УДК: 372.8
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ И КУЛЬТУРЫ МИРА
А.Ф. Попова - д.п.н., профессор Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск
SPORTS ACTIVITY AND ITS ROLE IN REALIZATION OF NATIONAL VALUES OF STEADY DEVELOPMENT AND WORLD CULTURE
A.F. Popova - Ph.D., professor UralStateUniversityofPhysicalCulture Chelyabinsk
E-mail: dissovet-2006@rambler. ru
Ключевые слова: Регулирование, система физической культуры и спорта, управление, ориентация личности, спортивный менеджмент, культура мира, национальные ценности, развитие образования, устойчивое развитие.
Аннотация. Актуальность рассматриваемой автором проблемы особенно возрастает в контексте спортивной политики государства, ориентированной на идеалы демократии, утверждение основных прав и свобод человека. В соответствии с данной политикой спорт является одним из наиболее важных и эффективных средств работы с молодежью. Не случайно поэтому в работе особый акцент сделан на оценку роли физкультурно-спортивной деятельности в реализации национальных ценностей устойчивого развития и культуры мира.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов научно-мето-дической литературы, историко-логический и сравнительно-сопоставимый анализ физкультурно-спортивной деятельности, системный подход в моделировании процессов подготовки менеджеров для сферы физической культуры и спорта, а также наблюдение и интервьюирование.
Материал. Данная работа посвящена оценке роли физкультурно-спортивной деятельности в реализации национальных ценностей устойчивого развития и культуры мира. В ней обосновано комплексное представление физкультурно-спортивной деятельности. Обобщено мнение специалистов по формированию концепции модернизации и обновлению высшего образования в сфере физической культуры и спорта.
Результат. Физкультурно-спортивная деятельность, по мнению автора, в настоящее время сформировалась в самостоятельную отрасль национальной экономики. Аргументами в пользу этого довода являются: 1) наличие организаций физкультурно-спортивной направленности, обладающих правами юридического лица; 2) единство конечного продукта, которым являются физкультурно-спортивные услуги; 3) единство целей и технологий производства физкультурно-спортивных услуг, базирующихся на основных положениях теории и методики физического воспитания и спорта; 4) наличие кадрового состава (численность которого превышает 280 тыс. человек) и системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту; 5) наличие государственной системы учета и статистической отчетности; 6) отраслевое обособление
186
физкультурно-спортивных организаций на основе единого органа управления ими. Главной функцией последнего при этом является сохранение и развитие физкультурно-спортивной деятельности как системы.
Заключение. В современных условиях особенно важна деятельность ученых и общественных деятелей в разработке концепции ценностной устойчивости развития физической культуры и спорта в нашей стране. Немаловажную роль при этом играет и учет глобальных процессов как в экономике, так и спортивном движении. Утверждается, что перспективной является синергетическая направленность физкультурно-спортивной деятельности и ее роли в реализации национальных ценностей устойчивого развития и культуры мира. Данный вид деятельности является эволюционной самоорганизующейся системой. При этом геном самоуправления является организационное культуростроение. Социально-экономические институты при этом необходимы в качестве ориентирования в очень сложном и меняющемся мире управления физкультурно-спортивной деятельностью.
Keywords: regulation, the system of physical culture and sport, management, personality orientation, sports management, world culture, national values, education development, steady development.
Annotation. Urgency of considered by the author problem increases in the context of the sports policy of the state, oriented to the ideals of democracy,consolidation of the basic rights and liberties of a person. In accordance with this policy sport is one of the most important and effective ways of work with the youth. That is why the main accent in the research work is made on the evaluation of the sports activity in realization of national values of a steady development and world culture.
Research methods: scientific - methodical literature analysis and summarizing, historical - logical and comparative analysis of the sports activity, system approach in modeling of the processes of managers in the sphere of physical culture and sport training, observation, interview.
