медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 132-137.
DOI 10.14526/01_2017_215 УДК 796.078
ФАСИЛИТАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРОСТРОИТЕЛЬНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А.Н. Попов - доктор экономических наук, профессор А.Н. Коваленко - доктор медицинский наук, профессор Уральский государственный университет физической культуры ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091
E-mail: nana2684(a)mndex.m
Аннотация. Особый акцент в работе сделан на формировании принципов культуростроительного менеджмента, отражающих философию современного бизнес-образования в вузе физической культуры. Это прежде всего принцип фасилитации, реальным воплощением которого на практике является деятельность фасилитаторов по координации организационного знания и обобщение личностного знания лидеров физкулыпурно-спортивной организации. Материал. Разработка рекомендаций по оценке роли фасилитации в кулыпуростроительном менеджменте физкулыпурно-спортивной организации. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, опыта специалистов-практиков в области координации организационного знания. Результат. С позиций комплексного подхода дана оценка эффективности культуростроительного менеджмента в физкулыпурно-спортивной организации. Исходя из принципов фасилитации обоснованы способы конверсии знания в сфере организационного кулыпуростроения. Заключение. Закчючительная часть работы посвящена принципам фасилитации: готовности к изменениям, ответственности за репутацию физкулыпурно-спортивной деятельности, совместной работе для достижения общей цели, неуклонной поддержке руководством физкулыпурно-спортивной организации основных направлений этой деятельности, к числу которых относится и организационное кулыпуростроение. Как показано в работе, под фасилитацией при этом понимается кулыпуростроительный менеджмент, расширение спортивными менеджерами базы своих профессиональных знаний.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная организация, фасилитация, спортивный менеджмент, системный эффект, процессуальная компетентность.
FACILITATION AND ITS ROLE IN CULTURE-CONSTRUCTIVE MANAGEMENT OF
PHYSICAL-SPORTS ORGANIZATION
Alexsandr N. Popov - doctor of economics, professor Alexsandr N. Kovalenko - doctor of medicine, professor Ural State University of Physical Culture 1, Str. Ordzhonikidze, Chelyabinsk, 454091, Russia
E-mail: nana2684Çd)mndex.ru
Annotation. Special emphasis in work is given to the principles of culture-constructive management formation, which reflect philosophy of modern business education at physical culture higher educational establishment. First of all, it is the principle of facilitation, the real realization of which in practice is facilitators ' activity concerning organizational knowledge coordination and physical-sports organization leaders ' personal
137
knowledge generalization. Material. Recommendations creation connected with facilitation role estimation in culture-constructive management of physical-sports organization. Research methods: scientific, scientific-methodical literature and the experience of specialists-experts in the sphere of organizational knowledge coordination analysis and summarizing. Result. The effectiveness of culture-constructive management in physical-sports organization is estimated from the point of a complex approach. Taking into account the principles of facilitation, the ways of knowledge conversion in the sphere of organizational culture-construction are substantiated. Conclusion. The final part of the work is dedicated to the principles of facilitation: readiness for changes, responsibility for reputation of physical-sports activity, mutual cooperation in order to achieve one aim, constant support of the main directions of this activity from the administration of the physical-sports organization, which include organizational culture-construction. As it is shown in the research, facilitation is understood as culture-constructive management, the base of own professional knowledge improvement by sports managers.
Keywords: physical-sports organization, facilitation, sports management, system effect, processual competence.
Фасилитация, являясь одним из направлений (видов) компенсаторного общения, помогает компетентно решать профессиональные задачи любой организации предпринимательского типа (перенимать полезные практики и избавляться от неудачных приемов работы). Отмеченное прежде всего касается фасилитации организационного
культуростроения, решающей задачи: стратегического развития, доверительности внутрифирменных отношений, переноса ценностей из агентского центра физкультурно-спортивной организации к ее подразделениям в пространстве и во времени.
Фасилитаторы - проводники организационного культуростроения и получения на этой основе системного (синергетического) эффекта. Именно они помогают формировать корпоративное мышление, пробуждать воображение, поощрять творчество в сфере предпринимательской деятельности и содействовать поиску новых путей обеспечения конкурентоспособности.
Деятельность фасилитаторов лежит в основе культуростроительного менеджмента (КМ), который базируется на теории общего менеджмента
физкультурно-спортивной организации, интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике управления организационной культурой. По своему содержанию это комплексная система действий, состоящая из разработки
взаимосвязанных управленческих
решений, каждое из которых вносит свой вклад в рост конкурентоспособности и устойчивости деятельности физкультурно-спортивной организации (таблица 1).
