ПЕДАГОГИКА
УДК 377.6
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Н. И. Горшков
PROFOUND RESEARCH OF LEADERSHIP POTENTIAL DEVELOPMENT IN STUDENTS AS FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE
N. I. Gorshkov
Анализ современных тенденций социально-экономического развития страны ставит перед учреждениями профессионального образования помимо задач, связанных с подготовкой профессионала определенного уровня квалификации, задачи формирования у выпускника профессионально значимых лидерских качеств.
В связи с этим важно сделать акцент на необходимость формирования у обучающихся целостной системы профессионально значимых лидерских качеств, которые позволят развивать опыт самостоятельной деятельности и формировать личную ответственность за результаты обучения на этапе профессиональной подготовки.
Предмет исследования: профессионально значимые лидерские качества как основа структуры лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
Цель исследования: определение уровня сформированнности профессионально значимых лидерских качеств, вошедших в структуру лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Тестирование.
3. Методы математической обработки данных.
Результаты исследования: в результате проведённой работы было изучено состояние проблемы исследования в современной научно-методической литературе, подобраны методики исследования, определён уровень профессионально значимых лидерских качеств, выявлен уровень сформированности компонентов лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
Анализ полученных результатов позволил внести изменения в процесс профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры с целью формирования профессионально значимых лидерских качеств и активизации лидерского потенциала.
Выводы
1. На основе теоретического анализа проблемы исследования установлено, что лидерский потенциал студента представляет собой развивающуюся систему его способностей и ресурсных возможностей успешно проявлять лидерские качества в данных объективных условиях.
2. Подобранный диагностический инструментарий позволил определить уровень развития профессионально значимых лидерских качеств, составляющих основу структуры лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
3. Из результатов диагностики можно сделать вывод о том, что сформированность профессионально значимых лидерских качеств в подавляющем большинстве находится на среднем или низком уровне, что недостаточно для успешной профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры.
The analysis of current trends in the socio-economic development of the country in addition to problems associated with the training of qualified professionals of a certain level arises the problem of leadership qualities formation in the future graduates of vocational education institutions. So, professional training of future teachers of physical culture is impossible without profound understanding and developing of professionally important leadership qualities in the process of future specialists’ formation.
The object of the current research is the basic structure of students’ leadership potential as basis for the professionally important leadership qualities of the future teachers of physical culture.
The purpose of the research to identify the leadership potential in students as future teachers of physical culture.
The research methods used are: 1) analysis of the scientific and methodical publications; 2) testing; 3) methods of mathematical data processing.
As a result of this work, the state of the researched problem in the modern scientific and methodical publications was studied. The research methods were chosen, the level of professionally significant leadership qualities was defined, and the level of leadership potential development in students as future teachers of physical culture was identified.
The analysis of the data allowed making changes to the process of training future teachers of physical culture and activating their leadership potential.
Conclusions: 1. According to the theoretical analysis, the author can determine that the student’s leadership potential is a developing system of their abilities and resource capacities for successful demonstration of leadership qualities in objective conditions. 2. According to the developing diagnostics, professionally important leadership qualities can be defined as the basis of leadership potential structure. 3. According to the diagnostic results, the author can conclude that
58
Н. И. Горшков
ПЕДАГОГИКА |
the level of professionally important leadership qualities formation is middle or low and it is not sufficient for future teachers of physical culture.
Ключевые слова: профессионально значимые лидерские качества, физическая культура и спорт, лидерство, лидерский потенциал, структура лидерского потенциала, диагностика лидерских качеств, профессиональная успешность.
Keywords: professionally important leadership qualities, physical culture and sport, leadership, leadership potential, structure of leadership potential, leadership diagnostics, professional success.
Введение
Современная стратегия профессионального образования в области физического воспитания диктует необходимость создания такой системы подготовки учителей физической культуры, которая позволит овладеть будущим выпускникам не только умениями в организации и проведении физкультурных занятий, но и повысит эффективность педагогической деятельности в целом, что обеспечит востребованность молодого специалиста на современном рынке труда [9, с. 125 - 134].
В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры невозможна без осознания важной роли активизации лидерского потенциала в процессе становления будущего специалиста в области физического воспитания.
