студентов экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшков Н. И., Кривошеева О. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP CAPACITY ENHANCEMENT OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS IN THE PROFFESSIONAL TRAINING PROCESS

He active leader position of the physical education teacher facilitates more effective resolution of physical training problems, being at the same time reflection of the students’ consent to a teacher’s pedagogical authority and an indicator of professional success of pedagogical activity. Purpose: to develop and justify leadership capacity enhancement of future physical education teachers, to experimentally check its efficiency in the course of professional training. Materials and methods: The following additional tools of vocational training of future physical education teachers are suggested: execution of organizational game-playing exercises, collective problems resolution involving every student in the leadership process, promoting effective team management skills and giving the initial experience of leader activity; holding practical classes with the use of resource cards. This kind of activity encourages for taking independent decisions in the situations modeling professional activity of the teacher of physical education. It upgrades leadership experience obtained during execution of organizational game-playing exercises. Results: Expert assessment demonstrated the high level of leader abilities of a cognitive component (intelligence, learning ability, educational aspect) of 38% of students in the experimental group; leader abilities of a communicative and reflexive component (sociability, reflexivity, empathy) of 52% of students of an experimental group; leader abilities of organizational and activity component (organization, responsibility, mobility) of 46% of students of experimental group; leader abilities of personal and creative component (initiative, creativity, need for achievements) of 44% of students of experimental group.

Текст научной работы на тему «Активизация лидерского потенциала будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки»

УДК 377.6

АКТИВИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Н.И. Горшков, О.Р. Кривошеева

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск Для связи с авторами: nikgor2008@ramblei;ru, [email protected]

Аннотация:

Активная лидерская позиция учителя физической культуры способствует более эффективному выполнению задач физического воспитания, выступая одновременно отражением педагогического авторитета в ученической среде и показателем профессиональной успешности педагогической деятельности.

Цель - разработать и обосновать методику активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры, экспериментально проверить её эффективность в процессе профессиональной подготовки.

Материалы и методы: В качестве дополнения к известным средствам профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры предлагается:

- выполнение заданий организационно-деятельностных игр, совместное решение задач, предоставляющее каждому студенту возможность стать непосредственным участником процесса лидерства, активное участие в котором способствует формированию навыка эффективного руководства практической деятельностью группы и первоначального опыта лидерской деятельности;

- организация практических занятий с использованием ресурсных карт, работа с которыми способствует самостоятельному поиску и принятию обоснованных решений ситуаций, моделирующих профессиональную деятельность учителя физической культуры, что способствует совершенствованию опыта лидерской деятельности, полученного в процессе решения задач организационно-деятельностных игр.

Результаты: Экспертная оценка показала высокий уровень лидерских умений когнитивного компонента (осмысленность, обучаемость, познавательность) у 38% студентов экспериментальной группы; лидерских умений коммуникативно-рефлексивного компонента (коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия) у 52% студентов экспериментальной группы; лидерских умений организационно-деятельностного компонента (организованность, ответственность, мобильность) у 46% студентов экспериментальной группы; лидерских умений личностно-творческого компонента (инициативность, креативность, потребность в достижениях) у 44% студентов экспериментальной группы. Ключевые слова: профессионально значимые лидерские качества, физическая культура и спорт, лидерство, лидерский потенциал, структура лидерского потенциала, развитие лидерских качеств, развитие умений в планировании, организации, коммуникации, работе в команде.

LEADERSHIP CAPACITY ENHANCEMENT OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS IN THE PROFFESSIONAL TRAINING PROCESS N.I. Gorshkov, O.R. Krivosheyeva

Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk, Russia Abstract:

The active leader position of the physical education teacher facilitates more effective resolution of physical training problems, being at the same time reflection of the students' consent to a teacher's pedagogical authority and an indicator of professional success of pedagogical activity.

Purpose: to develop and justify leadership capacity enhancement of future physical education teachers, to experimentally check its efficiency in the course of professional training.

