Научная статья на тему 'Корпоративная культура учреждения профессионального образования как условие оптимизации его деятельности'

Корпоративная культура учреждения профессионального образования как условие оптимизации его деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИИ / МОДУЛИ / ИЗМЕНЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Данил Викторович

Цель работы разработка концептуальной модели оценки уровня корпоративной культуры учреждения профессионального образования. Основные задачи: рассмотреть понятие корпоративной культуры учреждения профессионального образования. Выявить критерии оптимального отбора ценностных ориентаций. В результате исследования сформирована личностная модель фасилитации организационного культуростроения и оптимизационного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate culture of establishment of professional education as condition of optimization of its activity

The purpose of the study is to develop the conceptual model for assessing the level of corporate culture of the vocational education institution. Main objectives: to consider the concept of corporate culture of vocational education institutions, to identify the criteria for the optimal selection of value orientations. As a result of the research, a personal model of facilitation of organizational culture-building and optimization thinking was formed.

Текст научной работы на тему «Корпоративная культура учреждения профессионального образования как условие оптимизации его деятельности»

No. 3, pp. 214-217.

3. Familkova, N.V. and Rozhentsov, V.V. (2015), "A technique for controlling the accuracy of free throws in basketball", International Journal of Applied and Fundamental Research, Vol. 3, No. 8, pp. 472474.

Контактная информация: krasikova_anya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 377

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данил Викторович Ярошенко, кандидат педагогических наук, доцент, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

Аннотация

Цель работы разработка концептуальной модели оценки уровня корпоративной культуры учреждения профессионального образования. Основные задачи: рассмотреть понятие корпоративной культуры учреждения профессионального образования. Выявить критерии оптимального отбора ценностных ориентаций. В результате исследования сформирована личностная модель фасилитации организационного культуростроения и оптимизационного мышления.

Ключевые слова: профессиональное образование, оптимизация деятельности, корпоративная культура, инновации, модули, изменения, компетентность.

CORPORATE CULTURE OF ESTABLISHMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION AS CONDITION OF OPTIMIZATION OF ITS ACTIVITY

Danil Viktorovich Yaroshenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of URALGUFK

Annotation

The purpose of the study is to develop the conceptual model for assessing the level of corporate culture of the vocational education institution. Main objectives: to consider the concept of corporate culture of vocational education institutions, to identify the criteria for the optimal selection of value orientations. As a result of the research, a personal model of facilitation of organizational culture-building and optimization thinking was formed.

Keywords: professional education, optimization of activity, corporate culture, innovations, modules, changes, competence.

ВВЕДЕНИЕ

Данный вопрос (определенный заголовком настоящей работы) рассмотрен нами на примере подготовки каратистов в специализированных школах единоборств (СШЕ) и роли в этом процессе вуза физической культуры. Конкретно речь идет о культуре оптимизационного мышления и умении руководителей (лидеров) СШЕ [1] преодолевать сопротивление персонала в инновационном развитии школы единоборств. Прежде всего это: участие, принуждение, планирование и обучение [3]. Именно оно - обучение - и играет важную роль в инновационном развитии СШЕ, направленном на оптимизацию спортивной подготовленности квалифицированных каратистов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Они прежде всего связаны с разработкой концептуальной модели оценки уровня корпоративной культуры учреждения профессионального образования (рисунок 1). Эта оценка, как следует из содержания (структуры) модели, определяется деятельностью фа-силитаторов по координации организационного знания, обобщению личностного знания и оптимизации мышления в системе педагогического менеджмента СШЕ [2].

Рисунок 1 - Концептуальная модель оценки уровня корпоративной культуры учреждения профессионального

образования

Особую роль фасилитаторы играют в обучении данных менеджеров организационному культуростроению и его роли в подготовке квалифицированных каратистов. Немаловажную роль в этом играет ППС вуза физической культуры (их деятельность в рамках института повышения квалификации). «Фасилитаторы - проводники организационного куль-туростроения и получения - на этой основе - системного (синергетического) эффекта. Именно они помогают формировать корпоративное мышление, пробуждать воображение, поощрять творчество в сфере предпринимательской деятельности и содействовать поиску новых путей обеспечения конкурентоспособности» [2]. В нашем исследовании речь идет об оптимизационном мышлении (его роли в организационном культуростроении) и конкурентоспособности СШЕ в плане подготовки квалифицированных каратистов.

В одном из блоков концептуальной модели акцент делается на фасилитации, практические навыки, профессиональную компетентность, основные элементы которой следующие: а) специальная деятельностная компетентность; б) социально-коммуникативная компетентность; в) личностная компетентность; г) индивидуальная компетентность.

В данной модели, позволяющей дать оценку корпоративной культуре учреждения образовательного профиля (как условия оптимизации его деятельности), выделены и другие блоки, а именно:

- инновационный блок знаний и умений;

- оптимизационный блок;

- фасилитация организационного культуростроения на основе оптимизационного мышления;

- основные модули фасилитации;

- критерии эффективности управления и результат (готовность к организационным изменениям в практической деятельности). В более широком плане речь идет о подготовке квалифицированных специалистов, социально мобильных, психологически устойчивых к смене оптимизационных критериев в сфере подготовки квалифицированных каратистов.