Research material. The research work is devoted to evaluation of the role of the sports activity in realization of national values of a steady development and world culture. The article gives the grounds for the complex presentation of the sports activity. The specialists' opinions on competences formation, higher education in the sphere of physical culture and sport modernization and renewal are summarized.
Results. Sports activity, in the author's opinion, formed an independent branch of the national economics. The reasons for this opinion are the following: 1) sports organizations existence, which have the rights of the legal entity; 2) unity of the final product, which is the sports services; 3) unity of aims and sports services production technologies, which are based on the main theses of the theory and methodology of physical training and sport; 4) staff existence (more than 280 thousand people)and the system of the specialists training in physical culture and sport; 5) state systems of registration and statistic accounts existence; 6) branch isolating of a sports organizations on the basis of general authority. The main function of this general authority is preservation and development of the sports activity as a system.
Conclusion. In modern conditions the activity of scientists and public men in development of the conception of axiological steadiness of physical culture and sport development in this country is very important. It is also important to take into account global processes in economics and sports field. The synergistic direction of the sports activity is considered to be perspective just as its role in national values realization of a steady development and world culture. This kind of activity is an evolutional self- organizing system. The genome of self-government is an organizational culture building. Social - economic institutions in this case are used as a guiding line in a difficult and changing world of sports activity management.
Физкультурно-спортивная деятельность (как и экономика) имеет глобальную направленность развития. Это, по мнению современных авторов, становится самой распространенной формой современной культуры, способствующей обогащению личности также, как искусство и поэзия.
Физкультурно-спортивная - рыночная - деятельность в сфере ФКиС обладает рядом особенностей. Прежде всего это преимущественно некоммерческая деятельность (плата за физкультурно-спортивные услуги (ФСУ) предполагается далеко не всегда). Понятие сделки в системе физической культуры весьма специфично и имеет расширенное толкование - здесь наличествует обмен свободного времени людей на занятия физическими упражнениями и спортом, но далеко не всегда осуществляется оплата этих занятий [9, 14].
Следует также отметить, что субъект платежеспособного спроса нередко не совпадает с непосредственным потребителем; ФКиС испытывает на себе активное государственное вмешательство в процесс производства и потребления соответствующих услуг. Это вмешательство проявляется в регулировании рынка ФСУ, финансировании отрасли, разработке и реализации целевых государственных программ, лицензировании, аттестации, экспертизе и аккредитации ФСО, подготовке квалифицированных кадров, формировании и поддержке спроса населения на ФСУ.
Согласно действующей в Российской Федерации классификации видов экономической деятельности физическая культура и спорт относятся к непроизводственной сфере (ее еще называют социальной сферой или сферой услуг). В настоящее время она сформировалась в самостоятельную отрасль народного хозяйства. В пользу этого довода свидетельствуют [8]:
1) наличие организаций физкультурно-спортивной направленности, обладающих правами юридического лица;
2) единство конечного продукта, которым являются физкультурно-спортивные услуги;
3) единство целей и технологий производства физкультурно-спортивных услуг, базирующихся на основных положениях теории и методики физического воспитания и спорта;
4) наличие кадрового состава (численность которого превышает 280 тыс. человек) и системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту;
5) наличие государственной системы учета и статистической отчетности;
6) отраслевое обособление физкультурно-спортивных организаций на основе единого органа управления ими.
Отмеченное касается и спортивного маркетинга - стратегии и тактики рыночной деятельности ФСО, направленной на удовлетворение потребностей людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта [6].
Выделяют четыре альтернативно возможные общие цели маркетинга в физкультурно-спортивной деятельности:
1) достижение максимально высокого уровня потребления физкультурно-спортивных услуг населением;
2) достижение максимально высокой потребительской удовлетворенности;
3) предоставление населению максимально широкого выбора физкультурно-спортивных услуг;
4) максимальное повышение качества жизни (для физкультурно-спортивных организаций это означает максимизацию экономических успехов и рост уровня жизни сотрудников).