В наиболее общем виде функции любой управленческой системы сводятся к следующему алгоритму: анализ планирование - организация исполнения принятых управленческих решений -мотивация - учет - контроль исполнения -регулирование (обратная связь). Эти функции имеют непосредственное отношение к КМ (с учетом его конкретных объектов управления и задач).
Структура механизма
культуростроительного менеджмента при этом определяется: внешним и внутренним механизмом регулирования отношений в сфере организационной культуры, информационным обеспечением КМ, системой методов управления и контроля за реализацией управленческих решений в сфере организационного
культуростроения. Исследование
эволюционных процессов в
организационном культуростроении имеет определенный алгоритм [1].
Организационное культуростроение при этом захватывает не только внутреннюю среду физкультурно-спортивной
организации (ФСО), но и ее рабочую среду, определяемую отношениями с
контрагентами.
Таблица 1 - Культуростроительный менеджмент (КМ) в организации: комплексный
ПОДХОД
Раздел Содержание раздела
1. Сущность, функции и стратегия культуростроительного менеджмента 1.1 Сущность, цель и задачи КМ 1.2 Функции и механизм КМ 1.3 Стратегия КМ, ее содержание и последовательность разработки
2. Построение алгоритма исследования эволюционных процессов в организационном культуростроении 2.1 Культуростроительный анализ внешней среды организации 2.2 Культуростроительный анализ внутренней среды организации 2.3 Стратегия и тактика организационного культуростроения
3. Организационные основы культуростроительного менеджмента 3.1 Выбор системообразующих элементов внутреннего и внешнего культуростроения 3.2 Фасилитация организационного культуростроения 3.3 Согласование предмета организационной культуры
Основным принципом
организационного культуростроения
должно быть соответствие её всем элементам системы управления ФСО. На практике этот принцип означает, что при разработке или внедрении изменений в стратегии, структуре и других элементах системы управления менеджеры должны оценивать степень их реализуемости в рамках существующей культуры и, при необходимости, предпринимать шаги по её изменению. При этом нужно учитывать, что культура по своей природе более инертна, чем остальные элементы (системы управления), поэтому действия по её изменению должны опережать все остальные преобразования, а также понимать, что результаты будут видны не сразу [2]. Алгоритм организационного культуростроения, в свою очередь, включает в себя: изменение стиля руководства и системы вознаграждения за труд, обучение, новую кадровую политику (особый подход к подбору кадров), внимание к артефактам, построение системы внутреннего РЫ. При этом следует назвать наиболее проблемную зону: инерцию мышления и стереотипы поведения. Поэтому, по справедливому мнению, специалистов, важно следующее:
1) создание комплекса ценностей, отражающих специфику бизнеса ФСО и положительно влияющих на его эффективность и конкурентоспособность (топ-менеджмент при этом должен подавать пример для этого); 2) внедрение новых сотрудников в культурный организационный контекст акционерного предприятия (они не должны быть инициаторами «движения
сопротивления»); 3) создание единого пространства ОК (без формирования локальных субкультур). С этой целью необходимо чётко представить организационную культуру в виде функции, фактора, метода и средства проводимых реформ в сфере организованного знания (с учётом особенностей акционерного предприятия).
Некоторые авторы ведут речь о когнитивном менеджменте и его принципах [4], а также об организационном научении, исходя из трех принципов:
- выбора реципиента знания на основе подобия задачи и ее контекста;
- природы задачи (в терминах ее привычности и частоты возникновения);
- типа передаваемого знания. Речь идет о нахождении общего принципа и переносе опыта фасилитаторов, а также
непосредственном, непрямом и стратегическом переносе.
Когнитивный менеджмент возник из осознания того факта, что направления конкуренции в последние годы резко изменились и борьба за интеллектуальные ресурсы потеснила зависимость от природных ресурсов. Отмеченное прежде всего касается ФСО (в рамках сферы физической культуры и спорта национальной экономики).
