УДК 3776 Н. И. ГОРШКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
АКТИВИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В процессе модернизации современной системы профессионального образования в первую очередь необходимо обновлять подходы к подготовке педагогических кадров, в том числе и в области физического воспитания. Будущий специалист по физической культуре и спорту должен отвечать современным требованиям развития общества и рынка труда. В связи с этим важным этапом в решении задач профессионального физкультурного образования является подготовка высококвалифицированных, профессионально успешных учителей физической культуры. В статье рассматривается лидерский потенциал студентов как ресурс развития профессиональной успешности будущих учителей физической культуры, так как педагог, обладающий коммуникативными, организаторскими, рефлексивными и другими лидерскими качествами, будет востребован на современном рынке труда, уважаем коллегами и будущими воспитанниками.
Ключевые слова: лидерство, профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры, профессионально значимые лидерские качества, лидерский потенциал, профессиональная успешность.
Экономические преобразования в социальной ным, социальным и экономическим потребностям,
и производственной сфере, изменения в характе- а обществу — получить профессионально успешно-
ре и содержании труда ставят перед современным го педагога с высокими квалификационными харак-
образованием задачу формирования новых пред- теристиками и развитым лидерским потенциалом. ставлений о современном специалисте, а также В процессе подготовки современного учителя
об изменениях процесса его подготовки на протя- должна складываться устойчивая система его про-
жении всего периода обучения. Всё это необходимо фессиональных потребностей, способностей и уста-
для подготовки конкурентоспособного и професси- новок. Активная лидерская позиция выступит как
онально успешного специалиста в своей сфере про- основа его внутреннего мира, как регулятор его
фессиональной деятельности [1]. профессиональной активности, источник формиро-
В условиях модернизации профессионального вания лидерских качеств. образования подчеркивается необходимость изуче- В рамках нашей работы необходимо остановить-ния потребностей рынка труда и повышения ка- ся на основных понятиях, которые будут использо-чества образования путем внедрения современных ваться далее при описании исследования. образовательных технологий, широкого использо- Профессиональная подготовка — это всесторон-вания проектных методов, позволяющих имитиро- няя целенаправленная организация жизнедеятель-вать реальные профессиональные ситуации. ности студента в течение всех лет обучения, проВ связи с этим важно сделать акцент на необ- граммно обеспечивающая его профессиональную ходимость формирования у будущих педагогов готовность.
целостной системы универсальных знаний, умений Профессиональная подготовка имеет две сои навыков, развития опыта самостоятельной де- ставляющие. Первая представляет систему мер, на-ятельности и личной ответственности за выпол- правленных на познание профессии и тех областей няемую ими работу и полученный результат, т.е. знаний, которые входят в её теоретическую основу. развивать лидерские качества, которые помогут Вторая система мер направлена на познание сту-будущему специалисту быть профессионально дентом самого себя, на саморазвитие, самоопре-успешным. деление личности с целью приобретения уверен-Такая профессиональная подготовка должна ности в себе, позволяющей компетентно заняться позволить обучающемуся осуществить индивиду- на практике профессиональной деятельностью [2]. альный выбор содержания и уровня получаемого Лидерский потенциал студента, будущего учи-образования, удовлетворяющего его интеллектуаль- теля физической культуры, рассматривается нами
как развивающаяся система профессионально значимых лидерских качеств, сформированность которых будет способствовать проявлению лидерских умений в целях эффективного управления ученической группой и успешной реализации задач физического воспитания.
Будущий специалист должен быть готов самостоятельно и сознательно принимать ответственные решения, работать в команде и правильно строить взаимоотношения с другими людьми. Это указывает на необходимость мобилизации у студентов ресурсных возможностей для активизации их лидерского потенциала [3].
Профессиональная успешность определяется более совершенной, по сравнению с другими, системой знаний, умений и навыков и профессионально значимых личностных качеств, более высокой квалификацией, что позволяет быстрее адаптироваться к реальной действительности и более эффективно выполнять профессиональные функции.
Н. Ю. Бурлакова отмечает, что профессиональная успешность напрямую зависит от качества образования, полученного в процессе обучения, которое определяется направленностью на формирование профессиональных компетенций специалиста и зависит в первую очередь от высокого уровня личностной и специальной компетентности, который достигается рациональным структурированием содержания образования и применением эффективных образовательных технологий [4].