Можно выделить логистическое обеспечение ФСД, органически связанное как с маркетингом, так и с диверсификацией [1]. Последняя - наиболее реальный путь обеспечения ФСО условий стабильности предпринимательской деятельности. Ее
актуальность предопределяется исчерпанием внутренних резервов снижения издержек производства и затруднением маркетинговыми методами стимулировать спрос на услуги. Материальная основа развития диверсификации определяется наличием неполностью используемых и незанятых в традиционном производстве ФСУ.
Диверсификация является одной из глобальных стратегий физкультурно-спортивной деятельности. Но кроме них следует различать еще стратегии обращения, реализуемые ФСО с целью продвижения услуг во внешней среде. В совокупности эти стратегии определяют суть диверсификации, требующей соответствующего управления, направленного на выравнивание объемов продаж, прибыли и рисков в соответствии с положительной тенденцией эволюции ФСО.
Данная функция управления предпринимательской деятельностью включает в себя следующие задачи:
- формирование оптимального диверсификационного портфеля;
- своевременное регулирование содержания данного портфеля путем перераспределения ресурсов между видами деятельности (продуктами);
- своевременное изменение структуры диверсификационного портфеля путем исключения убыточных и включения перспективных направлений физкультурно-спортивной деятельности.
Следует подчеркнуть, что диверсификация есть переход к многообразной физкультурно-спортивной деятельности. И здесь важны различные социально-экономические подходы к управлению ей.
Авторы работы «Управление физкультурно-спортивной деятельностью: проблемы и их решение» [12] в свое время в аннотации писали: «Управление физкультурно-спортивной деятельностью в представленных трудах ученых рассматривается как один из видов социального управления, направленного на удовлетворение потребителя всех социально-демографических групп населения в занятиях физической культурой и спортом на основе научных инновационных подходов».
Данный вид управления рассматривается теми же авторами по отдельным функциям. Однако «каждой функции недостает целостности, системности и интегративности, а это приводит к тому, что в целом уровень управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта не в полной мере отвечает потребностям общества к нашей отрасли» [12].
В.И. Жолдак в работе «Управление спортивной деятельностью» обращается к термину «физкультурно-спортивное движение» [2]. Управление последним, по мнению автора, есть «сознаваемое целенаправленное воздействие на систему организаций и деятельности физической культуры и спорта для желаемого изменения его качественных параметров в соответствии с государственной политикой в сфере физической культуры и спорта». Он отмечает также полифункциональность физкультурно-спортивной деятельности, которая проявляет себя как социально-педагогическая система, развивающаяся в интересах всестороннего укрепления социальных основ общества и повышения благосостояния граждан страны. Отмеченное наглядно прослеживается через материал, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Комплексное представление физкультурно-спортивной деятельности (ФСД)
Параметры комплексности Направленность исследования
Психология ФСД (Б. Д. Кретти) Научный интерес к психологии спорта проявлялся в различных формах. Появились публикации и книги, написанные с позиций врачей-клиницистов. Их авторы, в большинстве своем психиатры, встречались со спортсменами в ходе своей практической работы. Другая большая группа специалистов в различных странах придерживалась
Социология
ФСД (В.Г.
Камалетдинов)
экспериментально-описательного подхода. Среди применяемых ими методик были личностные шкалы и шкалы для оценки отдельных черт спортсменов (тревожности, агрессивности и др.), интеллекта, тесты для оценки различных сенсомоторных и перцептивных характеристик. На основании результатов этих исследований были предприняты попытки «создать портрет» спортсмена вообще и спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, сравнить спортсменов мужчин и женщин, а также спортсменов с людьми, не занимающимися спортом.
Попытки ученых исследовать психологические параметры спортивной деятельности были немногочисленными и в большинстве случаев фрагментарными. Этим работам обычно не хватало четкой и основательной теоретической позиции, они, как правило, не являлись результатом систематических и целенаправленных исследований. С течением времени стала появляться информация, все более тесно связанная со многими параметрами спортивной деятельности. Речь идет об активации агрессивности, тревожности (страхе), интеллекте спортсменов, неврологических основах двигательных навыков, проведении эффективных тренировок, мотивации, личности идеального тренера и спортсмена.