Термин «когнитивный менеджмент» определяется как «систематическое управление процессами, посредством которых знание идентифицируется, накапливается, распределяется и применяется» [3]. Под знаниями нами понимается прежде всего дешифровка организационной культуры. Это также знание в сфере организационного культуростроения. И с этих позиций нами дается следующее определение культуростроительного менеджмента (как
H-R
менеджмент
Рисунок 1
Исходя из принципа фасилитации, главное в культуростроительном менеджменте - это постоянное обучение на основе разнообразного опыта и конверсии знания в сфере организационной культуры (культуры, ориентированной на знание и деловой успех). Можно назвать четыре способа конверсии данной культуры (рисунок 2). Все они имеют отношение к рассматриваемому нами вопросу в отношении к специфичному
современного экономического понятия организованного знания).
Культуростроительный менеджмент - это систематическая (поэтапная) организация в рамках ФСО общего (явного) и неявного знания, его расширенное воспроизводство (приобретение) и охрана в качестве коммерческой тайны. Исходя из принципа фасилитации, его структуру при этом можно представить в следующем виде (рисунок 1).
Подчеркнем также, что КМ - это специфическое знание, определяемое организационным культуростроением, порождение которого определяет «постоянные инновации», а через них -преимущества в конкуренции данной физкультурно-спортивной организации. Именно поэтому одной из первоочередных задач последней является защита и интеграция специального знания, которое «является одним из наиболее востребованных лекарств от
неопределенности» [6].
Кросс-культурный менеджмент
(организованному) знанию и роли фасилитации в культуростроительном менеджменте ФСО.
Менеджеры ФСО, занимающиеся организационным культуростроением, должны заниматься поиском эффективных способов преобразования текущего опыта в организационное знание, которое можно использовать в целях обеспечения конкурентоспособности. Его (нами это подчеркивается особо) следует отличать от
1
Менеджмент понятий
Культуростроительный менеджмент
Менеджмент идентичности
Т
Когнитивный менеджмент
Предпринимательский менеджмент
- Структура культуростроительного менеджмента физкультурно-спортивной
организации
книжного знания, инструкций и баз данных.
От неявного знания к явному знанию
Неявное знание
как следствие
Явного знания
(Обобществление) Знание как переживание (Экстернализация) Понятийное (концептуализированное) знание
(Интернализация) Прикладное знание (Комбинирование) Системное знание
Рисунок 2 - Четыре способа конверсии знания (исходя из принципа фасилитации)
Таким образом, задача
культуростроительного менеджмента -приобретение организационного знания из внешних источников или его самостоятельное создание, систематизация и перенос, а также его охрана (как неявного знания, совершенствующего
физкультурно-спортивную деятельность и невоспроизводимого конкурентами).
Важно и то, что систематизация (дешифровка, кодификация)
организационного знания - это проблема, решение которой принадлежит
квалифицированному специалисту
(фасилитатору) в определенной области, который способен определить, какое знание является «подходящим» с точки зрения целей ФСО.
Из структуры
культуростроительного менеджмента, представленной нами ранее, выделим «менеджмент понятий». Последний необходим, чтобы понять природу организационной культуры («Определите понятие, - писал в свое время древний философ, - и вы освободите мир от половины недоразумений»).
В качестве примеров приведем определение некоторых ключевых слов и выражений, необходимых для понимания «культуростроительного менеджмента» с позиций фасилитации. За основу при этом взяты некоторые определения,
приведенные Н.Дж. Холденом [3].
1. Деловое общение - совокупность процедур, посредством которых предприятие стремится инициировать, поддерживать и регулировать отношения с заинтересованными субъектами социума, а также находить пути для движения ресурсов в сетях. Согласно этому представлению, складывающиеся отношения облегчают процессы обмена между предприятием и его партнерами (включая перенос денежных средств, товаров и услуг, информации, а также ценностей, опыта и способов поведения. Коммуникативные процессы такого рода предполагают, что функция языка состоит не только в переносе информации, но и (в идеале) в содействии созданию атмосферы доброй воли и сотрудничества между ФСО и ее партнерами.
2. Культурно-обусловленное знание - знание, образованное из общекультурного и специфического знания, а также культуростроительных технологий.
3. Управление разнообразием. Управлять разнообразием - это искусство овладения человеческим потенциалом в любых формах его проявления, а также и соединение возможностей каждого работника, невзирая на внутренние границы, существующие в организации, на благо как каждого работника, так и ФСО в целом.
4. Интерактивная трансляция -
форма кульутростроительной деятельности, при которой участники включаются в работу (мультикультурных) групп для выработки общего подхода к проблеме и ее понимания в рамках интернациональной компании. Это одновременно и обучение умению работать в подобных командах. Интерактивная трансляция необходима для выработки процессуальной компетенции, содействующей интра- и интерорганизационному переносу знаний, ценностей и опыта (и его модулированию).
