Научная статья на тему 'Лидерские качества учителя как фактор успешной профессиональной деятельности'

Лидерские качества учителя как фактор успешной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6110
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / УЧИТЕЛЬ-ЛИДЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИДЕРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / LEADER / LEADERSHIP / PROFESSIONALISM / LEADERSHIP QUALITIES / TEACHER-LEADER / PROFESSIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / LEADERSHIP POSITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салимуллина Е.В.

В условиях современного российского общества особенно актуальной становится проблема позитивной социализации личности, ее личностного развития. Школам необходимы учителя, способные добиваться успеха и увлекать за собой. В статье представлены качества учителя лидера, как одни из профессионально важных личностных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP QUALITIES OF THE TEACHER AS THE FACTOR OF A PROFESSIONAL ACTIVITY

In the modern Russian society the problems of positive socialization of the personality and its personal development are becoming very acute. Schools need teachers who is able to achieve success The article presents the basic qualities of the teacher-leader, as one of the professionally important personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Лидерские качества учителя как фактор успешной профессиональной деятельности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-198-202

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Салимуллина Е.В.

ORCID: 0000-0002-9204-6481, Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга, Российская Федерация

В условиях современного российского общества особенно актуальной становится проблема позитивной социализации личности, ее личностного развития. Школам необходимы учителя, способные добиваться успеха и увлекать за собой. В статье представлены качества учителя — лидера, как одни из профессионально важн ых личностных характеристик.

Ключевые слова: лидер; лидерство; профессионализм; лидерские качества; учитель-лидер; профессиональная деятельность; педагогическая деятельность; лидерская позиция.

LEADERSHIP QUALITIES OF THE TEACHER AS THE FACTOR OF A PROFESSIONAL ACTIVITY

Salimullina E. V.

ORCID: 0000-0002-9204-6481, Yelabuga institute of Kazan (Volga-region) Federal University, Yelabuga, Russian Federation

In the modern Russian society the problems of positive socialization of the personality and its personal development are becoming very acute. Schools need teachers who is able to achieve success The article presents the basic qualities of the teacher-leader, as one of the professionally important personal characteristics.

Keywords: leader; leadership; professionalism; leadership qualities; teacher-leader; professional activities; educational activities; leadership positions.

Педагогическая деятельность современного учителя, характеризуется переходом к работе по внедрению и реализации основных положений федерального государственного стандарта основного общего образования, который в первую очередь, выдвинул новые требования к системе обучения. Новые подходы в обучении диктуют новые требования к личности учителя, тем самым формируют учителя нового поколения, с новым типом мышления.

Традиционную школу можно упрекнуть в том, что она не готовит ребенка к жизни, а школьная успеваемость не обеспечивает социальную успешность. Задача нового учителя сформировать компетентную, социальную, успешную личность. По нашему мнению, именно учитель, обладающий лидерскими качествами и способностями, может справиться с поставленными задачами, выдвинутыми федеральным государственным стандартом.

В данном случае необходимым становится подход к рассмотрению проблемы изучения и выявления лидерских качеств учителя как профессионально значимых качеств с учетом того, что эффективность успешной профессиональной деятельности во многом определяется степенью их сформированное™.

В рамках исследования данной проблемы нами был проведен опрос и анкетирование школьных учителей, с целью выявления, какое определение учителя вкладывают в понятие «лидер», необходимо ли учителю быть лидером и какие качества, наиболее часто встречаются у такого педагога. На основе полученных ответов, нами было определены позиции учителя-лидера в процессе совершенствования профессиональной деятельности.

В первую очередь мы постарались определить обобщенный образ учителя - лидера. Учителя привели ряд определений, кто такой «учитель - лидер»:

«Учитель - лидер» - это член педагогического коллектива, пользующийся авторитетом коллег, способный увлечь за сбой окружающих.

«Учитель - лидер» - руководитель ученической группы, который способен сплотить учащихся и организовать их совместную деятельность.

«Учитель - лидер» - это учитель, занимающий активную жизненную и профессиональную позицию, активист, образец для подражания, как для своих воспитанников, так и для коллег.