Качество профессионального образования рассматривается нами с точки зрения А. В. Авдеевой [5]. Автор в своём исследовании данный компонент рассматривает как процесс и результат с позиции:
— возможности выпускника профессионального образовательного учреждения получить престижную работу, продолжить образование на более высоком уровне;
— востребованности выпускника на рынке труда;
— соответствия стандартам, специфике, профессиональным характеристикам и т.д.;
— абсолютного понимания данной категории как формирования идеальной модели, имиджа, так и стремления к достижению высших стандартов;
— рассмотрения в условиях рыночной экономики процесса профессиональной подготовки с позиции оказания образовательных услуг, когда выпускники профессионального образовательного учреждения формируют современный рынок образовательных услуг.
Анализ основных тенденций социально-экономического развития страны и их трансформация в профессиональное образование ставит перед учреждениями профессионального образования любого уровня помимо задач, связанных с подготовкой профессионала определенного уровня, квалификации, задачи формирования и развития у выпускника лидерских умений:
— гибко адаптироваться в меняющихся профессиональных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных задач;
— самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
— чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в профессиональной деятельности;
— быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
— быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях и ситуациях, легко предотвращать и или уметь выходить из конфликтных ситуаций;
— уметь учиться и получать удовольствие от образовательной деятельности;
— самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В современной науке на лидерство в педагогической деятельности обращали своё внимание авторы Н. В. Мухаметзянова [6], В. Ю. Соляхов [7], А. Н. Ашихмин [8] и др. В своих исследованиях авторы отмечают, что лидерские качества являются профессионально значимыми качествами педагога, выражающимися в степени ведущего влияния на ученический коллектив в направлении оптимизации решения задачи образования и воспитания.
Современный учитель физической культуры может быть успешен, если он обладает комплексом профессионально значимых лидерских качеств, реализация которых поможет не только с успехом войти в мир профессиональной деятельности, но и в дальнейшем реализовать себя как высококвалифицированный, профессионально успешный специалист в области физического воспитания.
Поэтому профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры невозможна без осознания важной роли активизации лидерского потенциала в процессе становления будущего специалиста в области физического воспитания.
Исходя из вышеперечисленного, профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры рассматривается нами как целенаправленный процесс формирования личности педагога, предполагающий овладение таким уровнем профессионального мастерства, который позволит воспитать полноценного, физически развитого, лич-ностно сформированного члена общества, готового к вызовам современного мира.
Повышение уровня профессиональной готовности будущих учителей физической культуры, становление их как субъектов современной и конкурентоспособной профессиональной деятельности посредством активизации лидерского потенциала является одной из важных задач современного педагогического образования.
Так как уровень профессиональной подготовки непосредственным образом влияет на успешность будущего специалиста, необходимо отметить именно профессионально значимые лидерские качества будущего педагога, обеспечивают формирование профессиональной компетентности, необходимой для реализации разнообразных функций будущего педагога.
Поскольку профессионально значимые лидер-
ские качества
являются важным компонентом
компетенций современного выпускника, подготовка будущего специалиста должна быть нацелена на развитие не только общеучебных знаний, умений и профессиональных навыков, но и, в большей степени, на формирование готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы, то есть активизировать свой лидерский потенциал [9].
В рамках нашего исследования важно выделить перечень профессионально значимых лидерских
о
от
Е
Т
качеств, лежащих в основе профессиональных компетенций, необходимых для выпускников, будущих учителей физической культуры, которые позволят им быстро ориентироваться и действовать в конкретной профессиональной ситуации, стать конкурентоспособным специалистом.
Описать профессионально значимые лидерские качества современного выпускника в своих исследованиях пытались А. И. Давлетова [10], А. В. Зорина [11], О. Р. Кривошеева [12] и др. С точки зрения данных исследователей, процесс развития профессионально значимых лидерских качеств представляет собой развивающийся в разных видах деятельности комплекс мировоззренческих, нравственных и профессиональных компетенций будущего специалиста.