5. Язык менеджмента. Совокупность лингвистических СИМВОЛОВ, доступных в каком-либо языке (например, английском, немецком, японском, русском и т.д.) и включающих в себя стандартные термины и неформальные элементы (например, косвенные выражения, юмор, обман и т.д.), необходимые для концептуализации, описания и выполнения задач менеджмента, а также совместного использования управленческой информации. Язык менеджмента имеет три прагматических аспекта: описание задач менеджмента, средство содействия работе в сетях и хранилище «мудрости» компании, ее практических знаний и мировоззрения.
6. Выстраивание сетей. Деятельность по созданию путей передачи ресурсов, компетентности и возможностей, необходимых организации для поддержания ее жизнеспособности и управления возникающими таким образом каналами передачи информации. Эффективное построение сетей требует фокусировки внимания на бизнесе и представляет собой важный процесс культуростроительного научения.
7. Процессуальная компетентность. Наличие навыков организационно-культурных коммуникаций, необходимых для эффективного обсуждения, например, группового проекта, даже когда используются два языка. Процессуальная компетентность позволяет соблюдать принцип равенства в решении общей задачи и помогает совместному
использованию знаний, передаче опыта и стимулированию группового научения.
8. Специфическое культурное знание. Знание, специфичное для данного источника общего 'знания, субъективно в том смысле, что собирается применительно к задачам, решаемым фирмой. Такое знание в соответствии с принятыми нормами может быть скрытым и явным. Возможно, более важным является то, в какой мере те, кто воспринимает и интерпретирует это знание, уже знакомы с предметом.
9. Организационно-культурная коммуникация - это выявление и ослабление пагубных эффектов шума, этого «главного источника ограничений в коммуникации» в системе, образованной субкультурами на уровне ФСО. Это также работа в сетях, содействующая переносу знаний и опыта в сфере организационного культуростроения.
10. Культурно-строительные технологии. Базовая составляющая основополагающей компетенции ФСО, посредством которой совместное использование знаний и организационное научение вносят свой вклад в экономическую конкуренцию. Они создают базу для научения совместному использованию организационных знаний посредством внутренней и внешней сетей. В первую очередь это касается собственного знания ФСО, полезного при межкультурном взаимодействии. Организационно-культурные технологии могут быть получены на основании двух других форм знания (общекультурного и специфического), однако они часто субъективны и представлены только в личном опыте. Они также в значительной степени могут представлять собой неявное знание, для передачи которого необходимы личные контакты. Организационно-культурные технологии облегчают взаимодействие, способствуют процессуальной компетенции и стимулируют совместное организациионно-культурное научение.
11. Культуростроительный менеджмент - отрасль менеджмента ФСО,
задачей которого является содействие продуктивному взаимодействию,
научению и оценке роли организационной культуры в структуре властных (управленческих) отношений. Такая работа осуществляется в областях контактов, где знания, ценности и опыт воплощаются в мультикультурные продукты
предпринимательской деятельности. Это также и исследование процессов создания, эволюции и управления «фузиями» или «сплавами культурного разнообразия», применительно к политике ФСО, ее, стратеги и достижениям. В более широком плане речь идет о культуре управления ФСО, не только организационной, но и деловой культуре в системе менеджмента и агентского центра конкретной
физкультурно-спортивной организации.
12. Фасилитация (от англ. «facilitate» - облегчать, содействовать, способствовать, помогать, продвигать). Концепция фасилитации определяется требованиями, предъявляемыми к фасилитаторам:
- глубокое понимание того, как работает ФСО, включая знание её структуры, материально-технического обеспечения, ценностей, внутренних систем связи, рынков и потребителей;
- аналитический, основанный на фактах, систематический подход к делу и хорошие навыки планирования;
- реальная способность эффективно работать и сотрудничать с людьми, принадлежащими к другим культурам;
- развитые навыки общения и умение слушать;
- умение ставить проблемы и гибко подходить к их решению;
- навыки презентации;
- способность продолжительное время работать независимо в направлении постижения смысла культуростроительного менеджмента;
- знание своего профессионального языка (языка фасилитации), определяющего область своей деятельности в сфере коммуникаций (взаимодействий в рамках ФСО). Речь идет
о фасилитировании (аудите) подразделений ФСО, оценке того, как соблюдаются минимальные стандарты ФСО
(основополагающие правила,
зафиксированные в «Принципах» его менеджмента).