Materials and methods: The following additional tools of vocational training of future physical education teachers are suggested:

- execution of organizational game-playing exercises, collective problems resolution involving every student in the leadership process, promoting effective team management skills and giving the initial experience of leader activity;

- holding practical classes with the use of resource cards. This kind of activity encourages for taking independent decisions in the situations modeling professional activity of the teacher of physical education. It upgrades leadership experience obtained during execution of organizational game-playing exercises. Results: Expert assessment demonstrated the high level of leader abilities of a cognitive component (intelligence, learning ability, educational aspect) of 38% of students in the experimental group; leader abilities of a communicative and reflexive component (sociability, reflexivity, empathy) of 52% of students of an experimental group; leader abilities of organizational and activity component (organization, responsibility, mobility) of 46% of students of experimental group; leader abilities of personal and creative component (initiative, creativity, need for achievements) of 44% of students of experimental group.

Keywords: professionally significant leadership skills, physical culture and sport, leadership, leader potential, structure of leader potential, leadership skills development, development of abilities in planning, organization, communication, team work.

ВВЕДЕНИЕ. В условиях модернизации современного профессионального образования остро стоит проблема определения средств и методов подготовки конкурентоспособных и профессионально успешных специалистов в области физического воспитания. Требуются формирование новых представлений об особенностях подготовки и обновление подходов к процессу профессионального обучения будущих учителей физической культуры [1, 2].

Исследования в области педагогического образования свидетельствуют о том, что для эффективной организации и управления образовательным процессом учителю необходимо иметь лидирующую позицию в ученическом коллективе [3, 4].

Активная лидерская позиция учителя физической культуры способствует более эффективному выполнению задач физического воспитания, выступая одновременно отражением педагогического авторитета в ученической среде и показателем профессиональной успешности педагогической деятельности. В связи с этим важно сделать акцент на необходимость наличия у будущего специалиста целостной системы универсальных знаний, умений и навыков формирования и развития опыта лидерской деятельности [5]. Учитель физической культуры, обладающий знанием и опытом лидерской деятельности, способен не только эффективно решать задачи современного физического воспитания, но и осуществлять педагогическую деятельность с учётом активизации лидерского потенциала школьников.

Проблема лидерства в процессе профессио-

нального обучения в современной науке рассматривалась в следующих аспектах:

- лидерство как ресурс профессиональной успешности специалиста [6, 7];

- педагогические условия развития лидерских качеств в процессе профессиональной подготовки [8, 9];

- развитие профессионально значимых лидерских качеств [10, 11, 12].

Однако проблема определения условий, совершенствования средств и методов активизации лидерского потенциала до сих пор остаётся актуальной, на что указывается в исследованиях О. А. Павловой [13], А. Б. Ивановой [14], Т. В. Медведевой [15] и др. Не рассматривался целостный концептуальный подход к активизации лидерского потенциала в рамках профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в процессе изучения какой-либо отдельной дисциплины или отдельного курса, который бы конкретизировал и обусловливал средства и методы решения проблемы активизации лидерского потенциала в условиях профессионального образования. Исходя из вышесказанного определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы активизации лидерского потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

2. Определить содержание и особенности структуры лидерского потенциала с учётом специфики профессиональной деятельности учителей физической культуры, выявить критерии его развития.

3. Разработать и экспериментально прове-

рить эффективность методики активизации лидерского потенциала в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, анкетирование, методы психолого-педагогической диагностики, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Научная новизна:

1. Конкретизированы понятия «лидерский потенциал» и «активизация лидерского потенциала» применительно к деятельности учителя физической культуры: Лидерский потенциал будущего учителя физической культуры — это развивающаяся совокупность профессионально значимых лидерских качеств и умений, сформированность которых позволяет проявлять активную лидерскую позицию, способствующую повышению эффективности профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Активизация лидерского потенциала будущего учителя физической культуры заключается в раскрытии ресурсных возможностей осуществлять лидерскую деятельность с целью формирования практического опыта управления взаимоотношениями и деятельностью группы в процессе профессиональной подготовки.

2. Представлены результаты опроса работодателей, которые определили профессионально значимые лидерские качества будущего учителя физической культуры: осмысленность, обучаемость, познаватель-ность, коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия, организованность, ответственность, мобильность, инициативность, креативность, потребность в достижениях (рисунок 1).