Лидерский потенциал студента - это развивающаяся система его способностей и ресурсных возможностей успешно проявлять лидерские качества в данных объективных условиях [7, с. 41].
Развитый лидерский потенциал будущего учителя физической культуры отражает совокупность внутренних потребностей и ресурсных возможностей личности студента, способствующих достижению такого уровня профессиональной компетентности, который обеспечивает ведущее влияние на обучающихся при решении профессионально-педагогических задач.
Педагогической общественностью признается, что эффективно развивать профессиональные компетенции будущих учителей физической культуры позволяет лидерство, способствующее формированию у обучающихся профессионально значимых лидерских качеств, которые впоследствии помогут молодому специалисту стать настоящим профессионалом в области физического воспитания [4, с. 21 - 24].
Наличие профессионально значимых лидерских качеств поможет будущему учителю физической культуры не только успешно войти в мир педагогической деятельности, но ив дальнейшем реализовать себя в качестве высококвалифицированного специалиста, способного объединить вокруг себя своих воспитанников для решения задач современного образования.
Поскольку профессионально значимые лидерские качества являются важным компонентом компетенций современного выпускника, подготовка будущего специалиста должна быть нацелена на развитие не только общеучебных знаний, умений и профессиональных навыков, но и в большей степени на форми-
рование готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы, то есть активизировать свой лидерский потенциал.
Опираясь на исследования В. И. Гама [3], Н. В. Му-хаметзяновой [10], А. В. Зориной [6], Н. Ю. Бурлаковой [1], мы определили профессионально значимые лидерские качества, которые были объединены в структуру лидерского потенциала будущего учителя физической культуры.
В основу структуры вошли четыре компонента: когнитивный, коммуникативно-рефлексивный, организационно-деятельностный, личностно-творческий. Формирование каждого из компонентов обусловлено развитием определённых профессионально значимых лидерских качеств, соответствующих направленности данного компонента: когнитивный (обучаемость, осмысленность, познавательность, рассудительность); коммуникативно-рефлексивный (коммуникабель-
ность, рефлексивность, эмпатия); организационнодеятельностный (виденье, организованность, ответственность и мобильность); личностно-творческий (инициативность, креативность, потребность в достижениях).
Целью исследования явилось определение уровня сформированнности профессионально значимых лидерских качеств, вошедших в структуру лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры.
Для определения уровня сформированнности лидерских качеств когнитивного компонента мы использовали опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова (исследование интеллектуальной сферы личности).
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что сформированность профессионально значимых лидерских качеств когнитивного компонента находится на среднем уровне. Так у 66 % студентов отмечено средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением (параметр эр-гичность) (рис. 1); у 60 % - средний уровень стремления к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, ситуативный творческий подход к решению проблемных ситуаций (параметр пластичность); у 56 % студентов отмечается средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности (параметр скорость); у 56 % -средняя выраженность эмоциональных переживаний в случае неудач в работе, требующей умственного напряжения (параметр эмоциональность).
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 59
ПЕДАГОГИКА
1 2 3
■ Зрптчноеть = Пластичность $ Скорость = Эмоциональность
Рис. 1. Показатели сформированности профессионально значимых лидерских качеств когнитивного компонента: 1 - низкий уровень, 2 - средний уровень, 3 - высокий уровень
Для определения уровня сформированнности профессионально значимых лидерских качеств коммуникативно-рефлексивного компонента мы использовали комплекс диагностических методик, в который вошли: опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (исследование коммуникативной сферы), методика определения уровня рефлексивности В. В. Пономаревой, методика исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова.
Исходя из результатов диагностики В. М. Русалова (исследование коммуникативной сферы), можно сделать вывод о том, что только у 13 % студентов отмечена высокая потребность в общении, стремление участвовать в социальных мероприятиях, прояв-
лять коммуникативную активность (параметр эргич-ность) (рис. 2); 16 % студентов показали способность к быстрой вербализации, имея высокую скорость речевой активности (параметр скорость). Важным является тот факт, что почти половина студентов, а именно 44 %, имеют высокую чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущая постоянное беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность, раздражительность в ситуации общения (параметр эмоциональность). И только по параметру пластичность большинство студентов (54 %) показали высокий результат, что говорит о высоком уровне готовности к вступлению в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения.