По сути, фасилитация - это и есть культуростроительный менеджмент,
изучение и распространение опыта ФСО, доведение соответствующих рекомендаций, выработанных фасилитатором, до всех его сотрудников. Это также расширение базы своих профессиональных знаний различными путями:
1) усваивая и документируя «новое» знание о ФСО с точки зрения его подразделений на трех уровнях культурно-обусловленного взаимодействия:
национальном, корпоративном и профессиональном; 2) приспосабливая свое поведение и стиль общения к местным особенностям; 3) ставя на первое место освоенное знание; 4) преобразуя знание в удобную форму для передачи тем подразделениям или сотрудникам ФСО, которым оно потенциально могло бы быть полезным.
Ниже мы назовем принципы фасилитации, выработанные в процессе наших исследований и обобщения опыта ведущих (наиболее конкурентоспособных) физкультурно-спортивных организаций:
1. Готовность к изменениям. Их необходимо предвидеть и использовать с целью получения специфического эффекта, величина которого зависит от скорости реализации данной готовности, определяемой силой и эффективностью организационной культуры, дешифровка которой доступна всем менеджерам и сотрудникам ФСО.
2. Каждое подразделение должно ясно осознавать объем своей ответственности за репутацию физкультурно-спортивной деятельности и уровень решений по достижению делового успеха. Каждая рабочая группа и каждый сотрудник должны иметь перспективные цели в бизнесе и росте компетентности, а также в процессе своей работы
своевременно получать обратную связь по поводу движения в намеченном направлении.
3. Совместная работа для достижения общей цели. Для этого необходимо постоянно объединять способности и силы во имя общих целей; доверять друг другу и признавать право каждого на независимость в суждениях по организационному культуростроению, цель которого - неустанное стремление к совершенству и деловому успеху.
4. Надежность бизнеса и имиджа ФСО - основа культуростроительного менеджмента. Это своего рода поиск приемлемых способов выражения идентичности и ценностей ФСО (качество, забота, развитие, инновации, согласованность), а также идей (творчество, воображение, конструктивность, неограниченные возможности) и богатства возможностей (энтузиазм, свобода, самовыражение).
5. Неуклонная поддержка лидерами ФСО основных направлений деятельности в сфере фасилитации:
- культура, предполагающая активизацию работы с нынешними и будущими менеджерами в проблемно-симулирующем ключе (в соответствии с лозунгом - форма не менее важна, чем содержание);
- совершенствование спортивного менеджмента (с привлечением внешних фасилитаторов для разработки профессиональных, практико-ориентированных модулей обучения персонала ФСО);
- проблематизация с позиций сбора сведений о лучших методах работы и новых достижениях. В рамках реализации данного направления фасилитации на практике наиболее полезным является участие ведущих специалистов в школах-семинарах по формированию и развитию институционального образа мышления личности спортивного менеджера;
оптимизация структуры культуростроительного менеджмента на основе формирования банка
организационных знаний и опыта (своего и других ФСО). На основе лучших образцов такого опыта в сфере организационного культуростроения необходимо учиться понимать, как следует распоряжаться полученными сведениями и делать их доступными (например, через локальные сети культуростроительного
менеджмента).
Отметим, что столкновение на культурной почве в действительности является следствием поиска ФСО своей социальной идентичности (Клеппесто, 1998). Именно это положение (во взаимосвязи с деловым успехом) определяет смысл деятельности в сфере культуростроительного менеджмента, ориентированного на приобретение и создание знания. И только с этих позиций культура будет действительно
«организационным ресурсом»
физкультурно-спортивной организации предпринимательского типа.
Литература
1. Попов, А. Н. Институциональная теория организационного культуростроения / А. Н. Попов, Н. П. Виноградова. - Костанай : КСТУ, 2012. - 414
2. Попов, А. Н. Культуростроительный менеджмент как современное экономическое понятие организационного знания / А. Н. Попов // Фасилитация организационного культуростроения: биоэкономический аспект : сб. статей. - Костанай : КСТУ, 2011.-С. 6-15.
3. Холден, Н. Дж. Культуростроительный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. Пер. с англ. / Н. Дж. Холден. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 384 с.