3. Определены содержание и особенность структуры лидерского потенциала с учётом специфики профессиональной деятельности учителей физической культуры (рисунок 2), выявлены критерии его развития:

- критерий личностной готовности к лидерской деятельности, который характеризуется сформированностью профессионально значимых лидерских качеств и определяет готовность студента к принятию своей новой социальной роли и позиции, осознание положения «Я — лидер»;

- критерий реализации лидерской деятельности, который характеризуется сформирован-ностью лидерских умений, способствующих осуществлению студентом лидерской деятельности.

4. Предложена и обоснована методика активизации лидерского потенциала будущих учителей физической культуры в процессе профессиональной подготовки.

Для определения эффективности разрабо-

|

Потр

а

Комм%*никай«ьность Мобильность ОгБетстБенность Рефлексивность Эмиат ил ПознаБательность ррганнзооанпосП) Креативность Обучаемость Осмысленность еоность вдостижениях Инициативно сть Оригинальность Настойчивость Работоспособность "Уьер е ни о сть Честность Гиотость Доброжелательность Активность Проницательность

Толерантность Бдительность Пр актично сть

■ ДО

39

31 31 ЗО

■ 28

27

25 25

— 20 20 ■ 19 1в 1Э

■ 16

15

■ 14

■ 14

13

■ 12 ■ 12 11

Рисунок 1 - Рейтинг значимости лидерских качеств учителя физической культуры, по мнению работодателей

Компоненты лидерского потенциала

Когнитивный компонент

Коммуникативно -рефлексивный компонент

Организационно-деятельно стный компонент

Личностно-творческий компонент

п р

о ф

е

С С

и о н

а Л

ь н о

3

н

а

4 и

м ы

е Л

и д

е Р

С

к и

е

К а Ч е С т в

а

Осмысленность

Обучаемость

Познавательность

Организованность

Ответственность

Мобильность

Инициативность Креативность Потребность в достижениях

Коммуникабельность

Рефлексивность

Эмпатня

У М е н и

я

1.Умение непосредственно и быстро применять знания, необходимые лидеру, в совместной групповой деятельности.

2.Умение адекватно реагировать на поведение всех членов группы в соответствии с определёнными условиями совместной групповой деятельности.

3.Умение осмысленно действовать в процессе решения задач совместной групповой деятельности.

4.Умение включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 .Умение устанавливать и поддерживать устойчивые позитивные взаимоотношения со всеми членами группы.

2.Умение приводить аргументированные доводы в свою пользу, убеждать.

3.Умение оценивать результаты своей лидерской деятельности и деятельности других членов группы.

4.Умение понять эмоциональное состояние членов группы, быть способным к сопереживанию.

1.Умение планировать, организовывать свою деятельность и деятельность группы.

2.Умение находить наилучшее применение каждому члену группы в процессе решения задач совместной групповой деятельности.

3.Умение брать на себя ответственность за результат совместной групповой деятельности.

4.Умение кооперироваться, завоевывать популярность и престиж, проявляя гибкость и мобильность в своих действиях.

1.Умение находить нестандартное решение, предлагая принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления.

2.Умение мотивировать и направлять членов группы на решении задач совместной групповой деятельности.

3.Умение добиваться поставленных целей, улучшать показатели совместной групповой деятельности.

4.Аналитические умения.

Внды деятельности учителя физической культуры

Гностическая деятельность

Коммуникативная деятельность

Организаторская деятельность

ц

Конструктивная деятельность

о

о

СП

7ч >

=1 "О

О в т

П П

X

7ч >

1=1 "О

О СП

Рисунок 2 - Структура лидерского потенциала будущего учителя физической культуры

танной методики был организован педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты второго курса специальности «Физическая культура» БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий» в количестве 50 человек, по 25 человек в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах. Достоверных отличий по показателям сформированности компонентов лидерского потенциала между контрольной и экспериментальной группой до проведения эксперимента не обнаружено (Р>0,05). Методика представлена теоретическим и практическим блоками, реализована в четыре этапа: диагностический, формирующий, развивающий и практико-ориентированный этапы.