В некоторых странах социология спорта преподается как обязательный предмет для специалистов физической культуры и спорта. Препятствия на пути развития научной социологии спорта заключаются в том, что социологи, исследующие спорт, оказываются как бы в двойной зависимости - и в социологическом, и в спортивном мире, встречая пренебрежительное отношение со стороны социологов и презрение со стороны спортсменов... Если сравнить проблематику и результаты исследований специалистов различных стран, то вначале может создаться впечатление, что социальное влияние не так уж велико. И действительно, спортсменам различных стран одинаково присуще стремление к совершенству, к достижению высоких индивидуальных или командных результатов. Однако существуют и действительные различия в социологических и социально-психологических проблемах современного спорта, которые определяются различными социальными условиями той или иной страны.
Сейчас (с позиций социологии) важны следующие направления исследования: культура и характер спорта, семья (гены и установки), социальный статус и мобильность, лидерство в спорте, зрители и болельщики, групповое взаимодействие в командах, социальные функции спорта, спорт как социальный институт. Интерес к данному параметру комплексности проявляется также через социологические исследования (разнообразные виды анализа)_
Педагогика
ФСД
(С.Д.
Неверкович)
Педагогика спорта исследует, прежде всего, процессы физической социализации, поскольку она ставит типично педагогические проблемы, при этом всегда имея в виду общую социализацию человека. Ведь физическая сторона является лишь одним из моментов процесса социализации вообще.
Как отрасль педагогической науки она имеет следующие задачи: исследование закономерностей в использовании средств физической культуры и спорта в общем процессе воспитания; внедрение общепедагогических закономерностей в процесс подготовки спортсменов и спортивных коллективов к эффективной спортивной
деятельности, обеспечивающей приоритет спорта в достижении высоких спортивных результатов при гармоничном развитии личности спортсменов; изучение и обобщение опыта лучших педагогов-тренеров и разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере спорта. Наиболее актуальными проблемами педагогики спорта являются: выявление взаимосвязей диалектического характера между задачами и содержанием воспитания для спорта и воспитания, направленного на подготовку к жизни через спортивную деятельность. Здесь важно установление особенностей переноса приобретенных нравственных умений, навыков и привычек из одной области деятельности в другую; формирование мировоззрения; уточнение особенностей формирования спортивного коллектива, его функционирования в связи с особенностями конкретного вида спорта, показателей социально-психологического и нравственного климата и путей его формирования.
Особого внимания требует специфика воспитания в спорте высших достижений. Околопредельный уровень проявления функциональных возможностей создает опасный фон борьбы, чреват предпосылками физических и психических срывов и травм, в то же время необыкновенно поднимает духовные и физические силы человека. Предстоит определить педагогические условия, обеспечивающие воспитательную атмосферу в конкретной ситуации спортивной деятельности
Экономика ФСД (АН. Попов) Анализ взаимоотношений между экономикой и спортом включает три основных вопроса: финансирование спорта, экономическое управление спортом и создание экономических процедур взаимодействия на рынке спортивной промышленности и физкультурно-спортивных услуг. Экономика ФКиС как наука изучает отношения и причинно-следственные связи, возникающие в процессе оказания физкультурно-спортивных услуг. Их совокупность образует экономическую систему ФКиС. Звеньями этой системы являются: - формы собственности на факторы и результаты физкультурно-спортивной деятельности; - содержание и характер экономических интересов производителей и потребителей физкультурно-спортивных услуг; - хозяйственный механизм функционирования сферы физической культуры и спорта. Назначение последнего заключается в том, чтобы обеспечить функционирование социальной системы физической культуры и спорта. Следует рассматривать микро- и макроэкономические процессы. В последнем случае речь идеи о связи спорта с другими отраслями в рамках национальной экономики. И в этой связи речь может идти о макроэкономическом регулировании экономической деятельности (формировании инвестиционного процесса, преодолении износа производственных мощностей, совершенствовании ценообразования и налоговой системы). Кроме того, следует различать мезо- и мегапроцессы, осуществляемые в спорте. Их содержание, соответственно, следующее: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил (региональные финансы, ресурсный потенциал); экономические основы и тенденции развития мирохозяйст-
венных связей (интеграционные процессы, транснациональные корпорации)
Философия ФСД (В.И. Столяров) С позиций философии следует выделить наиболее существенные признаки спорта, одним из которых является соревнование. Это одна из форм социальной оценки на основе сравнения результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности. Комплексный анализ поведения человека в процессе сопоставления и оценки своих качеств и способностей с соответствующими качествами и способностями других людей, с самим собой в прошлом или с идеальным эталоном выявляет широкий круг различных объективных и субъективных аспектов данной процедуры (ситуации).