Очевидным становится представление учителей о лидере педагогической деятельности как о личности, характеризующейся наличием способностей, качеств и свойств. При этом набор личностных характеристик учителя—лидера может быть достаточно обширным. Соответственно далее, в ходе исследования, учителям было предложено выделить перечень наиболее значимых качеств и способностей личности лидера и сопоставить их с профессионально значимыми качествами учителя. Изучив и проанализировав ответы респондентов, нами был определен список наиболее значимых качеств учителя - лидера: 34% опрошенных считают главным качеством учителя -лидера профессионализм, 20% - коммуникабельность, 11 % - умение убеждать, 9% - развитый интеллект, 8% — активность, 6% — организаторские способности, 5% - решительность, 4% - инициативность, 3% - ответственность.

В ходе ранжирования лидерских качеств респонденты пришли к выводу, что все эти качества могут проявляться в разных аспектах профессиональной деятельности. От современного учителя сегодня требуют, что бы он был компетентен в решении текущих и перспективных задач. Основной путь повышения эффективности профессиональной деятельности - это проявления лидерских способностей:

- создавать вокруг себя пространство, в котором хочется находиться каждому ученику,

- развивать у обучающихся стремление самостоятельно мыслить,

- уметь мотивировать обучающихся на достижение цели, объяснять, почему это важно и как этого добиться,

- планировать и организовывать совместную деятельность,

- брать на себя ответственность за результаты образовательного процесса,

- брать инициативу на себя по совершенствованию практики обучения.

В результате исследования мы получили данные свидетельствующие о том, что лидерские качества и способности учитель проявляет при наличии таких составляющих, как:

1. Педагогический (и ученический) коллектив как социальная группа, определяющая границы лидерства учителя,

2. Выполняемая педагогическая деятельность как ситуация, в которой проявляется лидерская позиция члена педагогического коллектива,

3. Лидерские качества учителя - лидера в данной ситуации данной социальной группе.

Главный критерий лидера - это наличие последователей. 79% опрошенных учителей проявляют лидерство при руководстве ученической группой, преодолевая авторитарный стиль общения и выстраивая отношения сотрудничества между учителем и учащимися. 36% учителей проявляют лидерскую позицию в педагогическом коллективе при формировании команды единомышленников с целью оценивания, развития педагогической практики преподавания. 81% учителей отметили, что проявляют лидерский потенциал в зависимости от сложившейся ситуации.

По мнению 89% учителей, принявших участие в опросе и анкетировании, наличие лидерских качеств у учителя влияет на эффективность педагогической деятельности, а педагогическая деятельность способствует развитию профессионально значимых личностных качеств. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о сформированное™ представлений у учителей о сущности лидера, об актуальности и способах реализации лидерских качеств в процессе осуществления педагогической деятельности.

Список литературы 1. Башина Т.Ф. Лидерство в педагогической деятельности: специфика

проявления и психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у будущих учителей // Высшая школа: знания или

умения» инновационные подходы в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической молодежной конференции / Отв. ред. И.Ф. Исаев. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.264 с. С. 195-199. 2. Куликов Н.М., Жарова Т.Ю., Юсупов И.Р. Феномен «Лидерства» в контексте совместной групповой деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5 [электронный ресурс] www.science-education.ru/128-21571.

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-202-205

МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В АГРОИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сидорина Т.В., Гуськов Ю.Л., Вульферт В.Я.

Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск, Российская Федерация

Проблемы обучения в вузе приводят к пониманию необходимости активного обучения. Это предопределено тем, что агроинженерный процесс не становится проще. Уменьшение учебных часов ставит преподавателей перед необходимостью разработки интерактива.

Ключевые слова: обучение в аграрном вузе; активное обучение; технологии интерактивного обучения.

METHODS OF INTERACTIVE LEARNING IN ENGINEERING EDUCATION

Sidorina T.W., Guskov J.A, Wulfert V.Y.

Novosibirsk State Agricultural University, Novosibirsk, Russian Federation

The problem of learning in the University lead to the understanding of the need for active learning. The reason is that engineering process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.