Занятия теоретического блока проводились в рамках дисциплины «Волонтёрство», предусмотренной вариативной частью учебного плана по специальности «Физическая культура». Занятия практического блока проводились в рамках дисциплин «Физическая культура» и «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания — баскетбол, футбол».

На диагностическом этапе осуществлялась оценка сформированности профессионально значимых лидерских качеств, вошедших в структуру лидерского потенциала будущих учителей физической культуры. Оценка проводилась с использованием психолого-педагогических диагностик: опросников «Формально-динамические свойства индивидуальности» (В. М. Русалов), «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, В. А. Федорошин), «Ответственность» (В. П. Прядеин), «Шкала оценки потребности в достижении» (Ю. М. Орлов); методики определения уровня рефлексивности (В. В. Пономарев), «Исследование уровня эм-патийных тенденций» (И. М. Юсупов), самооценки личностной креативности (Е. Туник). Методом экспертной оценки осуществлялась диагностика лидерских умений, вошедших в структуру лидерского потенциала. Экспертной оценке подвергалась совместная групповая деятельность студентов на занятиях

физической культурой при решении задач организационно-деятельностных игр, в процессе которой наглядно проявлялись умения управлять взаимоотношениями и деятельностью группы. В состав группы экспертов входили 3 педагога физического воспитания, психолог и классный руководитель группы. Степень согласованности экспертов оценивалась по величине коэффициента конкор-дации

Решение задач формирующего этапа заключалось в последовательном ориентировании студентов на ценностное осмысление лидерского потенциала, осознание собственных лидерских потребностей и возможностей с целью выделения значимой области их применения в процессе будущей профессиональной деятельности.

На теоретических занятиях раскрывались психолого-педагогические аспекты лидерской деятельности, формировалось представление об особенностях процесса активизации лидерского потенциала с целью осознания его важности для профессионального становления будущего учителя физической культуры.

В рамках практических занятий студенты выполняли задания организационно-деятельностных игр, направленных на формирование первоначального опыта лидерской деятельности. Организация практических занятий с применением организационно-деятельностных игр предоставляла каждому студенту возможность стать непосредственным участником процесса лидерства, в котором учащиеся, включаясь в практическую деятельность лидерского характера, могли реализовать свой лидерский потенциала.

В рамках развивающего этапа с целью совершенствования опыта лидерской деятельности, полученного на предыдущем этапе, на практических занятиях создавались условно профессиональные ситуации, в которых студент играл роль учителя физической культуры, начиная свою деятельность с этапа организации и планирования занятия, затем переходил к проведению его фрагмента, анализу деятельности группы и рефлексии.

Мотивации студентов к поиску самостоятельного эффективного решения различных педагогических ситуаций способствовало использование специальных индивидуальных заданий, направленных на развитие умений в проведении фрагмента учебного занятия с использованием ресурсных карт. В заданиях карт нет конкретных инструкций по правильному выполнению задания. Они сопровождаются рисунками, краткими пояснениями к выполнению того или иного упражнения, которые направлены на то, чтобы лидер, выполняющий роль преподавателя, мог самостоятельно решать педагогические задачи, определяя, в каком количестве и какой понадобится инвентарь, какую площадку выбрать и в течение какого времени выполнять задание, развивая умения в планировании, организации и коммуникации. Решение задач практико-ориентированного этапа осуществлялось на педагогической практике, в рамках которой определялась способность студентов проявлять свой лидерский потенциал в процессе организации и проведения занятий физической культурой в школе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

В результате проведённого эксперимента в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения когнитивного компонента лидерского потенциала по параметрам интеллектуальной сферы личности: эргичности, пластичности и скорости (интеллектуальная), при р <0,05. Экспертная оценка показала высокий уровень лидерских умений когнитивного компонента у 38% и 17% студентов экспериментальной и контрольной групп соответственно, при w=0,91 (рисунок 3).

В экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения коммуникативно-рефлексивного компонента лидерского потенциала по всем параметрам коммуникативной сферы личности, а также рефлексивных качеств и эмпатии, при р <0,05.

Экспертная оценка показала высокий уровень лидерских умений коммуникативно-рефлексивного компонента у 52% и 17% студентов экспериментальной и контрольной групп соответственно, при = 0,89 (рис.4). В экспериментальной группе произош-

09

0 =

1

&.