Разработана также личностная модель фасилитации организационного культуростроения и оптимизационного мышления (рисунок 2). В ней особо выделено шесть блоков:

1) выраженные мотивации к управленческой деятельности, деловому и организационному культуростроению;

2) высокий уровень личностных притязаний, стремление к лидерству и деловому успеху;

3) высокая эрудиция, активность и способность к эффективному деловому общению;

4) способность к реализации полученных управленческих знаний и навыков;

5) блок личных психоэмоциональных и творческих качеств;

6) безопасность, надежность управленческих решений, их соответствие нормативно-правовым актам и запросам практики единоборств. Их особенностью является личностная оценка фасилитатора организационного культуростроения и его профессионализм в рассматриваемом нами вопросе: а) управление новой организационной структурой в централизованной системе физкультурного образования; б) управление образовательным процессом на основе личностно-ориентированного обучения; в) управление самостоятельной работой обучающихся, содержанием которой является профессиональная самореализация; г) управление спортивным совершенствованием в рамках педагогического менеджмента.

Модель личности фасилитатора: критериальный подход к оценке культуры управленческой деятельности

Субъективные критерии культуры управленческой деятельности тренера СШЕ

Оценка мотивации к управленческой деятельности, делового и организационного культуростроения (I)

Объективные критерии культуры управленческой деятельности

Высокий уровень личностных

притязаний, стремление к лидерству и деловому успеху, способности, склонности к властным полномочиям (II)

Высокая эрудиция и деловая активность в разработке и практической реализации управленческих решений, максимально полезный результат деятельности при оптимальной его «цене» (III)

Управленческий потенциал:

эрудиция, способность к высокопрофессиональному управлению и реализация оптимизационных решений

(IV)

1 1 t 1

Реализация властных решений в управлении, умение применять полученные знания в условиях рыночной Демократизм, коллегиальность в принятии управленческих решений, опора на мнение коллег по управлению, оптимизационный образ мышления (V) Самообладание, благосклонность к коллегам, стремление к компромиссам в управленческих решениях

1 i f 1

Психоэмоциональная устойчивость, способность к формированию культуры управленческой деятельности Безопасность, надежность управленческих решений, их соответствие нормативно-правовым актам и запросам практики единоборств (VI) Высокая творческая активность, способность к инновационно-оптимизационным решениям

Рисунок 2 - Личностная модель фасилитации организационного культуростроения и оптимизационного

мышления

В качестве обобщения отметим, что в процессе исследования нами определены три группы критериев педагогической деятельности, каждый из которых непосредственно связан с четырехуровневой системой управления СШЕ. Это критерии культуры управленческой деятельности: уровень деловой культуры; уровень организационной культуры; соответствие этих видов культур в условиях динамизма профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

В результате исследования было конкретизировано понятие корпоративной культурой учреждения профессионального образования, которую следует понимать, как непротиворечивую систему управленческих принципов организации своей деятельности [5]. Она включает в себя также стиль взаимоотношений с представителями внешней среды, в основе которых лежит принцип фасилитации [4].

Главное предназначение корпоративной культуры заключается в упрочении позитивной деловой репутации образовательного учреждения посредством оптимального отбора ценностных ориентаций, обеспечивающих - средствами фасилитации - деятельность по координации организационного знания в сфере обучения педагогических менеджеров организационному культуростроению.

Именно такой подход нами актуализируется в данной работе - в преломлении к оптимизации подготовки квалифицированных каратистов. Причем такая постановка вопроса имеет отношение не только к системе «тренер-спортсмен», но и ко всей системе педагогического менеджмента СШЕ. Это положение мы и называем условием оптимизации деятельности учреждения профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лаптев, А.П. Разработка и внедрение новых технологий для повышения эффективности подготовки спортсменов / А.П. Лаптев // Современные технологии оптимизации тренировочного процесса спортсменов. - 1997. - Вып. 1. - С. 3-7.

2. Попова, А.Ф. Фасилитация и ее роль в осуществлении аналитической деятельности / А.Ф. Попова ; Урал. гос. ун-т. физ. культуры // Аналитическая деятельность в системе менеджмента физкультурно-спортивной организации : сборник статей. - Челябинск, 2018. - С. 175-184.

3. Попов, А.Н. Инструментарий культуростроительного менеджмента / А.Н. Попов ; Уральский гос. ун-т физической культуры, Ин-т экономики. - Челябинск : [б.и.], 2007. - 208 с.

4. Попов, А.Н. Фасилитация организационного культуростроения: биономический аспект / А.Н. Попов ; Костанайский соц.-технич. ун-т. - Костанай : [б.и.], 2011. - 104 с.

5. Франц, А.С. Корпоративная культура учреждений профессионального образования : курс лекций / А.С. Франц. ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2011. - 91 с.

REFERENCES

1. Laptev, A.P. (1997), "The development and introduction of new technologies for increase of efficiency of sportsmen preparation", Modern technologies of optimization of the athletes training process, Vol. 1, pp. 3-7.

2. Popova, A.F. (2018), "Facilitation and its role in the implementation of analytical activities", Analytical activity in the management system of a physical culture and sports organization, UralGUFK, Chelyabinsk, pp. 175-184.

3. Popov, A.N. (2007), Toolkit of cultural management, UralGUFK, Chelyabinsk.

4. Popov A.N. (2011) Facilitation of organizational culture construction: the bionomic aspect, Kostanay.

5. Franz, A.S. (2011), Corporate culture of vocational education institutions, RGPPU, Ekaterinburg.

Контактная информация: anil_yaroshenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.