Прежде всего, процедура сопоставления качеств (способностей) может быть элементом различной деятельности человека. Так, она может быть вплетена в процесс познания, когда человек изучает себя (или себя и других людей), сопоставляя те или иные качества (способности), выявляемые в ходе этого анализа. Сравнивая себя с другими людьми, с самим собой в прошлом или с идеальным эталоном, стандартом, он стремится выяснить, есть ли в этом плане какие-то отличия и если есть, то как их можно оценить - как позитивные или как негативные. В этом случае сопоставление выступает как субъективная процедура сопоставления определенных качеств (способностей).Важна также цель, которую участники процесса борьбы (по крайней мере один из них, если речь идет, например, о борьбе с силами природы), ставят перед собой в данном процессе - добиться превосходства над своим соперником, быть первым, лучшим по сравнению с другими, одержать победу над ними
Физкультурно-спортивная морфология (Р.Н. Дорохов) Знания особенностей строения организма, закономерностей перестройки его структур под влиянием ростовых процессов и постоянно меняющейся внешней среды и социальных условий имеют решающее значение в физическом воспитании, спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре. Они служат базой спортивной и профессиональной ориентации, спортивного отбора, разработки целенаправленного тренировочного процесса и профилактики и ликвидации нежелательных последствий спортивной и профессиональной деятельности
Менеджмент в ФСД (М.И. Золотов) Менеджмент как специфический вид деятельности реализуется посредством выполнения ряда управленческих действий, которые получили название функций управления. Очевидно, что выполнение каждой из них представляет собой самостоятельный процесс. Однако реализация функций управления представляет собой не ряд обособленных, не связанных друг с другом действий руководителя, но единый процесс, интегрирующий все виды деятельности по решению управленческих проблем спорта. Таким образом, при восприятии менеджмента как процесса необходимо сделать акцент на том, что выполнение определенной функции управления, являющееся в каждом отдельном случае процессом, должно быть взаимосвязано с осуществлением других функций управления спортом. Иными словами, «микропроцессы» реализации функций управления должны рассматриваться как единый «макропроцесс» менеджмента в спорте. Как и любому другому процессу, менеджменту свойственно
динамичное изменение в пространстве и времени, что является одной из причин выделения его функциональных разновидностей. Он же представлен нами в виде параметра комплексности
Такое - комплексное - рассмотрение ФСД определяет разнообразные ее параметры. Это, в свою очередь, позволяет сформировать концепцию модернизации и обновления нашего образования с установкой на то, чтобы последнее было направлено на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие студентов высших учебных заведений сферы ФКиС национальной экономики.
ФСД В.И. Столяров называет необычайно сложным и многосторонним феноменом. Существуют разнообразные виды и формы данного вида деятельности: массовый спорт («спорт для всех»), спорт высших достижений, спорт для любителей, спорт для наживы, «народный» спорт, спорт для элиты, школьный спорт, спорт для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), ФКиС для реабилитации и т. д. В разных регионах и странах спорт имеет свои особенности и признаки (соревнования, соперничество, состязательность).