§ £

60 50 40 30 20 10 0

38

11 12

17-

—54 ,53 То 51

Щ М || |'|

II ■ ■ ■

До

После

Высокий

-32-

До

После

Средний

До

После

Низкий

□ ЭГ ■ КГ

Рисунок 3 - Показатели уровня проявления лидерских умений когнитивного компонента лидерского потенциала студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

а

о

я о

£ н

и ® ^

в ° н

§ а

-50-4?-——

38 -—

|||

После

Высокий

□ ЭГ ■ КГ

Средний Низкий

Рисунок 4 - Показатели уровня проявления лидерских умений коммуникативно-рефлексивного компонента лидерского потенциала студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

ли статистически достоверные изменения организационно-деятельностного компонента лидерского потенциала по параметрам психомоторной сферы личности: пластичности, скорости и эмоциональности; сфор-мированности гармонических компонентов ответственности и организаторских качеств, при р <0,05.

Экспертная оценка показала высокий уровень лидерских умений организационно-деятельностного компонента у 46% и 28% студентов экспериментальной и контрольной групп соответственно, при w=0,93 (рис.5). В экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения личностно-творческого компонента лидерского потенциала по показателям потребности в достижениях и личностной креативности, при р<0,05.

Экспертная оценка показала высокий уровень

лидерских умений личностно-творческого компонента у 44% и 21% студентов экспериментальной и контрольной групп соответственно, при = 0,9 (рис.6). В результате применения методики у студентов сформировался практический опыт планирования и организации собственной и групповой деятельности, получили развитие профессионально значимые лидерские качества и в достаточной мере сформировались умения управлять взаимоотношениями и деятельностью группы. Это выразилось в проявлении гибкости и мобильности в действиях, ответственности за результат в процессе решения задач совместной групповой деятельности. Студенты научились поддерживать устойчивые внутригрупповые взаимоотношения, оценивать результаты своей лидерской деятельности и деятельности других членов группы.

Рисунок 5 - Показатели уровня проявления лидерских умений организационно-деятельностного компонента лидерского потенциала студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

Рисунок 6 - Показатели уровня проявления лидерских умений личностно-творческого компонента лидерского потенциала студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Бикмухаметов, Р. К. Модель интеграции инновационных образовательных комплексов профессиональной подготовки кадров отрасли «Физическая куль-

тура и спорт» / Р. К. Бикмухаметов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - Т. 4. - № 3. - С. 19 - 28.

2. Кадомцев, В. В. Формирование профессиональной

готовности студентов факультета физической культуры и спорта на основе реализации задачного подхода : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Кадомцев. - Пенза, 2006.- 216 с.

3. Ануфриенко, Л. В. Организация работы со студентами по формированию и развитию их лидерских качеств / Л. В. Ануфриенко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. - 2016. - № 15. - С.47-53.

4. Зорина, А. В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза : дис.... канд. пед. наук / А. В. Зорина. - Н. Новгород, 2009. - 217 с.

5. Горшков, Н. И. Профессионально значимые лидерские качества педагога по физической культуре в структуре лидерского потенциала и стратегия его активизации / Н.И. Горшков, О. Р.Кривошеева // Профессиональное образование в современном мире. -2014.- № 2 (13). - С.125-134.

6. Елисеев, И. А. Основные пути формирования лидерских качеств конкурентоспособного специалиста, выпускника БКПТ, как неотъемлемое условие успешного трудоустройства / И. А. Елисеев // Молодой учёный. - 2017.- № 21 - 1 (155) - С. 5-7.

7. Goleman, D. Primal Leadership: The Hidden Driver of Great Performance. Harvard Business Review / D. Goleman, R. Boyatzis. - 2002. - P. 17-24.

8. Ларина, А. А. Психолого-педагогические условия развития лидерских качеств студентов / А.А.Ларина // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 10. - № 12.

- С. 184-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LIST OF REFERENCES

1. Bikmukhametov R.K. The integration model of innovative educational complexes of vocational human resources training in the field of physical culture and sports / R. K. Bikmukhametov // Science and Sport: Modern Trends. - 2014. - Vol. 4. № 3. - P. 19 - 28.