4. Harvard Business Review, Working Knowledge (1998) by T. Davenport & Prusak.
5. Harvard Business Review. Common Knowledge (2000) by N. Dixon.
6. The Knowledge-Creating Company (1995) by. I. Nonaka & H. Takeuchi.
7. Кузнецов, С.А. История развития параолимпийского спорта в мире / С.А. Кузнецов, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 9. - №2. - С. 46-53. Режим доступа: http://www. journal-science. org/ru/article/61 .html. DOT: 10.14526/00 1111 06.
8. Кузнецова, З.М. Об истории развития физкультурного образования в Советский период / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические
проблемы физической культуры и спорта. - 2008. -Т. 3. - №2. - С. 9-19. Режим доступа: http://www.iouroal-science.org/ru/article/450.html.
9. Howard Thomas Hurst, Jonathan Sinclair, Stephen Atkins, Lee Rylands & John Metcalfe. Influence of wheel size on muscle activity and tri-axial accelerations during cross-country mountain biking. Zhurnat sportivnyh nauk [Journal of Sports Sciences!. 2017, Vol. 35, No. 14: Cycling Science, pp. 1342-1348. (Скопус)
10. Claudio Sartini, Richard W Morris, Peter H Whincup, S Goya Wannamethee, Sarah Ash, Lucy Lennon, Barbara J Jefferis. Association of Maximum Temperature With Sedentary Time in Older British Men. Zhurnal fizicheskoj aktivnosti i zdorov 'ya [Journal of Physical Activity and Health], 2017, Vol.' 14, No. 4, pp. 265-269, DOT: http://dx.doi.org/10.1123/jpah,2016-0468 (Скопус)
References
1. Popov A. N., Vinogradova N. P. Institutional 'naya teoriya organizacionnogo kid 'turostroeniya [Institutional theory of organizational culture-construction]. Kostanay, Kostanay Social-Technical University, 2012. 414 p. (in Russian)
2. Popov A. N. Culture-constructive management as a modern economic notion of organizational knowledge. Uprochenie organizacionnogo kid 'turostroeniya: bioeconomicheskij aspect [Facilitation of organizational culture-construction: bio-economic aspect], Kostanay, Kostanay Social-Technical University, 2011, pp. 6-15. (in Russian).
3. Holden, N. J. Kid'turn konstruktivnogo menedzhmenta. Koncepciya kognitivnogo menedzhmenta [Culture-constructive management. Concept of cognitive management]. Moscow, UNITY-DANA, 2005, 384 p.
Подано: 24.04.2017 Принято: 27.04.2017
4. Harvard Business Review, Working Knowledge (1998) by T. Davenport & Prusak.
5. Harvard Business Review. Common Knowledge (2000) by N.Dixon.
6. The Knowledge-Creating Company (1995) by. I. Nonaka & H. Takeuchi.
7. Kuznetsov S.A., Kuznetsova Z.M. The history of the development of Paralympic sport in the world. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid 'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, Vol. 9, no 2, pp. 46-53. Available at: http://www.journal-science.org/ru/article/61 .html. DOI: 10.14526/00 1111 06.8.
8. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. About the history of physical education in the Soviet period. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kid'twy i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, Vol. 3, no 2, pp. 919. Available at: http://www.iournal-science.org/ru/article/450.htinl.
9. Howard Thomas Hurst, Jonathan Sinclair, Stephen Atkins, Lee Rylands & John Metcalfe. Influence of wheel size on muscle activity and tri-axial accelerations during cross-country mountain biking. Journal of Sports Sciences. 2017, Vol. 35, No. 14: Cycling Science, pp. 1342-1348. (Scopus)
10. Claudio Sartini, Richard W Morris, Peter H Whincup, S Goya Wannamethee, Sarah Ash, Lucy Lennon, Barbara J Jefferis. Association of Maximum Temperature with Sedentary Time in Older British Men. Journal of Physical Activity and Health. 2017, Vol. 14, No. "4, ' pp. 265-269, DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.1123/jpah,2016-0468 (Scopus)
Попов Александр Николаевич - доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091, e-mail: папа2б84Сф,vandex.ru
Коваленко Александр Николаевич ............. доктор медицинский наук, профессор, Уральский
государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, д. 1, Челябинск, Россия, 454091
Для цитирования: Попов А.Н., Коваленко А.Н. Фасилитация и ее роль в культуростроительном менеджменте физкультурно-спортивной организации // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 137-145.