В результате анализа научно-методической литературы и собственных исследований были определены профессионально значимые лидерские качества учителя физической культуры: коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия, планирование, организованность, ответственность, мобильность, инициативность, креативность, потребность в достижениях и т.д.
Коммуникабельность способствует установлению дружелюбной и работоспособной среды в ученическом коллективе. Не менее важной составляющей педагогического процесса является развитие межличностно-социальной сферы, к которой относят межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и тому подобное.
Рефлексивность помогает критически осознавать свои способности и возможности, регулировать собственное поведение в процессе педагогической деятельности.
Эффективное планирование позволяет увидеть свою деятельность в целом и определить её качество. Педагог, который умеет точно определить цель и рационально действовать в её достижении, проявляя осмысленность, избегая ошибок в будущей деятельности, будет иметь возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации, опережая время.
Учитель, выступающий в роли хорошего организатора, обладает способностью находить наилучшее применение каждому учащемуся, показывая при этом настойчивость, уверенность и самостоятельность. Чтобы добиться хороших результатов в организации деятельности, необходимо уметь располагать к себе детей, слышать и понимать их, убеждать в своей правоте.
Способность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, характеризует ответственного педагога, который в своей деятельности умеет принимать решения, брать на себя ответственность, а также умело её делегировать в случае необходимости.
При организации педагогической деятельности, кроме проявления коммуникативных и организаторских способностей, необходимо обладать способностью кооперироваться с учащимися, завоевывать популярность и престиж, проявляя гибкость и мобильность в своих действиях. Педагог, который способен самостоятельно и свободно мыслить и оценивать сложившиеся обстоятельства, умеющий понимать и верно реагировать на психологию детей, займёт весомое место в процессе руководства ученическим коллективом.
Для педагога должно быть важным не только удовлетворение собственных амбиций, профессио-
нальных установок, но и необходимость понимать эмоциональное состояние своих воспитанников, умение понять, поставить себя на их место, быть способным к сопереживанию, то есть проявить эм-патию.
Инициатива и исполнительность сопровождаются взятием на себя определённой меры ответственности, характеризующейся соответствующими уровнями сознательности и самостоятельности педагога.
Умение креативно мыслить, создавать нестандартные ситуации помогает делать учебное занятие более интересным, привлекать большее внимание к изучению данной дисциплины. Будущий педагог, способный творчески решать поставленные задачи, применяя навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой, проявляя умение включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний и гибко мыслить там, где это, казалось бы, невозможно, всегда будет иметь возможность провести интересное занятие.
Потребность в достижении результата характеризуется общим стремлением к постоянному поиску способов улучшения своей деятельности, повышая тем самым показатели педагогической деятельности. Учитель с высокой потребностью в достижениях результата получает особое удовлетворение, не просто решая поставленную задачу, а делая это наиболее эффективно.
Будущий учитель физической культуры, обладающий перечисленными лидерскими качествами, будет способен оказывать влияние на ученический коллектив в процессе решения педагогических задач, сможет проявить себя как эффективный организатор, будет брать ответственность за результат обучения, принимать взвешенные и эффективные решения в постоянно меняющихся условиях педагогической деятельности.
Стоит отметить, что в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры существуют уникальные возможности реализации задач активизации лидерского потенциала студентов:
— использование большого количества игровых ситуаций на учебных занятиях;
— проявление инициативы студента;
— использование разнообразных видов деятельности;
— вовлечение в учебный процесс студентов с любым уровнем развития умений и навыков;
— организация совместной деятельности студентов в группе для достижения общей цели.
Данные возможности позволяют развивать у студентов следующие лидерские умения:
— коммуникативные умения;
— умение планировать и организовать собственную деятельность;
— умение работать в группе;
— умение кооперироваться;
— умение принимать решения;
— умение решать проблемные ситуации;
— умение принимать, делегировать ответственность;
— аналитические умения.
— умение брать ответственность на себя.
Наличие перечисленных умений позволит учителю физической культуры воплотить в практику современные формы обучения, ориентированные не просто на передачу учащимся определённого комплекса знаний и умений, а будет способствовать
активизации собственного лидерского потенциала педагога, который поможет в процессе формирования лидерских качеств современных школьников.