Автор указывает также на то, что качественные характеристики ФКиС изменяются в ходе исторического развития [11]. Отмеченное важно в современных условиях, когда человечество столкнулось с комплексом проблем, ставящих под вопрос само его существование. В этой ситуации все более или менее значимые социальные институты подвергаются оценке с точки зрения того, в какой мере они адекватны ценностям устойчивого развития и культуры мира, способны ли они содействовать реализации этих ценностей». К числу таких институтов как раз и относится ФКиС (в совокупности с образовательным процессом в вузе спортивной направленности, основой которого является ценностный подход).
Его основой является рассмотрение социальных явлений и фактов, целей, технологий и результатов образования во взаимодействии «человек и мир», в особом внимании к формированию внутреннего мира экономической личности, ее стремлений, притязаний, интересов, нравственных доминант жизнедеятельности, общей направленности перспектив [4]: аксиология позволяет обозначить ценностную парадигму, в которой в стройной системе понятий существуют ценность и ценностная ориентация, ценностное самоопределение, ценностное взаимодействие, аксиологизация, аксиологический императив, аксиологический потенциал, аксиологическое ядро познания, аксиологическая интеграция. Под аксиологией при этом понимается исследование природы ценностей.
Существуют различные аксиологические концепции, в зависимости от которых даются различные трактовки и классификации ценностей. Различают ценности-цели, ценности-средства (инструментальные ценности), ситуативные ценности. Ценности могут быть: признанными (институционализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту направленности различают ценности, направленные на себя, на других, на предмет, на природу и т.д. [3, 7].
Известна классификация ценностей физкультурно-спортивной деятельности (О.М. Румянцева). Имеются в виду ценности: объекты, цели, средства, условия, знания, отношения, качества, мотивы (для того, чтобы выстраивать взаимодействия со спортсменом, необходимо знать, чем обусловлено его поведение и отношение к деятельности).
Н.С. Розовым предлагается следующая структура ценностей [10]:
- собственно ценности (добро, красота, польза, справедливость, свобода, искусство, социальное равенство);
- идеалы, совмещающие различные ценностные категории: идеалы человека, общественного устройства, школы, управления;
- принципы сознания, совмещающие ценностные категории с мыслительными схемами;
- конкретные цели (ценностные категории в совокупности с описанием конкретных характеристик объектов).
Понятие «ценность» имеет непосредственное отношение к национальной культуре. Последняя Ф. Файзуллиным в работе «Национальные ценности и ценностные ориентации современного поколения» [13] называется феноменом, определяемым рядом ценностных характеристик. Он также справедливо утверждает, что если новая система ценностей насильственно внедряется в национальную культуру и производит в ней какой-нибудь сдвиг, то такой сдвиг может разрушить всю систему традиционных связей и задеть самые сокровенные, самые незыблемые ее основы.
Линия философского гуманизма, по мнению А.В. Кирьяновой, рассматривает личность как субъект эволюции и высшую ценность [4]. Под личностью при этом понимается нечто цельное, универсальное (соотнесенное природе и обществу), а не просто индивидуум - осколок целого, категория натуралистически-биологическая. Отмеченное в полной мере относится к личности спортсмена и ценностным ориентациям спорта.
Как справедливо отмечает В.И. Столяров, усилиями ученых и общественных деятелей разработана концепция ценностей устойчивого развития и культуры мира [11]. Ее сердцевиной является ФСД, которая получает все более широкое развитие, вовлекает в свою сферу и приковывает к себе внимание миллионов людей нашей планеты. В настоящее время она выступает как социальная система, социальный институт и социальное движение, которые оказывают мощное воздействие практически на все слои и сферы современного общества, современной культуры, включает в свою орбиту образование, политику, экономику, технику, науку, искусство, средства массовой информации, сферу досуга и т.д. Все более важной становится роль ФСД в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни.
Литература.