2. Kadomtsev, V. V. Vocational training of students of the faculty of physical culture and sports based on the implementation of the problematic approach: thesis of PhD in Pedagogics / V.V. Kadomtsev - Penza, 2006. - 216 p.

3. Anufrienko L.V. Organization of work with students on the leadership qualities development / L.V. Anufrienko // Polotsk State University Bulletin. E series: Pedagogical Sciences. - 2016. - № 15. - P. 47-53.

4. Zorina, A. V. Pedagogical terms for development of university students' leadership skills: thesis. ... cand. of pedagogical science. - Nizhny Novgorod, 2009. -217 p.

5. Gorshkov, N. I., Krivosheeva, O. R. Professionally significant leadership qualities of the teacher of physical culture in the structure of leadership potential and strategy for its enhancement// Professional education in the modern world. 2014. V.13. №2. - P. 125

- 134.

6. Eliseev, I.A. The main ways of leadership qualities development of a competitive specialist, a graduate of the BKPT, as a compulsory condition for successful placement / I.A. Eliseev // Young Scientist. - 2017.

- No. 21 - 1 (155) - P. 5 - 7.

7. Goleman, D., Boyatzis, R. Primal Leadership: The Hidden Driver of Great Performance. Harvard Business

9. Лухменева, Е. П. Психолого-педагогическая модель формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса : дис. ... канд. психол. наук / Е. П. Лухменева. - Самара, 2015. - 251 с.

10. Лаврентьева, С. Ю. Педагогическое сопровождение формирования конкурентоспособных лидерских качеств студентов вуза / С. Ю.Лаврентьева // Вестник Марийского гос. университета. - 2017. - Т. 11. - № 2 (26).- С. 49-52.

11. Мокрецова, Н. М. Формирование лидерских качеств у курсантов в процессе изучения иностранного языка / Н. М. Мокрецова // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. -2017.- № 1(80). - С. 76-82.

12. Salahuddin, M. M. Generation differences impact on leadership styles and organizational success. Journal of Diversity Management / M. M. Salahuddin. - 2010. - P. 7-16.

13. Павлова, О. А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях : дис. ... канд. пед. наук / О. А. Павлова. - Кострома, 2004. -165 с.

14. Иванова, А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / А. Б. Иванова. - Челябинск, 2010. - 207 с.

15. Медведева, Т. В. Оптимизация процесса развития лидерского потенциала руководителя : дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Медведева. - М., 2010. - 191 с.

Review / D.Goleman, R. Boyatzis. - 2002. - P. 17 - 24.

8. Larina, A.A. Psychological and pedagogical conditions for the development of leadership qualities of students / AA Larina // Progress of modern science. - 2016. -Vol.10. №12. - P. 184 - 186.

9. Lukhmeneva, E.P. Psychological and pedagogical model of the leadership qualities development of students of the Cadet Corps: thesis of PhD in Psychology / E.P. Lukhmeneva - Samara, 2015. - 251 p.

10. Lavrentieva, S. Y. Pedagogical support of competitive leadership qualities development of university students / S. Y. Lavrentieva // Mari State University Bulletin. -2017. Vol.11. №2 (26). - P. 49 - 52.

11. Mokretsova, N.M. Leadership qualities development of trainees when studying a foreign language / N.M. Mokretsova // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2017. - No. 1 (80). - P. 76 - 82.

12. Salahuddin, M. M. Generation differences impact on leadership styles and organizational success. Journal of Diversity Management / M. M. Salahuddin. - 2010. - P. 7 -16.

13. Pavlova, O. A. Social and pedagogical terms for implementing senior teenagers' leadership potential in temporary children associations: thesis of PhD in Pedagogics. - Kostroma, 2004. - 165 p.

14. Ivanova, A. B. Leadership potential enhancement of university students in extracurricular activities: thesis. ... cand. of pedagogical science. - Chelyabinsk, 2010. - 207 p.

15. Medvedeva, T. V. Development optimization of leadership potential of the manager: thesis of PhD in Psychology. - Moscow, 2010. - 191 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.