Научная статья на тему 'Важнейшие приоритеты развития в сфере высшего образования: проблемы и перспективы'

Важнейшие приоритеты развития в сфере высшего образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / МЕЖВУЗОВСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИОРИТЕТЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / CONCEPT / INTER-UNIVERSITY COOPERATION / PRIORITIES IN HIGHER EDUCATION / REFORM / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Дилмура Закировна

В статье говорится о принятой Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан, развитии и международном сотрудничестве правительственного и межведомственного характера межвузовского сотрудничества с зарубежными партнерами. В том числе о задачах высшего образования обеспечения высокого уровня компетентностей и сформирования социально-личностных характеристик выпускников. А также поднимается вопрос повышения кадрового потенциала и почему для этого необходимо модернизировать систему высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL PRIORITIES FOR DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION: CHALLENGES AND PROSPECTS

The article refers to the adopted Concept of development of the higher education system of the Republic of Uzbekistan. The development and international cooperation of governmental and interdepartmental nature of inter-university cooperation with foreign partners.Including the tasks of higher education ensuring a high level of competencies and the formation of social and personal characteristics of graduates. The question also arises of raising staff potential and why for this it is necessary to modernize the system of higher education.

Текст научной работы на тему «Важнейшие приоритеты развития в сфере высшего образования: проблемы и перспективы»

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Умарова Д.З. Email: Umarova673@scientifictext.ru

Умарова Дилмура Закировна - старший преподаватель, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о принятой Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан, развитии и международном сотрудничестве правительственного и межведомственного характера межвузовского сотрудничества с зарубежными партнерами. В том числе о задачах высшего образования - обеспечения высокого уровня компетентностей и сформирования социально-личностных характеристик выпускников. А также поднимается вопрос повышения кадрового потенциала и почему для этого необходимо модернизировать систему высшего образования.

Ключевые слова: концепция, межвузовское сотрудничество, приоритеты в сфере высшего образования, реформирование, модернизация.

ESSENTIAL PRIORITIES FOR DEVELOPMENT IN HIGHER EDUCATION: CHALLENGES AND PROSPECTS Umarova D.Z.

Umarova Dilmura Zakirovna - Senior Teacher of Russian language, DEPARTMENT OF UZBEK AND RUSSIAN LANGUAGES, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article refers to the adopted Concept of development of the higher education system of the Republic of Uzbekistan. The development and international cooperation of governmental and interdepartmental nature of inter-university cooperation with foreign partners.Including the tasks of higher education - ensuring a high level of competencies and the formation of social and personal characteristics of graduates. The question also arises of raising staff potential and why for this it is necessary to modernize the system of higher education.

Keywords: concept, inter-university cooperation, priorities in higher education, reform, modernization.

УДК 37.014

Как известно, обеспечение граждан качественным и доступным образованием -задача, во многом определяющая развитие общества, его будущее. В этом смысле в нашей стране, в числе немногих в мире, данная сфера не только рассматривается в качестве одного из важнейших, ключевых направлений государственной политики, но и на деле демонстрирует колоссальные успехи. На сегодняшний день в результате последовательной реализации положений Национальной программы в Республике Узбекистан сформирована уникальная модель подготовки кадров, включающая в себя следующие составные части: личность - государство и общество - непрерывное образование - наука - производство. Кузница кадров новой формации - высшие образовательные учреждения подверглись как количественным, так и качественным изменениям. Особое внимание уделяется наращиванию интеллектуального потенциала молодежи в регионах. В областях Узбекистана созданы как отдельные институты и университеты, так и филиалы столичных вузов. Наряду с этим пределен порядок открытия филиалов российских вузов в Узбекистане. Развивается международное сотрудничество, подписаны целый ряд соглашений

правительственного и межведомственного характера, которые являются основой прямого межвузовского сотрудничества с зарубежными партнерами. Утверждено Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о создании и функционировании филиалов образовательных организаций высшего образования Российской Федерации в Республике Узбекистан, подписанное 19 октября 2018 года в г. Ташкенте. На данный момент в нашей стране открыты филиалы следующих российских вузов: Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».(2002 г.); Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2006 г.); Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина (2007 г.); Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (2018 г.); Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (2018 г.); Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (2019 г.). Указом Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым от 8.10.2019 г. утверждена Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, где определены приоритеты в сфере высшего образования. Образовательный процесс, согласно Концепции, должен делать упор не на теорию, а на практические навыки, обеспечивая выпуск высококвалифицированных кадров. Концепция предусматривает:

• развитие государственно-частного партнерства в сфере, повышение уровня охвата высшим образованием более 50% путем открытия в регионах государственных и частных вузов;

• превращение Национального университета Узбекистана и Самаркандского госуниверситета в флагманов системы высшего образования, включение их в ТОП-500 Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Academic Ranking of World Universities, а также не менее 10 отечественных вузов в целом - в Т0П-1000 этих рейтингов;

• поэтапный перевод учебного процесса на кредитно-модульную систему, внедрение передовых стандартов, в частности, поэтапный переход от превалирования теории к практике, обеспечение академической самостоятельности вузов;

• поэтапное внедрение концепции «Университет 3.0», предусматривающей взаимосвязь работы по коммерциализации результатов образования, науки, инноваций и научных исследований в вузах;

• создание в вузах технопарков, форсайт-центров, центров трансферных технологий, стартапов и акселераторов;

• налаживание международного сотрудничества, в том числе публикация статей наших профессоров-преподавателей, научных соискателей, докторантов, студентов бакалавриата и магистратуры в авторитетных иностранных научных журналах с высоким импакт-фактором и т.д.

• поднятие содержания высшего образования на качественно новый уровень, налаживание системы подготовки высококвалифицированных кадров, способных найти свое место на рынке труда, внести достойный вклад в стабильное развитие социальной сферы и отраслей экономики [1].

Важным пунктом Концепции является положение о повышении уровня охвата высшим образованием нуждающихся в социальной защите слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями, с улучшением инфраструктурных условий для них. Концепция реализуется поэтапно - ежегодно утверждается

отдельная «Дорожная карта» исходя из целевых параметров и основных направлений на соответствующий период.

На базе Общественного совета при МВССО и Совета ректоров высших образовательных учреждений Узбекистана создан Республиканский совет высшего образования, где дважды в год итоги его работы, разработанные рекомендации и предложения будут рассматривать на заседаниях коллегии профильного министерства и принимать по ним решения. Внедряется новый порядок выезда руководства государственных вузов в служебные командировки за рубеж. «В годы независимости было множество попыток реформирования образовательно-воспитательной системы. Поэтому глава нашего государства главными задачами, стоящими перед учителями и наставниками, представителями народного просвещения, членами общества, обладающими высоким интеллектуальным потенциалом, неравнодушными к судьбе Родины, обозначил коренное улучшение деятельности этой системы, обеспечение того, чтобы образовательно-воспитательная работа в нашей стране ни в чем не отставала от передового мирового опыта, обновление образовательной педагогики на основе оставшегося от древних мыслителей научно-духовного наследия» [2]. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса [3].

Список литературы /References

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.norma.uz/ (дата обращения: 10.10.2019).

2. Мелибев А. Образование - общенародное дело. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/education/ (дата обращения 14.10.2019).

3. Абдувалиева А.З. Иноязычная коммуникативная компетенция: проблемы и перспективы. Журнал «Достижения науки и образования». № 18 (40), 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.