1. Жестяников, Л.В. Экономическое регулирование системы физической культуры и спорта: опыт и перспективы развития. / Л.В. Жестянников. - СПб. : СПб ГУЭФ, 2000. - 166 с.
2. Жолдак, В.И. Управление спортивной деятельностью / В.И. Жолдак // Управление физкультурно-спортивной деятельностью: проблемы и их решение. - Челябинск : УралГАФК, 2005. - С. 812.
3. Инкультурация экономической личности / Под ред. А.Н. Попова. - Магнитогорск : МГТУ, 2013. -
166 с.
4. Кирьянова, А. В. Концепция ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьянова // Реализация ценностного подхода в педагогике школы. - М. : М-во обр. РФ. - 240 с.
5. Кретти, Б. Д. Психология в современном спорте. Пер. с англ. / Б.Д. Кретти. - М. : ФиС, 1978. - 224
с.
6. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности : учеб. пособие / О.Н. Степанова. - М. : Советский спорт, 2008. - 480 с.
7. Менщикова, Н.В., Попова, Е.А. Управленческая экономика: инструментарий для принятия управленческих решений / Н.В. Менщикова, Е.А. Попова. - Челябинск : УралГУФК, 2012. - 88 с.
8. Переверзин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. - М. : Советский спорт, 2004. - С. 153.
9. Попов, А.Н., Сериков, С.Д. Экономика физической культуры и спорта / А.Н. Попов, С.Д. Сериков. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 142 с.
10. Розов, Н.С. Культура, ценности и развитие образования / Н.С. Розгов. - М., 1992.
11. Столяров, В.И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира / В.И. Столяров // http://m-press.ru/sp0rt/indext.htmb
12. Управление физкультурно-спортивной деятельностью: проблемы и их решение. Сборник научных трудов / Под ред. В.Г. Камалетдинова. - Челябинск : УралГАФК, 2005. - 116 с.
13. Файзуллин, Ф. Национальные ценности и ценностные ориентации современного поколения / Ф. Файзуллин // Ватандаш. - 2009. - № 4. - с. 3-10.
14. Kotler, Ph., Roberto, Е. Social Marketing / Ph. Kotler, E.Roberto. - New York : Free Press, 1989. - P.
Bibliography
1. Zhestyanikov, L.V. Economic regulation of the physical culture and sport system: experience and perspectives of development. - Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics and Finances, 2000. - 166 p.
2. Zholdak, V.I. Sports activity management // Sports activity management: problems and their solution. - Chelyabinsk: Ural State Academy of Physical Culture, 2005. - p. 8-12.
3. Inculturation of the economic personality / Under edition of A.N. Popov. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University, 2013. - 166 p.
4. Kiryanova, A.V. The conception of personality orientation in the world of values // Realization of the value based approach in school pedagogics. - Moscow: Ministry of Education of the Russian Federation. -240 p.
5. Kretti, B.D. Psychology in modern sport. Translation from English. - Moscow: FiS, 1978. - 224 p.
6. Marketing in sports activity: manual / O.N. Stepanova. - Moscow: Soviet sport, 2008. - 480 p.
7. Menschikova, N.V., Popova E.A. Administrative economics:apparatus for making administrative decisions. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2012. - 88 p.
8. Pereverzin, I.I. Art of sports management. - Moscow: Soviet sport, 2004. - P. 153.
9. Popov, A.N., Serikov S.D. Economics of physical culture and sport. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2012. - 142 p.
10. Rozov, N.S. Culture, values and education development. - Moscow, 1992.
11. Stolyarov, V.I. Sport, steady development and world culture // http://m-press.ru/sport/indext.htmb
12. Sports activity management: problems and their solution. Collection of scientific works / under edition of V.G. Kamaletdinov. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2005. - 116 c.
13. Faizullin F. National values and axiological orientations of modern generation // Vatandash. -2009. - № 4. - p. 3-10.
Статья поступила в редакцию: 30.08.2013 г.