Рис. 2. Показатели сформированности коммуникативной сферы (коммуникабельность): 1 - низкий уровень, 2 - средний уровень, 3 - высокий уровень
Для исследования уровня рефлексивности нами была использована методика определения уровня рефлексивности В. В. Пономаревой.
Полученные результаты показывают, что у 66 % студентов рефлексивные способности находятся на
низком уровне (рис. 3), 26 % студентов имеют средний показатель, и только 8 % студентов способны на высоком уровне анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, ви-
60 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ПЕДАГОГИКА
деть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения.
Рис. 3. Показатели сформированности рефлексивных качеств
Для исследования уровня эмпатии студентов нами была использована методика исследования уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова.
Полученные результаты говорят о том, что у 59 % студентов отмечен низкий уровень эмпатийности (рис. 4), 26 % студентов имеют нормальный уровень эмпатийности, 9 % студентов показали высокую эм-патийность и только 6 % имеют очень высокий уровень эмпатийности.
Рис. 4. Показатели сформированности эмпатии
Результаты диагностики сформированности профессионально значимых лидерских качеств коммуникативно-рефлексивного компонента говорят о необходимости развития коммуникативной сферы личности студента, высокий уровень которой обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий студентов и педагога в условиях процесса профессиональной подготовки, повышения уровня межличностного обмена информацией, с целью более эффективного взаимодействия. Для этого необходимо развивать умения чётко, грамотно и понятно излагать свои мысли, приводить аргументированные доводы в свою пользу, совершенствовать аналитические умения, учиться критически, осознавать особенности саморегуляции своей деятельности и поведения, понимать эмоциональное состояние другого человека, уметь поставить себя на его место, быть способным к сопереживанию, проявлять эмпатию.
Для определения уровня сформированнности профессионально значимых лидерских качеств организационно-деятельностного компонента мы использовали комплекс диагностических материалов, в который вошли: опросник «Коммуникативные и организаторские склонности», авторы В. В. Синявский,
В. А. Федорошин; опросник «Ответственность», автор В. П. Прядеин и опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова (исследование психомоторной сферы).
40 % студентов показали низкий уровень сформированности организаторских качеств (рис. 5), 30 % студентов имеют показатель ниже среднего и только 10 % и 7 % студентов имеют высокий и очень высокий уровни организаторских качеств соответственно.
Рис. 5. Показатели сформированности организаторских качеств
При помощи методики В. М. Русалова (исследование психомоторной сферы) был определён уровень мобильности. 66 % студентов имеют средний показатель по параметру эргичность (рис. 6), что говорит о нормальной двигательной активности, средневыраженном стремлении к физическому труду; по параметру пластичность у 60 % студентов отмечается средневыраженная гибкость при переключении с одной физической работы на другую; у 53 % отмечена средняя скорость моторно-двигательных операций; 56 % имеют обычную интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.
Комплексный параметр ответственности определялся на основе подсчёта основных компонентов ответственности. Результаты показали, что только 12 % студентов имеют высокий уровень ответственности (рис. 7). Они самокритично подходят к выполнению ответственных дел, характеризуются самостоятельным, тщательным выполнением трудных и ответственных заданий, у 44 % студентов отмечается нейтральность, ситуативное проявление ответственности (средний уровень), 44 % студентов в ситуации, где им нужно будет проявить ответственность, могут отказаться от реализации трудных и ответственных заданий, проявив частичную нерешительность, необязательность и поведенческую пассивность (низкий уровень).
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 61
ПЕДАГОГИКА
Рис. 6. Показатели сформированности психомоторной сферы (мобильность): 1 - низкий уровень, 2 - средний уровень, 3 - высокий уровень
62
Рис. 7. Показатели сформированности ответственности
По результатам диагностики сформированности профессионально значимых лидерских качеств организационно-деятельностного компонента лидерского потенциала можно сделать вывод о необходимости развития умений, которые позволят правильно спланировать свою деятельность, успешно решить поставленные задачи в кратчайшие сроки и выполнить работу максимально качественно и эффективно. Необходимо учиться находить наилучшее применение, каждому члену группы, показывая при этом настойчивость, уверенность и самостоятельность, уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте, добиваться индивидуально поставленных целей, используя результаты групповой деятельности. При этом быть способным отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, уметь принимать решения, брать на себя ответственность, а также умело её делегировать в случае необходимости. Быть готовым исполнять все свои обязанности, принимать решение в трудных ситуациях не только за себя, но и за тех, кто от тебя зависит, проявляя гибкость и мобильность в своих действиях.