Библиографический список
1. Кривошеева, О. Р. Профессионально значимые лидерские качества педагога по физической культуре в структуре лидерского потенциала и стратегия его активизации / О. Р. Кривошеева, Н. И. Горшков // Профессиональное образование в современном мире. — 2014. — Т. 13, № 2. — С. 125-134.
2. Михайлова, Т. А. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики : дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Михайлова. — Челябинск, 2004. — 167 с.
3. Горшков, Н. И. Активизация лидерского потенциала будущих учителей физической культуры на основе личностной самоорганизации, управления взаимоотношениями и деятельностью группы [Электронный ресурс] / Н. И. Горшков, О. Р. Кривошеева // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1. — Режим доступа : http://www.science-education.ru/121-c18080 (дата обращения: 22.04.2015).
4. Бурлакова, Н. Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры : дис. ... канд. психолог. наук / Н. Ю. Бурлако-ва. — Пермь, 2000. — 163 с.
5. Авдеева, А. В. Формирование лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в вузе : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Авдеева. — Тамбов, 2010. — 195 с.
6. Мухаметзянова, Н. В. Особенности профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры на
разных этапах профессиональной подготовки: на материале студентов педагогического вуза : дис. ... канд. психолог. наук / Н. В. Мухаметзянова. — Казань, 2005. — 179 с.
7. Соляхов, В. Ю. Формирование лидерских качеств студентов: на опыте подготовки менеджеров : дис. ... канд. пед. наук / В. Ю. Соляхов. — Волгоград, 2008. — 189 с.
8. Ашихмин, А. Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Ашихмин. — СПб., 2006. — 150 с.
9. Горшков, Н. И. Исследование уровня развития профессионально значимых лидерских качеств у студентов, будущих учителей физической культуры / Н. И. Горшков // Вестник Кемеровского гос. ун-та. — 2014. — Т. 3, № 4 (60). — С. 58 — 64.
10. Давлетова, А. И. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза : дис. ... канд. психолог. наук / А. И. Дав-летова. — М., 2007. — 270 с.
11. Зорина, А. В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Зорина. — Н. Новгород, 2009. — 217 с.
12. Кривошеева, О. Р. Формирование социальной ответственности студентов физкультурного вуза : дис. ... канд. пед. наук / О. Р. Кривошеева. — Омск, 2007. — 244 с.
ГОРШКОВ Никита Иванович, аспирант кафедры педагогики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.04.2015 г. © Н. И. Горшков
Книжная полка
Виневская, А. Метод кейсов в педагогике. Практикум / А. Виневская ; ред. М. Пуйлова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2015. - 144 с. - SBN 978-5-222-22946-0.
Метод кейсов, или case study, — изучение проблемной ситуации на основе известных случаев, фактов из реальной жизни. Пособие включает два раздела: в первом предлагается схема составления и решения педагогических кейсов, а во втором приводятся сами кейсы и ситуации (свыше 50), т.е. даётся своего рода тренажёр для практической работы педагога. Для анализа предлагаются кейсы различной тематики: взаимодействие педагога с детьми, имеющими определённые нарушения развития, взаимодействие педагога и учащихся в конкретных учебных ситуациях, взаимодействие педагога и родителей. Наличие ответов к части заданий даёт возможность сравнить собственное решение проблемной ситуации с успешным её решением в соответствии с методом кейсов.
Кейсы и ситуации, приведённые в пособии, могут быть использованы на практических и лабораторных учебных занятиях по целому ряду педагогических дисциплин, на семинарах для педагогов, олимпиадах и курсах повышения квалификации педагогических работников.
Коджаспирова, Г. Педагогика : учеб. / Г. Коджаспирова. - 4-е изд. перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. -720 с. - ISBN 978-5-9916-3603-2.
Издание является учебником по полному курсу педагогики школы. В основу построения курса положена концепция целостного педагогического процесса. Издание содержит как теоретические, так и практические аспекты педагогического знания. При подготовке учебника автор опирался на классические основы педагогики. Однако в содержании всех тем отражены новые подходы и трактовки. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования четвертого поколения.
Учебник ориентирован как на преподавателей педагогики, так и на студентов педагогических учебных заведений всех уровней, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки. Книга будет полезна аспирантам, магистрантам, научным работникам в области педагогики и всем, кто интересуется педагогикой.