Для определения уровня сформированнности профессионально значимых лидерских качеств личностно-творческого компонента мы использовали комплекс диагностических материалов, в который вошли: опросник «Шкала оценки потребности в достижении», автор Ю. М. Орлов и методика самооценки творческих способностей, автор Е. Туник.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что 43 % студентов имеют низкий уровень по шкале оценки потребности в достижении (рис. 8), 28 % студентов имеют средний показатель, 29 % студентов имеют высокие показатели потребности в достижении.
Рис. 8. Показатели сформированности потребности в достижении
В результате диагностики творческих способностей (креативности) 34 % студентов показали низкий уровень творческих способностей, 42 % студентов имеют средний показатель, 24 % студентов способны на высоком уровне проявлять креативность (рис. 9).
Рис. 9. Показатели сформированности креативности
Результаты диагностики профессионально значимых лидерских качеств личностно-творческого компонента лидерского потенциала говорят о важности
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3
ПЕДАГОГИКА
развития умений, характеризующихся определённым уровнем сознательности и самостоятельности. Необходимо развивать умения креативно мыслить, создавать нестандартные ситуации и творчески решать поставленные задачи. Применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой, проявляя умения включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний и гибко мыслить там, где это, казалось бы, невозможно, добиваясь от студентов постоянного поиска способов улучшения своей деятельности.
Опираясь на анализ полученных данных, мы определили уровень развития профессионально значимых лидерских качеств, составляющих основу структуры лидерского потенциала студентов, будущих учителей физической культуры. Как видно из резуль-
татов диагностики, сформированность профессионально значимых лидерских качеств в подавляющем большинстве находится на среднем или низком уровне, что недостаточно для успешной профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры большее внимание уделять формированию готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы с целью активизации своего лидерского потенциала. Это позволит подготовить будущего специалиста к профессиональному вхождению в рынок труда со сформированными на высоком уровне потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии, с развитой лидерской позицией.
Литература
1. Бурлакова Н. Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2000. 163 с.
2. Веряскина И. А. Организационно-педагогические условия развития лидерских качеств учащейся молодёжи средствами социально-культурной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008. 143 с.
3. Гам В. И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Калининград, 2009.44 с.
4. Горшков Н. И., Кривошеева О. Р., Набиев Т. Э., Платунов А. И. Развитие лидерских качеств в малых группах в процессе физического воспитания студентов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы всероссийской научно-практической конференции 2 - 3 апреля г. Кемерово; Омск: Изд-во СибГуфк, 2014. 206 с.
5. Давлетова А. И. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 270 с.
6. Зорина А. В. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 217с.
7. Иванова А. Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 207 с.
8. Кривошеева О. Р. Формирование социальной ответственности студентов физкультурного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 244 с.
9. Кривошеева О. Р., Горшков Н. И. Профессионально значимые лидерские качества педагога по физической культуре в структуре лидерского потенциала и стратегия его активизации // Профессиональное образование в современном мире. 2014. Т. 13. № 2.
10. Мухаметзянова Н. В. Особенности профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры на разных этапах профессиональной подготовки: на материале студентов педагогического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2005. 179 с.
11. Павлова О. А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 165 с.
12. Соляхов В. Ю. Формирование лидерских качеств студентов: на опыте подготовки менеджеров: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 189 с.
Информация об авторе:
Горшков Никита Иванович - аспирант кафедры педагогики гуманитарного факультета Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, nikgor2008@rambler.ru.
Nikita I. Gorshkov - post-graduate student at the Department of Pedegogy, Faculty for the Humanities, Siberian State University of Physical Education and Sport.
(Научный руководитель: Кривошеева Ольга Робертовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, декан факультета дополнительного профессионального образования Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, krivosheevao@mail.ru.
Olga R. Krivosheyeva - Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at the Department of Pedagogy, Dean of the Faculty of Additional Professional Education, Siberian State University of Physical Education and Sport.
Статья поступила в редколлегию 06.10.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 63